Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-экономическое развитие и государственная структура



Сасанидская держава стала наследницей такого известного вам государства, как Парфия. Парфянская держава не являлась централизованным государством, и в большинстве областей Парфии правили полунезависимые, а порой и полностью самостоятельные правители, которые в официальной титулатуре назывались шахами(царями). Сам же парфянский правитель носил титул шаханшаха – царя всех царей. Одним из шахов был правитель Парса (Персиды).

В 20-х гг. III в., когда Парфянское государство было истощено борьбой с Римом и внутренними смутами, правитель области Парс, Арташир (Артаксеркс римских источников, сын Папака и внук Сасана), поднял восстание и лишил последнего парфянского владыку Артабана V власти в 227-229 гг. Процесс формирования нового государства затянулся, т.к. далеко не все местные правители Парфии сразу признали нового шахиншаха, и завершился уже в правление сына и наследника Арташира – шахиншаха Шапура I (241-272).

Именно при шаханшахе Шапуре I сложились границы державы. К концу III в. в состав нового государства Сасанидов входили Парфия, Парс, Армения, основная часть Хорасана, часть Месопотамии. Т.е. Сасанидская держава представляла со­бой обширную империю, населенную разными народами, находящимися на неодинаковом уровне экономического и социального развития, исповедующими различные религии и верования.

В Иране существовали 2 основных сектора экономики – земледельческий и кочевой, включая и многочисленные переходные формы.

Оседлое население преобладало в политическом и экономическом центре государства – Саваде (совр. Ирак), где была хорошая ирригационная сеть и развито сельское хозяйство, а также в оазисных зонах. Возделывались различные зерновые культуры, прежде всего ячмень и пшеница, а также рис. В Южном Иране большое значение имела финиковая пальма. Садоводство и виноградарство было распространено повсеместно. В некоторых районах возделывался сахарный тростник.

Кочевое и полукочевое население обитало во всех областях Ирана. В отличие от последующего времени, все кочевники раннего средневековья были этнически иранцами. Называли их в то время и позже курдами. Эти кочевники оставались полунезависимыми от центральной власти до 30-х гг. XX в.

Важную роль в жизни Сасанидского Ирана играли города. В предшествующие эпохи (селевкидскую и парфянскую) города Ирана были самоуправляющимися организмами типа античного полиса. В Сасанидское время городами управляли представители центральной власти. Крупнейшим городом была столица Тибзон (или Ктезифон). Столица была большим населенным городом, с рынками, ремесленными кварталами, царскими дворцами и строениями знати. Знамениты были и царские парки. Исследование этого города затруднено тем, что позже, при арабах, материалы ее сооружений были использованы при постройке Багдада. Сасаниды не только развивали уже существующие, но и строили новые города. В целом для Сасанидского времени характерен расцвет городов и городской жизни.

Относительно общественного строя сасанидского Ирана в современной историографии существуют разные точки зрения. До, недавнего времени в советской историографии преобладало мнение о периоде Сасанидов как о времени сложения феодального общества в Иране. В зарубежной историографии также господствует точка зрения о существовании в Иране уже с эпохи Ахеменидов феодализма (правда, в несколько ином понимании).

Все эти точки зрения возникли еще до обстоятельного научного изучения оригинальных сасанидских памятников, прежде всего правовых. Проведенное в последнее время такое исследование (А.Г.Периханян) показало, что иранское общество раннесасанидской эпохи немногим отличалось от парфянского. И то и другое можно считать вариантами древнего общества в широком его понимании, как предшественника средневекового (феодального) общества.

Однако представляется, что позднесасанидское время, наступившее после событий V—VI вв., характеризуется уже появлением раннефеодальных отношений и ломкой древнеиранских социальных институтов, связанных с архаичными сословиями и агнатическими группами. Но здесь многое подлежит дополнительному изучению.

По нормам права, существовавшим в Иране парфянской и сасанидской эпох, все население делилось на две основные категории: полноправные члены общин («граждане») и неполноправные лица, не принадлежавшие к общине («не-граждане»). Среди последних были и рабы. Община ( наф ) была, по сути дела, агнатической группой. А.Г.Периханян переводит этот термин как «гражданская группа», «гражданская община». Агнатические группы (общины) были весьма различными по своему юридическому и тем более реальному социальному положению. «Рядовые» представители нафов были азатами, т.е. занимали привилегированное положение в государстве, однако все «граждане» именовались «рабы шаханшаха». Важной спецификой общественной структуры Ирана той поры были так называемые сословия ( пешак ). Как показывает и этимология этого термина (букв. «профессия»), речь идет об общественных структурах, возникших и развившихся из общественного разделения труда. В западной литературеих склонны считать специфически индоевропейским явлением, хотя похожие институты обнаруживаются и у древних грузин, египтян, инков и других неиндоевропейских народов. Эти иранские сословия в принципе идентичны древнеиндийским варнам. Первоначально сословий в Иране было четыре: жрецы, воины, земледельцы и ремесленники. Позже, по-видимому, шел процесс дробления этих сословий, нашедший отражение в позднесасанидских источниках. Первые два сословия были привилегированными – они не платили налогов и не несли повинностей кроме своей службы. Купцы, ремесленники и крестьяне были податным населением – они были лично свободными, но политически зависимыми от государства.

Роль рабства в сасанидском Иране установить трудно, но нет оснований утверждать, что раб являлся основным производителем материальных благ.

Таковыми были общинники, первоначально члены нафов, оформившиеся позднее (очевидно, в VI в.) в особую категорию – рам (простонародье). Позже арабы, по сути дела, переняли это понятие, передавая его арабским райат .

Процесс превращения членов нафов в категорию рам был чрезвычайно сложным и происходил при сохранении в официальном праве старых сословных форм. В то же время выделяется общинная верхушка, которую называли дехкане (букв. тоже «общинники», «жители деревни»). В период маздакитского движения конца V – первой трети VI в. они подорвали значение древних знатных родов Ирана, ранее господствовавших в державе, и постепенно заняли их место.

Говоря о государственной структуре, следует отметить, что главой государства был шахиншах. Престолонаследие еще не имело своих строгих законов, поэтому шах стремился назначить своего наследника еще при жизни (но и это не спасало от многих затруднений). Наиболее высокое положение в государстве занимали шахрдары, – самостоятельные правители областей, цари, подчиняющиеся Сасанидам. Следующий ранг после них занимали виспухры. Это были семь древнейших иранских родов с наследственными правами на главнейшие должности, имевшие большой вес в государстве. Из представителей следующей группы, вазургов (или визургов) вербовались высшие чины административного и военного управления. Визурги были знатью чуть меньшего калибра, они творили суд в своих владениях, сами собирали налоги, содержали собственное войско, с которым являлись по требованию царя на поле боя. Иногда они на поле боя не являются. Иногда являются, но оказываются почему-то по другую сторону поля боя.

В современном государстве три вещи не переходят в частную собственность и не наследуются – это взимание налогов, судопроизводство и армия. В феодальном же все наоборот. При системе федеративного деспотизма вассальные цари и виспухры подчиняются центральному правительству в меру своих желаний и в меру возможностей шахиншаха. Восстания происходят регулярно, как президентские выборы. Зато налоги платятся со второго года на третий. Еще чаще, как муниципальные выборы, происходят войны между вассалами шахиншаха.

Общество – это иерархия ценностей, и официальное мировоззрение закрепляло почтение нижестоящего – к вышестоящему. Такова в целом была структура государства и его социально-политическое состояние.

Зороастрийское духовенство сохранило свою силу. Старые сословия формально уцелели, хотя в реальной действительности только духовное сословие во главе с мобедан мобедом продолжало функционировать. Практически было уничтожено военное сословие, оплот родовой знати. Военная и административная реформы Хосрова I укрепили это законодательным путем. Главой военного ведомства стал сам шаханшах, и ему была подчинена вся военная машина государства. Для службы в армии стали усиленно привлекать представителей дехкан. Реформы Хосрова I укрепили власть главы державы, но на практике она абсолютной не стала, что доказывается и восстанием Бахрама Чубина (начало 90-х годов VI в.), и особенно событиями 20-30-х годов VII в. Если в первом случае мы встречаемся с попыткой переворота, во главе которого стоял представитель одного из старых знатных родов, то в событиях после убийства Хосрова II Парвиза (628 г.) видна роль и новых условий, формировавшихся в Иране в процессе выдвижения дехканства.

Еще в начальный период Сасанидов (III-IV вв.) было ликвидировано большинство вассальных государств, столь типичных для парфянского периода. Завершающий период государственной централизации приходится опять-таки на правление Хосрова I. При нем государство было разделено на четыре большие части (куст): западную, восточную, северную и южную. Носили они и другие названия; например, северный куст именовался также хуст-е Капкох (Кавказский) и куст-е Атурпатакан (по названию ведущей северной области государства). Кусты делились на марзпанства (в пограничных районах) и на останы, которые, в свою очередь, состояли из тасуджей. Объединение всей власти в руках правителя куста, непосредственно учиненного шаханшаху и назначаемого из особо доверенных лиц, должно то укрепить центральную власть. Удалось это лишь на время, и уже с конца VI в. начала проявляться тенденция к обособлению останов и марзпанств.

Важное значение имела налоговая реформа Хосрова 1, обеспечившая постоянные ставки земельных податей в деньгах (хараг) независимо от урожая, но в зависимости от обрабатываемой площади и возделываемых культур. Кроме того, была установлена регулярная подушная подать (гезит) для всего податного населения (рам). Размер ее зависел от имущественного состояния.

В результате политики шаханшахов, рассчитанной на укрепление центральной власти, возросла роль дабиров - чиновничества, которое порой стало рассматриваться как особое сословие.

Эти и другие реформы временно укрепили государство, но не могли сдержать центробежных тенденций, возникших в новых условиях феодализации иранского общества, которые и стали основной причиной ослабления государства Сасанидов.

Сасаниды унаследовали основные аспекты внешней политики от парфян, и главным здесь была борьба с Римом за сирийские области и Закавказье и с Кушанами - за области Восточного Ирана и Средней Азии. Война с Римом началась уже при основателе династии, и ее первый этап завершился в 244 г. признанием двойного (Риму и Ирану) подчинения Армении. Затем Шапур I вел войны с Кушанами на востоке. В итоге следующей войны Шапура в 260 г. римский император Валериан потерпел поражение и попал в плен. Менее успешно складывались отношения Шапура с арабами. Правитель Пальмиры Оденат, союзник Рима, нанес персам ряд поражений. Позже успехи Пальмиры встревожили Рим, и император Аврелиан в 272 г. уничтожил это государство. Преемники Шапура I продолжали его политику, но поражения персов в войнах с императорами Карром и Галерием (283, 298 гг.) привели к потере части Месопотамии и (по договору 298 г.) прав на Армению, где под эгидой Рима закрепился Аршакид Трдат III.

Особую активность внешняя политика Ирана приобрела при Шапуре II (309-379), который вел упорные войны с Римом и Кушанами, фактическими союзниками Рима. На стороне последнего были Армения и некоторые арабские правители, персов поддерживали Албания и хиониты. Вопрос о последних остается спорным, но, кажется, есть основания отождествить их с эфталитами - соседями и соперниками Кушан. Войны на западе шли с переменным успехом и привели к разорению Армении и Месопотамии. Уже после смерти Шапура II, в 387 г., между Римом и Ираном был заключен договор о разделе Армянского царства, а на востоке Шапур к концу своего правления сокрушил Кушанское государство, западные владения которого перешли к Сасанидам. Это привело, однако, к конфронтации Сасанидов с их недавними союзниками - эфталитами, которые надолго стали главным противником Ирана на востоке.

 

Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, и это также показывает преемственность между Сасанидским и Парфянским государствами. Именно при Сасанидах была кодифицирована Авеста - сложный комплекс зороастрийских текстов разного времени. Произошло это, очевидно, в III-IV вв. (в основном стараниями мобеда Тансара). В начале IV в. стали появляться ереси. Одной из них было манихейство. Его основатель – Мани (216-276) в основу учения положил, как и зороастрийцы, дуалистическую идею борьбы двух начал – светлого и темного, Добра и Зла. Но в отличие от зороастризма, который объявлял существующий порядок и государственный строй порождением Добра и Света, Мани провозглашал, что мирская жизнь, сами люди, весь строй и порядок являются порождением Зла, Тьмы. Поэтому спасение может состоять лишь в избавлении духа человека от всего материального, земного.

Единственным средством для освобождения света, смешавшегося с тьмой, манихеи считали гибель мира. Кроме того, человек всем своим поведением, всей своей жизнью должен содействовать освобождению светлых частиц своего существа, тем самым помогая миру очиститься. Поэтому следует вести аскетический образ жизни (воздерживаться от мяса, вести нравственный образ жизни, «избранные» даже не могли вступать в брак и срывать растений и пр.). Манихейство быстро распространилось по всему Ирану и Туркестану.

Первоначально Сасаниды относились к учению Мани спокойно, не преследовали его распространение. Но когда выяснилась антигосударственная и антизороастрийская направленность учения, начались гонения. Сам Мани в 276 г. был казнен, его приверженцы подвергались преследованиям и изгонялись из страны.

 

С 628 по 632 год сменилось около 10 царей. При Йездигерде III в середине VII века империя Сасанидов была уничтожена и поглощена Арабским халифатом.

Самани́ ды — правящая династия основавшая Государство Самани́ дов, которое занимало Хораса́ н и Маверанна́ хр в 819—999 годах. Основатель династии — Саманхуда́ т по данным Абу Бакра Наршахи́ и Хамзы Исфахани́ был из кишлака Сама́ н в Балхе, по данным Шамсуддина аль-Мукаддаси также из кишлака под названием Сама́ н но уже вблизи Самарканда. Наибольшее могущество Государство Саманидов достигло в 892—907 годах при Исмаиле Самани́. Большинство учёных историков предписывают к Саманидам важную роль в формировании и этногенезе таджиков[1

 

Иной характер носила держава Саманидов. Основателем феодального дома Саманидов был дехканин из Балха Саман-худа, принявший ислам уже при первых Аббасидах. Один из его внуков, Ахмад, был поставлен Маму-ном в 819 г. правителем Ферганы, а братья последнего управляли в других районах Мавераннахра. Халиф Мутамид, боровшийся с Саффаридами, назначил Насра ибн Ахмада в 875 г. правителем той части провинции Хорасан, которая не подчинялась Саффаридам (Мавераннахр, Восточный Хорасан с Гератом и Балхом). Наср и его брат Исмаил вели успешную борьбу на северных границах с кочевыми тюркскими племенами, укрепили свою власть в восточноиранских областях, сделав центром своих владений Бухару. В 900 г. Исмаил разгромил Амра Саффарида и захватил его владения с благословения Багдада.

В отличие от строптивых Саффаридов, которые опирались только на военную силу, Саманиды, кровно связанные с иранским дехканством, имели достаточно широкую социальную опору. В качестве выразителей интересов иранской знати Саманиды возвели свою официальную родословную к Сасанидам, что символизировало их преемственную связь с древними доисламскими правителями Ирана. В то же время Саманиды были ортодоксальными мусульманами-суннитами, до конца дней своих признавали верховную власть халифа. Таким образом, в деятельности Саманидов прослеживается как бы два противоречивых направления. С одной стороны, они - типичные мусульманские правители, распространители ислама среди многочисленных " неверных", своих соседей. С другой - они же возрождали те доисламские традиции, которые не входили в противоречие с догматами ислама и современной им эпохой. Именно при Саманидах язык дари-фарси вышел на широкую дорогу литературы, а воспроизведение иранского эпоса и сасанидской истории сначала в новоперсидских переводах (с арабских версий) " Хвадай-намак", а затем в эпических произведениях Дакики и Фирдоуси стало своеобразным идеологическим выражением самих политических позиций иранского дехканства.

Поскольку центр державы Саманидов находился в пределах Мавераннахра со столицей в Бухаре, ряд ученых утвердили в историографии версию о таджикском государстве Саманидов. Государство это действительно можно назвать таджикским, не придавая, однако, термину " таджик" современного смысла, поскольку в ту пору таджиками, как сказано, называли всех иранцев в противоположность арабам и тюркам. Историческое же и культурное наследие эпохи Саманидов принадлежит в равной мере и современным персам и таджикам Средней Азии и Афганистана, а также в какой-то мере другим народам Средней Азии (прежде всего узбекам), - сложившимся позже, при участии раннесредневекового таджикского этноса.

Государство Саманидов в Х в. включало Мавераннахр, Хорезм, собственно Хорасан (западный с Нишапуром, Восточный с Гератом, Балхом и Северный с Мервом), а также Сеистан и Гурган (основную территорию современного Афганистана). Попытки Саманидов закрепиться в прикаспийских областях (прежде всего в Табаристане) в целом не удались.

Саманиды проводили активную политику на северных рубежах, где достигли значительных успехов в борьбе с тюрками-карлуками. Своеобразное положение занимал Хорезм; здесь существовали сначала два полусамостоятельных владения, в 995 г. объединенные правителем Гурганджа.

Саманидский правитель носил титул эмира, подчеркивая тем самым формальную зависимость от халифа. Столица Саманидов, Бухара, стала одним из крупнейших городов мусульманского мира. В Хорасане главным городом был Нишапур, ставший центром области еще при Тахиридах. В этом городе сидел наместник всех владений Саманидов к югу от Амударьи, и Нишапур именно в Х в. надолго оттеснил на второй план прежний центр Хорасана - Мерв.

Государство Саманидов было для той поры централизованным объединением, вся власть в котором осуществлялась из Бухары. Большую роль играли вазиры, в Х в., как правило, принадлежавшие к двум знатным иранским дехканским фамилиям - Джайхани и Балами. Ряд представителей этих фамилий являлись крупными учеными, которым покровительствовали и саманидские эмиры.

Политика Саманидов в отношении своей главной социальной опоры - иранского дехканства - была противоречивой. С одной стороны, эмиры должны были считаться с местными феодальными домами. С другой - опасаясь дальнейшего развития сепаратистских тенденций, носителями которой были крупные дехкане, Саманиды стремились контролировать их деятельность и по мере сил ограничивать ее. Они все больше вводили в практику раздачу земель на правах условного владения (икта) и, укрепляя таким путем свою власть на данный момент, по сути дела, подрывали ее социальные устои. Упадок дехканства фактически и стал главной причиной ослабления, а затем и падения государства Саманидов. Недовольные дехкане отказали династии в поддержке, и значительная их часть проявила пассивность в период выдвижения Газневидов, а затем сельджукского нашествия.

Успехи в борьбе с тюркскими кочевниками способствовали экономическому подъёму саманидского государства. Через территорию Маверанахра шёл поток тюркских рабов, поставлявшихся в армии почти всех мусульманских правителей. При Саманидах наблюдается расцвет культуры и средневековой науки. При этом развивается не только традиционная арабоязычная литература. Столица Саманидов Бухара стала также центром новоперсидского языка и литературы. Так именно при Саманидах Фирдоуси начинает работу над созданием ирано-таджикского национального эпоса Шах-наме.

В 900 году Исмаил I ибн Ахмад разгромил и взял в плен Саффарида Амр ибн Лейса. За это Исмаилу было пожаловано от халифа наместничество в Хорасане. До них здесь правили династии Саффаридов, Тахиридов. Вассалами Саманидов к этому времени стали правители Хорезма, Саффариды в Систане, местные династии Афганистана.

Вскоре Саманидам удалось установить полную независимость от Багдада (875—999 гг.).

Упадок государства Саманидов наблюдается с середины X века. Череда дворцовых переворотов, возросшая роль землевладельческой и военной аристократии (см. Алп-тегин) подорвали попытки по централизации управления. Восстание в Хорасане освободили эту область от власти Бухары.

Династия Саманидов прекратила своё существование при Абд аль-Малике II, после взятия в 999 году Бухары тюрками-караханидами. Последний Саманид Исмаил ал-Мунтасир был убит в 1005 году. Его мавзолей сохранился до наших дней.

Культура при Саманидах

 

При централизованном государстве Саманидов их земли процветали, особенно развились ремесленное производство и торговля, о чём говорит использование саманидских серебряных монет во всей Центральной Азии. Литературными центрами в саманидском государстве были Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур и др. Но законодательницей мод в поэтическом мире была Бухара, — бухарские правители приглашали ко двору лучших стихотворцев. Самарканд и Бухара стали признанными культурными центрами где процветала персидская литература. При Саманидах наука, искусство и культура таджикского народа достигла высокого уровня. Государство Саманидов просуществовало более 100 лет мирной жизнью, что способствовало расцвету в нём городов, ремесла, развитию земледелия и торговли, горного дела. Это была подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидской поэзии Рудаки, создатель бессмертной поэмы «Шахнаме» А. Фирдоуси, великий учёный-энциклопедист и мыслитель, географ, астроном и математик Аль-Бируни и всемирно известный персидский[5] ученый-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) и др. Расцвели философия и история. Это было время основания иранской исламской культуры. Одним из важнейших вкладов этого времени в исламскую культуру была новая техника обработки керамики из Нишапура и Самарканда, позволяющая сохранять роспись после обжига и покрывать её глазурью. Основной керамической продукцией были вазы и тарелки, украшенные стилизованными сасанидскими мотивами: всадниками, птицами, львами и арабской каллиграфией. Процветали литьё из бронзы и иная металлообработка. Сохранилось немного зданий этого периода, однако мавзолей Исмаила Самани (907) всё ещё стоит в Бухаре, показывая оригинальность архитектуры этого периода


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь