Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стоянки каменного века на территории Казахстана.Стр 1 из 5Следующая ⇒
БИЛЕТ 1. Источники истории каз-на. Исторические знания о самых ранних этапах становления и развития человечества строятся на основе изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, - это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения.Исторические источники разделяются на письменные и вещественные. Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, березовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др. Письменные источники появились значительно позже – около пяти тыс. лет назад, когда люди научились писать.Письменные источники в Казахстане – надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договора, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных стран. 2. Духовная культуру Каз-на 15-18 вв. XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами - импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Доспанбет жырау. Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау. Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как " Кысас ал-анабия", " Бадуам", " Суфи Аллаяр", " Кесик-баги" и др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение " Тарихи Рашиди" на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма " Жахан-Наме". Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - " Жами ат-тауарих". Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд " Чингис-наме". Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве. Повсеместно распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра.. Распространен был и кобыз - смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя - затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос. Супружеские узы (жубайлык, ) скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен " жар-жар", исполнявшихся на свадебном торжестве. " Жар-жар" - песня-состязание. У казахов существовала вера в загробную жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, голову любимого коня, оставляли умершему пищу и питье. Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни - свадьба, рождение ребенка, поминки (ас) и др. День нового года (наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс). 3. Найманы и кереиты. Найманы и кереиты впервые появились на исторической арене около середины ХIIв. Найманы были известны тогда под названием " сегиз огуз", т.е. союз восьми племен, и находились под властью Уйгурского каганата. После 840 года начинается процесс складывания конфедерации кочевников Центральной Азии, известных в источниках под собирательным названием " цзубу" - кочевники. Северными цзубу называли кереитов, а западными - наиманов. Примерно в это время найманами правили полулегендарные Наркыш-Таян и Эниат хан. В конце IX-начале Х века обострились отношения кочевников с киданьской империей Ляо, центр которого находился в Северном Китае. Ожесточенные столкновения и гибель в 984 г. далай-хана привели к поражению цзубу. Правители кочевников, ища способы укрепления своей власти, обращаются к одной из мировых религий - христианству в его несторианской форме. Около 1007 или 1008 года хан кереитов направляет посольство мервскому митрополиту и вместе со своим народом принимает христианство, приняв имя Маргуз (т.е. Маркус - Марк). Вместе с кереитами христианами становятся найманы, онгуты, часть монгольских племен. Усилившееся и объединившееся государство цзубу стало серьезным противником Ляо. Кида-ни были вынуждены признать хана Уба (Увар) царем всех кочевников. В 1069 году цзубу нанесли поражение войскам Ляо, однако в конце XI в. степное государство вновь ослабело. Очередная война была развязана в 1092 г. и в ее итоге хан Маргуз II был захвачен в плен и казнен. Кереиты и найманы были включены в состав империи Ляо. Основное место расселения – центральные и западные районы Монголии. По письменным источникам 8 века, союз восьми найманских племен населял земли между рекой Орхон и алтайскими горами. Столица найманов – г. Балыкты. В 1201 г главы племен киргизов, меркитов и найманов созвали курултай, направленный против роста могущества Чингисхана. В 1204 г найманы, потерпев поражение от Чингисхана, во главе с Кучлуком переселились в Жетысу. Исследования утверждают, чт она месте столицы Монголии Улан – Батор находилась столица Керейского государства. «У них очень высокая культура и пишут они древнетюркской письменностью» - пишет персидский историк Рашид – ад – Дин о кереях. В тюркской летописи историка Абулгазы о жалаирах говорится как о племенах, покоренных Чингисханом. Системой правления племен найманов, кереитов и жалаиров являлась ханская власть. Ханства состояли из улусов и власть осуществлялась по улусной системе. Командующих тысячами и туменами назначал сам хан. Билет 1. Теории антропогенеза (появление человека). Теория антропогенеза базируется на симиальной (от лат. «симиа» – обезьяна) гипотезе Ч. Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны. Процесс перехода от обезьяны к человеку – гоминизация (от лат. homo – человек) был длительным и сложным. Он включал развитие прямохождения и мозга, адаптацию руки к трудовой деятельности, появление членораздельной речи и др. Большую роль в очеловечивании обезьяны играло и изготовление орудий труда. Полагают, что гоминидная (человеческая) линия эволюции отделилась от общего с обезьянами ствола 7–8 млн. лет назад, а древнейшие представители рода человек («Гомо») появились не позднее 2 млн. лет назад. Обычно выделяют 4 стадии развития человека – австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы. Каждая из них характеризуется своими морфологическими особенностями и археологической культурой. Переходным звеном между человеком и обезьяной (точнее, его древним человекообразным предком) первоначально считались питекантропы (обезьянолюди). Они ходили на двух ногах, но обладали примитивным черепом, а объём мозга у них был в 1, 5 раза меньше, чем у современного человека. Однако эта группа гоминид имела древность не более 1, 6 млн. лет. В настоящее время переходным звеном и одной из первых ступеней в эволюции человека признают австралопитеков. Они также передвигались на двух ногах, что освободило руки и создало предпосылки к трудовой деятельности, и отличались от человекообразных обезьян строением скелета и черепа. Появление неоантропов (кроманьонцев) считается завершающей стадией биологической эволюции человека. Максимальный возраст находок – 40 тыс. лет. Наука о человеке – антропология, антропогенез – один из её разделов. При изучении и реконструкции путей эволюции человека большое значение имеют палеонтологические и палеоантропологические находки, геологический метод их датирования. Помимо традиционного для антропологии сравнительно-анатомического метода со 2-й пол. 20 в. широко используются данные молекулярной биологии. 2. Материальная культура казахов в XV-XVIII вв . Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов - скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз. Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - кыстау, весенние - коктеу, летние - джайляю, осенние - кузеу. Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. У казахов сохранила свое значение охоты. Существовало несколько её видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие. Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV - XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Важное значение играли города Сауран, Сайрам, Сузак, Аркук, Туркестан, Отрар и другие. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга. Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья. Ношение оружия было обязанностью, например, если ни собрание (курултай) мужчина является без оружия, он не имел права голоса. Регулярного войска не было. Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, одноручная булава, двуручная палица. 3. Социальная структура саков. Социальное устройство сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Различия между громадными некрополями сакской знати и рядовыми погребениями наглядно убеждают в далеко зашедшей имущественной поляризации и дифференциации общества. Оно охватило всё население. Но в кочевом скифо-сакском обществе неравенство было скрыто под сильным покровом генеалогических связей Вожди сакских племен обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско. Этому способствовала жесткая организация власти. Сакское общество подразделялось на военную аристократию и простых саков. Особый интерес представляют царские курганы. Так, объем насыпи из камня, дерева, земли и щебня Бесшатырского кургана составляет 80 тыс. м3, на сооружение его было затрачено до 60 тыс, человеко-дней. Самые большие курганы достигает высоты 15-20 м, при диаметре до 100 м.Высока была роль народного собрания. В нём принимало участие всё взрослое мужское население страны. Место человека определялось родоплеменной принадлежностью, его личными качествами. Культ огня и вождя. Во главе сакских племен - царь. Вождь – во главе племени. Сакские женщины – права на равне с мужчинами. Общ. Строй – войны, жрецы, ощинники(скотоводы и земледельцы). Скифская тройка – звериный стиль, узда, вооружение.
БИЛЕТ БИЛЕТ БИЛЕТ БИЛЕТ 1. Государство усуней. В раннем железном веке после саков – тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен – антропологический тип – европеоидный. Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду 3в до н.э.-4в н.э. Название «уйсун» встречается, начиная со 2 века до н.э. в китайских письменных источниках. Письменные сведения об уйсунах оставил Сыма Цянь. Правитель уйсунов – гуньмо, столица – Чигучен на берегу Иссык – Куля. Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье. В уйсунском обществе в домашнем хозяйстве использовались рабы. Хоз-во усуней было комплексн скотоводческо-земледельческим. У них было жилище 2 типов кирпич и каменное. Они разводили овец, лошадей, коз, коров, верблюдов, ослов. Питались мясом и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, выращивали овощи и фрукты. В обществе усуней были рабы в основн из военнопленных. Был распространен культ природы и культ предков. Политическая история прослеживается до III в н. э., тесные связи с Китаем, Заключение дипломатических отношений, женитьба на китайских принцессах. Письменные источники и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. 2 «Актабан шубырынды-Алкакол сулама»-Годы великих бедствий. Внутреннее положение в конц17 нач18 было сложным, попытки ханов создать един ценрализованное гос-во, объединение всех жузов не дало результата. Между жузами не существовало постоянной политической связи. Более тяжелым было внешнее положение каз.х-ва, с запада на казахов совершались набеги волжских казаков и яицких киргизов с севера - сибирскими казахами. В 1723-27.в весной, когда казахи готовились к откочевке на летнее пастбище многочисленные племена джунгар через перевал Каратау вторглись в долину рТалас и перебили население. Оставшиеся в живых бежали на юг, на сев к калмыкам, часть попадала в рабство. Начались годы великого бедствия. Тяжелейший период для казахского народа полный лишений и тягости. Несмотря на это в годы великого бедствия казахи сумели нанести поражение джунгарским войскам. В 1726 г каз войска разбили войска на берегу Буланты в Тургайской степи. Это место гибели джунгар- калмык кырылган. Это победа воодушевила казахов. Они собрали курултай в местности Ордабасы о создании народного ополчения.В его организации участвовали 3 бия. В 1729 г возле Балхаша они нанесли решающее поражение в местности Анракай. Возглавлял Абулхаир. Казахи не сумели воспользоватся плодами анракайской битвы так как умер хан Болат который возглавлял ханство, в 1818 после смерти Каипа. Стал вопрос о выборе нового хана для 3 жузов на престол стал Абулмамбет слабый нерешительный правитель. А Абулхаир к зап границам каз-на несмотря на самоотвер народных масс сущ угроза паробощения каз джунгарии 3. «Яса Чингисхана о военной дисциплине в войсках» О войне: Запрещено творить мир с всяким вождем, князем или народом, что не подчинился. Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением. Все мужчины, не участвующие в войне, должны бесплатно работать на империю определённое время. Организовывать войско следует из отрядов по 10, 100, 1000 и 10000 человек, чтобы можно было быстро собрать войско. Каждый воин получает своё оружие из рук непосредственного командира перед началом похода. Каждый воин обязан следить за состоянием своего оружия, а командир проверять его перед началом битвы. Под страхом смертной казни запрещено воинам грабить врага и мародерствовать, докуда командующий не дал разрешения, а после такого разрешения солдаты, наравне с офицерами, имеют право на добытое, если они уплатили соответствующую часть императору. Военная добыча должна делиться следующим образом: ³ /5 доставалось войску 1/5 доставалась джихангиру (руководителю похода) 1/5 доставалась императору Для тренировки войска надлежит организовывать большую охоту каждую зиму, для чего запрещено с марта по октябрь убийство оленей, косуль и других самцов парнокопытных, а также зайцев, диких ослов и птиц.Офицеры и вожди, не выполнившие задание или не явившиеся по зову хана, приговариваются к смерти. Если их проступок менее серьёзен, им надлежит лично явиться к хану. БИЛЕТ 1. Канглы. В 3 в до н.э. государство Кангюй занимало территорию бассейна Сырдарьи и предгорья Каратау. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения об этом государстве имеются в китайских источниках. Жизнь и быт кочевников 3-2 вв до н.э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь. Источники пищут, что государство Кангюй возглавлял великий хан и власть его передавалсь по наследству от отца к сыну. Китайские хроники также сообщают, что в государстве кангюев существовали две резиденции правителей. Учены предполагают, что столица государства называлась Битянь и находилась вблизи современного г Тараз. Удобное географическое положение г Кангюй позволяло ему контролировать самый оживленный участок ВШП. О развитии здесь торговли свидетельствуют 1300 монет 3-4 в н.э. обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежали кангюям. Центр гор.культуры – городище Кок – Мардан. По одежде и верованиям похожи на сарматов и аланов. По источникам установлено, что в 46-36 гг до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе с Китаем. 2. Организация борьбы против джунгар. Казахские батыры. Джунгарское воен-феод общество вознкло в 30-годы 17в в Зап Монголии.Это было сильным в воен отношении гос-вом. Вторжение Джунгарских феодалов в каз хан-во нач в 40-х г 17 в через Семиречье.В 1635 особено стало трудным положения К-на. Во главе гос-ва Цеван-Рабдан. Стратегическая цель джунгарских правителей была ясна- подчинение огромн простр-в К-на. Особой жестокостью отличались походы Хунтайджи(хана Цеван-Рабдана)отряды кот-го продвин-сь до р.Сарысу.В 1710 г. в р-оне Каракумов собрались представители 3-х каз жузов.они решили создать нар ополчение, кот сумело бы отбросить Дж войско на восток.Но успехи ополчения были временные. Летом 1717 года на р.Аягуз произошло сраж-е м-у 30-тысячн каз войском и джунгарами.Битва длилась 3 дня.Дж нанесли удар с тыла, а каз военач-ки не сумели договориться о совместных действиях, поэтому потерпели поражение. В 1723г.многочисл Дж войска вторглись в дол р Талас.казахи в это вр не ожидали нападения.В это сражении они потеряли неск-ко тысяч убитыми и 10 тыс.пленными. Жители, оставшиеся в живых, остались без скота, питались корениями трав, гибли в тяж голодном пути.20-е годы 18в остались в памяти народа как годы" Великого бедствия" (1723-1727). Они принесли голод, страдания, разрушения материальн ценностей, невосполним урон развитию производительн сил.Каз роды под напором джунгар войск вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собой откочевку казахов.В этой сложной ситуации борьбу против захватчиков возглавил батыры-военачальники: Богенбай, Кабанбай,, Раимбек батыр.Важную роль сыграла незгибаемая воля Абылая. Одно из круп сражений произошло в 1726г на берегу р.Буланты. Каз воины нанесли Дж захватчикам поражение. Место битвы получило название " Калмак-кырылган" -место гибели калмыков.В 1729г произошло кровопролитное сражение каз сарбазов с Дж завоевателями на ю-в от оз.Балхаш в мест-ти Анракай, где объединенные силы 3-х жузов одержали победу. Была освобождена большая часть земель Мал и Ср жузов. В годы отражения Дж агресии проявилс полководческий талант султана Абылая. Сложность внешне-полит положения Каз ханства побуждало искать пути их создавшегося положения. Абулхаир в 9в 1730 года отправил посольтво к рус императрице с просьбой о Рос подданстве и покровительстве. Но нашествие Дж феодалов на каз-н продолжались. Получви известие о вторжении Дж феодалов на тер каз земель царск правит-во потребовало от Голдан-церена остановить разбой и освободить тер-ии, находившиеся в подданстве России. Все требования джунгарами были выполнены: набеги прекратились, пленным дали свободу(в том числе хану Абылаю). 3. Борьба казахских ханов за города на сырдарье в 16 веке. Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в Западном Семиречье. Ханы Джаныбек и Керей стремились в первую очередь утвердить права на эти земли, в том числе на города Сузак, Сыгнак и другие. Но главной причиной того, что борьба ханов-джучидов за власть над Восточным Дашт-и Кыпчаком развернулась не столько в степных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегическое значение данного региона. Причины, побудившие казахских ханов в первые же годы после создания ханства вести борьбу за Присырдарьинские города и Туркестан в целом, относятся полностью и к их противнику Мухаммаду Шайбани, когда он пытался восстановить власть Шайбанидов в Восточном Дешт-и Кыпчаке. В свою очередь, Тимуриды Мавераннахра отстаивали захваченные ими когда-то у Ак-Орды города, превращенные в оборонные крепости против кочевников степных районов. Казахские ханы в развернувшейся на три десятилетия борьбе обладали несомненной реальной силой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников, у них был прочный тыл в Семиречье, их нередко поддерживали городские власти и население в Туркестане. В 70-е гг. произошло несколько крупных сражений — под Саураном, Сузаком.Захватывали Ясы (Туркестан).В одном из сражении погиб сын Джаныбек-хана Махмуд-султан. Он был владетелем Сузака, в то время как его брат Иренчи занимал Сауран. Одним из видных предводителей казахских войск в этот период был сын Керей-хана Бурундук. Во время правления Бурундука приобрел известность сын Джаныбек-хана Касым (род. ок. 1455). Он был удачливым полководцем, предводителем конницы, участвовал во многих битвах.В 80—90-е гг. борьба за сырдарьинские города и их оазисы продолжалась также с переменным успехом. Казахи, как и узбеки-шайбаниды, неоднократно осаждали Сыгнак и Ясы, Сауран, и нередко осада длилась по нескольку месяцев. Один из эпизодов борьбы завершился сдачей Сыгнака, в котором Мухаммад Шайбани оставил часть своего войска. При этом жители Сыгнака мотивировали свои действия тем, что «прежде этот вилайет принадлежал Бурундук-хану». В другой раз Сауран был сдан Бурундук-хану его жителями; казахам был выдан и находившийся в городе брат Мухаммада Шайбани со всем его окружением. Осада Отрара в конце 90-х гг. закончилась перемирием между Мухаммадом Шайбани и Бурундук-ханом.Итогом борьбы к исходу XV в. было включение в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыгнака, Саурана. Мухаммад Шайбани удержал в своих руках Отрар, Ясы, Узгенд, Аркук, опираясь на которые, он смог добиться победы над Тимуридами.
БИЛЕТ 1.Племена хунну в истории Казахстана. В хунское объединение входили различные племена. Гос-во хуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральн и правое крыло. 2 лицами гос-ва после шаньюя были «туменбасы» - темники Темник назначал тысячников, десятников, сотников..В середине 1 тыс. до н. э на тер-ии Алтая, Южной Сибири и Вос Каз начал складываться союз племен, получивший название хунну (гунны). Терия гуннов в эпоху расцвета империи (177г до н.э)–от Тихого океана до берегов Касп моря, а позднее и Центр Европы.Усиление гунов и начало формир империи связано с кризисом в Ц Азии вIII в. до н.э. Одновременно гунны начали масштабные походы в Китай. Во II в. до н.э. гунны заставили династию Хань (Китай) подписать «договор о мире и родстве», согласно котор получили княжну и ежегодную дань в виде «даров». Затем на вост гунны подчинили племена «восточных ху» – ухуань, сяньби, обитавших в Монголии Кризис восточ гуннского гос- ва наступил с 71 г. до н.э., когда Китай с помощью кочевых соседей гуннов - нанес тяжелое поражение. В 206 г –моде провел реформы по укреплению гос-ва Впоследствии, в 56 г до н.э.общество гуннов раскололось на южных и северных. В период кризиса (III-IV вв.) гунны двинулись в двух напрвлениях – к югу и западу и появились в степях юго-восточной Европы в 70-х гг. IV в. К 376 г. гунны оказались непосредственно у стен Рима. Завоевание тер-ии Зап Европы началось при Баламере (375 г и завершилось при Атилле (445-453 г.). Хоз-во кочевое скотоводство, коневодство. Разводили овец. Сущ оседлость и земледелие. Охота. О развии ремесла по находкам изделий из метала кости кмня и дерева. О налич торговли свид находки шелка лака предметы из дерев БИЛЕТ 1. Великое переселение народов Гунны в Европе. В середине 1 тыс. до н. э на территории Алтая, Южной Сибири и Восточного Казахстана начал складываться союз племен, получивший название хунну (гунны). Эти племена заявили о себе в исторических событиях эпохи «Великого переселения народов». Территория гуннов в эпоху расцвета империи (177 г. до н.э|) охватывала огромные просторы Евразии - от Тихого океана до берегов Каспийского моря, а позднее и Центральной Европы.Стремительное возвышение гуннских племен при Модэ шаньюе и при его сыне Лаошань заставило их признать условия вассалитета.Во К в. До н.э. гунны (заставили династию Хань (Китай) подписать «договор о мире и родстве», согласно которому получили княжну и ежегодную дань в виде «даров» Затем на востоке гунны подчинили племена «восточных ху» — ухуань, сяньби, обитавших в Монголии. На западе гуннская конница нанесла поражение юечжам в 177 г. до н.э. Оттесненные в Среднюю Азию юечжи завладели территорией греко- бактрийского государства, а затем создали Кушанскую державу. Кризис восточного гуйнского государства наступил с 71 г. до н.э., когда Китай с помощью кочевых соседей гуннов - ухуаней, усуней, динлинов нанес тяжелое поражение. Впоследствии, в 56 г. до н.э., общество гуннов раскололось на южных и северных. В период кризиса (Ill-IV вв.) гунны двинулись в двух направлениях - к югу и западу и появились в степях юго-восточной Европы в 70-х гг. IV в. Пройдя тысячи километров по сибирским и Уральским степям сквозь земли угро-язычных народов, затем присоединив приазовских алан, гунны переправились через Керченский пролив, разгромили города Боспорского царства. К 376 г. гунны оказались непосредственно у стен Рима. Завоевание территории Западной Европы началось при Баламере (375 т.), продолжалось при Ругиле (первая треть V в.), и завершилось при Атилле (445-453 г.). Одно из крупных событий времен Западногуннской империи - Каталаунское сражение, известное как «битва народов». Произошла она в 451 г. на территории современной Франции между Римом и гуннами, на поле брани остались убитыми около 200 тыс. человек 2.Образование Джунгарского государства. Казахско-джунгарские отношения в XVII в. Джунгарское вон-феод общество вознкло в 30-годы 17в в Зап Монголии.Это было сильным в воен отношении гос-вом.Вторжение Джунгарских феодалов в каз хан-во нач в 40-х г 17 в через Семиречье.1635 особено стало трудным положения К-на Во главе гос-ва Цеван-Рабдага. Стратегической целью джунгарских правителей была ясна- подчинение огромн простр-в К-на. Особой жестокостью отличались походы Хунтайджи(хана Цеван-Рабтана)отряды кот-го продвин-сь до р.Сарысу.В 1710 г. в р-оне Каракумов собрались представители 3-хказ жузов.они решили создать нар ополчение, кот сумело бы отбросить Дж войско на восток. Летом 1717 года на р.Янгуз произошло сраж-е м-у 30-тысячн каз войском и джунгарами.Битва длилась 3 дня.Тогда же на р.Арысь Дж войска разбили др.отряды каз ополчения.В 1723г.многочисл Дж войска вторглись в дол р Талас.казахи в это вр не ожидали нападения..20-е годы 18в остались в памяти народа как годы" Великого бедствия" (1723-1727).В этой сложной ситуации борьбу против захватчиков возглавил батыры-военачаль: Богенбай, Кабанбай, Малай-сара, Раимбек батыр.важную роль сыграла незгибаемая воля Абылая.Каз народ вел упорн и тяжел борьбу против Джунгарск захватчиков. Одно из круп сражений произошло в 1726г на берегу р.Буланды, в местности Кара-сыйыр.Место битвы получило название " Калмак-кырылган" -место гибели калмыков.В 1729г произошло кровопролитное сражение каз сарбазов с Дж завоевателями на ю-в от оз.Балхаш в мест-ти Анракай, где объединенные силы 3-х жузов одержали победу.Была освобожден большая часть земель Мал и Ср жузов. В годы отражения Дж агресии проявилс полководческий талант султана Абылая. В 1740году Дж хунтайджи Голдан-церен с многочислен войсками нач вытеснять казахов в зап направлении. В 1741-42гг. Дж войско вторглось вземли Ср и Мл жузов, в поймы рек Есиль(Ишим)-Орь, Иргиз, Илек. В 1742 г Дж захватили земли в среднем теч р.Сырдарьи. Часть Ср жуза осталась во владении Джунгар. Получи известе о вторжении Дж феодалов на тер каз земель царск правит-во потребовало от Голдан-церена остановить разбой и освободить тер-ии, находившиеся в подданстве России. Дошедшие до р.Орь Дж войска вернулись обратно.В 1742г Миллер предьявил ультиматум Голдан-церену. Все требования джунгарами были выполнены: набеги прекратились, пленным дали свободу(в том числе хану Абылаю). БИЛЕТ 1. Образование Тюркской империи. После падения могущества усуней, Семиречье превратилось в постоянную арену войн. Появившиеся здесь в V веке отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. На освободившихся землях пытались обосноваться остатки юэчжи, но после войн с жужанями в 418—419 годах они были вынуждены уйти в Среднюю Азию, где столкнулись с персами и эфталитами. Верховья рек Чу и Талас были захвачены кангарами, которые остановили движение жужаней на запад. Семиречье и Восточный Казахстан были окраинами государства жужаней, поэтому им уделялось мало внимания, однако именно здесь, на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням. По легенде, от хуннского царевича и волчицы появился род Ашина. Они жили в горах Алтая, число их оценивалось в несколько сот семейств. Считается, что Ашина Асяньше стал вассалом жужаньского кагана. В середине V века Ашина поселились на южной стороне Алтая и стали добывать железо для жужаней. Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племён Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками. Само слово «тюрк» значит «крепкий», «сильный». До настоящего времени у многих тюркоязычных народов слово «тюрк» используется в первоначальном значении как «вместе, сообща». Согласно А. Кононову, первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племён Ашина, и лишь затем стал названием всех племён, подчинённых тюркскому кагану. 2 Казахское ханство в XVII в. В 17 веке внутриполит жизнь в Каз.х-ве не отличалась стабильностью.Она распадалась на части, усиливались феодальн распри.Различн групы кочев знати соперн-ли м/у собой. На юге фактически утверждались 2 хана: Есим, преемник таваккула, сделал своей столицей Туркестан. В Ташкенте объявил себя независим ханом Турсун-мухамед. Постепенно в каждом из 3-х жузов появились самостоятельн ханы. Осложнилось внешнее положение Каз.ханства на всех его рубежах, особенно на южных и восточных. Бухарский хан Имамукали пытался отобрать Ташкент поддерживал сепаратизм отдельным султанов.С обр-ем 1635 г джунгарск ханства возросла опасность захвата ойратами каз.земель в Прииртышье и Семиречье. Казахи были потеснены в южн. И западн напр-ии, где пришли в столкновение с обитавшими на своих землях узбеками, каракалпаками, ногайцами, башкирами. В 80-х 17 в джунгарская армия вторглась в Семиречье и Южн. Каз-н. были разгромлены несколько каз. улусов, захвачено 9 городов. Укрепление каз.хнаства в период правления хана Тауке (1680- 1718), союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиск джунгар на каз.земли. Набеги джунгар перерезали важные торговые Пути, на большой ущерб Хоз-ву мирн населения.Тяжёл экон и полит обстановка в Каз-не была обусловлена непрекращающимся усобиц-и, нестабильными отношениями м правителями Ср.Азии. Состояние раздробленности и ослабление Каз.ханства сказывалось на целостности не только гос-й, подвластн ханам, территории, но и этнич. Раздоры соперничавших за власть ханов, султанов, группировок аристократич гтлемён замедляли темпы общественно-культурного соц экон развития. Хану Тауке удалось нормализировать полит ситуац в распадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханск власти, преодоления сепаратизма знати, консолидации народа. При нём был составлен свод норм обычного права " Жеты жаргы", который определил основные принципы правопорядка и госуд. Устройства. Он искал пути союза и мирных отношений с соседними гос-ми. В 17 нач 18 в соц состав населения Каз.ханства представляло собой классовую структуру феодально общества. Ханство в основном делилось на 2 классаб класс феодалов (белая кость) и класс крестьян (чёрная кость). Класс феодалов состоял из потомков чингизидов, родов и племен знати, ханов и султанов.К ним примыкали др представители патриархально-феодальн знати эмиры, баи, батыры. В 17-18 в главн отраслями хоз-ва в Каз. Х-ве было кочевое и полукоч скот-во. В плодородн р-х занимались землед: жетысу, южн каз-на, поймы рек Сырдарья, Арысь, Чу, Талас, Или-регионы поливн земледелия.Сеяли пшеницу, ячмень, просо, овёс; занимались бахчеводством. В этот период южн города пришли в упадок. Это нанесло значительный ущерб экономике всего Каз хан ва. Феод. Распри привели к упадку городск культуры, к кризису земледелня. Ослабла торговля. 3. Термин «казах» Этноним «Қ азақ » закрепился в отношении этого кочевого народа в XV веке, когда в 1460 году, недовольные жесткой политикой хана Узбекского улуса Абу-л-хайра султаны Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом — «Қ азақ »(Қ азақ тар" ), в русском языке — «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твердое Қ, но в современной русской грамматике укоренилось правописание «казах». В течение века под этим именем (кхазакх) объединились все тюркоязычные кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака, образовав единое Казахское ханство (1465—1729) от Иртыша до Итиля (Волги).Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»: В переводе с древнетюркского слово «казак» означает «свободный, независимый человек, удалец, искатель приключений». Название «казах» произошло от названия Кай-Сак, что означает «свободолюбивый сак» (саки, скифы).Казак – исконно тюркско-кыпчакское слово с изначальным значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».В исторической литературе встречаются самые разнообразные толкования происхождения слова казак. Начиная с вывода из тюркских глаголов каз – «рыть», кез – «скитаться», кач – «бежать, спасаться», до создания этимологии этого слова от каз – «гусь» и ак – «белый» («гусь белый»). Пожалуй, самое отвергаемое наукой но, действительно, самое популярное в народе: «Каз-Ак» — «Гусь Белый».Кажется, этот тот самый случай, когда «народная этимология» ближе к истине, чем научная аргументация. Гусь — один из древнейших тюркских тотемов. Тотем — всегда символ защиты и покровительства, а значит, силы и отваги. «Волк», «Соб Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы