Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Индивидуальное и общественное сознание. Уровни и формы общественного сознания.



Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
2 основных уровня индивидуального сознания:
1.Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.
2.Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.
В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.
Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.
Дифференциация общественного сознания в современном виде - результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное, недифферинциированное сознание. Умственный труд не был отделен от физического и умственный труд был непосредственно вплетен в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

 

40. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм
Применительно к вопросу о познаваемости мира можно выделить две основные позиции – гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. В рамках первой позиции доминирует убеждение, что мир открыт для человека, соразмерен его познавательным способностям и что не существует принципиальных препятствий для адекватного его постижения.


Характеризуя позицию гносеологического пессимизма нельзя, рассуждая от противного, просто констатировать, что придерживавшиеся этой линии мыслители отрицали познаваемость мира. Парадоксальным образом, именно «пессимизм» наиболее плодотворен и интересен с точки зрения гносеологии, поскольку он не отрицает, а проблематизирует познание, акцентирует тот факт, что познание – сложный и многогранный феномен, заслуживающий специального рассмотрения. Конкретизируя феномен познавательного пессимизма, как правило используют термины скептицизм и агностицизм.
Скептицизм (от греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий) — философская позиция, выдвигающая сомнение в качестве основного принципа теоретического мышления, в особенности, сомнение в достижимости абсолютно достоверного и истинного знания о действительности. Свои истоки эта позиция берет в античном скептицизме (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик), сформулировавшем тезис о необходимости воздержания от окончательных суждений и признававшем возможность достижения лишь правдоподобного знания.

Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый, непознанный) – философская позиция, отрицающая возможность установить однозначное соответствие между системой знаний о реальности и самой реальностью.

 

Агностицизм нашел выражение в эпистемологических представлениях некоторых естествоиспытателей, например – в «теории иероглифов» Г. Гельмгольца, согласно которой знание есть не зеркальный образ, а символ реальности, не имеющий с ней никакого сходства; в конвенционализме А. Пуанкаре, с точки зрения которого в основе научных теорий лежат соглашения между учеными, принимаемые из соображений простоты и удобства.

 

41. Структура познавательного процесса
В структуре познавательного процесса выделяют два основных уровня – чувственный и рациональный. На чувственной ступени познания мир познается с помощью органов чувств, на рациональной ступени основным инструментом познания становится мышление.
Анализ структуры познавательного процесса в философии Нового времени привел к появлению двух противоположных позиций в вопросе об источнике, на котором должно базироваться (научное) знание. Речь идет об эмпиризме и рационализме.
Эмпиризм – направление в теории познания, которое считает чувственный опыт основным источником знания, а рациональную познавательную деятельность сводит к комбинированию и обобщению чувственных данных. Основными представителями эмпиризма являются. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли.
Рационализм - направление в теории познания, признающее разум единственным источником всеобщего и необходимого знания в отличие от чувств, способных постигать лишь случайное и частное. В новоевропейской философии рационалистических позиций придерживались Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант.
В структуре чувственности выделяют три взаимосвязанных компонента.

Ощущение – субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств субъекта.

Восприятие – целостный образ предмета, который представляет собой синтез различных ощущений.

Представление – обобщенный, чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании благодаря памяти.
В рациональном познании ведущая роль принадлежит мышлению, которое можно определить как целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, генерирование новых идей, прогнозирование событий и действий. Мышление свойственно только человеку, как социальному и культурному существу и представляет собой самостоятельную способность, несводимую к чувственному познанию. Рассмотрим некоторые основные особенности мышления.
Прежде всего мышление имеет обобщенный характер. Другой важной особенностью мышления является его опосредованный характер.. Далее, необходимо указать на такую характеристику как вербальность. Хотя мышление представляет собой явление идеального плана, без той материальной оболочки, которую предоставляет ему язык, мышление невозможно.

Понятие – форма мышления, фиксирующая общие закономерности, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений.

Суждение – форма мышления, в рамках которого нечто утверждается или отрицается, в силу этого суждение может быть истинным или ложным.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких суждений получается новое суждение.

 

 

рассудок можно определить как «инструментальное» мышление – способность корректно оперировать понятиями, классифицировать, систематизировать информацию. В отличие от рассудка, сфера действия которого ограничена уже имеющимися знаниями,

 

разум представляет собой творческое начало в мышлении, способность выходить за пределы данного и генерировать новые идеи.
Помимо чувственного и рационального компонентов важную роль в познании играют такие способности как воля, память, воображение, а также интуиция, которая нередко рассматривается как инстанция, обеспечивающая творческие возможности познания. В целом

творчество – это процесс решения сложных, нестандартных задач, которые возникают перед человеком в процессе жизнедеятельности.

Интуиция – это познавательная способность, которая позволяет установить истину непосредственно, минуя логические процедуры рассуждения и обоснования.

 

42. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
В общефилософском смысле проблема истины шире, чем проблема истинности знания

Корреспондентская теория истины долгое время доминировала в научном познании и является наиболее приемлемой с точки зрения обыденного опыта. Однако, она опирается на ряд предпосылок, которые сами по себе достаточно проблематичны. Понимание истины как соответствия между знанием и действительностью предполагает: во-первых, что адекватное отображение предмета в сознании возможно в принципе, что подвергают сомнению различные виды агностицизма, во-вторых, что это соответствие может быть установлено, то есть сознание способно выходить за собственные пределы и сравнивать действительность с собственным ее образом, в-третьих, что существует некий безошибочный критерий, позволяющий фиксировать соответствие и несоответствие между знанием и реальным положением дел.
Проблемный характер этих предпосылок фиксировался в уже рамках классической и со всей очевидностью проявился в неклассической философии, сформулировавшей ряд альтернативных подходов к пониманию истины – когерентную, прагматическую и конвенциональную концепции истины.
Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia – связь, сцепление) делает акцент на таких свойствах знания как самосогласованность и логическая непротиворечивость. Решить вопрос об истинности (или ложности) определенного высказывания значит установить его согласованность (или несогласованность) с некой системой высказываний, то есть в отличие от классической концепции утверждение сравнивается не с реальностью, а с другими утверждениями. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры.
Прагматическая концепция истины (от греч. pragma - дело, действие) в наиболее четком виде представлена у представителя прагматизма У. Джемса, с точки зрения которого мера истинности знания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и достижения которых добивается человек. Конвенционалистская концепция истины (от лат. conventio - соглашение). В своем понимании истины сторонники этой концепции (А. Пуанкаре, Р. Карнап, К. Айдукевич и др.) исходят из предпосылки, что то, что в науке опознается как «факт» во многом является теоретическим конструктом, то есть сама картина научной реальности зависит от используемого понятийного и логического аппарата, выбор которого, в свою очередь, определяется соглашением (явным или неявным) среди членов научного сообщества. Таким образом, само определение истины и ее конкретное содержание носят условно-договорной характер и являются производными от выбора концептуального инструментария, используемого при исследовании.

 

43. Понятие и роль науки в обществе
Наука (от греч.episteme, от лат. scientia) – сфера и особый вид познавательной деятельности людей, основанные на допущении существования реального мира, в котором явления и процессы закономерно организованы, доступны познанию с помощью органов чувств и мышления, обобщаются и упорядочиваются в виде определенных систем аргументированных знаний.
Наука включена во все сферы человеческой деятельности, она является важной частью отношений людей. Особенно велика роль ее в образовании. Научная картина мира, методы науки, существующие научные дисциплины, научное мировоззрение обусловливают содержание и направленность образования. В системе высшего образования наука является основой профессиональной подготовки специалистов и формирования зрелой личности, способной решать разнообразные проблемы общества. Развитие науки влечет за собой изменение профессионального содержания образования. Без постоянного обновления научных знаний, развития познавательной деятельности студентов технических вузов невозможно эффективное применение современной техники и технологии, непрерывное их совершенствование и внедрение новых достижений, что особенно важно в условиях Республики Беларусь, избравшей путь инновационных, высокотехнологичных преобразований всех важнейших отраслей производства. Быстрое обновление техники и технологии как мировая тенденция формирует единые стандарты образовательных практик во всех странах мира, что требует овладения студентами навыками самообразования на основе новейших достижений науки и продолжения этого процесса на протяжении всей жизни. Естественные, технические, гуманитарные науки и философия в их единстве приобщают студентов вузов к высшим ценностям: истине, добру, красоте, справедливости. Они формируют ответственность, достоинство, творческую активность, стремление к познанию, организованность и другие качества, необходимые интеллигенции для выполнения своей роли в обществе.
Культурная функция науки в вузе проявляется в формировании студента в качестве субъекта деятельности и познания. А технологическая ее функция заключается в соответствующей интеллектуальной «обработке и возделывании» человека, развитии его способности и потребности в постоянном творческом поиске.
В современном обществе наука выполняет роль важного фактора рационального управления. Она требует ответственности за последствия использования научных открытий и реализации научных программ для удовлетворения потребностей общества. В условиях современного экологического кризиса наука ведет поиск путей рационального, экономного использования природных ресурсов, создания ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также исследует возможности и предлагает рекомендации гармоничного (коэволюционного) взаимодействия общества и природы. Первостепенное значение науки заключается также в обеспечении безопасности жизни человека в техногенной и естественной природной среде, а также в сохранении здоровых условий жизни и природы в целом. Современная наука нацелена на открытие новых источников энергии и разработку информационных технологий, от которых зависит будущее цивилизации. Востребованность науки объясняется еще и возрастанием зависимости перспектив существования человека на планете Земля от научных прогнозов природных и социальных процессов, в том числе негативных, катастрофических. Поэтому в состав функций науки включаются также описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, на основе открываемых ею законов. Степень заботы науки о будущем человечества обусловливает возможности его выживания в техногенном мире. Ведущая роль науки в современном обществе объясняется закономерным становлением современной экономики, основанной на знаниях, т. е. экономики знаний.
В решении этих проблем объединяются функции науки как системы знаний, как деятельности и как социального института.

Специфика научного познания
Научное познание имеет свои особенности, или критерии, которые отличают его от других форм познания (искусства, религии, мифологии, философии, обыденного познания и др.).
К таким особенностям относятся следующие:
1. Основной задачей (целью) научного познания является обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), а также законов самого процесса познания, мышления и др. Открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений является основным признаком науки, главной ее чертой.
2. На основе знания законов исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.
3. Существенным признаком научного познания является его системность или формирование системы знаний на основе определенных теоретических принципов.
4. Наука развивается благодаря выработке, систематизации, применению совокупности специальных приемов или методов (методологии) исследований.
5. Научное познание осуществляется специально подготовленными для этой деятельности людьми – учеными.
6. Непосредственной целью научного познания является производство объективного по содержанию, истинного знания.
7. Научному познанию присущи: строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
8. Для научного познания обязательны опытная проверяемость и возможность многократного повторения результатов.
9. В процессе научного познания используются специально созданные для этого материальные средства, приборы, инструменты и т. д.
10. Характерным признаком научного познания является формирование специальных языков, при помощи которых фиксируются, производятся, воспроизводятся новые знания в форме понятий, законов, гипотез, теорий и др.

 

44. Структура и формы научного познания
Научное познание – это процесс развития системы знания, которая включает в себя три связанных уровня – эмпирический, теоретический и метатеоретический.
В эмпирическом познании решающую роль играют органы чувств человека, а формами чувственной организации знаний являются ощущение, восприятие, представление. На этом уровне присутствует и рациональный момент (понятия, суждения, умозаключения), имеющий подчиненное значение.

Объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Основной задачей эмпирического уровня познания является описание наблюдаемых явлений и экспериментальных данных, их систематизация, классификация, обобщение фактов.
Теоретический уровень научного познания опирается на эмпирическую базу и характеризуется преобладанием рационального момента (понятий, теорий, законов и других форм мышления), он отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей.


Важнейшей задачей теоретического познания является достижение объективной истины в ее конкретности и полноте содержания. Основными формами фиксации теоретических знаний выступают проблема, гипотеза, закон, принцип, теория.
Проблема – форма знания, представляющая собой теоретически сформулированное противоречие (в виде вопросов или их комплекса), разрешение которого может быть достигнуто посредством познавательной деятельности, направленной на неизвестные стороны, свойства объекта или явления в целом.
Гипотеза – форма знания, содержащего предположение, сформулированное на основе некоторых фактов, отличающееся неопределенностью и нуждающееся в доказательстве.
Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, являющаяся обобщенным, целостным представлением о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Закон – форма знания, отражающая необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе, обществе и мышлении.

Принцип – форма знаний, представляющая собой руководящую (основополагающую) идею систематизации результатов познания, основные правила познавательной и практической деятельности.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны поскольку: 1) взаимосвязаны уровни реальности, которые являются объектом их изучения (внутреннее, существенное, закономерное и внешнее, преходящее, случайное); 2) практическая деятельность основывается на единстве внутренних и внешних, существенных и несущественных процессов; 3) в человеческом сознании, поверхностное отражение реальности в психических образах связано с рациональным определением главного в них, более глубоким осмыслением реальности посредством образов и переживаний.
Метатеоретический уровень включает в себя научную картину мира, идеалы и нормы исследования, а также философские основания науки.
Научная картина мира (НКМ) – это обобщенная форма теоретических знаний о природе, обществе, человеке, состоящая из наиболее важных теорий, гипотез и фактов. Структуру НКМ образуют: центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые и постоянно достраиваемые частные теоретические модели.
Нормы в научном познании – это типичные, усредненные правила, которые являются необходимыми и обязательными для исследователей в соответствии со сложившейся научной картиной мира.
Идеалы исследования представляют собой эталонное или предельно-совершенное знание об объекте к которому стремятся ученые (идеал истины, идеал гуманистического использования науки и др.).

Философские основания науки (ФОН) – это совокупность знаний о всеобщих предпосылках, возможностях и общей направленности познавательных процессов. ФОН выполняют роль фактора систематизации знаний, регуляции и мировоззренческой ориентации в познавательной деятельности.
Содержание ФОН выражается: 1) в философских принципах отражения как фундаментальной предпосылки познания, познаваемости мира, всеобщей связи явлений, противоречия, развития, системности, единства необходимости и случайности, сущности и явления и т. д.; 2) нормах научной познавательной деятельности, или принципах объективности, наблюдаемости, воспроизводимости, идентифицируемости и др.
Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности
Метод в самом широком понимании есть «путь к чему-либо» или способ деятельности субъекта в любой ее форме, в том числе и познавательной.
Понятие «методология » употребляется в двух основных значениях: 1) как совокупность способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности, включая и науку; 2) как учение о единстве методов или общая теория метода. Различаются философская, общенаучная, частнонаучная методология
Основной функцией метода является организация и регулирование процесса познания. В этой связи метод представляет собой совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Другими словами, метод является системой знаний, состоящих из предписаний, принципов, требований, которые выступают в качестве ориентиров в решении конкретных познавательных задач и достижении определенного результата в познании или какой-либо другой сфере деятельности.
классификации методов, они могут быть разделены: 1) на философские (диалектика, метафизика), имеющие предельно широкую область применения и представляющие собой совокупность самых общих принципов; 2) общенаучные , применяемые для решения лишь определенного класса проблем во всех сферах научных исследований (системный, кибернетический, информационный, синергетический и другие подходы); 3) конкретно-научные методы, определяющие принципы, порядок, последовательность познавательных действий в той или иной научной дисциплине. Существует также традиционная классификация, включающая методы эмпирического и теоретического исследований, а также общелогические методы.
К методам эмпирического исследования относятся: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение.
Наблюдение – метод познания, заключающийся в целенаправленном изучении предметов и явлений в их естественных связях и условиях. Эксперимен т – такой метод исследования, когда изучаемые объекты, процессы целенаправленно изменяются или же преднамеренно создаются определенные, контролируемые условия их существования с целью выяснить те или иные свойства, особенности, связи этих объектов и процессов. Сравнение – метод познания, заключающийся в выявлении сходства или различий в совокупности однородных объектов или аналогичных характеристик одного и того же объекта на разных ступенях его развития.
Описание – метод исследования, который состоит в фиксировании данных наблюдения и эксперимента с помощью естественного и искусственного языков, или же в форме схем, таблиц и т. д.
Измерение – метод установления количественных характеристик изучаемого объекта, процесса с помощью средств нахождения числового значения их параметров в принятых единицах.
К методам теоретического исследования относятся: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др

. Формализация – метод познания, состоящий в отображении содержания знаний в знаково-символической форме (формализованном языке), что позволяет установить структуру и закономерности представленной, таким образом, части реальности.
Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся не требующие доказательства положения (аксиомы), а из них все остальные утверждения этой теории выводятся логически, посредством доказательств.
Гипотетико-дедуктивный метод – метод познания заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения, сопоставимые с эмпирическими фактами.
Восхождение от абстрактного к конкретному – метод исследования, заключающийся в движении мысли от исходной абстракции (неполного, неточного знания об отдельных сторонах объекта) к целостному, всестороннему воспроизведению объекта в более полном и точном знании.
К общелогическим методам относятся: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, моделирование.
Анализ – метод разделения объекта на составные части и их изучения относительно целого.
Синтез – заключается в соединении ранее выделенных для изучения элементов предмета в единое целое в целях получения нового, целостного знания.
Абстрагирование – метод познания, состоящий в мысленном отвлечении от некоторых свойств изучаемого предмета с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
Обобщение – совокупность мыслительных процедур, заключающихся в установлении общих свойств и признаков предметов.
Идеализация – метод мысленного конструирования абстрактных (идеализированных) объектов, не существующих в действительности, и материальная форма реализации которых невозможна («идеальный газ», «точка», «абсолютно черное тело» и др.).
Индукция – метод познания, заключающийся в движении мысли от констатации единичного (фактов, опыта) к выявлению их общего свойства и обобщению в выводах, правилах.
Дедукция – движение процесса познания от общих положений, правил о свойствах изучаемых объектов к заключениям частного характера, касающихся либо частей объекта, либо отдельных объектов, некоторых их свойств.
Индукция и дедукция взаимодополняют друг друга.
Моделирование – метод исследования, суть которого состоит в создании и изучении модели, заменяющей изучаемый объект, с последующим переносом на сам объект полученной информации

 

45. Научные революции, их типы и роль в научном познании
В истории развития науки можно выделить две взаимосвязанные, переходящие друг в друга тенденции. Это – эволюционный процесс сравнительно медленного накопления знаний, подтверждения и углубления сложившихся теорий, объяснительных схем, формирования картины мира при опоре на существующие нормы и идеалы науки, становления стиля научного мышления, утверждения философских оснований научного познания.
В результате происходит смена доминирующей совокупности научных знаний, образцов решения конкретных исследовательских задач, методов, построения программ исследований и др.

На их основе складываются новые научно-исследовательские программы. Подобные изменения в науке часть исследователей называет научной революцией.
В более конкретном и глубоком понимании научными революциями считаются такие этапы в развитии науки, которые связаны с перестройкой исследовательских стратегий, обусловленной изменениями, в том числе и оснований науки.
Перестройка оснований науки, а значит, и научные революции могут быть вызваны двумя основными причинами. Во-первых, в силу внутренней логики развития отдельной дисциплины, когда в ней появляются факты, складываются проблемы, фиксируются свойства изучаемых объектов или же появляются объекты, которые не находят объяснения в рамках данной дисциплины, не вписываются в существующую картину мира. Во-вторых, научные революции могут начинаться на междисциплинарном уровне в результате перенесения идеалов и норм одной науки в другую, что приводит к открытию новых явлений, объектов, созданию новых программ исследований, образованию новых научных дисциплин.
Различают две разновидности научных революций: 1) изменяется научная картина мира, а идеалы и нормы остаются прежними и 2) изменяется картина мира, идеалы и нормы, а также философские основания науки.
По масштабам воздействия на состояние науки различают глобальные и локальные научные революции.

Глобальные научные революцииприводят к изменению базисных принципов всех основных наук.

Локальные революции заключаются в изменении объектов исследования, методов, идеалов и норм, а также специализированной картины мира в рамках отдельной отрасли знания

Существуют также частнодисциплинарные революции , связанные с открытием новых явлений в рамках отдельного научного направления или дисциплины, значение которых не выходит за пределы исследовательских задач дисциплинарных областей.
Первая глобальная научная революция произошла в XVII в. в Европе. Ее результатом стало возникновение классической науки и классической механики, затем и физики.
Вторая глобальная научная революция охватила период времени начиная с конца XVIII в. и заканчивая первой половиной XIX в. Она означала переход классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений к дисциплинарно организованной науке (биологии, химии, геологии и др.), хотя при этом идеал классического естествознания не претерпел существенных изменений.
Третья глобальная научная революция продолжалась с конца XIX в. до середины XX в. Ее главным признаком было появление неклассического естествознания с его характерными особенностями.
Четвертая глобальная научная революция, начавшаяся в 70-е гг. XX в., выразилась в рождении постнеклассической науки, объектами которой стали исторически развивающиеся системы, компонентами которых является сам человек как объект и субъект познания одновременно.
Научным революциям принадлежит решающая роль в обновлении и быстром росте новых научных знаний, в качественном изменении представлений о мире и человеке, в обеспечении жизнеспособности рода Homo sapiens.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Перепишите предложения. Подчеркните в них причастный оборот. Укажите формы причастий. Предложения переведите.
  2. II. ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  3. III – ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
  4. III/27. Организационно-правовые формы с/х предприятий и их организационно-экономические основы.
  5. V1: Культурология как наука. Понятие, сущность, формы и функции культуры.
  6. Активные формы организации обучения. Урок-лекция.
  7. Банковские объединения, их формы
  8. Безработица и её формы. Причины и последствия.
  9. Безработица: сущность, причины и формы
  10. Бесконечные уровни сознания находятся на разных расстояниях от Абсолюта. Для него же все они равно близки.
  11. БИЛЕТ 12. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ОБРАЗЕ. ВИДЫ ОБРАЗА. ЗНАК И ОБРАЗ.
  12. БИЛЕТ 19. ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. ГЕГЕЛЬ О ДИДАКТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ. ГЕГЕЛЬ: «ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ (ОБ ЕДИНСТВЕ ИДЕИ И ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ)».


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь