Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БИЛЕТ 19. ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. ГЕГЕЛЬ О ДИДАКТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ. ГЕГЕЛЬ: «ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ (ОБ ЕДИНСТВЕ ИДЕИ И ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ)».



Содержание и форма – это издавна установленные понятия, с помощью которых в произведениях искусства различаются две основные стороны: в самом общем значении – деятельность и строение. Среди теоретиков искусства часто идут споры о наличии в художественных произведениях содержания, о его значении и соотношении с формой, в обязательности которой никто не сомневается. Формалисты, например, считали, что в произведении есть форма и обработанный в ней жизненный материал, отказываясь от понятия содержания вообще.

В литературных произведениях содержание своими особенностями порождает особенности формы, определяет соотношение ее сторон и компонентов. Такая связь возникает лишь тогда, когда форма произведения соответствует его содержанию, наиболее совершенно выражает его. Она лишь потому и постольку является формой, что в ней выражено соответствующее содержание. Без этого она является лишь внешним и произвольным построением лишенным какого-либо значения.

Но со своей стороны и содержание литературного произведения еще не становится таковым, если не находит своего выражения в соответствующей форме. Без формы это лишь потенциальное содержание, представляющее собой идейно-эмоциональные обобщенные представления и переживания писателя, находящиеся в его личном сознании и отличающиеся субъективностью, неопределенностью, неустойчивостью. Эти представления и переживания могут стать объективными, приобрести определенность и устойчивость, стать достоянием общественного сознания только в закрепленной соответствующей художественной форме. Содержание обуславливает собой особенности формы и получает в ней свою собственную определенность.

Содержание и форма литературных произведений – единство противоположностей, так как содержание относится к сфере духовной жизни и деятельности людей, а форма – это материальное явление, а непосредственно, словесный строй произведения, художественная речь. Таким образом, духовность идейного содержания произведения и материальность его формы – это и есть единство противоположных сфер действительности, в которых определяющее значение имеет содержание, которое пронизывает собой выражающую его форму и одухотворяет ее.

Соответствие содержания и формы – одно из важнейших условий художественного произведения.

Гегель. Лекции по эстетике. Об единстве идеи и формы в искусстве. Идея как художественное прекрасное есть идея с тем специфическим свойством, что она есть индивидуальное формирование действительности, обладающее специфическим свойством являть через себя идею. Идея, как действительность, получившая соответствующую своему понятию форму, есть идеал.

Неудовлетворительность художественного произведения не всегда следует рассматривать как субъективную неискусность, ибо неудовлетворительность формы проистекает также и из неудовлетворительности содержания.

Существует несовершенное искусство, которое в техническом отношении может быть вполне законченным в своей определенной сфере, то есть обладать голой правильностью, но которое при сопоставлении с понятием искусства и с идеалом представляется неудовлетворительным. Лишь в высшем искусстве идея и воплощение подлинно соответствуют друг другу в том смысле, что образ идеи внутри себя самого есть истинный в себе и для себя образ, потому что само содержание идеи, которое этот образ выражает, является истинным.

Гегель считал, что содержание и форма взаимосвязаны и переходят друг в друга. М. М. Бахтин: «Содержание всегда оформлено, а форма – содержательна».

Элементы содержания:

- тема – то, о чем говорится – круг явлений, которые стали объектом внимания автора;

- идея – понимание темы автором, авторские смыслы;

- проблематика – вопросы, которые обсуждает писатель;

- конфликт – пронизывает текст, являет собой противоречие сил, характеров, явлений;

- пафос / модальность;

- характер героя;

- художественное время и пространство – хронотоп.

Элементы формы:

- композиция. Включает в себя следующие элементы и уровни композиции: сюжет (в понимании формалистов – художественно обработанные события), система персонажей (их соотношение между собой), повествовательная композиция (смена повествователей и точка зрения), композиция деталей (соотнесенность деталей), соотношение элементов повествования и описания (портреты, пейзажи, интерьер и т. д.);

- язык.

 

БИЛЕТ 20. ТЕМА, ИДЕЯ, ПАФОС ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / МОДУСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ.

Тематика литературных произведений имеет свою классификацию.

- вечные темы – то, что интересует литературу со времени ее возникновения:

1) антологические (о бытии. Добро и зло);

2) антропологические (о человеке. Любовь, дружба).

- культурно-исторические – освещениекультуры и быта в определенную эпоху;

- искусство и творчество.

В структуре самого произведения выделяют внешнюю тему (то, что изображено) и внутреннюю тему (ракурс изображения, как это видит автор).

Идея – единство всех сторон содержания произведения. Гегель считал идею ведущей, а форму – вторичной. Бахтин поставил между ними знак равенства: «всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна».

Модусами художественности могут быть названы исторически продуктивные способы актуализации законов искусства, которые носят трансисторический (надэпохальный) характер. Модус – это способ.

Модусы художественности / разновидности пафоса литературного произведения:

- героизм. Личность не разделена с окружающим ее миропорядком. Герой равнодушен к собственной самобытности и горд причастностью к сверхличной стороне миропорядка;

- сатира. Наличие активной авторской позиции осмеяния. Самовлюбленность сатирического «я», неотделимая от его катастрофической неуверенности в себе. Обличение истины из всего многообразия реального;

- трагизм. Герой неизбежно виновен перед лицом миропорядка. Самоотрицание является способом самоутверждения. Трагизм вызывает катарсис – очищение через страдание;

- драматизм. Противоречия, душевные метания, страдания;

- романтизм. Стремление к идеалу, трепет;

- юмор. Добродушный смех, нелепость ситуации, чудачество;

- сентиментальность. Душевное умиление, сострадание;

- дидактический. Поучительность содержания.

 

БИЛЕТ 21. ПЕРСОНАЖ, ТИП И ХАРАКТЕР В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. МНОГООБРАЗИЕ СПОСОБОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТИПИЗАЦИИ И ПОСТРОЕНИЯ ХАРАКТЕРОВ. ТИПОЛОГИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ.

Персонаж – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. Это понятие является основополагающим при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи образуют предметный мир. В лирике же персонажи, если они есть, изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное – в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта.

Чаще всего литературный персонаж – это человек. Степень конкретности его представления зависит от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения, творческого метода, замысла писателя. Зачастую персонажами могут быть и животные, растения, природные стихии, фантастические существа («Маугли», «Мастер и Маргарита»).

Главный герой – это первостепенный персонаж.

Характер – второстепенный персонаж, наделенный яркими чертами, создающими полноту образа.

Тип – собирательный образ, всегда наделенный индивидуальными чертами и воплощающий социально-психологические черты представителей данной исторической эпохи.

Может иметь место и одновременное сочетание характера и типа.

Так или иначе, центр познания в художественной литературе составляют человеческие сущности, то есть прежде всего социальные. Свое понимание, оценку характеров писатель передает читателю, домысливая и претворяя прототипы, создавая вымышленные индивидуальности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 5207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь