Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БИЛЕТ 12. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ОБРАЗЕ. ВИДЫ ОБРАЗА. ЗНАК И ОБРАЗ.



Образ в широком значении – внешний мир, попавший в «фокус» сознания и превращенный в факт сознания. Образ может принимать чувственные (ощущение, восприятие, представление) и рациональные (понятия, суждения, умозаключения, идеи, теории) формы.

В философии образ – любое отражение действительности;

В психологии образ – мыслительное созерцание предмета в его целостности;

В эстетике образ – воспроизведение целостности предмета в определенной системе знаков.

В художественной литературе материальным носителем образности является слово, речь.

Виды образов вообще:

- иллюстративные (нужные науке для того, чтобы делать рассуждения и выводы, создаваемые посредством отвлеченных понятий, непосредственно ощутимыми, наглядными);

- фактографические (их создатели не ставят перед собой иллюстративных задач и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их неповторимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении – в частной переписке, мемуарах);

- художественные.

Типология образов по Е. Г. Чернышевой:

- глобальные (война и мир);

- архетипические (из глубин веков – матери, Родины, дороги);

- эпохальные (Гамлет, Донжуан);

- национальные (береза – русская душа);

- частные, предметные (пароход - человек).

Художественный образ – категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных частей. Относительно смысловой насыщенности выделяют автологические (нет побочных смыслов) и металогические (много скрытых смыслов + фантастика) образы.

Специфические черты художественного образа:

- всегда несет в себе обобщение. Если в действительности соотношение общего и индивидуального может быть различным, то художественный образ концентрирует воплощение общего в индивидуальном;

- для его создания всегда отбираются определенные стороны жизненных явлений и подчеркиваются, гиперболизируются в художественном изображении. Именно для раскрытия тех или иных свойств, представляющихся автору существенными, нужны вымысел, фантазия. Право на вымысел дорого художнику, так как оно дает ему свободу самовыражения, мысленного пересоздания действительности;

- он всегда экспрессивен, то есть выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Он обращен не только к уму, но и к чувствам реципиента;

- он самодостаточен, он есть выражение содержания в искусстве. Обобщение, которое несет в себе художественный образ, обычно нигде не «сформулировано» автором, хотя бывают и случаи автокритики;

- будучи воплощением общего в индивидуальном, художественный образ создает объективные предпосылки для споров о смысле произведения, для его различных интерпретаций, как близких к авторской концепции, так и полемичных по отношению к ней.

 

Любой знак есть совокупность означающего и означаемого, своеобразный заменитель означаемого, его чувственно-предметный представитель, носитель некоей информации о нем. Роль знака могут выполнять слова, цвета, звуки и т. д.

Главное в знаке – значение, являющееся важнейшей категорией семиотики. Знак в собственном смысле имеет место лишь тогда, когда что-то (B) преднамеренно ставится кем-то вместо чего-то другого (A) с целью информировать кого-то об этом A. Важнейшей знаковой системой является естественный язык.

Различаются в основном три большие группы знаков:

- индексальные (указывающие на конкретный объект – этот дом);

- характеризующие (указывающие на признак – желтый карандаш);

- универсальные (отвлекающиеся от конкретики и потому повсеместные: например, слово «нечто» ).

Кроме того, существуют иконические знаки, в которых означающее похоже на означаемое: фотография, карта звездного неба.

С точки зрения семиотики, художественный образ может быть определен как иконический знак, однако, несмотря на его понятность многим, в нем всегда присутствует некая условность.

С одной стороны, любое литературное произведение пользуется особым, «поэтическим» языком, хотя его могут не замечать читатели (как воздух). Искусство тем и отличается от рассудочной деятельности, требующей определенной интеллектуальной подготовки, что оно действует на людей независимо от их степени развития и образования.

С другой стороны, художественный образ – весьма своеобразный иконический знак, ведь в отличие от фотографии или карты звездного неба он не повторяет реальность, а представляет собой новую эстетическую реальность, созданную на основе первичной. Для интерпретации текста нужно уметь распознавать коды, под которыми подразумеваются элементы, затрудняющие прочтение произведения, требующие от читателя соответствующей подготовки.

Знакообразование в художественной литературе – процесс постоянный и неизбежный.

Два важнейших источника знаков:

- во-первых, в литературе имеются знаки, функционирующие в других сферах культуры: религии, политике (сон Татьяны – для его расшифровки нужно знать русскую народную мифологию и быт);

- во-вторых, эти знаки являются элементами собственно поэтического языка (Онегин называет Ольгу Филлидой – героиней эклог, а Ленский – Татьяну Светланой – героиней баллады Жуковского).

 

БИЛЕТ 13. ЛИТЕРАТУРА И МИФОЛОГИЯ. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИФА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Миф как понятие имеет три значения:

- сказание, предание, любой вымысел, преобразованный в рассказ;

- достояние исторически далеких эпох, «древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле»;

- надэпохальная, бытующая в жизни народов на протяжении всей их истории форма общественного сознания, связанная с особым родом мышления.

Мифология (по Е. Г. Чернышевой) – система представлений о мире, основанная на некоторой иллюзии, воспроизводящая особую картину мира.

Основные свойства мифологии как формы общественного сознания (в третьем значении):

- предмет мифа обладает общезначимостью, он причастен к фундаментальным началам бытия. В мифах особенно важна оппозиция «хаос – космос (порядок)»;

- смысл мифа переживается теми, для кого он существует, как нечто непререкаемо истинное, не подлежащее сомнению и аналитическому рассмотрению. Представляясь, как абсолютная истина, критичности к себе мифы не терпят;

- форма мифа является гибкой, податливой, свободно варьирующейся в словесной и пластической форме.

Исторически ранние мифы. Миф уходит корнями в неопределенно далекие времена. Первая стадия мифотворчества – архаические родоплеменные мифы, явление предкультурное, бывшее единственной формой сознания человеческих сообществ в ту пору, когда еще не существовало ни религии как таковой, ни искусства, ни тем более науки и философии. Центральным объектом архаичных мифов были одухотворенные явления природы, персонифицированные природно-космические силы. В этот период стали формироваться этиологические мифы, предмет которых – становление «первопредметов» природного и человеческого мира, объяснение их причинности.

На смену таким мифам в эпоху становления человеческих общностей больших масштабов (полисы, государства) пришла античная политеистическая мифология, обрели значимость мифологизированные предания, где над духами, демонами и тотемами возобладали божества и герои. Объектом мифотворчества стали далекие исторические события – «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, древнеиндийская «Махабхарата». Возникает миф о стадиях существования человечества – «Труды и дни» Гесиода, «Метаморфозы» Овидия.

Мифотворчество антропологизируется и историзируется, делая героями полулюдей-полубогов – Геракл, Тесей.

В русле монотеистических религий (иудаизм, ислам, христианство) появилась сугубо этическая, выверенная в ясности и отчетливости нравственных принципов монотеистическая мифология.

К мифологическим элементам в своем творчестве обращались и современные авторы – Островский в «Снегурочке», Джойс в «Улиссе», Ибсен в «Пер Гюнте» Распутин в «Прощании с Матерой» и др.

Мифология Нового времени. В Новом времени мифология перестала быть общенародной и стала инструментом творческой деятельности отдельных привилегированных групп. Данные мифы лишены устойчивости, массовости, зависят от «веяний времени». К таким мифам относятся, например, миф о сверхчеловеке Ницше, о пролетариате как преобразователе мира и спасителе человечества Маркса, арийская идея Гитлера.

Одной из важных черт вторичной мифологии, то есть мифологии Нового времени, является широта ее тематики. Здесь не только бытийные универсалии и далекое историческое прошлое, но и прямое обращение к современным проблемам человечества.

Наряду с учеными, философами, публицистами в мифотворчестве участвовали и писатели. В литературе поры романтизма индивидуально-авторское мифотворчество активизировалось, но прошлая мифология в данном случае подчинилась «задачам и целям собственного выражения писателя». Такой неомифологизм дал о себе знать в «Фаусте» Гете, «Манфреде» Байрона, «Мастере и Маргарите» Булгакова и т. д.

С другой стороны в современной литературе налицо отвержение традиционных верований и мифов.

 

БИЛЕТ 14. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА.

Соотношение между художественным творчеством и эстетическим как таковым понималось и понимается по-разному. Чернышевский и Толстой расценивали искусство как деятельность познавательную, миросозерцательную и поэтому отстраняли его от эстетической сферы. Поспелов поддерживал эту точку зрения, но несколько иначе: он говорил, что существо искусства – духовное, а эстетическое в нем – сфера вторичная, формальная, а потому на понятии эстетического теорию художественного творчества построить нельзя. «В жизни нет никаких явлений, эстетических по своей сущности. Эстетическое – это внешнее проявление некой сущности предмета». Эти утверждения правомерно прокорректировать суждением о том, что главным предназначением произведений искусства является их восприятие как ценности эстетической.

Связи искусства со сферой эстетического многоплановы. Во-первых, предметом изображения в художественных произведениях становится жизнь в ее эстетических свойствах. Во-вторых, сам материал художественных образов (звук, слова и т. д.) имеет чувственный характер и апеллирует к его эстетическому восприятию. В-третьих, эстетическое не только преломляется в произведениях искусства, но и создается в результате творческого акта.

Соотношение между эстетическим в искусстве и в реальности понимается по-разному. Одни говорят, что искусство восполняет реальность, привносит в нее упорядоченность, создавая эстетическое ценное. Другие считают, что «искусство не творит красоту, а являет ее собой, запечатлевает ее ».

Сфера эстетического несомненно шире области художественного, но только в нем эстетическое выходит на первый план и представляется по максимуму.

Главная функция литературы наряду с познавательной – эстетическая (чувственно-воспринимаемая). Литературное произведение всегда эстетический артефакт (нечто, сделанное по эстетическим законам). С XX в. любые эстетические явления стали оцениваться еще по двум эстетическим критериям, автором которых является Ницше:

- аполлоновское начало (благо, красота, упорядоченность);

- дионисийское начало (буйство, дисгармония, пьянство).

В художественном произведении, как эстетическом объекте, должны быть единство содержания и формы, целостность, законченность. Так, например, Достоевский не совладал с гармонией и содержания в романе «Братья Карамазовы» (слишком многое хотел сказать).

Художественность – особое качество литературного произведения, которое делает его эстетически значимым.

Критерии художественности:

- рождение произведением эстетических эмоций;

- создание произведения по законам красоты;

- обладание внутренней меры (чувством соразмерности и сообразности);

- гармония и симметрия;

- законченность и завершенность.

Формы оценки: гениальное, талантливое, графоманское произведение.

 

БИЛЕТ 15. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОГО ОТРАЖЕНИЯ И ПРЕТВОРЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ КАК ИСКУССТВОМ СЛОВА. ЛЕССИНГ «ЛАОКООН, ИЛИ О ГРАНИЦАХ ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ».

Разграничение видов искусства основывается на «формах, способах художественного выражения», то есть на специфичных для каждого вида искусства материальных носителях образности.

Согласно общепринятой и наиболее авторитетной классификацией, основу которой разработал Гегель, великими видами искусства являются архитектура, скульптура, музыка, живопись, поэзия. Позднее к ним «присоединились» танец, пантомима и постановочная режиссура в театре и кино.

Материальным носителем образности литературы является слово, получившее письменное воплощение. Слово всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература принадлежит к числу изобразительных искусств, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). Этим она схожа с живописью и скульптурой и отлична от экспрессивных искусств, в которых запечатлеваются переживания вне их прямых связей с событиями, - музыки, танца, архитектуры.

В составе художественной литературы выделяются две основные стороны: вымышленная предметность и речевые конструкции. Таким образом, художественная словесность совмещает в себе искусство вымысла и искусство слова как таковое.

Вторая часть художественной словесности, искусство слова, тоже двуплановое. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения, во-вторых, как предмет изображения – кому-то принадлежащие и кого-то характеризующие высказывания. Бахтин говорит: «Основное свойство литературы: язык здесь не только средство коммуникации и выражения ― изображения, но и объект изображения». То есть слово в литературе несет эмоциональную, эстетическую функцию, чтобы читатель смог насладиться красотой звуков и слов. Только литература способна воссоздать речевую деятельность людей, только в ней человек предстает говорящим.

Слово чем-то ограничивает наше восприятие, а живопись, скульптура, музыка в этом отношении универсальны. С одной стороны, это недостаток литературы, но с другой ― ее достоинство, так как слово может передавать и пластический, и звуковой, и динамический образ. С помощью слова можно описать и портрет, и пейзаж (описательная функция). Слово может передать звучащую музыку, может передать только общее впечатление от музыки. Слово в литературе также может передавать динамику, воссоздавать какой-то динамический ряд. Тогда слово выступает в повествовательной функции. Слово ― важнейший элемент конструирования художественного образа в литературе, законченная смысловая единица. Литература передает речь, звучащую или внутреннюю (мысленный поток).

Немецкий литературный теоретик Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) в своей работе «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» акцентировал преимущества словесного искусства перед живописью. Вот некоторые его тезисы, которые можно определить по отрывку из хрестоматии:

- так как поэту открыта для подражания вся безграничная область совершенства, то внешняя, наружная оболочка может быть для него разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам (поэту совсем не обязательно давать изображение внешнего облика героя, если поэт уверен, что его герой успевает привлечь читательское внимание, так как благородные черты его характера настолько занимают читателя, что тот или совсем не думает о внешнем виде героя или невольно придает ему если не красивую, то, по крайней мере, не противную наружность);

- надо ограничить установившееся мнение, что описание поэта хорошо лишь в той мере, в какой художник может в точности воспроизвести его. Ведь стоит только подумать о неограниченном поле деятельности нашего воображения, о невещественности его образов, которыми в отличие от литературы мало владеет живопись;

- у Гомера, как представителя литературы, встречается два вида существ и действий: видимые и невидимые. Этого различия живопись допустить не может: для нее видимо все, и видимо одинаковым образом;

- предметы, которые сами по себе или части которых сосуществуют друг подле друга, называются телами. Следовательно, тела с их видимыми свойствами и составляют предмет живописи. Предметы, которые сами по себе или по части которых следуют одни за другими, называются действиями. Итак, действия составляют предмет поэзии. В произведениях живописи можно изобразить только один момент действия, и надо поэтому выбирать момент наиболее значимый, из которого становились бы понятными и предыдущие и последующие моменты. В поэзии также все дается лишь в последовательном развитии, нужно уловить одно какое-либо свойство тела. Отсюда вытекает правило о единстве живописных эпитетов и о скупости в описаниях материальных предметов;

- Лессинг не отрицает за речью вообще способности изображать какое-либо материальное целое по частям, он отрицает за ней эту способность как за средством поэзии, ибо всякое изображение материальных предметов при помощи слова нарушает ту иллюзию, создание которой составляет одну из главных задач поэзии. Эта иллюзия нарушается тем, что сопоставление тел в пространстве сталкивается здесь с последовательностью речи во времени. Описания материальных предметов, исключенные из области поэзии, вполне уместны поэтому там, где нет и речи о поэтической иллюзии, где писатель обращается к рассудку читателя и имеет дело с ясными и по возможности полными понятиями. «Когда плохой поэт, - говорит Гораций, - не в силах ничего сделать, он начинает описывать рощи, жертвенник, ручей, вьющийся по прекрасным лугам, радугу и т. д.».

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 3465; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь