Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гравюра – возможность распространения произведений искусства.
Гравюра – (фр. gravure, от graver – вырезать) вид искусства, включающий произведения, выполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. Различают несколько способов изготовления гравюр: с помощью гравировальной иглы; оттисков с деревянных досок – ксилография; офорты -- создание изображения с помощью кислот, так называемой «горячей воды». Такие способы позволяют делать много оттисков с гравировальной доски, что значительно расширяет распространение произведений искусства. Так, например, имя гениальнейшего художника Северного Возрождения Альбрехта Дюрера стало известным не только в Германии, где он жил, но и в Европе, главным образом благодаря популярности его гравюр. Сначала он работал на дереве, достигнув величайшего мастерства. О его гравюрах писали: «чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, пелену тумана…наконец, всю душу человека, едва ли не самый голос. Все это он с таким искусством передает тончайшими штрихами…». Его гравюры брошюровались в книги, сопровождались текстом. Затем он меняет технику – работает на медных гравировальных досках. Самые значительные его работы: «Меланхолия», «Четыре всадника Апокалипсиса», «Блудный сын», серия гравюр «Большие страсти» (посвященные Христу). Другой художник – Уильям Хогарт (XVIII век, Англия) работает над сериями картин, которые потом переводит на язык гравюры. В нашем Самарском художественном музее значительное количество его гравюр: «Карьера мота», серии гравюр, посвященных судьям. В XX веке по его гравюрам Игорь Стравинский напишет оперу «История повесы». В технике офорта работал неистовый живописец Франсиско Гойя. Его «Капричос» из 82 гравюр, посвященные трагедиям жизни родной Испании были настолько известны, что он был подвергнут допросам инквизиции, ему грозила расправа. Широкое распространение гравюры совпало с изобретением книгопечатания (Иоганн Гутенберг. Германия. XV век). Книга и гравюра взаимно обогатили друг друга. Книга сопровождалась гравюрами, а гравюры включали небольшие сопроводительные тексты объяснения содержания. 4. Особенности древнеегипетской культуры. Египетская культура поражает своим неповторимым своеобразием и загадочностью. Интересно, что название Египту, по-гречески «айгюптос», что означает «тайна», дали греки. Сами же египтяне называли свою страну Та-Кемет – «черная земля», ибо жизнь египтян полностью зависела от воды Нила, его разливов и плодородного ила, что оставался на полях. Они обожествляли реку. Обожествление всего окружающего было им невероятно свойственно. Во всем они видели богов, их в египетском пантеоне насчитывают более трех тысяч ( в каждой местности свои боги). Характерной особенностью египетских богов является их зооморфность, т.е. смешение с животными. Так, например, царством мертвых управлял Анубис, которого изображали с головой шакала или дикой собаки; богиня Луны Бастет – черной кошкой; бог счета Тот – с головой птицы ибис, свирепая Сохмет – с головой львицы… Но так ли были наивны египтяне? Они были невероятно наблюдательны. Шакалы и дикие собаки питались падалью, значит, управлялись с мертвыми; Луна – словно глаза у кошки (так же могут быть круглыми и узенькой щелочкой, светятся в темноте); у птицы ибиса мелкий шажок, словно самая мелкая доля счета; а что может быть страшнее свирепой рыжей львицы, с которой сравнивали удушающую и испепеляющую жару пустыни, когда рассердится самый могущественный бог солнца Ра и пошлет свою дочь Сохмет на расправу с людьми. Для богов в качестве жилища строились огромные храмы, остатки которых и сегодня поражают своей огромностью. Другой особенностью мышления, которая отражается в египетской архитектуре, скульптуре и живописи, является безграничная вера в загробное существование. Длиннейшие папирусы, росписи на стенах гробниц описывают важнейшие для египтян ритуалы странствования души после смерти, которая обязательно предстанет перед судом богини правды Маат, главным признаком которой является легчайшее перышко. Если на чаше весов сердце умершего равно весит с этим пером, не отягчено разными дурными поступками и мыслями, значит, его допустят на поля блаженства, если же чаша весов с сердцем тяжелее, значит быть душе пожранной чудовищем с головой крокодила. Вера в загробную жизнь и в переселение душ заставляла египтян заботиться о теле умершего, делать мумии – совершать сложнейшую процедуру по предохранению тела от тления. Для мертвых строились целые города. Пирамиды, гробницы, скальные храмы – все свидетельствует о необычайной важности загробной жизни. Обо всех правилах заботилась особая каста – жрецы. Особенностью является и то, что невозможно спутать египетские изображения ни с какими другими. Египетский стиль называют каноничным, т.е. неизменным, незыблемым. На протяжении тысячелетий (древняя египетская культура насчитывает 4 тысячелетия) менялись царства: Древнее, Среднее, Новое, – стиль оставался незыблемым. Существовали строгие правила изображения, которые не позволялось менять. Несколько человек могли начать роспись с разных мест и сойтись в строгом соответствии. Недавно найденные росписи в одной из гробниц позволили открыть, почему это происходило: египтяне рисовали с помощью масштабной сетки. Задавая масштаб, зная правила изображения, просто нельзя было ошибиться. Характерными особенностями изображения является то, как они рисовали людей. Не так, как человек выглядит, а так как его выгодно изображать: анфас - глаз, верхняя часть туловища (плечи, грудь), профиль – голова, ноги. Мужчин рисовали с кожей более темного цвета, нежели у женщин. Значимые фигуры (боги, фараоны, вельможи) – уменьшались в размерах по значимости. Предметы по мере их удаления изображали рядами друг над другом. Некоторые изображения каких-то мест вообще напоминают планы и схемы, нежели рисунки. Скульптура Египта поражает статикой, монументальностью, что можно назвать «дыханием вечности». Чаще всего фигуры людей изображаются с выдвинутой вперед ногой, словно шаг в эту самую вечность. Строго пропорциональные, они вписываются в правильные геометрические фигуры, например, в куб, равностороннюю пирамиду… Особенностью египетского искусства является и письменность, чрезвычайно сложная по символике и значению. Почетной была должность писца. Найденный во время наполеоновской экспедиции в Африку так называемый Розетский камень позволил начать расшифровку иероглифов (Франсуа Шампольон). Так с начала XIX века существует наука египтология, которая по-прежнему не сумела ответить на многие вопросы, которые задала человечеству египетская культура (например, загадка пирамид существует по-прежнему, несмотря на большое количество самых различных гипотез, так как неоспоримых доказательств для каждой версии нет до сих пор, а новые исследования все более будоражат умы ученых). 6. Мозаика – умение складывания единого образа. Слово «мозаика» происходит от лат. musivum, букв. – посвященное музам. Это одна из разновидностей живописи, в которой изображение или орнамент составляются из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов. Так же большей частью мозаика используется для больших картин, которые создаются на внутренних и наружных стенах зданий. То называется – монументальная живопись. Располагаясь часто в открытых городских пространствах, чаще используется каменная, керамическая, смальтовая мозаика. Искусство мозаики было известно в Древнем Египте, Древней Греции, в Средней Азии. Но особое значение она имела для римского искусства. Завоевав многие земли, став огромной римской империей, искусство этого народа выработало такой критерий красоты: прекрасное должно быть большим. Огромные залы различных зданий имели мозаичный пол. Часто это было изложение целых мифов. Так недавно была раскопана вилла, которая сохранилась настолько хорошо, что большое пространство пола предстало чудесным изложением одного из самых известных греческих мифов (римляне многое почерпнули у завоеванной Греции) – миф о Минотавре. Все персонажи, причастные к этому мифу, с указанием имени, прекрасно выполнены и не померкли краски мозаичных кусочков. Для христианской Византии мозаика стала способом передачи божественного света. Для него готовились особые кусочки цветного стекла – смальта (сплав стекла с минеральными красками). Под эти кусочки подкладывались тончайшие золотые или серебряные листы. Все сверкало такими ярчайшими красками, что, захватив Константинополь, турки не разрушили один из самых чудесных соборов – Храм Святой Софии, укрыв мозаику под слоем штукатурки, и только в XX веке был снят этот слой, сегодня это музей двух вер: христианской и мусульманской. Для Руси, перенявшей христианство от Византии, мозаика была первым способом украшения храмов. Сохранился Храм Святой Софии в Киеве, главную алтарную стену которого украшает мозаичная Оранта («нерушимая стена»). Многие соборы X-XI веков Чернигова, Владимира, Суздаля славились мозаичными картинами из цветной смальты. Позже это искусство было забыто. Возродил мозаику Михаил Васильевич Ломоносов, основав первую лабораторию, затем и фабрику для получения цветного стекла, создав около 110 оттенков смальты. Два года Ломоносов создавал огромную мозаику «Полтавская баталия», на которую пошло 1 030 000 кубиков разноцветной смальты.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы