Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возможность, действительность и вероятность



Понятия возможности и действительности

Реальность фиксируется обыденным сознанием как нечто уже действительное, существующее в данный, наличный момент времени, то есть в настоящем. При этом настоящее понимается как действительное, как то, что есть, а не как то, что только становится, находится в процессе, в пути от возможного к действительному.

Возможное в таком случае помещается где-то вне настоящего и, следовательно, вне действительного, оно как бы не существует реально, но только мыслится. Безусловно, на уровне обыденного сознания такое понимание возможного и действительного может быть вполне достаточным. Но научное, философское сознание не хочет довольствоваться подобным уровнем понимания существа дела.

Реальное гораздо шире, чем просто настоящее, чем «голая» фактичность бытия. Реальность — это не только то, что уже стало и есть, что совершилось, но и то, что содержится в уже существующем в качестве возможности превращения в нечто иное. Поэтому реальность как бы «нагружена» не только настоящим, но и прошлым, так как она реализовала предшествующие ему возможности. Однако в еще большей мере настоящее «нагружено» будущим: теми всевозможными процессами развертывания бесчисленных потенций сущего, без которых вообще немыслимы жизнь, движение, развитие. Иначе говоря, реальное есть единство возможного и действительного, ставшего и становящегося, а значит, и гибнущего.

С помощью категорий возможного и действительного мысль постигает то, что материя активна, что она непрестанно приобретает все новые и новые формы бытия, превращаясь из одних форм в другие, переходит из одного состояния в другое, что она таит в себе бесконечное число различных потенций. Таким образом, возможность — это не столько «особое свой-

ство несуществующего», не столько «мыслимое», сколько «особо существующая» реальность. «Бытие в возможности» — это не фиктивное, не ложное бытие, но самостоятельная и очень важная сфера реальности: в ее «кладовой» хранится все, чему сбыться суждено, и все то, что никогда не сбудется, — все это придает настоящему особый смысл и значение, отнюдь не вытекающие из его «голой» фактичности. Возможность — это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях.

Материальный мир подобен бескрайнему полю, усеянному семенами различных возможностей, которые не привносятся какими-то внешними силами, а возникают и пребывают в нем самом, выражая самодвижение и саморазвитие реальности. Следовательно, категория действительного охватывает и вбирает в себя все возможности, так как последним просто негде быть, как только в действительности. Подчеркивая единство возможности и действительности, включенность первой во вторую, мы должны, однако, иметь в виду не только их различие, но даже и противоположность. Возможность чего-либо это еще далеко не фактическая действительность, и, быть может, ей никогда не суждено стать таковой. Это начало, включающее в себя программу того, чего еще нет, заложенную в том, что уже есть. Так, зерно представляет своего рода сосредоточение растения — его информационный концентрат, но «никто зерна не принимает за растение, никто не садится под тень дубового желудя, хотя он содержит в себе более, нежели целый дуб — ряд прошедших дубов да ряд будущих» 1. Категория возможности выражает тот факт, что существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы, что оно имеет причинную обусловленность, но еще не получило действительного воплощения.

Под действительностью в широком общедиалектическом смысле разумеют и возможное, и процесс созидания нового, и его бытие, то есть творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, единичного и общего, причины и следствия, потенций, становления, ставшего, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии. Действительность в той мере, в какой она осмыслена человеком, выражается в совокупной

1 Герцен А. И. Собр. соч. В 30-ти т. М., 1954, т. 3, с. 124.

системе понятий, идей, образов науки, философии, культуры в целом, где в равной степени отражено как фактически действительное, так и возможное. Понимаемая таким образом категория действительности является обобщающей, синтезирующей категорией диалектики.

В узкокатегориальном же смысле, имеющем в виду только взаимную противопоставленность действительного и возможного, под действительным понимают реализованную возможность — нечто уже непосредственно ставшее, что уже возникло, осуществилось, живет и действует. По отношению к возможному как потенциальному понимаемое таким образом действительное есть осуществившаяся возможность и основа форм бытия новых возможностей. Значит, действительность неизмеримо богаче возможности, так как она включает в себя не только все виды и этапы, но и все результаты ее реализации.

Возможность — это тенденция или, вернее, пока еще скрытые тенденции развития наличной действительности. Если действительность — это прошлое в настоящем, то возможность — это завтрашнее в сегодняшнем. Реальность — это мир осуществленных возможностей и мир потенциальных возможностей, а между ними — процесс превращения потенций в актуально сущее. Следовательно, во времени возможность предшествует действительности, которая, будучи результатом развития, является в то же время и его исходным пунктом. Поэтому развитие есть процесс как осуществления, так и зарождения возможностей и превращения одной из них в действительность. Сторонники механистического детерминизма полагают, что все существующее полностью предопределено прошлым, точно так же как будущее предопределено настоящим. Это значит, что все дано разом, что будущее можно прочесть в настоящем. Однако если бы все возможности были даны раз и навсегда и никаких новых возможностей в развитии не могло бы возникнуть, тогда миру грозило бы неизбежное истощение возможностей и он походил бы на известного бальзаковского героя из «Шагреневой кожи», дни и часы которого сокращались с выполнением каждого желания. Однако развитие — это не просто развертывание свитка готовых возможностей. Как в следствии имеется нечто большее, чем в причине, так и в действительности постоянно рождаются все новые и новые возможности.

Виды возможностей

Чтобы возможность стала действительностью, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий.

Как и все в мире, возможности развиваются: одни из них растут, другие угасают. В природе превращение возможности

в действительность происходит в целом объективно, независимо от субъекта. И в общественной жизни события порой могут совершаться как бы «самотеком»: некоторые возможности, отвечающие фундаментальным законам общественного бытия, реализуются независимо от нас. Однако историю делают люди. А это значит, что от их воли, сознания зависит очень многое. Так, успешное решение стоящих перед нашим обществом задач, связанных прежде всего с ускорением социально-экономического развития страны, в решающей мере определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем массы. В нынешний тревожный век во весь рост встала проблема войны и мира, значение которой трудно переоценить: ведь от ее решения зависит ответ на вопрос, быть или не быть человечеству. Возможность избавить мир от ядерных кошмаров, сберечь планету существует, фатальной неизбежности мировой войны нет. Эта возможность выступает как активная действительная сила, имеющая все условия для того, чтобы превратиться в фактическую действительность: подъем массовых демократических и антивоенных движений значительно расширил и усилил огромный потенциал мира, разума и доброй воли.

Наиболее существенной характеристикой возможности является мера ее перспективности. В зависимости от силы лежащей в их основе необходимости возможности могут быть перспективными, малоперспективными и вообще бесперспективными — лишь формальными. Реальная, то есть перспективная, возможность — это закономерная тенденция развития объекта, связанная с объективной необходимостью. Малоперспективная возможность — это несущественная тенденция развития предмета, которая лишь при случайном стечении обстоятельств может превратиться в действительность. В ее пользу можно привести только формальные основания. Это возможность, как бы висящая в воздухе. Формальная возможность, однако, коренным образом отличается от невозможности, от того, что принципиально, ни при каких условиях не может быть реализовано. Невозможно, например, встретить на улице Сократа. Мы лишь тогда можем говорить о возможности, когда действительное наличие того, возможность чего нами утверждается, не заключает в себе ничего невозможного. Огромная масса формальных возможностей никогда не превращается в действительность, поскольку они управляются не необходимостью, но случаем. Вместе с тем и вполне реальная возможность может оказаться упущенной или нереализованной в силу каких-то случайных обстоятельств. Тогда она превращается в формальную. Однако и формальная возможность

может превратиться в реальную. Например, возможность полета человека в космос не так давно была формальной, а теперь она превратилась в реальность. Или разве возможна была трансплантация органов человеческого тела, скажем, во времена Гиппократа? Прежде чем превратиться в действительность, формальная возможность должна перейти в реальную. При действии противоположных детерминирующих факторов, в условиях наличия противоположных возможностей та или иная реальная возможность может быть сведена к нулю. Случается и взаимное погашение возможностей.

Отличие научного понимания соотношения возможности и действительности от фаталистического, отождествляющего возможность с необходимостью, в том и состоит, что реальная возможность рассматривается не как однозначная предопределенность, а как такой процесс, который предполагает влияние случайностей, отклонения, борьбу противоположных сил. Не все, что необходимо, возможно именно в данный момент.

Идея вероятности

В сложном клубке проблем, связанных с отношениями между необходимостью и случайностью, которые, как мы уже знаем, являются разными способами превращения возможного в действительное, а значит, и своеобразными мерами возможности совершения того или иного события, особое место занимает понятие вероятности. Это понятие связано со статистическими закономерностями бытия в противоположность его динамическим закономерностям, охватываемым в понятии необходимости.

Понятие вероятности, известное еще со времен античности, начало привлекать пристальное внимание философов и ученых в XVII в. (X. Гюйгенс). Впервые оно было использовано в теории азартных игр для вычисления той или иной степени вероятности того или иного игрового момента. Вплоть до конца XIX в. ученых (Бернулли, Ж. Бюффон, К. Гаусс) по преимуществу занимала математическая сторона статистических процессов. В дальнейшем исследовательскую мысль все чаще стало занимать конкретное воплощение статистически вероятностных законов в различных сферах бытия, сначала в мире социальных явлений (статистика заболеваний, преступлений и др.), а затем и в области естественных наук. Триумфом вероятностных методов явилось создание квантовой физики, в которой идея вероятности проникла в самую сокровенную сущность бытия. «…Основные законы природы, — утверждает, например, К. Форд, — являются вероятностными законами» 1. И в этом с ним согласны многие известнейшие физики XX в.,

1 Форд К. Мир элементарных частиц. М., 1965, с. 73.

такие, как Н. Бор, Э. Шредингер, В. Паули, В. А. Амбарцумян и др.

Что же такое вероятность? Вероятность — это мера объективной возможности, степень возможной реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Она характеризует величину основания той или иной возможности, меру ее способности к реализации, степень ее близости к осуществлению, силу действия благоприятных и отрицательных факторов. Вероятность, таким образом, это не просто мера нашего ожидания. Это объективная мера возможности реализации случайного. Вероятность говорит о том, в какой степени возможно какое-либо событие или же оно вообще не может произойти. Более того, вероятная — это значит более обоснованная возможность.

Вероятность какой-либо возможности есть число, заключенное в интервале между 0 и 1. Между этими крайними полюсами располагается шкала различной степени вероятности. Один ученый проделал такой эксперимент: он бросал монету 24 000 раз и зарегистрировал 12 012 случаев выпадения «орла» и 11 988 случаев выпадения «решки». В таких случаях говорят, что вероятность выпадения «орла» или «решки» равна одной второй. Следовательно, вероятность — это свойство множеств событий. В малом числе бросаний монеты и тем более в единичном действии невозможно предсказать, что выпадет. Тут царствует случай. Но его власть ограничена статистическим законом: когда количество бросков достигает большого числа, обе возможности реализуются с одинаковой необходимостью. Монета симметрична. Это и есть основная причина равнодействующий вероятности. Если вероятность события ничтожно мала, то мы пренебрегаем ею и, например, без страха сидим и слушаем лекцию, не опасаясь, что нам на голову свалится метеорит. Стопроцентная вероятность — это необходимость. Отсутствие всякой вероятности — это полная недостоверность или даже невозможность событий.

Вероятностные отношения имеют две стороны: внутреннюю, связанную со структурой предмета (в приведенном примере — с симметричным строением монеты), и внешнюю, связанную с частотой реализации события (в приведенном примере — с количеством бросаний). Объективную связь между внутренними и внешними сторонами вероятности выражает закон больших чисел, который гласит: совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая. Каждое событие есть равнодействующая необходимых и случайных причин. Закон больших чисел выступает как закон постоянных

причин, преодолевающий влияние причин случайных. Постоянство проявляется в пределах тех условий и причин, которые вызывают определенное явление. В приведенном примере дает о себе знать по мере возрастания числа опытов основная причина (симметрия монеты), которая постоянно действует в одном направлении и в конечном счете приводит к реализации обеих возможностей. При большом числе испытаний для ряда случайных событий частота остается почти постоянной. Это и заставило ученых предположить наличие не зависящих от испытателя закономерностей течения явлений.

Статистическая закономерность, существующая объективно в массе единичных явлений, с ее специфическим взаимоотношением между необходимым и случайным, единичным и общим, целым и его частями, причиной и следствием, возможным и вероятным, составляет ту объективную основу, на которой воздвигается могучее здание статистических методов научного познания мира. Методы теории вероятностей и непосредственно связанные с ними статистические методы приобретают все большее значение во всех областях современной науки. Еще в рамках классической физики сложилась статистическая физика, а в квантовой механике вероятностные принципы приобрели фундаментальное познавательное значение. Возникла и интенсивно развивается специальная отрасль логической науки — вероятностная логика. Абсолютное устранение вероятности из познания невозможно в силу того непреложного факта, что вероятность в знании выражает реальные вероятностные свойства возможностей.

В чем же состоит особенный смысл вероятностных понятий? В том, что с их помощью удается по-новому истолковать традиционные философские проблемы — соотношение случайности и необходимости, возможности и действительности. Если раньше достаточно часто случайность толковалась как событие с пока неизвестной человеку причиной, то есть фактически отождествлялась с необходимостью, а возможность — как зависящая от степени нашего познания мира, то с введением понятия вероятности ситуация резко изменилась. Теперь вероятность из понятия чисто гносеологического, отражающего степень познанности объекта, превратилась в понятие онтологическое, отражающее объективную сущность самого объекта. Так, если в классической механике при точном знании исходных условий и примененных сил можно однозначно определить местонахождение любого элемента через любой промежуток времени (здесь действуют динамические законы, содержащие в своей основе однозначную необходимость), то в квантовой механике значение физических величин определяется

лишь статистически и при этом зависимость этих величин от однозначно определяемых волновых функций носит вероятностный характер (здесь действуют статистические законы, содержащие в своей основе веер вероятностных величин). Причем вероятность не является следствием субъективного незнания, но есть объективный атрибут самого бытия.

Однако введение вероятностных атрибутов в число онтологических характеристик самого бытия отнюдь не означает, что в вероятностных теориях субъект познания полностью аннулирован. Напротив, именно квантовая механика, содержащая в своей основе статистически-вероятностные методы, с особой острогой поставила одну из самых интереснейших современных общенаучных проблем — проблему совмещения в научной теории как объекта познания, так и познающего субъекта. «…Для объективного описания и гармоничного охвата опытных фактов необходимо почти во всех областях знания обращать внимание на обстоятельства, при которых эти данные были получены» 1. В понятиях науки мы не имеем простого зеркального отражения объекта действительности (как говорят психологи, только ребенок отождествляет зрительный образ и предмет) каждое научное понятие содержит в себе такие смысловые нюансы, которые обусловлены чисто человеческим способом познания, формами его чувственного восприятия и мышления. Ни одна наука не дает нам однозначного образа самой действительности — в системе ее понятий и суждений всегда присутствует некоторая субъективация; любое, даже «чисто» онтологическое на первый взгляд понятие, будь то «объект», «клетка» или «материя», содержит в себе» и гносеологические моменты. Вспомним ленинское определение материи, в котором специально оговаривается именно гносеологический аспект ее восприятия.

Понятие вероятности, как и все категории диалектики, совмещает в себе и степень субъективной уверенности в появлении событий (гносеологический аспект) и меру объективной возможности события (онтологический аспект).

Правильное понимание сути категорий возможности и действительности, соотношения реальной и бесперспективной возможности имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение. В жизни чрезвычайно важно знать о начале возникновения, которое находится внутри того, что обладает потенцией. Например, в политике очень важно понимать, где начинается и кончается реальная возможность. Знание реальных возможностей вселяет надежду. Когда надеют-

1 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961, с. 13.

ся на хорошую погоду или выигрыш в лотерее, то такая надежда не влияет на исход дела. Но в жизни совсем иное: здесь сама согревающая душу надежда становится идеальной движущей силой определенных действий, ведущих к ее осуществлению.

Часть и целое. Система


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь