Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сюжет в нефабульном произведении.



В литературоведении существует термин: «внефабулярные элементы». Это прежде всего различного рода описания — пейзажа, жилища, места действия, одежды героя. Описание давно уже стало для прозаика полноправным методом развертывания сюжета. 27. Композиция и архитектоника. Композиция – построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют линейную, инверсионную, кольцевую и т. д. Архитектоника (в литературе) — общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе, но различие между этими понятиями легко устанавливается в связи с тем характером, который они соответственно имеют в архитектуре и в живописи, т. е. в искусствах, откуда эти понятия условно перенесены в литературу. Под композицией в живописи (а отсюда с необходимыми модификациями и в литературе) понимается распределение фигур, выбор положения, «драпировок» и т. п. Вообще «композиционное» изучение произведения сводится к изучению отдельных его деталей для установления по ним характера целого и обратно. Эти детали сами по себе в архитектонике не имеют такого значения. Перенесенное в литературу из архитектуры, которая по самому своему существу требует строжайшего внимания, прежде всего, к соотношению частей (даже безотносительно к их внутреннему 76значению), — ибо в противном случае построение окажется зыбким, — понятие «архитектоники» и в литературе сохраняет это значение. 28. Время и пространство в художественном произведении. Хронотоп – изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введен М.М. Бахтиным. Хронотоп воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию произведения, но при этом не прямо, не непосредственно отображает время и пространство, а рисует их условный образ, поэтому в произведении искусства художественное время и художественное пространство не тождественны реальным, это именно образы времени и пространства со своими признаками и особенностями. Например, время в литературном произведении может быть либо соотнесено, либо не соотнесено с историческим, может быть непрерывным или иметь временные перестановки, может быть намеренно замедлено автором или свернуто до ремарки. Хронотоп может протекать параллельно в разных сюжетных линиях произведения. Создаваемое писателем художественное пространство – некая модель, картина мира, в котором происходит действие. Пространство может быть широким или узким, открытым или замкнутым, реальным или вымышленным. Различные составляющие хронотопа в произведениях зачастую могут иметь символический смысл. Кроме того, по мысли М.М. Бахтина, жанровая специфика произведения определяется прежде всего хронотопом. 29. Автор и образ автора. Автор. 1. Биографический автор, писатель. 2. Автор – создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения. Например, А.С. Пушкин, автор романа «Евгений Онегин». 3. Автор – образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей. Может быть предельно сближен с биографическим автором или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). 4. Автор – «знак художественной системы» (определение Г. Гуковского).

30. Формы образа автора в произведении. Образ повествователя условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование; субъект речи (повествователь). Образ повествователя проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных образов повествователя. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки) и не звучит на сцене. Образ рассказчика – условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Образ рассказчика есть, например, в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия. 31. Автор, герой, читатель в художественном произведении. Автор – тот человек, который создает произведение. Литературный герой – главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования. Читатель – адресат, субъективный судья художественного произведения.

32. Тип и характер. Тип, в первую очередь, выражает родовое массовое начало. В характере акцент наоборот направлен на индивидуальности. Тип выражает одно качество или свойство, он психологически односторонен. Характер диалектичен, противоречив, психологически сложен, многогранен. Тип всегда статичен, лишен подвижности, не изменяется. Характер динамичен, способен к саморазвитию. Например, Татьяна Ларина и Анна Каренина, которые ведут себя совсем не по задумке автора. Тип существует вне времени. Характер же рассматривается на фоне исторической эпохи, взаимодействует с ней. Но в характере всегда заключен типический представитель. Типический и типичный – разные вещи. В характере есть ядро, характеризующее эпоху, поколение. Пример: «Отцы и дети» – Базаров и Павел Петрович. В сказках и фольклоре обычно используются типы. Иногда, правда, бывает перерождение героя. Но это еще не характер. Часто герои – носители одного какого-то качества. Поэтому в пьесах часто встречаются говорящие фамилии. На носителях одного качества строится классицизм (Фонвизин). Для реализма всегда важно понять причины – там почти всегда характеры. Исключение – Мертвые души, где в героях какая-то одна, не всегда негативная черта доведена до абсурда. 33. Способы создания образа литературного персонажа. Персонаж – общее название любого действующего лица литературного произведения. Подразделяются на главных, второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах). Образ литературного персонажа создается посредством описательной характеристики (портрета), речевой характеристики. 34. Пейзаж, интерьер, их функция в произведении. Интерьер – изображение в художественном произведении внутренней обстановки помещения (дома, усадьбы, комнаты героя и т. д.). Часто выступает как средство характеристики персонажа. Пейзаж – описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. Может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображения, стиля и художественного метода пейзаж выполняет в произведении различные функции. 35. Субъектная организация повествования. Это соотнесенность носителей речи и их сознаний. По тому, как они соотнесены, мы можем говорить о том, что текст, как произведение, лишен монолитного голоса, в нем присутствует разноречие или многоголосие. «Война и мир» строится на смене субъективного восприятия. Например, В ХХ веке появилась тенденция изображать происходящее с нескольких точек зрения Пересечение разных вариантов одного и того же события. Есть разные ракурсы видения. Текст воссоздается через передачу различных художественных восприятий.Автор. Кто он в тексте? Существует понятие биографический автор. Это реальные Ленин, Пушкин. Он имеет к художественному тексту отношение как создатель. Есть автор как субъект художественной деятельности, творческого процесса. Пример: что и как пишет Пушкин. Есть автор в его художественном воплощении (образ автора). Это некий носитель речи внутри художественного произведения. Есть повествователь. Он может быть приближен к автору, может быть дистанцирован от него.

36+37. Стилистические возможности построения художественной речи. Речь художественная – специфическая форма словесного искусства, отличная от обычной литературной (нормативной) речи. В частности, она может включать речь нелитературную, если этого требует определенное художественное задание. Художественный стиль речи как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Изображенная действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего, входят образные средства русского литературного языка, а также, слова реализующие в контексте свое значение. В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску.

 

38. Виды и функции тропов. Троп – термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение семантических изменений слова, разнообразных сдвигов в его семантической структуре. Основными видами тропов у большинства теоретиков считаются: метафора, метонимия и синекдоха с их подвидами, т. е. тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении. Но наряду с этим в число тропов включают ряд оборотов, где основное значение слова не сдвигается, но обогащается путем раскрытия в нем новых дополнительных значений (эпитет, сравнение, перифраза). Во многих случаях уже античные теоретики колеблются, куда отнести тот или другой оборот – к тропам или к фигурам. Так, Цицерон относит перифразу к фигурам, Квинтилиан – к тропам. Оставляя в стороне эти несогласия, можно установить следующие виды тропов, описанные у теоретиков древности, Ренессанса и Просвещения:

Эпитет – определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова. Особое внимание теоретики уделяют эпитету с противоположным значением – оксюморону .

Сравнение – раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку. Раскрытие же значения слова путем определения его логического содержания называется истолкованием и относится к фигурам .

Перифраза – «способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов». Одним из видов перифразы является эвфемизм – замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Все эти тропы простроены на обогащении неизмененного основного значения слова. Следующие тропы построены на сдвигах основного значения слова.

Метафора – «употребление слова в переносном значении». Стечение многих метафор образует аллегорию и загадку .

Синекдоха – «случай, когда целая вещь узнается по малой части или когда по целому узнается часть».

Метонимия – «замена одного названия предмета другим, заимствуемым у родственных и близких предметов».

Антономазия – замена собственного имени другим, «как бы извне заимствованным прозвищем».

Металепсис «замена, представляющая как бы переход от одного тропа к другому».

Наконец выделяется ряд тропов, в которых изменяется не основное значение слова, но тот или иной оттенок этого значения.

Гипербола – преувеличение, доведенное до «невозможности».

Литотес – преуменьшение, выражающее посредством отрицательного оборота содержание положительного оборота.

Ирония – выражение в словах противоположного их значению смысла.

39+41. Ритмич организация художественного произведения. Ритм и метр

Система Силлабика Силлабо-тоника Тоника
  Принцип организации   Равное количество слогов в стихе (слоговой принцип) Равный межударный интервал (слогоударный принцип) Равное количество ударных слогов при колеблющемся межударном интервале
  Размеры     1)Одиннадцатисложник, 2)Тринадцатисложник и др. Двухсложные: 1)хорей, 2)ямб     1)Дольник 2)Тактовик 3)Ударник
Трехсложные: 1)дактиль, 2)амфибрахий, 3)анапест

С интонационно-синтаксическим строем связана и ритмическая организация художественной речи. Наибольшей мерой ритмичности отличается стихотворная речь, где ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т. д.Конкретная ритмическая организация стиха зависит от системы стихосложения. Размер стихотворный – форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка.

Хорей – метр в силлабо-тоническом стихосложении, образуемый стопами из 2 слогов, с сильным местом первом. В русском стихе употребительны 4-стопный хорей (“Мчатся тучи, вьются тучи”, А.С. Пушкин), 5-стопный хорей (“Выхожу один я на дорогу”, М.Ю. Лермонтов) и др. Стопа хорея: –U. Ямб – метр в силлабо-тоническом стихосложении, образуемый стопами из двух слогов с сильным местом на втором. В русском стихе употребительны 3-стопный ямб (“Подруга думы праздной”), 4-стопный ямб (“Мой дядя самых честных правил”), 5-стопный ямб (“Еще одно, последнее сказанье”) (все примеры из А.С. Пушкина). Стопа ямба: U–. Дактиль – метр в силлабо-тоническом стихосложении, образуемый стопами из 3 слогов с сильным местом на первом; в русском стихе 18 в. преобладали 2-стопные и 4-стопные дактили (“Суетен будешь / Ты, человек…”, А.П. Сумароков), в 19 в. – 4-стопные и 3-стопные (“Где твое личико смуглое…”, Н.А. Некрасов). Стопа дактиля: –UU.

Амфибрахий – метр в силлабо-тоническом стихосложении, образуемый стопами из 3 слогов с сильным местом на втором; наиболее частые размеры в русской поэзии – 4-стопный (“Гляжу, как безумный, на черную шаль…”, А.С. Пушкин), 3-стопный (“По синим волнам океана…”, М.Ю. Лермонтов) и их чередование (“Песнь о вещем Олеге” Пушкина.). Стопа амфибрахия: U–U.

Анапест – метр в силлабо-тоническом стихосложении, образованный стопами из 3 слогов с сильным местом на третьем; наиболее частые размеры – 3-стопный (“Что ты жадно глядишь на дорогу…”, Н.А. Некрасов), 4-стопный (“Не гулял с кистенем я в дремучем лесу…”, его же) и их чередование (“Иванов вечер” В.А. Жуковского и др.). Стопа анапеста: UU–.

Пиррихий – стопа из двух безударных слогов.

Спондей – название сверхсхемного ударения в стопе ямба (“Швед, русский колет, рубит, режет”, А.С. Пушкин) или хорея.

Дольник – русский стихотворный размер с переменным межударным интервалом, колеблющимся в диапазоне 1–2 слогов.

Тактовик – русский стихотворный размер с переменным межударным интервалом, колеблющимся в диапазоне 1–3 (0–2) слогов

 

40. Стих и проза. Основной признак стихотворения – записанный в колонку текст. И не крутите пальцем у виска, я серьезно! Другой признак – ритм, но не забывайте, что проза тоже может быть ритмизованной (как в «Дафнисе и Хлое»).

Стихи воспринимаются слушателями и читателями как речь, резко отличающаяся от обычной разговорной речи. Она ритмически упорядоченная, имеет ряд особенностей. В ней есть не только логические, но и ритмические паузы.

Стихи – это такие ряды слов, на которые речь делится не логическими, а ритмическими паузами. В литературном тексте каждый такой ряд слов (стих) пишется отдельной строкой.

Основными соразмерными частями стихотворной речи являются не стопы, а сами отдельные стихи.

Стопа – небольшая группа слогов, подчиненная словному акценту на одном из них и повторяющаяся в такой своей организованности в пределах ряда стихов.

Отличие стихов от ритмизованной прозы:

Стихи Ритмизованная проза
На последнем слове каждого стиха всегда возникает более сильное ритмическое ударение, которое организует весь стих и делает его основной, соразмерно повторяющейся «единицей» ритма стихотворной речи. Это ударение стоит на последнем слоге стиха неизменно, постоянно и поэтому называется константным ударением или константой стиха. В тактах прозы самостоятельно значимые слова имеют одинаковые словные акценты.
Стихи отличаются друг от друга в основном паузами ритмическими, которые показывают конец стиха и оттеняют его ритмическое константное ударение. В прозе такты отделяются только логическими паузами, часто обозначаемыми знаками препинания.

42. Составляющие стихотворного ритма. Ритм. Периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических элементов; упорядоченность ее звукового строя. С понятием «поэтический ритм» связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. По классификации Е. Г. Эткинда, к числу таковых относятся повторы. 1. Тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический ритм). 2. Стиховых строк равной длительности (силлабический). 3. Синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический). 4. Звуков в конце строк (рифма). 5. Звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма). 6. Чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца – мужское и женское, мужское и дактилическое, женское и дактилическое и т.д. (каталектика). 7. Пауз в конце стиховых строк. 8. Пауз словоразделов на равных композиционных местах внутри стиховых строк (цезура). 9. Соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической основой стиха (интонационный ритм). 10. Тождественных или аналогичных стиховых групп (строфический ритм).


Поделиться:



Популярное:

  1. Анализ проведения сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада №53 г. Алматы
  2. Библейские сюжеты в творчестве Альберта Ван Оуватера, Ганса Мемлинга, Дирк Боутса, Рогира Ван дер Вейдена и др.
  3. Билет 11. Бытовая сказка: типы сюжетов, основные конфликты, герои.
  4. Билет №13 вопрос №2 Сюжеты и образы Нового Завета. Притчи Христа.
  5. Билет №9 вопрос №2 Сюжеты и образы Ветхого Завета. Начало Земной жизни первых людей. Каин и Авель.
  6. Вертикальное и горизонтальное пространство в художественном произведении.
  7. Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст
  8. Вопрос 2. Русская иконопись на библейские сюжеты
  9. Вопрос 21. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Неоднородность их литературоведческой интерпретации.
  10. Вопрос 22. Понятие мотива в литературоведении и его интерпретация А.Н. Веселовским в соотнесенности с сюжетом.
  11. Вопрос 23. Конфликт и его претворение в сюжете и иных элементах художественной организации произведения.
  12. Достаточно ли ясна каждая из сюжетных линий? Все ли в порядке с завязкой, перипетиями и развязкой в каждой из них?


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь