Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Библейские сюжеты в творчестве Альберта Ван Оуватера, Ганса Мемлинга, Дирк Боутса, Рогира Ван дер Вейдена и др.
Баутс, Боутс (Bouts) Дирк (Тьерри) (около 1415-1475), нидерландский живописец периода позднего готического искусства. Работал главным образом в Лёвене. Используя традиции живописцев Рогира ван дер Вейдена и Яна ван Эйка, художник Дирк Баутс в своих картинах стремился к точности и убедительности деталей, к изяществу и красочной декоративности живописи, вводил в свои религиозные композиции портретные изображения, бытовые жанровые мотивы, элементы натюрморта и проникнутого лирическим чувством пейзажа (алтарь “Таинство причастия”, 1464-1467, церковь Синт-Питерскерк, Лёвен). А́ льберт ван О́ уватер[1] (Aelbert van Ouwater, Albert van Ouwater) (ок. 1415, предположительноАудеватер недалеко от Гауды — ок. 1475, Харлем) — нидерландский художник. Об Альберте ван Оуватере имеется очень скудная информация. Большая часть информации содержится в «Книге о художниках» Карела ван Мандера, в которой Оуватер описывается преимущественно как известный мастер пейзажа. Кроме пейзажей Оуватер написал по всей видимости несколько религиозных полотен, одно из которых идентифицировано благодаря описанию в книге ван Мандера. Это созданное в 1450—1460 гг. «Воскрешение Лазаря», которое хранится в Берлинской картинной галерее и до настоящего времени является единственной картиной, бесспорно принадлежащей кисти Оуватера. Ничего не известно о годах обучения художника. Искусствоведы исходят из того, что проживая в южных Нидерландах, Оуватер познакомился с творчеством Яна ван Эйка, Петруса Кристуса, Рогира ван дер Вейдена и Дирка Баутса. Судя по «Воскрешению Лазаря», особое влияние на творческую манеру Оуватера оказал именно Дирк Баутс, чьи типизация фигур, двигательные типы и одежда изображённых очень близки полотну из Берлинской галереи. Оуватер был отличным колористом, владевшим мельчайшими нюансами цветовой палитры и правилами построения перспективы. Мастер Тибуртинской сивиллы. Тибуртинская сивилла перед Августом. 1480—1485. Штеделевский художественный институт. Франкфурт-на-Майне В искусствоведении часто предпринимались попытки идентифицировать Оуватера с другими до настоящего времени неизвестными художниками. Оуватеру, например, приписывали авторство «Тибуртинскойсивиллы», пейзажные миниатюры из туринскогоПрекрасного часослова Богоматери герцога Беррийского и изображения святых. Все эти попытки не нашли всеобщей поддержки искусствоведов либо были опровергнуты. Аналогично закончились попытки приписать Оуватеру другие полотна на основе анализа «Воскрешения Лазаря». Лишь фрагмент изображения головы, хранящийся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, обнаруживает сходство с берлинской картиной Оуватера. Ганс Мемлинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc илиMemlinc; 1433/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандскийживописец второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.
[править]Биография Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга вБаварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённогоСтефана Лохнера[1]. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился уРогира ван дер Вейдена[2] в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена. Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членомгильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армииКарла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, ссудивший вместе с другими определённую сумму денег для борьбы с королём Франции Максимилиану I в 1480 году. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года[3], похоронен на кладбище церкви Св. Гислена. [править]Творчество См. также: Страшный суд (Мемлинг), Семь радостей Марии и Портрет пожилой женщины «Страсти Христовы» (1470). Галерея Сабауда, Турин Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении. Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая»[4]. Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее). «Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические. Один из первых натюрмортов в истории искусства (ок. 1485). Музей Тиссена. «Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта. Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев. Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа[5]. Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, гдедонатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники. Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные». Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель[6], поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы