Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вертикальное и горизонтальное пространство в художественном произведении.



Пространство и время – общие формы существования материи.

Средневековое представление о мире: пространство вертикальное – сакрально, непознаваемо и непреодолимо, пространство горизонтальное – земное пространство, преодолимо, конечно, наполнено событиями. Также существует некое промежуточное пространство, которое соединяет горизонтальное и вертикальное.

Появляется мотив путешествия. Его причины:

· Осознание грешной жизни, паломничество

· Светское путешествие (ради знакомства с другой культурой)

Принципы понимания и организации пространства:

· Религиозно-философское (с точки зрения праведности).Рассматривается с точки зрения территории, национальности, религии.

· Художественно-поэтическое. Пространство эстетизируется, рассматривает с точки зр. Его выразительности (мыслей, чувств)

Изображение пространства:

· Точечный способ (перечисление географических топонимов)

· Линейный. Формирование интереса к пути. Описание пути, связи между точками. Переход от религиозного путешествия к светскому. Усиление социальной направленности.

· Рост индивидуально-авторского начала

Формы преодоления пространства в произведениях разного времени:

· Средневековье – лёгкость передвижения героя (взгляд свысока)

· С 14 века – появляется трудность преодоления, борьба с пространством.

Деление на два типа:

1. Открытое пространство – легко преодолимо (путевые записки, авантюрный роман, батальные повести)

Пространство – дружественное, нейтральное, враждебное

2. Закрытое пространство – связано с замыслом автора, необходимо для создания образа.

Пространство – дружественное, нейтральное, враждебное (действует магическая сила притяжения, в него тяжело проникнуть, выйти можно только с помощью интеллекта)

Типы пространства:

· Реально-историческое. Реально существует. Географически соотнесено с картой. Четко очерчено, привязано к конкретной местности. Существует в настоящем или в прошлом.

· Мифологическое (легендарное). Не имеет границ. Оно находится за границей реального. Отделено от реального мира расстоянием. До него тяжело добраться, оно сопротивляется проникновению. Проникновение в него запрещено (если же проник – смерть). Материально, вечно. Предметы из этого пространства в реальном мире обладают волшебной силой.

· Легендарно-историческое. Внимание автора направлено на легенду, связанную с объектом изображения. Реальное пространство имеет легендарный подтекст.

Эти типы могут мирно сосуществовать, переходя из одного в другое, но не могут существовать одновременно. Между ними должна быть причинно-следственная связь (Мастер и Маргарита – все 3 типа)

В пространстве важны границы. Границы реального мира проницаемы (переход чувствуется). Переход свободен для посвященных.

Важен мотив дороги (является ведущим). Включает все виды пространства (проходит через них)

Ориентация в пространстве:

· Стороны света

· Лево, право

· Последовательность описания

Измерение пространства:

· Меры длины

· Сравнение с хорошо известными ориентирами

Точки осмотра пространства:

· Сверху

· Снизу (окопный взгляд)

· На одной плоскости

Приемы изображения пространства:

· Панорамность (характерна для средневековья). Расширение взгляда с некоей высокой точки.

· Фокусация до точки

Пространство по горизонтали («Хожение за три моря») или вертикали (Данте «Божественная комедия»).

 

32.Малые жанры драмы (фарс, интермедия, водевиль, комическая опера и др.). Анализ одного из жанров по выбору студента.

Фарс (возник, очевидно, уже в 12 в., но расцвета достиг в 14—16 вв., прежде всего во Франции. Франц. Ф. близок нем. фастнахтшпилю) — самый популярный жанр средневековой драмы, небольшие комические пьесы бытового содержания, близкие по тематике к фаблио. Часто сатирическая тематика. Фарс. не знал длительной подготовки спектакля, не имел оборудованной сценической площадки, обходился самыми примитивными постановочными средствами. Как правило, написан восьмисложным стихом, которых, согласно канону, от 300 до 600 (исключение — фарс «Адвокат Пьер Патлен», насчитывающий 1599 стихов). Самый ранний из известных фарсов, это фарс «Мальчик и Слепой» (вторая половина XIII в.) Наибольшую известность получили французские фарсы XV в.: «Лохань», «Адвокат Пьер Патлен» и др. Это жанр типично городской литературы (сюжеты, темы, образы). Фарс писался для широких кругов горожан, отражал их интересы и вкусы (представители других сословий, в первую очередь дворяне и крестьяне, изображаются в фарсе не очень часто). Фарс оперирует готовыми типами — масками. Таковы плут-монах, шарлатан-врач, глупый муж, сварливая и неверная жена и т. д. В фарсе обличается корыстолюбие богатых горожан, высмеиваются индульгенции, разоблачается разврат монахов, клеймятся феодальные войны и т. д. Ф. лишен морально-дидактич. направленности, он чаще высмеивает и не всегда разоблачает; в нем много остросюжетных положений, буффонады, эксцентрики (особенно в поздних памятниках и переработках — у Мольера и др.), каламбуров и острот. Он утверждает мироощущение нового, индивидуализированного человека (в этом его предвозрожденческий характер); носители старых обычаев и устаревших знаний высмеиваются и терпят в Ф. поражение; проделки же мошенников, изворотливость плутов, вообще находчивость и удачливость изображаются сочувственно.

Интерме́ дия — комические сцены, иногда одноактная комическая опера, балет, пантомима, или музыкальные номера, вставляемые между действиями основной пьесы спектакля. Появление И. относится к средним векам, когда в Европе вошло в обычай в промежутках между актами серьезной духовной или исторической драмы, с целью доставить зрителям отдых и развлечение, разыгрывать шутливые сценки в стиле фарсов. Персонажами И. являлись представители городской или деревенской уличной толпы (крестьяне, солдаты, ремесленники и т. д.). И. назывались также интерлюдиями (от лат. слова ludus игра). В XVI столетии в Англии из И. выработался самостоятельный драматический тип, — таковы интерлюдии Д. Гейвуда, представляющие собой внешнее выражение реально-бытового элемента в старинном английском театре и положившие начало народной комедии. Как в старо-испанском, так в особенности в итальянской «профессиональной комедии» (commedia dell’arte) И. обязательная принадлежность представления. Как известно, Мольер также охотно вставлял И. в свои комедии, что вообще было в традиции тогдашнего европейского театра.

Водеви́ ль —комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства. Во второй половине XVII столетия появились во Франции и небольшие театральные пьески, вводившие по ходу действия эти песенки и от них и сами получившие название «водевиль». А в 1792 в Париже был основан даже специальный «Театр водевиля». Из французских водевилистов особенно известны Скриб иЛабиш. В России прототипом водевиля была небольшая комическая опера конца XVII века, удержавшаяся в репертуаре русского театра и к началу XIX века. Сюда можно отнести — «Сбитеньщик» и «Несчастье от кареты» Княжнина, Николаева — «Опекун-Профессор», Левшина — «Мнимые вдовцы», Крылова — «Кофейница» и др

Комическая опера — опера комедийного содержания. Также термином «опера комик» определяют именно французские оперы, имеющие комическую жанровую окраску. Основные особенности комического оперного жанра: разговорные диалоги, речитативы, ариозность и динамичные ансамбли, близость к колоритному народному тематизму, более детальные, чем на ранних этапах становления жанра, характеристики персонажей.

Литературоведческие науки (история литературы, теория литературы, стиховедение) и особенности их взаимодействия. Теория литературы и литературная критика. Содержание и задачи литературоведческих наук.

История литературы - интересуется особенностями эпохи, разнообразием Национальной литературы, изучает историю возникновения литературных течений и направлений, методы и стили разных народов, изучает творчество отдельных писателей, любое событие в истории развития; историки пытаются установить своеобразие данного периода, изучить своеобразие жанров.

Теория литературы - общие. Проблем творчества: сюжет, образ, композиция. и т.д; Теория стремится изучить системы, уложить все понятия, изучить литературу как науку. Тесно связана с эстетикой. Лит-ра как искусство слова. Теория связана с критикой и историей литературы.

Стиховедение - наука о звуковой форме литературных произведений. Стиховедение разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха) и строфику(учение о сочетаниях стихов).

Литературная критика - оценка современной лит-ры; в 17 в. появилась во Франции, в 18 в. в России; выходит то на 1 план, то на периферию других процессов; критика связана с передовой лит-рой, занимается разбором произведений и их оценкой; к. сочетает худож и научн мышление (как влияет книга на общ-во).

Наука и литература. Наука базируется на точном понятии. А лит-ра на образах, многозначности. Для лит-ры необходимы вспомогательные науки: текстология (задача - изучает историю какого-л. текста и его кто написал, восст. пропуски в тексте, палеография (имеет дело с древнеписьменными памятниками, иссл. материал, на кот.зафикс. текст (это м. б. камень, металл, дерево, кожа, папирус, бумага), а также особенности почерка и самих орудий письма), атрибуция (опр-ние имени автора анонимного пр-ния или подписанного псевдонимом, датировка произведения), библиография (для оформ. статей, курсовых, списка авторских книг.), историография (история всех наук, развитие науки), источниковедение (изуч. портреты, фотографии), архивоведение (изуч. архивов), книговедение (изуч. книг), методика преподавание лит-ры.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 2567; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь