Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Один ли Бог во всех религиях



Эта идея приводит к разрушению христианства, так как становиться безразлично какую религию исповедовать. А каждая религия – это определённый ход жизни и понимания Бога. Апостол Павел говорил, что не хочет, что бы люди поклонялись бесам, то есть образ Бога в разных религиях может быть искажён до дьявольского подобия. Во Христе же виден оптимальный образ Бога, которого можно постичь. Сейчас идёт прямое направление к культу сатанизма.

Образы Бога в различных религиях отличаются. К примеру, у слова «любовь» подразумевает разные смыслы.

В дохристианскую эпоху учение о Боге, как любви, практически отсутствует. В нашем сознании есть чувство, что главное это справедливость, а не любовь. В дохристианское время Бог – это высшая правда. Христианство же утверждает, что Бог есть любовь. Любовь – это высшее качество Бога открытое людям. Святые отцы по этому поводу пишут:

- Исаак Сирин: милосердие и правосудие в одной душе то же, что человек в одном доме поклоняется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие – уравнивание общей меры, милосердие – печаль, возбуждаемая благодатью, как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так милосердие и правосудие в одной душе. Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не отражается на твоих делах.

Бог не судья и не палач, а врач.

- Антоний Великий: Бог благ и неизменен, но как же он о добрых радуется, а на грешниках гневается, но на сие надо сказать, что Бог не радуется и не гневается, так как это страсти, нелепо думать, что Бог страдает из-за дел человеческих. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общении с Богом в сходстве с ним, делая зло мы становимся отверженными от него, это значит что грехи наши не попускают нас к Богу, ибо подобное соединяется с подобным. Если молитвами и благотворениями снискиваем прощение от грехов, это не значит, что мы ублажили Бога и Его переменили, а значит, что уврачевали зло. Так что сказать, что Бог отвращается от злых - это значит, что солнце скрывается от лишённых зрения.

Когда мы поддаёмся страстям, то этим соединяемся с самими страстями.

- Григорий Нисский: что говориться, что Бог веселиться и гневается о людях, но в каждом таком изречении есть учение, что посредством наших свойств мы приближаемся к Богу.

- Иоанн Кассиан Римлянин: один Бог творит благое, изливает всякое благо на достойных и не достойных, Так как Бог по природе своей есть благость… Без богохульства нельзя приписывать Богу гнев и ярость.

Основное положение, от которого надо отталкиваться – «Бога никтоже виде нигдеже», то есть Сущность Божия непостижима для нас. Свт. Василий Великий говорит, что мы можем знать о Боге только по Его явлениям, то есть складывать для себя различные образы Бога. Нет сущности без явлений и каждая сущность являет себя именно вот в этих конкретных формах, конкретных проявлениях.

Второе важное положение – Бог, тем не менее, являет Себя каждому народу и каждому человеку в зависимости от состояния этого народа или человека. Что значит являет? Не в смысле каких-то видений, а в смысле того, что Бог говорит о Себе через какие-то откровения, или через этот мир (как пишет ап. Павел), через совесть, через разум.

И есть еще случаи, когда Бог нарочитым, специальным актом открывает Себя. Это мы называем сверхъестественным откровением. Его мы находим в Ветхом Завете, его мы находим в христианстве и во Христе.

Однако не надо думать, что другим народам Бог не являет Себя. Он являет, и тоже сверхъестественным образом, хотя это, может быть, и не записано. Недавно передавали по телевидению на всю страну, что девочка упала с 8 этажа, не получив ни одной царапины. На вопрос журналистов, как это могло быть, она говорила: «а меня папа держал». Тогда был 9 день после смерти ее отца. Неужели не ясно, что это явление Бога в нашем мире? И таких вещей много.

В каждой религии есть образы Бога. И в священных книгах разных народов мы находим именно образы Бога. И в каждой религии мы видим различные образы Бога.

А что нам говорит Священное Писание? Апостол Павел пишет, что Христос – «образ невидимого Бога» (Кол. 1, 16), «во образе Божии сый» (Флп. 2, 6), «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1, 3). Апостол Павел также обличает язычников, что они «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1, 23), предупреждает христиан от осуждения чужого раба, подчеркивая, что «перед своим Господом стоит он или падает» (Рим. 14, 4).

Имея интуитивное понятие о Боге, имея знания о вот таких сверхъестественных событиях типа падения девочки с 8 этажа, но не имея явного сверхъестественного Откровения Бога о Самом Себе, люди сами для себя создают то или иное представление о Боге, то есть свой образ Бога. Это приводит к тому, что мы видим потрясающее разнообразие представлений о Боге в так называемых естественых религиях, то есть языческих. Тут вам и Ваал, тут вам и Зевс, и Артемида, и Юпитер. Это образы Бога. Часто они связаны с грубейшим антропоморфизмом. Доходит до того, что делают статуи и их объявляют божествами, наделяют божества всеми страстями человеческими.

Но есть и религии, которые мы называем богооткровенными, когда Бог прямо говорит, Кто Он есть. И здесь мы видим другие образы Бога.

Вот ветхозаветная религия. Какой там образ Бога? Мы говорим, что там «Бог истинный». Но, друзья мои, видите, как слово может не отражать всей реальности. Да, Моисею и прочим пророкам было откровение Божие. Но Иоанн Златоуст говорит: ветхозаветное отстоит от новозаветного как земля от неба. Ветхозаветное откровение – это тень будущего откровения, тень, а не самый образ вещей. Даже ветхозаветное откровение о Боге носило еще очень антропоморфный характер. Когда Христа спросили, можно ли разводиться с женою, Он ответил, что «по жестокосердию вашему» (Мф. 19, 8) дано так, но так не было изначально. То есть опять подчеркивает это превосходство. И в нагорной проповеди Христос говорит: древним сказано, а Я говорю вам… То есть, опять-таки, ущербность ветхозаветного откровения подчеркивается. Там было моноипостасное представление о Божестве, о триипостасном представлении говорить еще не приходилось. Намеки какие-то были, но не было и нужды открывать это.

Новозаветное откровение возвещает нам о Триипостасном Боге. Один Бог, но внутри Его три Ипостаси. Оказывается, это триединство Божества открывается нам потрясающим образом, и это было совершенно необходимо, иначе могли бы не понять, Кто есть Господь Иисус Христос. Видите, какой новый образ Божества открывается здесь, о котором раньше и помыслить было невозможно.

Вы видите, что все религии поклоняются тому или иному образу Бога. Во Второзаконии читаем: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего… приносили жертвы бесам, а не Богу» (Втор. 32: 15, 17). И апостол Павел предупреждает христиан, пишет, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10, 20).

Видите, оказывается, что можно совершенно исказить образ Бога, так, что начать поклоняться бесам, дьяволу, а не Богу. Слышите, какая опасность, и она была, и есть: говоря о Боге, приносить жертвы бесам, а не Богу.

Поэтому в дискуссиях с другими религиями мы говорим, что вопрос поставлен не совсем верно. Не о Боге как таковом должна идти речь, а об образах Бога в различных религиях.

Тот образ, который дан в Евангелии, то есть образ, который есть Христос, – совершенный, максимально доступный нашему восприятию образ Бога, максимально чистый образ. Этим и отличается наша христианская вера от других религий. А на каком основании мы считаем, что наш образ правильный? Имеем объективный аргумент – Евангелие. Учение о боговоплощении и т.д. – нигде нет аналогов раньше. Откуда все это взял Иисус? Аргумент не один, а целая плеяда.

Каждая религия имеет свой образ Бога, отсюда следует, что у каждой религии свой бог. А каков Бог, такова и сама религия, таковы и предписываемые этой религией нормы и заповеди, таков, в конечном счете и человек, исповедающий этого Бога. В каждой религии, таким образом, свои представления и о человеке. Религиозное поклонение – следовать нормам или заповедям этого бога, свойствам этого бога, то есть духовное расположение человека.

Теперь можем дать оценку иудаизму и мусульманству. Современный иудаизм – это не ветхозаветная религия. Что-то, конечно, есть, но суть совсем не та. В частности, само представление о Мессии. Мессия – спаситель от греха, а не властитель мира. В иудаизме все связано с благоденствием на земле. Подумать только! Земное благоденствие поставить во главу угла! Ведь сегодня мы живы, а завтра уже мертвы. Остается только недоумевать, как разумный человек может поклоняться Богу ради земного благоденствия. Уже во времена Спасителя это стремление было в иудеях, ради него и распяли Христа. И это отвержение Христа, человека, который пришел в образе раба и сказал «Мое Царство не от мира сего», и стало отправной точкой развития современного иудаизма. Для большинства направлений иудаизма Христос есть лжемессия. Он обещает все нематериальное, духовное, а нам надо материальное, внешнее торжество и благоденствие. У иудаизма, таким образом, совсем другой образ Бога, и из этого следует и понимание даже самого смысла жизни. Принципиально отличное понимание. Христианство говорит: «не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр. 13, 14), там же – точно наоборот.

Тут мы видим, что даже совместное признание пророков, ветхозаветного Священного Писания, не гарантирует единого образа Бога. Совсем другие образы. Другая цель и смыслы жизни.

В мусульманстве несколько другая картина. Там другое отношение к Божией Матери. Она действительно непорочно родила Иисуса, Который почитается как один из великих пророков, предшествовавших Мухаммеду. Он – великий Учитель, исповедовавший моноипостасного Бога и учивший так своих последователей.

Мусульманство можно воспринимать как возрожденное древнее почитание моноипостасного Бога, но для мусульман закрыто понимание новых истин Откровения: понимание Богочеловечества Христа и понимание внутрибожественной жизни (то есть Троичности Бога). Отсюда видно, что, как подметил В. С. Соловьев, в мусульманстве отсутствует идеал человеческого совершенствования. Христос призывает нас быть совершенными как Отец (Мф. 5, 48). Быть совершенным как Аллах – это звучало бы для мусульманина, судя по контексту их религии, как кощунство. Это для них немыслимо.

Образы разные, значит мы верим в разных богов. Бог один. Совершенно верно. Так и человек один, но художник может изобразить Его по-разному, причем это может быть дружеский шарж с каким-нибудь длинным носом, а может быть и совсем недружеский шарж… А если говорить о мнениях, которые складываются у нас о других людях! И это о людях, которых можно послушать, увидеть, поговорить с ними. Тем более, когда мы говорим о Боге.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Выберите один правильный ответ.
  2. I. Отрицательное богословие у Платона и Аристотеля
  3. V. Подарки Макария патриарху Никону и московским боярам. – Боярские палаты. – Постройки в Москве. – Обычаи бояр. – Церковь московского богача.
  4. XII. Социодинамика культуры.
  5. XV. Большой Московский Собор и образ Бога Отца
  6. Александр Александрович БОГДАНОВ
  7. Амет-хан задумчиво оглядел всех. Действительно, 50 лет для летчика, тем более испытателя, возраст не маленький. Он почувствовал, что многие из его друзей думают так же, как Павел Головачев.
  8. Анализатор – это сложная нейродинамическая система, которая представляет собой афферентную часть рефлекторного аппарата.
  9. Аналогический характер особого откровения
  10. Андрей Рублев также стал создателем высокого иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им, стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века.
  11. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СИСТЕМ
  12. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СИСТЕМ ЕСТЕСТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь