Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экзаменационная программа по Апологетике.



Экзаменационная программа по Апологетике.

1. Один Бог во всех религиях?

2. Христианское и иудео-языческое понимание спасения.

3. Сущность христианства. Её неверные трактовки:

· продолжение В/З религии; иудеохристианство;

· средство достижения особых мистических способностей и состояний;

· обрядово-магическое и законническое понимания христианства;

· религия социального прогресса (идея Царства Божия на земле, хилиазм. Почему Христос не стал императором? )

4. Принципальное отличия христианства от язычества.

5. Понятие о грехе. Личный грех, его степени.

6. Первородное повреждение: общечеловеческое («первородный грех») и родовое («родовой грех»). Библейские и небиблейские свидетельства.

7. Отличие человеческой природы Иисуса Христа от природы первозданного человека до и после его грехопадения (мысли Святых Отцов).

8. Языческие человекобоги и Христос Богочеловек.

9. Нехристианские религиозные жертвоприношения и Жертва Христова.

10. Почему Бог не спас человека Своим могуществом, а потребовался Крест Христов?

11. Воскресение Христово и языческие мифы. Доказательства Воскресения Христова.

12. Понятие о Церкви. Критерии истинности христианской общины (Церкви).

13. Языческая магия и христианские таинства (мысли Святых Отцов).

14. Крещение и языческие омовения. Что дает человеку таинство Крещения (мысли Святых Отцов).

15. Таинство Миропомазания и помазание на различные служения.

16. Хлеб и вино в нехристинаских обрядах и таинство Евхаристии. (мысли Святых Отцов).

17. Священство и жречество (мысли Святых Отцов).

18. Формально-канонический и теософский взгляды на спасение.

19. Две линии учения Отцов Церкви о вечной участи человечества (мысли Святых Отцов).

20. Основные аргументы истинности христианства: исторический, духовно-нравственный, вероучительный, пророческий.

21. Истинность Православия.

 

Проф. А.И. Осипов

 

Христианское и иудео-языческое понимание спасения

 

Вне христианства, в язычестве, всё спасение концентрируется на земных благах, а не на небесных, как в христианстве. Ошибка язычества в стремлении к материалистическому (мирскому), а не к вечному благу. Характерное стремление язычества описано в Евангелии, в отрывке с искушением Спасителя в пустыни. Причиной же нестроений в этом мире является состояние душ человеческих, поражённых страстями и греховными наклонностями, которые люди не хотят обуздывать, так как человек стремиться к своему мнимому благу. Получается, чем больше человек здесь на земле заработал богатства, тем труднее человеку с этими богатствами расстаться, Золотое правило – чем больше приобретаешь, тем больше потеряешь. Поэтому Христос и говорил, что если кто не отречётся от всего, то не сможет стать учеником моим (Господним).

Солженицын: «Нью-Йорк, 1978 год, на три часа был отключен свет, и тогда толпы американцем стали чинить разбои и грабежи, а когда сорок лет назад в 1938 году отключили свет то все люди помогали друг другу». Эти два случаю показывают деградацию целой нации, вот как быстро могут поменяться идеалы общества.

Итог: христианство говорит, что все беды мира заключаются не в изменении внешней формы жизни, а в исцелении души человеческой, целью которой и явился приход спасителя на Землю.

Идея пришествия Спасителя

Во всех религиях всегда была идеи пришествия того, кто спасёт мир. В понятие спасения и Спасителя вкладываются разные смыслы. Начиная от самого Адама история не меняется. Всё повторяется, отношение к этой идеи всегда одно и тоже, причём содержание такое же, как и в дохристианское время и людей нехристиан. У них понятие о Спасителе, как о том кто спасёт людей в этом тленном мире, а не в жизни вечной. В языческих мифах боги спасают только от земных бед. Да же в буддизме, где идеология без Бога, где отрешаются от материализма, там стоит задача стоит в том, чтобы уйти из Бытия, достичь нирваны, погасить своё сознание.

Итог: между христианством и миром стоит противоположное понимание о Спасителе нежели со взглядами человечества христианского и нехристианского мира.Человечество хотело спастись от смерти на Земле. Христианство же учит о спасении, но возникает вопрос от чего? Во внешней ситуации человеческого общества ничего не изменилось.

 

Сущность христианства

Цицерон: история – это наша лучшая учительница.

От чего спасает христианство? Ошибочно считать, что христианство спасает от болезней, распрей, кризиса, преступности. Можно спастись, исправляя человека от злобы, зависти и других страстей. На протяжении всей истории человек пытается создать рай на земле, будучи изгнанным из рая. Нестроения в мире и социальности обусловлены человеческими грехами. Нельзя сделать рай, без души человека, только для тела.

Арсений митрополит Киевский в 1862 году писал, что Церковь притесняется от всех. Император Павел I объявил себя главой Церкви. Человек – это источник Бытия мира. В данном случае общество творит мир.

- Иоанн Кронштадский: «Кровью обливается сердце, когда смотришь и видишь, какой стал православный народ».

Христианство не видит, что в человека два естества, в каждом есть задатки нового человека, особенно в человеке Церкви. Мы все насквозь пронизаны Ветхим Человеком. Мы думаем только о мирском, а не о духовном.

Авва Дорофей пишет: сластолюбие, сребролюбие, самолюбие – три кита греховности.

Главное уяснить, что Царство Божье внутри вас есть. Учение Христа отличается от других тем, что христианство борется со страстями, а мир культивирует это.

Ни один политический деятель или герой ничего не смогли принести, поэтому понадобился Богочеловек, что бы изменить повреждённую природу и стать новым Адамом человечества.

.

Христианство как некое средство к достижению земного благополучия

 

Происходит превращении христианства в материализм, Христос становиться не нужен. Молятся иконам, а не Христу. «Латрия» - греч. Поклонения, смирение перед Богом, а когда говорится о поклонении святым, то греки говорят другое слово «…». Нельзя рассматривать святого как средство или личность, который всё, что вы не попросите, сделает. Никаких специфик и разделения функций у святых не существует, к любому святому можно обращаться за помощью в любых бедах.

Сейчас распространяются книги – «Лучезарный батюшка», «Воспоминания о Гурии Чезлове»: «на батюшке Гурии был Дух Святой, вот из тех людей, которые спасутся по этой улице – 6 человек спасутся и такого рода вещи». Книга автора Дурасова «Богом данная Макария» - «полученная от неё святая вода была употреблена на окропление слепого петуха, и петух прозрел и такого рода вещи». «Чудеса последнего времени», изданные в Арзамасе – «в одну из ночей меня распяли, а из копчика вышел остроносый змий 5 метров длинною». «Три кита спасения – ночные моления, круглогодичный пост, воздержание всю жизнь». Татьяна Гранян (схимонахиня Николая острова залит) в описании жизни «Николая Гурьянова» -« молясь перед иконами Иоанна Грозного, Распутина, то старец указал на место, где должен быть его образ». Если не обучать народ правильным критериям духовной жизни, то будет страшное повреждение. В Писании сказано, Бог рассыпал кости человекоугодника, Христос сказал, что Ему жалко людей, которые как овцы, не имеющие пастыря. Пастырь должен вести овец, а не овцы пастыря. Священнику очень легко потерять веру, да же легче чем мирянам. Нет ничего ужаснее, чем привыкание к нарушению святости и святыни Церкви.

 

Понятие о грехе

 

Три уровня греховности:

- личный грех

- всеобщее повреждение

- родовое повреждение

Библия рассматривает все три уровня

Свободу Бог не нарушает. У слова грех есть несколько значений:

1. Личный грех. Он обусловлен свободой человека. От него зависит намеренность совершения поступка. Но человек подвержен привычки греха, подпадая под греховную зависимость, это именуется страстью - страданием. Есть стадия свободы от греха, после приобретения греховной привычки этой стадия неконтролирования греха, это происходит от изначального безконтроля и отсутствия противостояния против греха.

- Другой личный грех, когда человек не только сам грешит, но и других заражает и вовлекает в грех.

- Общественный грех

- Церковный грех соблазнение не только людей, но и самой Церкви

2. Первородный грех, то, что постигло всё человечество, заражение грехом, которое явилось личным грехом Адама.

Итог темы личного греха : Грех – это нарушение природы, данной мне от Бога, это принесение самому себе вреда. Таким образом, проявляется плохое отношение к Богу, через отношение к данному мне от Бога дару. Грех – это не юридическое, а нравственное нарушение, принесение вреда не Богу, а самому себе. Бог – есть любовь, которая не может быть поколеблена ничем.

Воспоминание темы многозначности значений слова Логос и любовь, так же и грех имеет разные значения. Первое значение греха – осознанное и свободное нарушение норм добра и жизни, доступной сознанию человека. Только осознанное деяние является грехом.

Человек из разновидностей греха несёт ответственность только за личный грех, и за отсутствие противостояние передавшемуся родовому по наследственности греху.

 

Первородный Грех

Но, в Священном Писании и Святоотеческой литературе есть другое понятие греха, когда первородный грех - это неосознанное деяние человека, за которое он не несёт никакой ответственности («ономия» греч.Беззаконие). То есть, это следствие личного греха первых людей, в результате которого исказилась природа всего человека, которое стало свойством потомков Адама, передающееся из поколения в поколение. Вины в этом у рождающихся людей нет, так как грех есть повреждение, поэтому это и передаётся по роду, как нарушение природы, и употребляется понятие «греховной природы» - ненормальной, повреждённой.

Есть два взгляда на данную проблему – восточный (православный) и западный (католический, протестантский).

Понятие первого греха у Отцов:

- Макарий Египетский (восток): первое повреждение – наследственная порча

- Василий Великий (восток): первородное повреждение

- Блаженный Августин (запад): первородный грех

Катехизис Католической Церкви (Запад)– официальный документ, говорит, что «все люди соучастники греха, совершённого Адамом, однако передача этого первородного греха – есть тайна, которую мы не можем понять дл конца. Грехом называется оскорбление, нанесённое Богу и Его Промыслу. Первозданное состояние человека являлось сверхприродным». Первое состояние (по католичеству) – было бессмертие и целомудрие, а человек через грехопадение лишает себя сверхестественности и впадает в состояние нормальности, естественности. «Своим грехом Адам, утратил свою святость Адам и Ева передали человечеству свою повреждённую природу, лишённую праведности, это и есть первородных грех. Единство природы человечество – это соучастие в Адамовом грехе». Мы являемся (по Осипову) соучастниками, так как мы происходим от этой природы, вина лежит на все.

Адам, как «всечеловек» согрешил от лица всех – но это учение опровергли на 5 вселенском соборе, как учение о предсуществовании душ. Значит, если люди не могли быть соучастниками, то возникает вопрос как же потомки могут быть соучастниками греха Адама? Православное богословие утверждает, что человечество не виновно в грехе Адама, и не виновно в получении этой повреждённой природы.

Православие (Восток) рассматривает повреждение человека так:

Максим Исповедник: два греха в праотце нашем, вследствие преступления. Один грех достойным порицания, а второй имеющий причиной первый неимеет порицания – это повреждение природы. Первый грех – от добровольного действия, а второй это следствие первого. Далее пишет, что естественные и беспорочные страсти, суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие преступления. Беспорочные страсти: голод, жажда, слеза, тление, боязнь смерти, предсмертная мука и подобное, что присуще по природе всем людям. То есть, эти страсти – есть следствие повреждения человеческой природы, а в западном богословии эти страсти являются грехом.

- Филарет Черниговский: «Греховная природа - это болезненное состояние человека, а не в собственном смысле грех».

- Пророк Иезекииль: «Вы говорите, почему же Сын не несёт вины отца своего, потому что сын делает всё правильно, сын не понесёт вины отца, да же Адама. Отец то же не понесёт вины за сына, праведность остаётся при праведном, а беззаконие остаётся при беззаконнике».

- Афанасий Великий: «Покаяние не выводит из естественного состояния (повреждённости грехом), а прекращает только грехи, но природы повреждённой не может изменить». А.И Осипов говорит, что при Крещении не снимается первородный грех, это понятие используется в католичестве, но не должно использоваться в православии. В Крещении прощаются все грехи личные, при искреннем покаянии, но человек не избавляется от первородного греха.

Повреждение какой природы происходит? Душа человека трёхсоставна, ещё плюс тело. Образ Божий, как носитель личности, свободы это осталось, но произошло повреждение тела, то есть животной части души, но так же повреждение коснулось и духа человека, но повреждение духа явилось не необратимой реакцией, у человека осталась воля, совесть и возможность переживания Бога, то есть самое ценное осталось. Значит, произошло не полное повреждение.

Тленность, смертность и страстность характеризуются так: смертность и тленность носят бесстрастный характер, а страстность имеет свойство развиваться в неправильном направлении, когда человек начинает злоупотреблять, впадая в грех, например, излишнее потребление пищи. Поэтому проявляется алчность, тщеславие и гордыня – то есть это искажение нормальных свойств, которые присущи человеку. Все греховные проявления являются противоестественные и в духовном и в телесном отношении

- Апостол Павел: «Ибо не понимаю что делаю, потому что делаю то, что не хочу».

- Григорий Нисский: «Раб удовольствий необходимые потребности делает путями страстей. Вместо чадорождения обращает взор в беззаконное действие. Поэтому в жизнь вошли гордость и распутства».

- ФеодоритКирский: «Все произошедшие от Адама получили смертную природу, нуждающуюся в потребности. Это порождает безмерность страстей, а безмерность порождает грех».

- Григорий Палама: «Христос был единственным, не зачатым во грехах».

 

Родовой грех

 

Все, кто живут на греховной почве, одни утопают во грехах, а другие пребывают в праведности. Происходит у людей разделение не по нациям, а по родам – роды праведником, роды преступником. Священное Писание говорит о том, что все грехи, которые совершаются свободно и сознательно, грех и хула на Сына человеческого, но хула на Св.Духа не простится. Хула наДуха – это сознательное движение против истины, то есть проявление ненависти к истине. Произошло и происходит до сих пор разделение человечества, когда грех налагает неизгладимую печать на духовную наследственность человека, отражающуюся в генной памяти человека, так как наука говорит, что гены – это духовно-телесное образование. Гены – формирующиеся образование, от которого происходят потомки, заражённые страстями. Об этом говорит и Библия и богословие и история человечества, это явлении можно назвать, как родовая поврежденность или родовой грех. Нет вины в заражении родовым грехом, вина состоит в том, что человек не борется с этой наклонностью. Родовая повреждённость это не необратимое явление. Разбойники и распутники становились целомудренными и святыми. Родовое повреждение требует труда.

- Ламброза, еврейский психолог, итальянец по происхождению выдвинул теорию, где он приводит примеры потомков, на которых отражаются недуги начальника рода. Он говорил, что эти страсти сильно выражаются на потомках. Про родовой грех: к примеру, семейство Иоганна Себастьяна Баха на 8 поколений были музыкантами, из них 57 человек были известны. Гениальность передаётся реже, чаще по наследственности передаётся сумасшествие.

- МакарийВеликий писал о трёх видах греха: «Как скоро удалишься от мира и начнёшь искать Бога, то должен будешь бороться со своей 1.первородной страстной природой, 2.личными грехами и 3. с тем навыком, который тебе прирождён».

Некоторые животные, такие как медведь, лис, змей – это некое выражение природы относительно страстей или наклонностей, которые могут выражаться у человека. Христианство говорит, что в человеке вся совокупность добродетелей, а значит и вся совокупность страстей. К сожалению, ничего не осталось в нас без повреждения, потому что в нас есть, первородная поврежденность, родовая повреждённость и воля человеческая.

- В православной литературе есть книга с Афона, большого содержания -«Русский, Афонский Отечник». В этой книге есть житие Тимофея Валаамского, он пишет, что если человек не увидит и не поймёт, что он хуже не только скотов, но и демонов, то такой никогда не достигнет смирения и христианского идеала. Ради нас страдал Христос, за демонов Он не страдал, нам столько дано и мы ничего не делаем.

 

7.О Боговоплощении (относительно греха)

 

Христос – есть истинный человек. Евангелие утверждает, что во Христе была полнота всех человеческих свойств. Аполлинарий утверждал, что вместо ума у Христа было Божество, и такое учение осудили. Так как тогда бы он был не полноценным человеком, и вся его земная жизнь была напрасна, так как Бог не может согрешить. Но в правильном учении во Христе был человеческий ум и сознание.

Некоторые Отцы утверждали, что Христос воспринял первозданную человеческую природу Адама до грехопадения. Большинство же Отцов говорят, что Христос воспринял повреждённую природу. Это значит, что он воспринял природу смертную, тленную, уязвимую, но Он не был причастен к духовной поражённости греховными страстями, Он был свободен от родовой греховной повреждённости. Этой родовой повреждённости у него не было по причине Его уникального рождения от Духа СвЯта. Заслуга Христа в том, что Он, имея возможность, не согрешил, в отличие от первого Адама.

- Афанасий Великий был раздражен теми, кто говорил, что Христос принял первозданную природу Адама, Афанасий сказал: «Да умолкнут окружающие, которые говорят, что он принял бессмертную природу Адама, т.е. плоть Христова смертна по природе».

- Григорий Богослов: «Во Христе два естества Он плакал, алкал по закону телесной природы».

- Кирилл Александрийский: «Христос воспринял согрешившее естество».

- Марк Подвижник: «Христос воспринял всё человеческое, что бы стать тем, что мы есть, что бы мы стали тем, что Он есть».

- Григорий Палама: «Слово Божье не только стало плотью, но приняло плоть такую, какая у нас, хотя чистую, однако смертную и болезненную».

Итог: Если бы Христос принял нетленную природу, то не нужен был бы тогда Крест и страдания. Идея воспринятия нетленной природы - есть идея крестоборческая.

- Иоанн Дамаскин писал «Против автартодокетов», говорят которые, что во Христе не было тленности, Дамаскин говорит: нечестиво утверждать, что тело Господа было нетленным до Воскресения, ибо если бы оно было нетленным, то оно было бы с нами не одной с нами сущности, то тогда бы всё Евангельское описание было бы мнимо, значит и домостроительство призрак и обман, но да не будет сего, и говорящий сие да не наследует спасения.

 

Автартодокеты

Уже в VI в. в одном из монофизитских расколов зародилось учение, которое в истории христианства известно как ересь афтартодокетов или " нетленников". На фоне этой ереси учение Церкви о человечестве Христа было выявлено достаточно полно и определенно.

В общих чертах суть афтартодокетизма и православной полемики против него сводилась к следующему. Опираясь на отдельные весьма неоднозначные высказывания некоторых древних Отцов, афтартодокеты утверждали, что Христос воспринял природу первозданного Адама, и тело Его уже в Воплощении было свободно от всякого тления. Все так называемые " безукоризненные" страсти Господа (голод, жажда, страх смерти, муки на Кресте и т. п.), по мнению учителя афтартодокетов Юлиана Галикарнасского, являлись для человечества Христа особыми актами сверхъестественного снисхождения, были своего рода назидательными " обманами".

Свт. Афанасий Великий: сверхъестественными для человеческого естества Спасителя были совсем не акты страдательного " снисхождения", а, напротив, проявления первозданной нетленности, (нерастленное Рождение, хождение по водам, Преображение и т. п.), которая до Воскресения была только потенциальной, т. е. возможной исключительно в силу ипостасного единства с Божеством. И лишь после Воскресения эта нетленность, так сказать, актуализировалась, стала неотъемлемым качеством человеческой природы Христа. " Так произошла и смерть; - писал свт. Афанасий, - тело прияло ее по естеству, а Слово потерпело по изволению, и свободно собственное Свое тело предало на смерть, чтобы и пострадать за нас естественно, и воскреснуть ради нас Божески" (Творения. Т. 3. М., 1994. С. 321).

Для обоснования своего мнения афтартодокеты использовали два основных довода. Во-первых, соединившееся со Словом тело, считали они, просто не могло не отложить тления. И во-вторых, новый и небесный Адам должен быть свободен от тления, которое не было присуще и ветхому Адаму до его грехопадения. Прп. Анастасий Синаит (VII в.), возражая против первого соображения еретиков, справедливо замечал, что "...не по иной причине божественное Слово - небесный и истребляющий огонь - приняло человеческое естество, разве только такого рода наших страстей, чтобы, соединив их со Своим естеством духовного огня, т. е. с Божеством, очистить человека, подобно тому как в плавильне, и восстановить его в состоянии бесстрастия, бессмертия.., чем он был украшен при первом своем рождении". Опровержение второго довода можно встретить в полемическом " Диалоге против афтартодокетов" Леонтия Византийского (VI в.): " Господь пришел не для того, чтобы сделать здоровым невинного Адама, но скорее - виновного в грехе и уже павшего, чтобы, пострадав вместе с ним, вместе с Собою также и поднять его" (цит. по: Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992. Примечания. С. 433).

Значение слова «Жертва»

Есть два значения этого слов. Все жертвы до Христа и после Него имели одну особенность. До Моисея то же приносили жертвы, при Аврааме и т.д., но эти жертвы приносились, как знаки выражения благодарности Богу. Представление о Боге носили антропоморфический (человеческий) характер, поэтому люди считали, что можно по-человечески можно ублажить Бога. Просили прощение за грехи.

Но есть другой характер жертв – самопожертвование, бескорыстного характера, всё зависит от того, кому жертвует человек собой. Эта есть жертва любви. Такая жертва любви во много раз превосходит жертвы нравственно-корыстного характера.

В православии жертва с корыстной целью осуждается, а в католицизме это является догматов, когда человек должен приобретать перед Богом заслуги, а принятии монашества – это сверхдолжные заслуги, это идёт от евангельского отрывка, когда юноша подошёл ко Христу с вопросом, как спастись. Христос же ответил ему, что если он хочет стать более совершенным, то должно всё раздать, юноша этого не сделал, однако толкование на этот отрывок у католиков неправильное.

У людей происходит искажение понятие «совершенства». Настоящее совершенство состоит в степени очищения души, от мучающих человека страстей. Причём когда человек к этому стремиться, тогда Бог становиться способным соединиться с такой душой, и душа становится способной к восприятию Бога.

Жертва Христова

Понимание жертвы Христовой в православии и инославии разное. В инославии понимание жертвы – я тебе, ты мне.

- Патриарх Сергий Страгородский в книге «Православное учение о спасении» писал: «Православие и инославиепротивоположны между собой, так же как противоположны себялюбие и смирение, как ветхий человек и человек обновлённый. Это можно сравнить коммерцией и нравственностью».

- Хомяков: «Самое основное и страшное на Западе – Рим разорвал связь между познанием и нравственным совершенством духа».

- И.В. Кириевский: «Западное богословие пошло по пути рационализма».

- Самарин говорил, что католицизм – это иудаизм в Христианстве

- Святитель Игнатий Брянчанинов: «Есть богословы, но у них нет веры, какова света ожидать от этой тьмы »

Католицизм – это принципиальное заблуждение духовной жизни, святые католицизма учат явной «прелести».

Все согласны с тем, что Христос - есть искупитель и спаситель. В священном Писании и у Отцов есть выражение того, что он сделал. В Писании: исцеление, искупление, усыновление, освобождение, у Святых Отцов обожение. У Достоевского подаётся картина описываемого предмета очень точно, охватывается со всех сторон, так и апостолы старались написать то, что сделал Христос. Но каждая конфессия взяла из этих понятий какое то одно главное из этого ряда понятий. Православие взяло – спасение (исцеление, обожение), католицизм – искупление (выкуп), протестантизм – оправдание. В Западном богословии термин обожение очень редко встречается. Современный французский богослов перешёл из католицизма в православие, он говорит, что в католицизме нет ни богословия, ни богословов, богословие превратилось в лингвистику, и нет никаких перспектив католического богословие, произошёл фундаментальный уход от ценностей, богословие превратилось в текстологию. А.И.Осипов говорит, что в Греции профессора оперируют научным языком, он не занимаются понятиями духовности.

В католичестве обращёно внимание на внешний акт Христа по отношению к человеку. В православии говорится о внутреннем, а не внешнем воздействии. В католическом катехизисе написано: «Христос принёс свою жизнь в жертву умилостивления, что бы оправдать всех и принять на себя их вину». Можно подумать, что Отец возрадовался, когда увидел Сына распятым на кресте, произошло удовлетворение правосудия Бога Отца. «Своими страстями на кресте Христос заслужил нам оправдание», у митрополита Макария пронизано этим всё богословие.

- Кирилл Александрийский: «Адам был побеждён и презрев божественное повеление. Был осуждён на тление и смерть. Но какое отношение это имеет к нам, множество людей стали греховными не потому что они разделяли вину Адама, а потому что они были причастны смертной, тленной и страстной природы Адама».

- Профессор КДА: «Ни одни человек не допустит, что ради справедливого прощения своего обидчика он должен сам пронести наказание этого обидчика и тогда он почувствует прощение этому обидчику».

Итог католичества: «Если Христос своими заслугами получил перед Отцом, благодаря своим крестным страданиям, он искупил человека. Но ведь и у нас могут быть заслуги, да же великие, следовательно, и человек может быть соискупителем, и предстательствовать за людей в своих молитвах. Перепутали то, что может сделать человек, и сделал Христос. Перепутали покаяние с исцелением природы».

Христос исцелил человеческую природу, а святые только могут помочь человеку очиститься от грехов.

- Афанасий Великий: «Покаяние – омывает грехи, но не исцеляет природы. Исцеление природы дело только божественное, покаяние – это дело человеческое».

Слова разбойнику «сегодня будешь в раю», означают исцеление природы.

- Франциск Асийский: «Бог просит о двух милостях, чтобы я мог пережить страдание Христа, и вторая милость, чтобы я мог почувствовать любовь, которой ты горел» - моська просит у слона дать силы моське поднимать бревна, как слон.

Архимандрит Софроний Сахаров: «Господь страдал за всех нас, Его страдания покрывает все от Адама, чтобы познать Христа нам необходимо включиться в Его страдания, так и только так познаётся Христос». «Многим свойственно думать, что жертва Христа довлеет за искупление человечества, мы не умоляем жизненной силы страданий Христа… каждый из нас должен молиться за мир, искупляя мир нашими молитвами, так познаётся Бог».

- Архиепископ Антоний Храповицкий писал: «Суть того, что совершил Христос в бесконечной любви, которую Он показал в Гефсиманском молении». А.И.Осипову кажется, что прямой ответ, «что сделал Господь? » содержится в послании к Евреям (2глава 10 стих): «Ибо надлежало, чтобы Тот, для которого всё и от которого всё, приводящего всё в славу, что он Отец многих сынов, вождя спасения их, совершил через страдания». В греческом переводе слово «совершил» означает делать совершенное, доводить до конца, до совершенства.

- Максим исповедник писал, что Христос исцелил человеческую природу от страстности, тленности и смертности. Смерть поразила не только тело.

- Игнатий Брянчанинов: «Чловек через грехопадения умер, сохранив свободу выбора» (не дела, а произволения).

- Св.Георгий Затворник: «М не можем исцелиться от страстей, но мы должны молить того, кто может это сделать, Он же (Христос) сказал, будьте совершенны, как отец ваш совершен есть»

Христос страдал человечеством своим, а не божеством.

- Иоанн Дамаски: «Божество, будучи бесстрастным, не страдало вместе с телом».

Апостол пишет, что Христос не удовлетворил или выкупил прощение у кого-то, речь идёт об исцелении (воскресении) природы человека.

- Прп.Исаия отшельник: «Слово стало плотью, человек в полном смысле слова, подобным нам по всему кроме греха, в себе Он возвратил извращённое естество к естеству первозданному, таким образом, Он спас человека».

- Максим Исповедник: совершенно истощив в себе пагубный яд злобы, как, то, что истощает огонь, полностью совлёк с себя во время крестной смерти начала и власти. Соединяя крестные страдания с воскресением, когда во время воскресения естество Христа преобразилось чрез непреложность Его произволение в нетление, но вернуло этому естеству через воскресение, бесстрастность, нетление и бессмертие. Он был не просто человека. Но Бог вочеловечился, чтобы обновить естество человека и соделал его общником божеского естества.

- Святой Никодим Святогорец: Он сам после воскресения облёкся нетлением и боголепием, как человек.

- Свт. Игнатий Брянчанинов: Искупления обновлено человеческим естеством, богочеловек обновил его собою и в себе.

- Григорий Богослов: главное одно, моё совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму.

Апостол Павел был своего рода гениальным человеком, которому Бог открыл удивительное. Первый человек стал живою душой, а последний Адам – дух животворящий. Первый человек из земли, второй человек – Господь с неба. Как сын осилил образ перстного, так будем носить и образ небесного, Христос, таким образом, стал вторым Адамом. Христос открыл новый род – христиане, причём это род не по крови, а род по свободному принятию.

Условия для искания истины:

- искание истины, Бога

- принятие Церкви, исповедание Христа, и это должно заканчиваться крещением и начинается этап благодатной жизни

Лютер писал, что Христос закрывает от Бога нашу греховность, и потому мы не подвергаемся наказанию.

Кому принесена жертва?

Григорий Богослов: «Остаётся исследовать вопрос и догмат, оставленный без внимания многими. Кому и для чего пролита за нас кровь? Мы были во власти лукавого, сластолюбием купившие себе искупление. Жертва принесена не лукавому, может быть Отцу, но как это Отцу приятно? Видно, что приемлет Отец по домостроительству, потому что человеку нужно было освятиться человечеством Бога». Таким образом, жертва принесена человеку, это жертва любви.

 

Воскресение Иисуса Христа

Доказательства Воскресения Христова:

- Что может быть доказательством исторических явлений? - это ряд свидетелей независимых этого события. О Сократе есть два свидетеля, которые говорят неодинаково, но, в общем, они говорят о таком феномене, как мудреце Сократе. Так вот в отношении Воскресения Христова, есть целый ряд свидетелей - это четыре евангелиста, послания апостолов, помимо них множество людей страдали вплоть до смерти (смертной казни) за исповедание Христа, как Спасителя. Если посмотреть на описание фактов Воскресения Христова, то они поражают своей простотой и жизненностью фактов.

Итог: доказательства Воскресения Христова вполне реальные и исторические.

Возникает так же вопрос о возможности сговора учеников Христа, но как же Павел, будучи гонителем Христа, стал проповедником Воскресения. Апостол Павел – это яркий независимый свидетель. Ни кто бы не принял христианство в то время, когда против христиан было воздвигнуто тотальное преследование со стороны иудеев и самой государственной власти римской империи, которая была самой толерантной, где был пантеон богов. Только христианство гнали, но ведь иудеи не приносили жертв цезарю и ведь изначально все христиане были евреями. Проповедь о Воскресении не была бы принята без чрезвычайности происшествия этого события, Христос в Евангелии перечисляет, что яд не подействую, змея не повредит им, они изгонят бесов, если уверуют во Христа, без всего этого христианство было бы уничтожено моментально. Это действительно доказательство божественной религии христианства. И несмотря на ужас казней христианство выросло.

Ничего нового нет в Воскресении

В мифологии древних языческих богов были такие же факты. Но только невежды могут говорить о таком, так как эти истории совершенно очевидно неисторичные. Миф – это образная идея, с помощью которой выражается конкретная идея, связанная с процессами природы, умирающая и воскресающая природа в течение года. Смысл смерти исторических богов чистая случайность, например смерти бога Асириса, Диониса и др., но нигде нет намёка на жертвенность смерти богов, нет мысли о спасении людей, грехе, а воскресения богов языческих происходит каждый год, как в природе. Празднование же Пасхи это не смерть и Воскресение, а воспоминание этого события.

 

Исследователь Джеймс Фреза: под именем богов народы Египта и Азии олицетворяли жизнь растительности, а смерть и воскресение соответствуют оживание и умиранию природы.

Итог: Воспоминание смерти богов не имеют морального этического элемента. Все боги неисторичны. Смерть богов насильственна или случайная, но не добровольная. Здесь принципиальное отличает от добровольной смерти Христа на кресте за спасение людей. Смысл христианской веры состоит в том, что Воскресение Христова открыло путь Всеобщего Воскресения людей.

Вывод: воскресения языческих богов не имеют значения для людей, это ни чему на научает и ни к чему не ведёт.

 

Советский Религиовед Ранович: Культ умирающего Бога в христианстве и других религиях различается, в Христианстве бог очеловечен.

Никольский: говорят, что христианские рассказы составлены по образцу мифов, но не в одном из этих мифов нет ничего подобного христианскому рассказу, в евангельских рассказах нет ничего несообразного, и всё укладывается в ритм жизни того времени. Очевидно, евангельские рассказы построены на точных воспоминаниях учениках Иисуса.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь