Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вечность и не вечность мучений ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Что такое церковное учение? – это то, что подтверждается целым рядом высказывания авторитетных святых, если Церковь не осудила эту точку зрения и этих святых. Существуют две церковные точки зрения на вопрос о муках за грехи - это бесконечные мучение и другая точка зрения, что муки за грехи будут временными. По учению Церкви, Воскресением Христовым ад, как закрытая, образно говоря, тюрьма, перестал существовать, разрушены были «вереи адовы». В последовании Утрени страстной Пятницы слышим такие слова: «Рукописание наше на Кресте растерзал еси, Господи, и вменився в мертвых, тамошнего мучителя связал еси, избавль всех от уз смертных воскресением Твоим…». В Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим…». Эта же мысль звучит во множестве богослужебных текстов Октоиха, Триоди постной и цветной и др. Епифаний Кипрский: «Жизнь же наша — Христос за нас Пострадавший, чтобы нас разрешить от страстей и, умерши плотию, соделаться смертью смерти, чтобы сокрушить жало смерти, снисшедши в преисподнюю сломить адамантовые запоры. Соделав это, вывел Он пленные души, и ад соделал пустым» Так же мыслит св. Амфилохий Иконийский: «Когда явился аду, Он разорил гробницы его и опустошил хранилища… все были отпущены… все побежали за Ним… воссиял свет и рассеялась тьма. Ибо можно было видеть всякого узника, узревшим свободу, и всякого пленника, радующимся о воскресении» Григорий Нисский: по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота. Учение о всеобщем спасении также было предложено свт. Григорием Нисским. Преподобному Варсонофию Великому в книге «Руководство к духовной жизни Преподобных Варсонофия и Иоанна» Бог открыл, что эти слова Григория Нисского принадлежат его учителю, и Григорий не вопрошал о них Господа, поэтому, доверчиво отнесясь к поучениям учителя, они перемешались с другими поучениями святителя. На Пятом Вселенском соборе, когда было осуждено учение Оригена, относительно православия свт. Григория не было высказано никаких сомнений. Отцы Собора, очевидно, не считали, что учение святителя содержит какие-либо черты оригенизма, поскольку в богословских построениях свт. Григорий исходил из совершенно иных, нежели Ориген, предпосылок, не поддерживая учения Оригена о предсуществовании и перевоплощении душ. Шестой Вселенский Собор (681) включил имя свт. Григория в число «святых и блаженных отцов» (прав. 2), а Седьмой Вселенский Собор (787) назвал святителя «отцом отцов», подтвердив его значение как вселенского учителя веры. Святитель Афанасий Великий в пасхальном послании говорит: «Он Тот, Который древле вывел народ из Египта, а напоследок всех нас, или, лучше сказать, весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада. Он Тот, Который от века приносим был в жертву, как агнец, и в агнце прообразовательно был представляем, а наконец принес Себя в жертву за нас; ибо Пасха наша за ны пожрен бысть, Христос (1 Кор. 5, 7).» Ефрем Сирин не сомневается, что «во гласе Господа [при сошествии в Великую Субботу] ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу [во втором пришествии], который совершенно упразднит его». Даже святитель Игнатий (Брянчанинов), который высказывал решительное убеждение о возможности спасения только в Православии, писал: «Лишённые славы христианства, не лишены другой славы, полученной при создании: они - образ Божий» Игнатий (Брянчанинов). (Твор. Т.1. СПб.1905. С. 127). Понятно, что Святитель не мог говорить о славе вечных мук ада. Исаак Сирин: Если человек говорит, что лишь для того, чтобы было явлено долготерпение Его мириться с грешниками здесь, чтобы мучить их там, то такой человек богохульствует о Боге. Не для того Бог сотворил существа, чтобы подвергнуть скорби тех, о ком Он знал, чем они будут после сотворения и которых Он всё-таки сотворил. Исаак Сирин: Хотя геенна огненная ограничена, но страшен вкус пребывания в ней, никто не знает, какие страдания придётся переносить там. Святой Ефрем Сирин не сомневается, что «во гласе Господа [при сошествии в Великую Субботу - А.О.] ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу [во втором пришествии - А.О.], который совершенно упразднит его» Апостол Павел (1 Кор.3 11-15): Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Целый ряд отцов пишут о вечных муках, но они не отвечают на вопрос, Почему Бог знал, что люди грешные пойдут в муку вечную, то зачем допустил их происхождение. Но это очевидно так же, как родители делают в отношении детей, говоря страшные слова лишь бы уберечь людей от ада. Исаак Сирин: Грешник не может и представить себе благодати воскресения своего Бердяев: это тайна (вечности геенны (ада)) не поддающаяся рационализации Итог: Учение о полном и окончательном уничтожении вечности ада Воскресением Христовым, содержащееся в творениях святых Григория Нисского и Григория Богослова, Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Епифания Кипрского, Амфилохия Иконийского, Исаака Сирина, Максима Исповедника и других святых Отцов, а также находящееся в многочисленных богослужебных текстах (особенно пасхальных и воскресных) - это не частное мнение одного-двух Отцов, но учение столь же православно-церковное, как и учение Отцов, утверждавших обратное. Поскольку в учении отцов есть и то и другое, и ни один собор не осудил не тех ни других, то Церковь не даёт окончательный ответ на этот вопрос. Видимо это та тайна, которую в нашем состоянии сложно понять верно.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы