Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методология и методы научно-педагогического исследования.



Понятие «методология» используется в нескольких смыслах: а) как учение о научных методах познания; б) как совокупность методов исследования, применяемых в науке; в) как учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология педагогики – это учение о принципах, методах, формах познания и преобразования педагогической действительности.

Метод – путь познания, способ построения и обоснования научного знания.

Научное педагогическое исследование– это процесс формирования новых педагогических знаний, один из видов познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

В педагогике различают три уровня исследований: экспериментальный, теоретический и методологический. На первом уровне устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснять ранее открытые факты, а также предсказывать и предвидеть будущие события и факты. На третьем уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений. Наиболее распространенными в педагогике являются эмпирическое и теоретическое исследование.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый педагогический объект (явление, процесс) и опирается на данные наблюдения и эксперимента.

К методам эмпирического уровня исследования относятся: наблюдения, анкеты, собеседования, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение и обобщение передового педагогического опыта, опытная проверка, педагогический эксперимент, социометрия, метод независимых характеристик. Эти методы используются при накоплении фактического материала по исследуемой проблеме.

К методам теоретического исследования относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, классификация, моделирование, логические методы сходства и различия. Эти методы предполагают глубокий анализ фактов, выявление процесса «в чистом виде», раскрытие его сущности.

Традиционно-педагогическими методамисчитают наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение’ продуктов ученического творчества, беседы.

Методы исследования, заимствованные из других отраслей знания, – это эксперимент, тестирование, анкетирование, социометрический метод, ранжирование, шкалирование, моделирование.

Наблюдение– наиболее доступный метод изучения педагогической практики. Под ним понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение бывает научным и обыденным (житейским).

Признаки научного наблюдения: целенаправленность, систематичность, комплексность, аналитический характер.

Наблюдение может быть непрерывное и дискретное; широкое и узкоспециальное.

Достоинства метода:

– возможность изучать предмет в естественных условиях;

– возможность изменить ситуацию или намеренно создать новую.

Недостатки метода:

– трудоёмкость и продолжительность;

– влияние субъективных факторов.

Изучение опыта– метод педагогического исследования, который означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычисление общего в учебно-воспитательных системах. Он тесно смыкается с методом изучения первоисточников, при котором тщательному анализу подвергаются памятники письменности, законодательные акты, проекты, отчёты, доклады и т.д.

Разновидности педагогического опыта:

a). по качеству – передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный;

b). по масштабу – единичный, типичный, индивидуальный, групповой, коллективный, массовый;

c). по новизне – новаторский, творческий, репродуктивный.

Анализ школьной документации, отражающий учебно-воспитательный процесс, обязательно сочетается с другими методами. Он помогает установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Источниками информации служат классные журналы, календарные и поурочные планы учителей, расписания уроков и т.д.

Метод изучения продуктов ученического творчествапредполагает исследование домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчётов, поделок и т.д. Он требует тщательного планирования и умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

Беседа – это устный опрос лиц по тем вопросам, которые интересуют исследователя. Как метод изучения испытуемых, она сложна по своему использованию, требует тщательной подготовки - определения цели, программы, объекта, предмета разговора, отдельных вопросов, места и времени проведения.

Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной.

К новым методам педагогических исследований относят педагогический эксперимент, тестирование и др.

Педагогический эксперимент– это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Экспериментальные исследования могут быть как длительными, так и краткосрочными.

В зависимости от цели различают:

– констатирующий;

– проверочный;

– формирующий эксперимент.

По месту проведения выделяют естественный и лабораторный эксперимент.

Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания и развития учащихся. Этот метод отличается простотой, доступностью, точностью, возможностью автоматизации. Для его проведения используются различные тесты диагностирования обученности и развития школьников.

(Из кн.: «Педагогика: краткий курс». – Мозырь, 2002. – С. 14-16.)

 

 

Кодекс учителя россии

А. Адамский (Россия)

1. Нет ответов правильных и неправильных.

2. Бессмысленно задавать ребенку вопрос, на который ты сам знаешь ответ. Не проверяй ребенка, а вместе с ним ищи.

3. Доверяй ребенку больше, чем себе, больше, чем написанным правилам.

4. Откажись от подозрений – если ребенок нарушил правила, у него была причина это сделать.

5. Право ребенка на ошибку связано с риском.

6. Самостоятельность – связана с риском. Незнание – связано с риском. Доверие и искренность – связаны с риском. Свобода ребенка – связана с риском.

7. Признать суверенитет ребенка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг.

8. Не враги родители ребенку своему, не заставляй их доносить и предавать.

9. Спеши признать незнание свое и слабость свою.

10. Откажись от определений – простое сведение не заменяет высокое знание. Не требуй заучивания правил – знание живет не в правилах, а в способности открывать и востребоваться.

11. Не сравнивай одного с другим – все хороши по-разному. Сравни его сегодняшнего с ним вчерашним.

12. Не следуй плану – он принадлежит только тебе, но не стал общим с детьми содержанием.

13. Гораздо важнее то, КАК мы открыли, чем то, ЧТО мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю, как я понял. И мне интересно понимать.

14. Не сторож ты ученику своему. Не следователь, не судья, не истец. Не дано тебе право судить, прав или нет он в ответах своих и в поступках. Не ошибается он, а ищет путь свой.

(Из кн.: Кукушкин В.С. Общие основы педагогики. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 212.)


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

 

Тема: ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.

Цель: Выяснить сущность образования как социокультурного феномена, проанализировать его основные функции и соответствующие им модели образования.

 

Основные понятия темы: социокультурная ситуация, социокультурный феномен, функции образования, модели образования, деятельностный подход.

Задания для самоподготовки

Вопросы для обсуждения Практические и творческие задания
1. Суть образования как социокультурного феномена 1. Дайте определение сущности понятий: а) образование – как социокультурный феномен; б) как средство разрешения глобальных проблем человечества; в) как общечеловеческая ценность. 2. Проанализируйте важнейшие мировые социокультурные функции (материалы к теме № 2) и ответьте на вопрос: в каких аспектах может рассматриваться взаимосвязь: а)образования и культуры, б)образования и социума? 3. Сделайте сообщение на тему: «Глобальные проблемы человечества и их влияние на социокультурную ситуацию в обществе». 4. Что характерно для социокультурной ситуации в Республике Беларусь?
2. Функции и модели образования 1. Каковы две основные функции образования? 2. В чем суть теоретической и универсальной моделей образования? 3. Проанализируйте, какая модель образования, на Ваш взгляд, реализуется в ВГУ? 4. Сделайте сообщение на тему «Традиционные и инновационные модели обучения: сравнительный подход».
3. Образование как педагогический процесс Подумайте над вопросами: 1. На что направлен педагогический процесс в традиционной парадигме? 2. При каком условии содержание образования в универсальной образовательной модели становится деятельностным? 3. Чему противостоит деятельностный подход?

Темы рефератов:

1. А. Дистервег о роли образования в жизни человека.

2. Перспективы знаниевой модели образования.

Задания для самопроверки

1. Дополните ответ.

В переходный период развития общества социокультурная ситуация характеризуется:

а) разнообразием общественных и личностных идеалов;

б) разнообразием жизненных укладов;

в) разнообразием.

2. Соотнесите функции и соответствующие им модели образования:

функции: модели:

а) воспроизводства; а) ______________;

б) развития. б) ______________.

3. Вставьте пропущенные слова и словосочетания:

а) Педагогический процесс в универсальной модели образования направлен не только на усвоение обучающимися конкретной информации (знаний), но и на овладение ими ___________________________.

б) Деятельностный подход в образовании предполагает реализацию ______________технологий, основанных _______________ формах и методах обучения; обеспечивает активность всех участников педагогического процесса, усвоение обучающимися ___________________.

 

Результативность занятия

Изучив данную тему вы должны:

Þ Понимать сущность основных мировых социокультурных тенденций и с учетом их уметь обосновывать направления развития образования в стране.

Þ Знать и уметь обосновывать сущность образования как социокультурного феномена, как процесса, как результата, как системы.

Þ Понимать и уметь раскрывать сущность образования как средства разрешения глобальных проблем человечества.

Þ Знать и уметь обосновывать сущность образования как ценности для личности, общества, государства.

Þ Знать и уметь раскрывать сущность основных функций образования и соответствующих им образовательных моделей.

Þ Знать механизмы развития и совершенствования личности в процессе образования и уметь использовать их при анализе реальной образовательной практики.

Þ Уметь выделять в образовательной сфере проблемы, в разрешение которых можно внести свой вклад.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – Гл. 2, 4.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практикоориентированных образовательных концепций). – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – С. 16—33; 35-46.

3. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: Активные методы обучения. – Мн.: Ин-т повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994. – С. 5-18.

4. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. – 2-е изд., доп. – Мн.: НИО, 2000. – Гл. I. – С. 55-73.

 

 

Материалы к теме №2

 

Социокультурная ситуация – это сложная, постоянно меняющаяся и развивающаяся система взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую действительность.

Содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, т.е. образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Основные социокультурные функции современного образования.

1. Образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообще­стве высказываются требования формирования глобальной стратегии образова­ния человека (независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования).

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог – это форма субъект-субъектного познания окружающего мира.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развития отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации их граждан.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности досуга).

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, или совершенствуя его.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

- в формировании образа жизни, принятого в обществе;

- в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой);

- развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исторического этапа развития общества и государства характерна своя система образования, а для народа, нации – система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты. Именно они закладывают основы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство.

Какие культурно-образовательные традиции, сложившиеся в разных цивилизациях, известны и сегодня?

Например, рациональная логика обучения в школе и вузе исторически сложилась в европейской цивилизации.

В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве методологии образования и воспитания человека.

В процессе истории воспитание складывалось на Руси как «воспитание миром». Именно в России для воспитательного воздействия на человека часто использова­ли общественное мнение. Поэтому теория воспитания человека в коллективе и через коллектив, созданная А.С. Макаренко, лишь подводила некоторый итог существующей традиции.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэто­му социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы – это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуально и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы при­оритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, вла­деющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юри­сты, экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии – филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения – это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образования. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государственных образовательных стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учебную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть – это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вторая часть – дисциплины по выбору. На уровне конкретного учебного заведения первая часть – обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть – предметы по выбору. Стандарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот факт до­казывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, ко­торые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и опреде­ленная образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств.

(из кн.: Бардовская Н.В., Реан А.А.. Педагогика: Учеб. пособие для вузов. – СПб., 2000. – С. 64-67)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1388; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь