Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Конкретно-историческое понимание личности



Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю раскрывает перед нами богатство и разнообразие типов личностей, характерных для определенных типов культур и мировоззрений: античности, средневековья, эпохи Возрождения, нового времени и т. д.

Личность XX столетия резко отличается, например, от личности даже не столь отдаленного исторического прошлого, скажем, личности XVIII—XIX вв. Это связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со сменой общественно-экономических формаций.

При родовом строе личные интересы были подавляемы интересами выживания рода в целом (а значит, и каждого отдельного индивида, принадлежащего к этому роду), каждая взрослая особь выполняла жестко предписанную ей родом и силой традиций роль. Общество в целом в своей жизнедеятельности руководствовалось ритуалами, обычаями предков. В деятельности человека органично для него реализовывалась в примитивных, неразвитых формах его родовая, общественная сущность. Это была первая историческая ступень в развитии человеческой личности, внутренний духовный мир которой заполнялся нерасчлененным социально-природным бытием, выступавшим в анимизированной форме действия сверхъестественных сил.

С возникновением рабовладельческой и феодальной формаций, античной и средневековой культур возникает и новый тип отношений индивида и общества. В этих обществах, в которых образовались классы с разными и противоположными интересами, а вследствие этого сформировалось и государство вместе с официально оформленными правовыми отношениями граждан в нем, индивиды (свободные граждане в рабовладельческом обществе и граждане феодального общества) стали выступать субъектами права и обязанностей. Это означало признание определенной самостоятельности действий за отдельным индивидом, и соответственно предусматривалась способность индивида отвечать за свои действия. Здесь уже шел бурный процесс становления личности, которая несла на себе печать, с одной стороны, сословного коллективизма, а с другой — классовой ограниченности, чем и обусловливалось в конечном счете ее содержание, формы социальной активности или пассивности, образ жизни и ее мировоззрение. Однако, несмотря на общую эксплуататорскую сущность обеих формаций, личность эпохи античности резко отличалась от личности феодального общества: они жили в условиях разных типов культур. Античное общество — это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предзаданности судьбы человека. Человек мог быть, безусловно, самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции он все-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы. У каждого была своя судьба, и он не волен был изменить ее по

своему произволу. Мировоззрение античной личности оставалось мифологическим.

В период средневековья в христианской религии личность была осознана как целостное автономное образование. Усложнился и уточнился ее духовный мир: она вошла в интимный контакт с персонифицированным богом. Мировоззрение христианизированной личности окрашивалось эсхатологическим мотивом — отсюда и направленность ее на замкнутую духовную жизнь, совершенствование духа — души, воспитание чувства покорности и непротивления. Имела место своеобразная сублимация телесного духовным, связанная с подготовкой к загробной жизни. Религиозным началом были пронизаны все поры человеческого существования, что и обусловливало соответствующий образ жизни. Для личности эпохи раннего христианства характерен сугубо личностный героизм — подвижничество. Напряженная внутренняя жизнь индивида, с нравственно-мировоззренческим стержнем, являющимся средоточием психического «я», расширяясь, охватывала собою всю сферу его личности, оставляя мало места биологическим и социальным составляющим. В жизни средневековой личности большое место занимают собственно нравственные ценности в отличие от ценностей утилитарно-материальных.

В новой культурной среде, связанной с переходом от феодализма к капиталистическим формам хозяйства, зарождается личность нового типа. В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека, автономия для бога была осознана как автономия для самого человека: отныне человек — распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Достоинство человека заключается в том, что он причастен всему земному и небесному — от низшего до наивысшего. Свобода выбора означает для него своеобразную космическую незакрепленность, самостоятельность творческого самоопределения; человек вкусил упоение от беспредельных возможностей своих сущностных сил и ощутил себя господином мира. В эпоху Просвещения разум занял господствующую позицию: все подвергалось сомнению и критике, что не выдерживало испытаний силой разума. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало главным образом бурный расцвет науки. В межчеловеческие связи вклинилось как бы опосредствующее звено — техника. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности. Изменились и ценностные ориентации, и мировоззрение. По мере утверждения и развития капитализма высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность,

имевшие, однако, и обратную сторону — эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т. д. Дальнейшее развитие капитализма привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной ориентацией. Ее душевно-духовные ценности вытесняются рационалистически-прагматическими ориентациями. Характеризуя психологию индивидуализма, А. Шопенгауэр заявлял, что каждый желает над всем властвовать и уничтожить все, что ему противится, каждый считает себя средоточием мира, свое собственное существование и благополучие предпочитает всему другому, готов уничтожить мир, чтобы только свое собственное «я» поддержать несколько долее. Каждый рассматривает себя как цель, в то время как все другие для него суть только средство. Так в человеческие отношения проникает принцип утилитаризма. Психология индивидуализма неизбежно приводит к острому чувству одиночества и взаимному отчуждению людей.

Феномен отчуждения

Явление отчуждения заслуживает того, чтобы остановиться на нем особо. Что представляет собой этот феномен? В самом широком смысле слова отчуждение есть социальный процесс, в котором результаты деятельности человека превращаются в самостоятельную господствующую над ним и враждебную ему силу. Исторически это явление тесно связано с общественным разделением труда и возникновением частной собственности со всеми вытекающими из этого последствиями: государством как аппаратом насилия одного класса над другим, социальным неравенством и эксплуатацией, абсолютизацией духовных сил человека и превращением их в сверхъестественные силы (религия и идеализм), таким развитием науки и техники, когда они обращаются против самого человека. «Социальная сила, т. е. умноженная производительная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов… представляется данным индивидам не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают…» 1.

В социально-экономическом отношении феномен отчуждения проявляется как господство овеществленного труда над живым, в отстраненности непосредственного производителя от контроля над условиями, средствами и продуктом труда. Эта отстраненность непосредственного производителя от контроля за результатами своего труда является следствием его отстранен-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9-ти т., т. 2, с. 31.

ности от собственности, то есть, не будучи субъектом собственности, непосредственный производитель не выполняет и ряда функций, которые характерны для производителя-собственника.

Явление отчуждения есть, в сущности, побочный продукт процесса овеществления или опредмечивания человеком своих сущностных сил и способностей, что в условиях разделения труда и складывающихся на этой основе социальных отношений приводит к отчуждаемости этих отношений с их непременной фетишизацией. Фетишизированные общественные отношения своеобразно отражаются в общественной психологии, а также в сознании индивида. Это выражается в таких явлениях, как разрыв между ожиданиями человека и теми нормами, которые предписываются ему социальной структурой, восприятием этих норм как чуждых и враждебных личности, чувством изоляции, одиночества. Все это не исключает, а, наоборот, предполагает нарушение норм социального поведения.

Феномен отчуждения, сопровождающий всю историю человечества (за исключением, может быть, родового общества), в наиболее резких формах проявился в условиях капиталистической формации. К. Маркс, всесторонне анализируя сущность и содержание капиталистического общества, выделил ряд характерных признаков феномена отчуждения. Он показал, что условия труда (и материальные и интеллектуальные) отчуждаются от самого труда и противопоставляются рабочему в качестве капитала и что поэтому рабочий, занятый в процессе труда односторонним образом, выходит из него обедненным и опустошенным. Результаты труда также отчуждаются от наемного рабочего. Маркс показал, далее, как отчуждаются от трудящихся и социальные институты, превращающиеся в иерархически построенные бюрократические системы. И как следствие этого, происходит, согласно Марксу, глобальное отчуждение идеологии от действительной жизни трудящихся, соответствующее формирование у членов общества такого уровня притязаний, который не отвечает действительным возможностям общества. В духовной сфере общественной жизни складываются различные формы официальной идеологии — от религии до авторитарных идеологий.

Это отчуждение преодолевается в процессе утверждения принципов социальной справедливости и осуществления гуманистических идеалов, свойственных социалистическому обществу.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь