Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятия нравственного сознания и морали
Нравственное сознание — это основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. В отличие от политического сознания, отражающего принципы взаимоотношения социальных групп, и от правосознания, в котором уже в значительно большей степени задействована сама человеческая личность, взятая, однако, в ее отношении к обществу как к внеличностной обобщенной социальной силе, нравственное сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с которых человек оценивает свое собственное «я». Формирование нравственного сознания уже на самых ранних этапах исторического развития в конечном счете определяется объективной необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей в самых различных областях их общественного бытия. Особенность нравственных норм состоит в том, что если, например, нормы правосознания формулируются и проводятся в жизнь государственными учреждениями (что не значит, конечно, что правовые нормы неподвластны нравственной оценке), то нормы нравственного сознания и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного и исторического опыта. Они закрепляются общественным признанием их ценности с точки зрения всеобщего блага для того или иного коллектива, общественной группы, не имея при этом юридически закрепленной силы. Однако не все в деятельности и поведении человека направляется правовыми и нравственными нормами. Существует многоразветвленная сфера общественной регуляции поведения, которая не может быть отнесена к собственно нравственности. К таким регуляторам относятся обычаи, ритуалы, различные внутригрупповые негласные установления, скоропреходящие стили массового поведения и т. п. Таким образом, нормы собственно нравственного сознания складываются как исторически определенный результат коллективной воли людей, образуя систему апробированных правил и оценок, общественных требований и общественного мнения, то есть систему таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечая их потребностям и интересам. Специфику нравственного сознания, его структуру и исторически изменчивые нормы исследует особая философская дисциплина — этика. Нравственное сознание общества проявляется в различного рода социальных запретах, призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов деяния. «…Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению…» 1. Однако нравственное не в меньшей степени выражается категорией должного, то есть не только того, что нравственная личность должна избегать, но и того, что обязана делать, движимая долгом. Особая действенная сила нравственных норм как раз и состоит в отсутствии их юридической закрепленности. Такие нравственные категории, как совесть, чувство собственного достоинства и чести 2, 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 296. 2 Достоинство личности заключается в осознании ею своего значения и права на уважение окружающих, а совесть — моральное самосознание человека, выполняющее функцию оценки его поступков с точки зрения их общественной отражают имеющуюся у каждого человека возможность самостоятельно (свободно) определять и направлять свое поведение без постоянного контроля со стороны общества в виде различного рода санкций. Совесть, согласно Л. Толстому, — верный руководитель жизни людей. Нравственность — это «искра», зажженная в сознании человека, научившегося жить сообща и считаться с интересами других. Как проявление общественной сущности человека, нравственность — та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой 1. Она, следовательно, есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. И в этом смысле нравственное сознание — необходимый фактор прогресса человеческого общества, его гуманизации. Общий прогресс сознания человечества неотделим от прогресса его нравственного сознания 2. Нравственное сознание, в свою очередь, становится все более разветвленным и обогащенным вместе с социально-историческим прогрессом общества, совершенствованием всех сторон его жизни: экономической, социально-политической, духовной. Нравственность служит средством возвышения человечества; среди сил, его формирующих, нравственность — едва ли не первая 3. В современной науке принято различать два уровня нравственного сознания (так же как это принято и относительно других форм общественного сознания): обыденно-практический и теоретический. Если на обыденно-практическом уровне отражаются реальные нравы общества, те действующие и широко распространенные нормы и оценки, которые подкреплены социально-экономической структурой общества, то на теоретическом уровне формируется прогнозируемый обществом идеал, значимости и контроля над ними. Недаром говорится: будь всегда воли своей хозяином, совести же своей — рабом. 1 Сущностное в человеке не наличествует в равной мере в каждом, ибо в человеке оно не столь жестко предопределено природой, как в животном мире. Рожденный человеком может и не стать им в подлинном смысле: он может возвыситься, а может и пасть. 2 Говоря о тесной связи прогресса нравственного сознания с общим прогрессом человечества, в том числе с его интеллектуальным прогрессом, недопустимо упрощать это взаимоотношение: нравственный прогресс не прямо пропорционален интеллектуальному, ведь умный — не всегда нравственный. Скажем, Наполеону никто не откажет в уме, но вот его слова о совести, сказанные одному епископу: «Наша совесть — дура… Поверьте, на этом свете нужно держаться одного — приобретать возможно больше денег и власти: все остальное химера». 3 А. Швейцер писал: «Столетиями люди, бороздя моря, ориентировались по созвездиям. Но затем они преодолели несовершенство этого метода, открыв свойства магнитной стрелки, всегда указывающей на север. С тех пор они безошибочно ориентируются в самую неблагоприятную погоду в самых отдаленных сфера абстрактного долженствования, которая по понятным историческим причинам никогда не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теоретический уровень нравственного сознания чаще всего называется моралью (лат. mores — нравы). Моральное сознание обособилось от непосредственно нравственного тогда же, когда сформировались политическое и правовое мышление, то есть с возникновением государства. Системы моральных императивов как совокупности конкретных, всегда противопоставленных реальным нравам непререкаемых истин исторически изменчивы; чаще всего мораль отражала в превращенной форме скрытые интересы господствующего класса. Однако сам факт появления морали должен быть оценен как существенный поворот в общественном сознании. Мораль в отличие от обыденного уровня нравственного сознания является таким близким к философии воззрением, которое не просто отображает наличные условия и фактические нормы поведения, не просто апеллирует к традиции и обычаям, но критически относится к существующему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует его реализации в дальнейшей социальной практике. Теория морали противостоит наличному нравственному сознанию и в нашем обществе. Нравственные возможности социализма не безграничны. И дело не только в том, что мы не застрахованы от ошибок, но и в том, что нравственно относительны и сами нормы социализма, основанные на объективном экономическом критерии. Преодоление ошибок, например, в распределительных отношениях не обеспечит «абсолютного» нравственного совершенства общества, хотя, безусловно, будет этому способствовать. Оплата по труду не устранит различий, связанных с характером труда, с квалификацией и личностью человека и т. д. Поэтому в качестве морального идеала в нашем обществе принят принцип распределения по потребностям, а не по труду, соответствующий коммунистическим общественным отношениям. Моральный идеал — это перспектива общества, для теоретического обоснования которой необходимо знать, на какой действительной стадии нравственного развития оно находится. морях. Это прогресс, аналогичного которому мы должны добиваться в этике. Пока вся этика заключена для нас только в этических сентенциях, мы ориентируемся по звездам, которые, как ни ярок их блеск, все-таки лишь относительно надежно указывают нам путь, да и то в любой момент могут быть скрыты от нас наползающим туманом. В штормовую ночь они, как мы убеждаемся сейчас, оставляют человечество в беде. Если же этика станет для нас логически необходимым проявляющимся в нас принципом, начнутся этическое углубление индивидов и неуклонный этический прогресс человечества» (Швейцер А. Культура и этика. М., 1973, с. 119). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы