Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Имя числительное как часть речи ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
a. количество предметов и отвечают на вопрос сколько?, b. число и тоже отвечают на вопрос сколько?, c. порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?
Выделенные слова — имена числительные. Числительные, отвечающие на вопрос сколько?, — количественные. Числительные, отвечающие на вопрос какой? (какая? какое? какие? ), — порядковые. Некоторые учёные считают порядковые числительные порядковыми прилагательными в силу того, что они не обозначают количество и число и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие? ). Имена числительные бывают разными членами предложения: Два да два — четыре. Разделите шесть на три. Мы живём на втором этаже. Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения: Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов.
2. Повеств., невоскл.. распростр., двусоставное, простое, осложнено однородными сказуемыми, обстоятельствами образа действия (спокойно, деловито). Грамматическая основа: шмель расчесывал, разглаживал, протирал. 3. Определите тему, идею, тип и стиль речи: Человек не может выби.рать себе наружность, но зато он имеет возможность выбрать более важную вещь – характер. Мы можем сделать себя такими, какими нам хочется быть. Очень важно быть настойчивым и упорным. Таким людям всё удаётся лучше, чем слабохарактерным. С детства приучайте себя не отступать перед трудностями, доводить дело до конца, это войдёт в привычку, и, когда вырастете, у вас будет великолепное качество – насточивость.
тема-характер человека, его роль в жизни человека. цель-показать, что характер, умение правильно себя вести будет играть огомную роль в судьбе человека.Стиль-худжественный Билет 1. Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой^ 1) по смыслу, 2) интонационно, 3) порядком расположения частей, 4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.
Запятая - если между частями предложения складываются перечислительные отношения(одновременности или следования)
Точка с запятой - при перечислительных отношениях, если части бессоюзного предложения отдалены друг от друга по смыслу или имеют внутри себя запятые
Двоеточие - 1.если между частями можно поставить союз а именно 2.можно поставить союз что 3.вторая часть называет причину 4.вторая часть представляет прямой вопрос
Тире - 1.резкая смена событий(можно вставить союз и)2.сопоставительные или противительные отношения(союз но)3.сравнительные отношения 4.условие(если) 5.время совершения действия(когда) 6.вторая часть заключает следствие о чем говорится впервой части 2. Реки сбросили с себя ледяные покровы, и вышли Дополнение, сбросили-сказуемое, с-пред, себя ледяные покровы-определение, и-союз из берегов- обстоятельство.(невоск., невопр., прост., расптранен., осложнено однород. чл..) 3. Определите тему, идею, тип и стиль речи: Человек не может выби.рать себе наружность, но зато он имеет возможность выбрать более важную вещь – характер. Мы можем сделать себя такими, какими нам хочется быть. Очень важно быть настойчивым и упорным. Таким людям всё удаётся лучше, чем слабохарактерным. С детства приучайте себя не отступать перед трудностями, доводить дело до конца, это войдёт в привычку, и, когда вырастете, у вас будет великолепное качество – насточивость.
тема-характер человека, его роль в жизни человека. цель-показать, что характер, умение правильно себя вести будет играть огомную роль в судьбе человека.Стиль-худжественный Билет 1. Сложное синтаксическое целое является наиболее крупной из структурно-семантических единиц, на которые членится текст. ССЦ состоит из нескольких предложений (часто различного строения: простых, сложных, осложненных различными оборотами), объединенных при помощи интонации и других средств связи и раскрывающих одну из микротем (подтем) текста. От сложного предложения ССЦ отличается тем, что предложения, входящие в его состав, являются более самостоятельными, а связи между ними — менее тесными. Различные по своей структуре самостоятельные предложения в составе ССЦ свободно присоединяются друг к другу, связываясь преимущественно по смыслу, так что содержание второго развивает содержание первого и т.д., пока не будет раскрыта данная микротема. Однако есть и ряд формальных средств связи самостоятельных предложений в ССЦ. Универсальным средством такой связи в устном высказывании является интонация. Самостоятельные повествовательные предложения в его составе произносятся обычно с одинаковой интонацией: с равномерным понижением тона к концу, с одинаковыми паузами между собой, в то время как понижение тона в конце сложного синтаксического целого более значительно, а пауза между двумя сложными синтаксическими целыми более длительная; кроме того, начало следующего сложного синтаксического целого обычно характеризуется большим повышением тона, а часто и изменениями в тембре голоса. Кроме того, имеется еще ряд частных средств связи, которые в различной степени и по-разному используются в конкретных сложных синтаксических целых. Сюда относятся: 1) единство видо-временных форм глаголов-сказуемых отдельных предложений; 2) употребление местоимений 3-го лица и указательных тот, этот, которые во втором, третьем и др. предложениях указывают на ранее обозначенные лица, предметы и качества, а также на все содержание предыдущего предложения (местоимение это); использование слов, синонимичных употребленным ранее; лексические повторы; 3) подчинительные и сочинительные союзы в начале самостоятельных предложений, имеющие в этом случае обычно присоединительное значение; 4) употребление различных обстоятельств (преимущественно места и времени), относящихся по смыслу к нескольким самостоятельным предложениям; такие обстоятельственные значения могут быть выражены и отдельными предложениями типа Вечер; Уже смеркалось; Было 7 часов вечера и др.; 5) одинаковый порядок слов, вообще параллелизм в строении самостоятельных предложений и др. Например: Матвей Терехов был еще не стар, лет сорока пяти, но выражение у него было болезненное, лицо в морщинах, и жидкая бородка совсем поседела, и это старило его на много лет. Говорил он слабым голосом, осторожно и, кашляя, брался за грудь, и в это время взгляд его становился беспокойным и тревожным, как у очень мнительных людей. Он никогда не говорил определенно, что у него болит, но любил рассказывать, как однажды на заводе он поднял тяжелый ящик и надорвался и как от этого образовалась грызь, заставившая его бросить службу и вернуться на родину. А что значит грызь, объяснить не мог.
Данное сложное синтаксическое целое представляет часть рассказа Чехова «Убийство», микротема - характеристика одного из его героев - Матвея Терехова. Этой темой объединяются четыре сложных предложения. Для всех этих предложений характерно: а) общность форм сказуемых: это или составные именные сказуемые со связкой было, или простые глагольные, выраженные глаголами прошедшего времени несовершенного вида, которые имеют описательное значение (только три глагольных сказуемых в косвенной речи Матвея имеют форму совершенного вида, обозначающую ранее совершенные действия); б) только в первом предложении герой называется своим именем, а в остальных на него указывает местоимение он; в) последнее предложение присоединяется при помощи союза а, имеющего присоединительное значение (предложение имеет добавочный уступительный оттенок), г) для большинства предложений данного сложного синтаксического целого характерен прямой порядок главных членов (подлежащее — сказуемое). Эти формальные способы организации связи между предложениями не являются обязательными для каждого ССЦ. Таким образом, организация ССЦ не является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры. Тем не менее можно выделить несколько типов ССЦ: 1) сложные синтаксические целые статические, преимущественно описательного характера; 2) динамические, преимущественно повествовательного характера; 3) смешанные, широко употребительные и при описании, и при повествовании, и при рассуждении. Для статических ССЦ характерно употребление составных именных сказуемых, различных глагольных форм со значением одновременности длительных действий. Связь между предложениями здесь часто осуществляется при помощи параллелизма синтаксических конструкций (параллельная связь), например: Волосы прямые, в скобку. Лицо небольшое, незначительное, старинно-русское, суздальское. Глаза под большими сонными веками — ястребиные (Бунин). Для динамических ССЦ, напротив, характерно употребление глагольных сказуемых чаще в форме совершенною вида со значением сменяющих друг друга действий. Связь между предложениями осуществляется здесь чаще при помощи местоимений, синонимических замен, повторов (цепная связь), например: Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили (Тургенев). Для смешанных ССЦ характерно объединение указанных форм строения, например: Дома он [Лаптев] увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шелковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой белой кости, дешевая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему казалось, что около него даже пахнет счастьем (Чехов). Данное смешанное сложное синтаксическое целое состоит из трех предложений: 1-е и 3-е имеют динамический характер, 2-е — статический. В 1-м и 3-м предложениях сказуемые простые глагольные, выраженные глаголами в форме прошедшего времени совершенного вида (кроме двух последних); связь между этими предложениями цепная (он — Лаптев — ему). Во 2-м предложении сказуемые составные именные; связь между частями этого бессоюзного предложения параллельная (зонтик был...; ручка была...). Связь между 1-м и 2-м предложением осуществляется с помощью лексического повтора (зонтик - дополнение (1), зонтик - подлежащее (2). Абзац Абзац, в отличие от ССЦ, является не структурно-семантической, а стилистико-ком-позиционной единицей. При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения, содержащие: описание нового этапа в развитии действия, характеристику нового героя, авторское отступление и т.д. - в художественном произведении; описание нового предмета мысли, нового этапа в ее развитии, отдельные логические посылки и выводы и т. д. - в научном труде и др. Абзац может состоять из одного предложения, но может включать в себя и значительное количество самостоятельных предложений. В последнем случае все предложения, идущие за первым, связываются с ним по смыслу в каком-либо отношении: или то, о чем говорится в последующих предложениях, происходит во время, обозначенное в первом предложении, или в месте, обозначенном в первом предложении; или в последующих предложениях рассказывается о том человеке, который назван в первом, и т.д., например: Абзацы, состоящие из нескольких предложений, часто совпадают по своим границам со сложными синтаксическими целыми. Такие абзацы стилистически нейтральны. Если же абзацы состоят из одного предложения или делятся на два-три ССЦ, то они служат определенным стилистическим целям: в первом случае выражают экспрессию выделения, дают события крупным планом, а во втором случае служат для объединения разных событий в одной картине. Вот примеры абзацев, состоящих из одного предложения: Кроме цирюльника, никто не заглядывает во флигель. Больные осуждены видеть изо дня в день одного только Никиту. Впрочем, недавно по больничному корпусу разнесся довольно странный слух. Распустили слух, что палату № 6 будто бы стал посещать доктор (Чехов). В двух последних абзацах, каждый из которых состоит из одного предложения, сообщается о событии исключительном, резко нарушающем привычный ритм больничной жизни; сообщение об этом событии автор членит на два абзаца, намеренно разрушая тем самым ССЦ (2-й абзац, очевидно интригующий, только сообщает о «странном слухе»; и лишь в 3-м абзаце раскрывается содержание этого слуха). Если учесть, что предыдущие абзацы «Палаты № 6», в которых рассказывается об однообразии больничной жизни, достаточно велики по объему (включают в себя 7 и 4 предложения), то станет очевидной выделительная сила контраста. Так членение текста на абзацы становится важным экспрессивным средством. Композиционно-стилистическая роль первых предложений абзаца становится особенно наглядной, если в каком-либо рассказе прочитать подряд только первые предложения абзацев. Например, вот первые предложения начальных абзацев из рассказа Чехова «Человек в футляре»: 1. На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокопия, расположились на ночлег запоздавшие охотники. (...) 2. Не спали. (...) 3. Рассказывали разные истории. (...) И т. д. Несколько первых предложений абзацев из рассказа Чехова «Ионыч»: 1. Прошло четыре года. (...) 2. Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. (...) 3. От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. (...) 4. За все четыре года после отъезда Екатерины Ивановны он был у Туркиных только два раза по приглашению Веры Иосифовны, которая все еще лечилась от мигрени. (...) И т. д. Таким образом, первые предложения абзацев как бы намечают основную линию произведения. Членение текста на абзацы является важным стилеобразующим фактором. Так, в целом большие по своему объему абзацы более характерны для эпически спокойного повествования; наоборот, абзацы небольшие, в том числе и абзацы-предложения, свойственны повествованию напряженному, взволнованному. Многое в этом плане зависит и от жанровых особенностей произведения, и от индивидуального стиля автора. Период В языке художественной литературы и в публицистическом стиле распространена особая форма организации сложных и, реже, простых в значительной степени распространенных предложений, которая называется периодом (от греч. periodos — «круг»). Для этой формы характерно четкое ритмико-интонационное и смысловое членение всего предложения на две части: 1) «повышение» и 2) «понижение»; первая из них произносится с постепенным повышением тона и с ускорением темпа до паузы, отделяющей ее от второй части, вторая часть - с понижением, причем меняется и тембр голоса и замедляется темп произнесения. Первая часть, обычно зависимая от второй, является большей по объему и в свою очередь чаще всего четко членится на однотипные части (члены периода); реже членится вторая часть. Обычно члены периода строятся симметрично, представляют собой предложения одной структуры, с одним порядком слов, с однотипными по форме сказуемыми; при этом широко используются анафора (единоначатие) и другие лексические повторы, синонимическая и антонимическая лексика, например: Как ни ярок был день, как ни густа была синева там, куда не достигало солнце, как ни розовели вверху безлистные купы берез, как ни ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, когда глаза мои попадали как раз на зайчика, отбрасываемого этими кристалликами, — все же ничего не было ярче красных грудочек снегирей (Солоухин). Период как риторическая фигура речи обладает особой торжественностью, выражает взволнованность, эмоциональную приподнятость. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы