Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Двойственный характер производства. Естественные и общественные стороны производства.
Стороны общественного производства: производительные силы и производственные отношения Поскольку общественное производство осуществляется в форме совместной деятельности людей, возможно выделение двух его сторон: · Отношение людей к природе; · Отношение между людьми в процессе производства. Первая сторона общественного производства, которая означает отношение людей к природе, внешне выражается в процессе труда. Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой. В современном понимании труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Труд является основой процесса производства. Основными элементами процесса труда являются: · Труд как целесообразная деятельность; · Предметы труда; · Средства труда. Следует отличать труд как фактор производства от рабочей силы. Труд – это прежде всего процесс, в то время как рабочая сила – это совокупность физических качеств и умственных способностей человека, его способность к труду. Таким образом, труд – есть процесс потребления рабочей силы. В процессе труда человек воздействует на определенную часть природы, которую называют " предмет труда". Предмет труда – это то, на что направлен труд человека (непосредственно природный материал или сырой материал, уже прошедший определенную переработку). Воздействие человека на предмет труда осуществляется с помощью " средств труда". Средствами труда называют вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые выступают проводником его воздействий на этот предмет. Средства труда разделяются на две группы: природные, или естественные (земля, лес, вода и т.д.) и произведенные, или технические, созданные людьми (машины, оборудование, здания, сооружения). Предметы труда и средства труда в совокупности называют " средствами производства", и они образуют вещественный (объективный) фактор производства. Рабочая сила рассматривается как личный (субъективный) фактор производства. Средства производства и рабочая сила человека составляют производительные силы. Производительные силы – одна из ключевых категорий марксистской политической экономии. Приблизительный аналог этой категории в экономикс – " факторы (ресурсы) производства". Следует заметить, что в марксистской политической экономии приоритет признавался за " рабочей силой", в экономикс – утверждается равенство всех факторов производства (труд, капитал, земля). В процессе производства люди не только воздействуют на природу, но и вступают в определенные отношения друг с другом. Взаимоотношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления называются производственными отношениями. Производственные отношения представляют сложную систему, поскольку производство – не единичный акт, а постоянно повторяющийся процесс непосредственного производства тех или иных благ, их распределения, обмена и потребления. Вне единства этих сфер общественное производство не существует. В сфере производства создается продукт, являющийся предметом распределения, обмена и потребления. Таким образом, вторая сторона общественного производства, охватывающая отношения между людьми, выражается категорией " производственные отношения". Производственные отношения находятся в диалектическом единстве, взаимодействии с производительными силами. Наиболее подвижной стороной общественного производства являются производительные силы. На определенных ступенях развития производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями, которые превращаются в их тормоз. Совокупность производительных сил и производственных отношений составляет способ производства. Способ производства и надстройка (политические, правовые, философские и другие взгляды общества и соответствующие им институты) образуют общественно-экономическую формацию, систему общества. Производство - необходимое условие существования людей. Стоит прекратиться производству - и люди погибнут. Только производственная деятельность могла породить разум, мышление. Лишь производство могло вызвать к жизни общество, без которого оно развиваться не могло. Породив общество, производство тем самым превратило животное в социальное существо, т.е в человека. Животное есть только организм, только биологическое существо. Человек есть неразрывное единство тела (организма) и духа, в котором ведущая роль принадлежит духу, представляющему собой явление социальное и только социальное, есть личность. Поэтому невозможность понять суть общества и человека, не рассмотрев более или менее детально производства. Материальное производство - всегда единство двух сторон: отношений людей к природе и отношений людей друг к другу. Если отвлечься от отношений людей друг к другу, то производство выступит просто как труд. Общественное производство выступает в форме взаимодействия человеческого общества и природы. В процессе производственной деятельности человеческое общество воспроизводит себя в виде производительных сил и совокупности экономических отношений. Исторически человек является продуктом естественно-общественного развития, то есть природы и общества. С естественной точки зрения человек является продуктом эволюции неорганической и органической материи на Земле. С точки зрения органической материи человек является результатом полутора миллиардов лет естественного отбора. Итак, развитие неорганической материи приводит к возникновению органической, развитие которой приводит к человеку. Итак, человек вышел из природы, сам является природой, живёт в природе, «живёт природой» , действует как сила природы Выйдя из природы, живя в природе и живя за счёт природы, человек является иждивенцем природы. У него нет ничего своего. Он нищ и наг, сир и убог. Всё, что в человеке, на человеке, при человеке – всё это не его. Понятие «моё» – общественно-относительное. Частная собственность – явление социальное. Природа существовала и до человека с его сознанием и будет существовать и без него, если у человека хватит «ума» уничтожить себя в экзогенном, либо в эндогенном геноциде. Дальнейшее существование человека полностью зависит от него самого. «Природа может обойтись и без культуры» . «Всё создаёт природа, – говорил Лукреций Кар, – о своих творениях не заботится, ошибок не совершает и ошибок не прощает». Если человечество ошибётся в выборе своего дальнейшего пути, то природа этой ошибки не простит. Природа не возобновляет своих творений, не восстанавливает оборванных нитей. Жизнь человека не будет возобновлена. Итак, человек полностью зависит от природы, связан с ней родовой пуповиной и не может быть от неё отторгнут. Отторжение от природы есть смерть для него, поэтому постоянно «… сохраняется приоритет внешней природы» над человеком. Ошибочно предполагать, что человек господствует над природой. Ему не дано подняться над самим собой. За несоблюдение её законов природа жестоко наказывает человека катастрофами, засухами, голодом, мором, эпидемиями, генетическим истощением и т. д. Казалось бы, человек «подчинил себе силы природы, но они ему мстят, подчиняя его самого… настоящему деспотизму, независимо от какой-либо социальной организации». Исходя из материального единства мира и вытекающего из него материального единства человека и природы, на чём основывается материалистическое понимание истории, следует рассмотреть отношение человека к природе в его исходном основании как собирательство и производство. Производство, в свою очередь, следует рассмотреть через элементарную модель труда, а элементарную модель труда через её простые моменты. Человек становится существом социальным благодаря участию в трудовой деятельности. Именно труд делает человека главной производительной силой. Биологическая и социальная, материальная и духовная жизнь человека проходит в его тесной взаимосвязи с природой, средствами производства, другими людьми. Исторически отношение человека к природе как к источнику средств существования проходит условно два этапа – собирательство и производство, которые соотносятся как естественное и общественное, неосознанное и осознанное отношение к природе. Производство вырастает из собирательства и стоит на нём; отсюда производство есть превращённая форма собирательства. Таким образом, как при собирательстве, так и при производстве природа остаётся исходным основанием. Собирательство Собирательство характеризуется тем, что человек берёт из природы в готовом виде всё, что ему необходимо для воспроизводства своей жизни. Отношение человека к природе непосредственное, лицом к лицу. Он подвержен всем тем колебаниям, которые происходят в природе. Собирательство не следует понимать только как этап перед охотой и рыболовством. Это прежде всего особая форма отношения к природе, а не к её определённой сфере – растительному миру. В эпоху собирательства производство средств существования для человека существует как «производство» самой природы на основе самовоспроизводства биосферы, на основе самодвижения и саморазвития, которое и составляет исходный базис существования человека во все времена. Люди недаром обожествляли природу и молились на неё не столько из-за страха, сколько из благодарности. Так как человек вышел из природы и является природой, то взаимодействие человека с природой есть взаимодействие природы самой с собой внутри самой себя. В эпоху собирательство человек полностью вписан в природу. Природа вбирает в себя человека, обволакивает его собой, абсолютно подчиняет его своим законам и императивно требует добровольного соблюдения своих законов. Именно такое подчинение и соблюдение законов природы в период матриархата породило хомо сапиенс – человека разумного, нравственного потенциала которого хватило до сегодняшнего дня. Сегодня в условиях исторически развитой системы общественного воспроизводства человеческой жизни естественная основа для человека теряется. Источник средств существования обезличивается. Человек детерминируется только, или в большей мере, социальной средой. Чрезмерно много политики, которая заслоняет основные проблемы воспроизводства человеческой жизни. Производство Если при собирательстве отношение человека к природе непосредственно и система состоит из двух элементов, то при производстве отношение человека к природе опосредованно, и система состоит из трёх элементов: природа, сознание, человек. Отношения человека с природой усложняются. В действие вступает сознание. К материальным отношениям человека к природе добавляются интеллектуальные. Воспроизводство человеческой жизни выступает с этого пункта как материальное и интеллектуальное. Материальное воспроизводство человеческой жизни становится осознанным. Социальная история начинается с этого пункта. Сознание материализуется в орудиях труда и развивается через развитие орудий труда. Сознание и орудия труда, орудия труда и сознание – вот та ключевая проблема, от понимания которой зависит социальная, а не хронологическая история человека, история реализации человека как человека. Развитие орудий труда есть развитие техники, развитие техники есть развитие производительных сил, развитие производительных сил есть социальная история человека. Этимологически производство означает выведение целеустановленных результатов из кругооборота – превращения вещества и циклов природы. Это слово могло возникнуть в эпоху земледелия, когда циклы смены времён года давали возможность сеять семена и убирать урожай. Для этого человек должен видеть, понимать, знать и использовать естественную цикличность, повторяемость, замкнутость, вечное обновление природы, её цветение и увядание. Он должен чувствовать и понимать внутреннюю энергию растительного и животного мира, его стремление к самовоспроизводству как средству сохранения вида. Поэтому про-из-водство может быть интерпретировано как про – обнаружение, результирование предполагаемого продукта, из – из последовательности превращения вещества при определённых условиях, состоянии, месте и времени и эксплуатации жажды жизни живого существа, водство – выведение, целенаправленность, избирательность деятельности человека из собственной жизни природы на основе её самодвижения и саморазвития. Кроме того, производство есть создание искусственных условий для превращения веществ и для самовоспроизводства живого существа, то есть производство средств производства средств существования человека. Движение к результату – средствам существования – опосредованно орудиями труда. Если в условиях собирательства природа сама «производила» средства существования человека, то в условиях производства функцию природы как «производителя» берёт на себя человек. Человек становится существом социальным благодаря участию в трудовой деятельности. Именно труд делает человека главной производительной силой. Биологическая и социальная, материальная и духовная жизнь человека проходит в его тесной взаимосвязи с природой, средствами производства, другими людьми. Сознание как отличительный признак производства делает деятельность человека трудом, то есть целесообразной деятельностью. Труд есть целесообразная деятельность человека. Человек имеет две субстанции – тело и сознание. Труд, как отражение человека, также имеет две ипостаси: естественную и общественную, материальную и идеальную. Деятельность отражает естественную, материальную сторону труда. Целесообразность – отражает общественную, идеальную сторону труда. Условно собирательству свойственна деятельность, производству – целесообразность деятельности. Труд, как целесообразная деятельность, есть форма реализации человека как человека разумного. Труд исторически создаёт человека, человек реализуется в труде. Характер и многообразие видов труда определяют уровень цивилизации, которая не является самоцелью человека. В формуле «человек – труд – человек» вскрывается история цивилизации. В формуле «труд – человек – труд» вскрывается историческое развитие форм труда. Эти формулы взаимообусловлены и взаимопроникают. задача человека заключается в том, чтобы посредством целесообразной, созидательной деятельности «вписаться» в лоно природы, уравновесить себя с природой, понимая, зная и соблюдая её законы. Труд, таким образом, составляет основу материального воспроизводства человеческой жизни. Предметом труда исторически являются: естество, человек, продукты труда. В субъект-объектном отношении «человек – предмет труда», предметом труда предстает все то, на что направлена преобразующая и конструирующая деятельность человека. Человек воздействует на природу опо-сред-ованно, через средства, которые он ставит между собой и предметом труда. Опосредованность отличает человека от животного. Так между собой и миром человек ставит представление о мире. Между своим отношением к природе он ставит отношение к другому человеку – то есть социальные, общественные отношения. Между собой и предметом труда он ставит орудие труда. Опосредованность воздействия человека на природу вытекает из двойственной природы человека: духовного и физического, идеального и материального. Каждый человек сам для себя является средством труда. Исходя из двойственной природы человека, средством труда является как тело, так и сознание, что находит своё выражение в физическом и умственном труде, или труд человека есть одновременно и физический и умственный. Анализом системы «человек – природа» и элементарной модели труда мы рассмотрели натуральное воспроизводство человеческой жизни – одну сторону материалистического понимания истории. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1000; Нарушение авторского права страницы