Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
(Занятие проводится в ГМИИ им. Пушкина) – 4 часа.
Студенты сами выбирают в залах импрессионизма и постимпрессионизма картины, анализ которых позволяет наиболее полно ответить на следующие вопросы. Ответы аргументируются на основе сравнения произведений трех направлений. Отношение художников постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма к окружающему миру: картина и мир – проблемы взаимоотношений. Понимание мастерами импрессионизма, неоимпрессионизма и постимпрессионизма основных живописных категорий и элементов (колорит, цвет, перспектива, работа кистью, плоскость холста и др.) Специфика живописной техники в этих направлениях. Проблема композиции в импрессионизме, неоимпрессионизме, постимпрессионизме.
Литература: Обязательная: Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М., 1994. Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1996. 432 с. Ревалд Д. Постимпрессионизм. М., 1997. 450 с.
Дополнительная: Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1966. Перрющо А. Жизнь Сера. М., 1992. Перрюшо А. Поль Гоген. М., 1979. Прокофьев В. Постимпрессионизм. М., 1973.
Контрольные вопросы: Что характеризует концепцию станковой картины в каждом из этих направлений? Каково отношение художников трех направлений к нормам и закономерностям, организующим композицию и колорит?
VIII. Творчество художников-постимпрессионистов. – 2 часа Творческая эволюция Винсента Ван Гога – этапы, особенности, влияния. Значение творчества П. Сезанна в контексте развития западноевропейского искусства. «Кафе в Арле» Поля Гогена и «Кафе в Арле ночью» Ван Гога – сравнительная характеристика.
Литература:
Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1998. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996. Мурина Е.Б. Ван Гог. М., 1978. Раздольская В. Искусство Франции второй половины 19 в. Л., 1981. Ревалд Джон. Постимпрессионизм. М., 1996.
IX. Развитие архитектуры от XIX к XX веку. – 2 часа 1. Чикагская школа, ее основные представители. Отношение Чикагской школы к историзму. 2. Применение новых материалов в Чикагской школе. Формирование нового архитектурного языка - причины и предпосылки. 3. Фрэнк Ллойд Райт - становление творческого метода, основные произведения. «Органическая архитектура» Райта.
Литература: 1. Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм. Критика концепций. М., 1987. С. 14 – 67. 2. Горюнов В., Тубли М., Архитектура эпохи модерна. М., 1992. С. 23 – 36. 3. Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. С. 8 – 29.
Контрольные вопросы: Как влияет применение новых материалов на процессы формотворчества в архитектуре? Каковы основные этапы развития творческого метода Ф.-Л. Райта?
X. Эволюция скульптуры от XIX к XX веку. – 2 часа (Занятие проводится в залах ГМИИ им. Пушкина)
1. Новое понимание пластической формы и новая техника обработки материала у Родена. 2. Отношение Аристида Майоля к античности. 3. Параллели в развитии живописи и скульптуры на рубеже веков: в сфере понимания целей и задач искусства, отношения к окружающему миру, поисков нового объекта изображения, изменений техники.
Литература: Полевой В. XX век. М., 1989. 350 с. Arnason H.H. A History of Modern Art. London, 1986. Контрольные вопросы: 1. Как изменяется понимание и трактовка пластических качеств человеческой фигуры от Родена к Майолю и Бурделю? 2. Каковы причины отсутствия синхронности в стадиальном развитии живописи и скульптуры на рубеже веков?
XI. Сравнительная характеристика основных направлений в живописи первой половины XX века.– 2 часа
1. Принципы построения живописного пространства в фовизме, кубизме, футуризме. 2. Цвет в структуре картины фовизма, экспрессионизма, кубизма. 3. Выразительные возможности фигуративного и нефигуративного искусства. Литература: Бобринская Е. Футуризм. М., 2000. Турчин В.С. Лабиринты авангарда. М., 1994.
Контрольные вопросы: Отношение к плоскости холста в фовизме, футуризме и кубизме. Значение опыта наивного и примитивного искусства для фовизма и кубизма. Семантика цвета в фовизме, кубизме, экспрессионизме. Семантика абстрактных форм в неопластицизме и абстрактном экспрессионизме.
XII. Архитектура до второй мировой войны. – 4 часа 1. Эволюция архитектуры модерна к конструктивизму и рационализму. 2. Баухауз и зарождение современного дизайна. 3. Баухауз и группа «Де Стайль» - проблемы влияния абстрактного искусства. Литература: Горюнов В., Тубли М., Архитектура эпохи модерна. М., 1992. 350 с. Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. 242 с. Фремптон К. Современная архитектура. М., 1990. 488 с.
Контрольные вопросы: 1. Какие стороны деятельности Баухауза оказались наиболее существенными для развития современной архитектуры? 2. Почему законы формотворчества в абстрактном искусстве оказались адекватными тенденциям в эволюции современной архитектуры? XIII. Проблемы развития скульптуры в XX веке. – 4 часа Кубизм в живописи и скульптуре - сравнительная характеристика. Новые формы и типология скульптуры в дада и сюрреализме. Инсталяция, ready-mades. Абстрактная живопись и абстрактная скульптура - параллели и расхождения.
Литература:
Турчин В. В лабиринтах авангарда. М., 1994. 233 с. Arnason H.H. A History of Modern Art. London, 1986. Контрольные вопросы: 1. Какие важные и специфические тенденции современного искусства отражаются ярче всего в эволюции скульптуры?
XIV. Архитектура середины и второй половины XX века.– 4 часа Интернациональный стиль в творчестве Лё Корбюзье и Миса Ван дер Роэ. Темы и вариации интернационального стиля - Нимейер, Танге. Технические, технологические, эстетические аспекты. Причины его кризиса. На грани гибели архитектуры как искусства. Регионализм в современной архитектуре (Испания, Мексика, Италия и др.). Проблемы возрождения национальных архитектурных школ и сохранения культурной самобытности. Направления постмодернизма в архитектуре. Литература:
Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972. 242 с. Фремптон К. Современная архитектура. М., 1990. 488 с.
Контрольные вопросы: Каковы социологические параметры интернационального стиля? Каковы принципы и методы заимствования у архитектуры постмодернизма из творческого арсенала классического наследия?
XV. Неоэкспрессионизм в живописи. «Новые дикие». – 4 часа 1. Проблема освоения наследия авангарда в немецкой живописи середины 60-х - начала 90-х годов. 2. Восстановление статуса живописных ценностей в искусстве новых направлений. 3. Неоэкспрессионизм и «новые дикие» - проблема поколений или проблема стилистических отличий? 4. Творчество Й. Бойса. 5. Творчество Г. Базелитца и А. Кифера.
Литература: Турчин В. В лабиринтах авангарда. М., 1994. 233 с. Arnason H.H. A History of Modern Art. London, 1986.
Контрольные вопросы: Что связывает и что разделяет экспрессионизм и неоэкспрессионизм? Какова природа преемственности между неоэкспрессионизмом и «новыми дикими»?
Методические указания по проведению семестрового контроля за знаниями студентов Данная учебная дисциплина предназначена для студентов факультета Истории искусства, специальности Искусствоведение. Она является общепрофессиональной и читается в двух семестрах: в восьмом – Искусство 19 века (46 ч. лекций и 22 ч. семинаров), и в девятом – Искусство 20 века (44 ч. лекций и 22 ч. семинаров). Это деление материала обусловлено тем, что существуют определенные типологические отличия между художественными культурами двух столетий. Именно поэтому тематический план курса распадается на две части в соответствии с двумя указанными периодами. В конце каждого семестра студенты получают экзаменационную оценку, которая складывается из итогов межсессионного контроля знаний. В систему контроля входят следующие виды и формы аттестации:
Список примерных тем для итоговой аттестации Первый семестр: 1. Сравнительная характеристика романтизма в изобразительном искусстве Франции и Германии. 2. Эволюция основных живописных категорий от импрессионизма к неоимпрессионизму. 3. Роль цвета в творчестве В. Ван Гога и П. Гогена. 4. Концепции и принципы построения живописного пространства в творчестве П. Сезанна (по живописным жанрам). 5. Стилевые особенности архитектуры ар-нуво в Испании и Австрии – сравнительная характеристика. 6. Развитие рационалистических черт в архитектуре ар-нуво. 7. Место творчества Ф. Гойи в развитии современного искусства. 8. Место творчества Делакруа в развитии современного искусства. 9. Причины стадиального разрыва в развитии двух видов изобразительного искусства – живописи и скульптуры. 10. Жанр пейзажа в английском и немецком романтизме – сравнительная характеристика. 11. Феномен назарейцев и прерафаэлитов в искусстве XIX века. 12. Реализм в живописи середины XIX века – формы и характеристика в разных национальных школах. 13. Изобразительное искусство ар-нуво – «иконографические» мотивы, формы синтеза с архитектурой, точки схода с символическими смыслами.
Второй семестр: 1. Определение целей и задач искусства, новые формы творческого процесса в направлениях раннего авангардизма – фовизме, экспрессионизме, кубизме, футуризме, дадаизме. 2. Цели и средства визуализации иррациональных аспектов в символизме, экспрессионизме, метафизической живописи, сюрреализме. 3. Развитие экзистенциальных тем от символизма к экспрессионизму. 4. Бытие произведения искусства в кубизме. 5. Значение творчества Ф.Л. Райта и Ле Корбюзье для формирования принципов современной архитектуры. 6. Баухауз и становление современного дизайна. 7. Концепция искусства и формы творческого процесса в поп-арте. 8. Поп-арт и альтернативные формы творчества, концепция искусства, мастера. 9. Направления и национальные школы в символизме. 10. Направления в абстрактном искусстве, их цели и способы формотворчества. 11. Творческий путь П. Пикассо и А. Матисса. 12. Феномен сюрреализма. 13. Экспрессионистическая традиция в искусстве XX века.
[1] См. также план проведения семинарских занятий [2] Баллы итоговой аттестации складываются из: - Оценки концептуальной стороны ответа – 20 - Оценки использования фактов и дат - 10 - Оценки итогового тестирования по слайдам - 15 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1133; Нарушение авторского права страницы