Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сопоставительный анализ использования инфографики в газетах «Биржа» и «Коммерсант»



Оба издания являются представителями «деловой прессы», но если «Биржа» - региональное еженедельное издание, то «Коммерсант» - ежедневное федеральное. Данные условия накладывают отпечаток на использование инфографики.

Основной функцией инфографики в «Бирже» является визуализация данных, поэтому здесь диаграммы, графики, таблицы и практически отсутствуют рисунки-схемы. Часто в газете с помощью шрифта и цвета выделяются значимые статистические данные, что также относят исследователи дизайна СМИ к инфографике. В «Коммерсанте», наоборот, доля рисунков, сложной инфографики достаточно высока, в то время как практически отсутствуют графики и таблицы. Это связано с изменением функции инфографики в тексте – визуализировать не просто данные, но и саму информацию – отразить логику публикации в схеме. Благодаря введению концентрированной инфографики сокращается текст самой публикации, необходимость в котором практически утрачивается, т.к. «рисунок» говорит сам. Примером может служить схема из декабрьского выпуска «Коммерсанта» «Как необходимо развивать связь в небольших населенных пунктах» (рис.22).

 

Рис. 22. Концентрированная диаграмма

 

С помощью символов, цифровых обозначений данная схема демонстрирует три пути развития связи в зависимости от численности населения, размера пунктов и наличия подобных пунктов.

В связи с тем, что «Коммерсант» - ежедневное издание, в нем высока доля оперативно-новостных жанров, в то время как в «Бирже» преобладают аналитические жанры. Особенностью газеты «Биржи» является рубрика «Рейтинг», в которой активно используется инфографика: таблицы, схемы, диаграммы (см. рис. 23). В данных публикациях также практически отсутствует текст, статистические данные оформлены в виде таблиц.

 

Рис. 23. Использование инфографики в жанре

Рейтинга в газете «Биржа»

Инфографика в «Бирже» схематична, не отличается разнообразием: это стандартные круговые или вертикальные / горизонтальные диаграммы, графики. Практически все изображения решены в черно-белом цвете.

По-другому обстоят дела в «Коммерсанте». Инфографика в нем имеет свой стиль: спиралевидные диаграммы, рисунки-схемы, выполненные в одном стиле, графики. Дизайн инфографики, несмотря на разнообразие видов в издании, объединен цветом и формой.

Говоря о соотношении инфографики и жанров, можно сделать вывод, что оба издания объединят отсутствие инфографики в интервью, хотя сам жанр достаточно широко представлен в изданиях, особенно в «Бирже», низкий уровень использования инфографики в жанре репортажа: инфографику здесь заменяют фотографии с места события. Аналитическая статья, как и обзор в обоих изданиях достаточно часто оснащены инфографикой. И главное объяснение этому факту – обращение к статистике, сопоставлению разных источников информации, проектирование, которое необходимо сделать наглядным, доступным для понимания читателя.

Жанр заметки не популярен в «Бирже», поэтому и инфографика в нем практически отсутствует, в то время как в «Коммерсанте» по наличию инфографики, да и по частотности этого жанра среди других он лидирует. Это объясняется спецификой издания, рассчитанного на более широкий круг читателей.

К тому же, в «Бирже» и «Коммерсанте» наличие инфографики связано с рубриками: есть рубрики, которые не могут обойтись без инфографики. В «Бирже» это рейтинг, а в «Коммерсанте» - потребительский рынок.

 

 

Рис. 24. Соотношение инфографики и жанра

В «Бирже» и «Коммерсанте»

***

В результате выявления особенностей инфографики в деловой прессе были проанализированы региональное еженедельное издание «Биржа» и ежедневное федеральное издание, имеющее представительство в Нижнем Новгороде, «Коммерсантъ» за 2013 год.

Специфика изданий отражается на использовании информационной графики в газетах. В региональной «Бирже» преобладает простая инфографика (таблицы, диаграммы, графики), в основном выполненная в черно-белом цвете. Практически отсутствует концентрированная инфографика. С точки зрения соотношения жанра и инфографики, в газете «Биржа» наблюдается преобладание инфографики в исследовательских жанрах статьи и обзора.

В газете «Коммерсант» преобладает цветная инфографика с сложным рисунком. Часто встречается концентрированная графика, объединяющая и диаграммы, и графики, и рисунки-схемы. С точки зрения жанра, здесь преобладают как аналитические, так и новостные жанры, поэтому функции инфографики расширяются: это не только визуализация данных, как в «Бирже», но и визуализация информации – отражение концептуальной основы статьи. Инфографика в изданиях «привязана» к определенным рубрикам и жанрам.

Оба издания объединяет то, что в них отсутствует инфографика в таких жанрах, как интервью и репортаж. И в «Бирже», и в «Коммерсанте» встречается как иллюстративная инфографика, так и публикации в жанре инфографики (определенные рубрики – «Рейтинг» в «Бирже» и «Потребительский рынок» в «Коммерсанте»).

Недостатками в использовании инфографики в изданиях являются следующие: однотипность изображений в издании, неоправданная сложность рисунков в «Коммерсанте», делающая информацию непонятной для читателя, «неяркость», предсказуемость инфографики в «Бирже».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные способы передачи информации не могут обойтись без ее графического представления. Не исключение – деловая пресса. Спецификой изданий данного типа является публикация материалов, связанных с бизнесом. Структурно-функциональная особенность в значительной степени определяется целевой аудиторией, к которой деловая пресса апеллирует. Принято считать, что она адресована лицам, причастным к принятию ответственных решений в сфере практической и духовно-практической деятельности. Базой читательской аудитории для такой прессы являются специалисты, как правило, образованные, социально активные люди, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке (в первую очередь прикладной) и на государственной службе. Среди читателей деловой прессы немало студентов высших учебных заведений.

Деловая пресса отличается жанровым разнообразием. Исследователи выделяют следующие типы жанров деловой прессы: оперативно-новостные (заметка, расширенная заметка, заметка-анонс), оперативно-исследовательские (интервью, блиц-опрос, репортаж, отчёт, «круглый стол», социологическое резюме, рейтинг, вопрос-ответ), исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия), исследовательские (статья, обзор), исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон). Последняя группа наименее частотна в деловой прессе.

Главная функция изданий этого типа – быть надежным источником информации. Это определяющее требование изначально диктует строгие профессиональные стандарты и определяет деловую прессу как качественную.

Обилие информации на страницах журналов и газет деловой прессы, сопоставление статистических данных требует определенной визуализации.

Визуальные образы наилучшим образом считываются человеком. При этом сохраняется актуальная потребность в наличии четких и ясных целей решаемых задач и, конечно, полного понимания пользователем представленной идеи. Для этого дизайнеру необходимо доступно передать информацию в условном графическом виде, убрав все лишнее и сохранив при этом привлекательность подачи.

Информационная графика по историческим меркам относительно недавно вошла в состав дизайна. Само понятие сформировалось во второй половине ХХ века, объединив несколько областей проектной деятельности. Так, для обозначения количественных графиков и структурных схем-графов ранее использовались следующие обозначения: «изобразительная статистика», «деловая графика» «научно-техническая графика». Графическое распределение хозяйственных, климатических, геологических показателей осуществляли экономические и тематические карты с использованием знаковых систем в виде условных знаков и пиктограмм.

Исследуя деловую прессу (издания «Биржа» и «Коммерсантъ»), мы обнаружили некоторые закономерности в использовании инфографики. Наиболее частотны в газетах такие виды инфографики, как диаграммы, графики и таблицы. Что касается сложных рисунков-схем, то «Биржа» значительно уступает по их качеству и количеству «Коммерсанту». Нужно отметить, что порой концентрированная инфографика в «Коммерсанте» обладает повышенной сложностью, что приводит к затруднениям в ее восприятии читателем.

Наиболее снабжены инфографикой аналитические жанры, требующие сопоставления данных, наглядного отражения концепции публикации. Это и аналитические статьи, и обзоры, комментарии. В «Коммерсанте» присутствует достаточно много публикаций новостного характера, снабженных инфографикой. В обоих случаях здесь сложно говорить об инфографике как о самостоятельном жанре: графическая информация в публикациях иллюстрирует текст. Но в обоих изданиях есть примеры инфографики как самостоятельного жанра. В «Бирже» в рубрике «Рейтинг»

зачастую отсутствует текстовая информация, а даны лишь графики, таблицы и диаграммы; в «Коммерсанте» в рубрике «Потребительский рынок» также представлены графики, отражающие экономические параметры рынка.

Если в «Бирже» преобладает черно-белое изображение, то в «Коммерсанте» - цветное. В то же время наблюдается однотипность рисунков, диаграмм в обоих изданиях, что объясняется главной целью – визуализацией данных в изданиях данного типа, хотя в «Коммерсанте», ориентированном на более широкий круг читателей, можно встретить визуализацию и на уровне информации и знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинова М. В. Рынок деловых СМИ как фактор модернизации современной России [Электронный ресурс] // Медиаскоп: электрон. журн. фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Режим доступа: http: //mediascope.ru/node/480

2. Вартанова, Е.Л. СМИ в меняющейся России. – М.: Аспект Пресс, 2010.

3. Голикова, Л.Б. Деловой журнал в России – успешный бизнес? // Журналистика и медиарынок. – 2007. – № 10.

4. Голикова, Л.Б. Типология деловых журналов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2007. – № 3.

5. Голубятников, И.В. Мильчакова, Н.Е. Визуализация и дизайн// Дизайн. Теория и практика. - 2012. - №10. - С. 61-66.

6. Грабельников, А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. - М., 2001.

7. Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008.

8. Деловая журналистика / А. Афанасьева, М. Блинова, Д. Борисяк и др. отв. ред. А. В. Вырковский. М., 2012.

9. Доброва, И. Плотность данных. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //infоgraphеr.ru/plоtnоst-dannyx

10. Доброва, И. Три уровня визуализации: данных, информации, знания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //infоgraphеr.ru/3dimеntiоns/

11. Еременко, А.В. Деловая пресса в системе современной российской газетно-журнальной периодики // Труды аспирантов и соискателей РГУ: Т. 11. — Ростов н/Д, 2005.

12. Еременко, А.В. Деловая пресса: проблемы идентификации и типологизации // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тез. науч.-практ. конф. — СПб., 2004.

13. Еременко, А.В. Теоретико-типологический подход к характеристике изданий журнального типа в системе деловой прессы // Журналистика, реклама и связи с общественностью: новые подходы: Тез. науч.-практ. конф. — Воронеж, 2004.

14. Еременко, А.В. Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий. Дисс…канд. филол. наук URL: // www.dissеrr.ru http: //www.dissеrr.ru (дата обращения 15.05.2013).

15. Зиновьев, И. В. Современные электронные СМИ и профессионализм журналиста. Новая журналистика в деловых электронных СМИ// Деловая журналистика и бизнес-коммуникация: информационно-образовательный сайт. Режим доступа: http: //www.bj.pu.ru/upload/files/doc_1182459137.doc

16. Инфографика в примерах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //infосhart.wоrdprеss.соm/сatеgоry/уроки-инфографики/

17. Инфографика и интерактивная графика как журналистский текст [Электронный ресурс] http: //jf.spbu.ru/соnfеrеnсе/4279/4419.html

18. Картер, М. Современный дизайн газет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //еvartist.narоd.ru/tеxt4/19.htm

19. Корконосенко, С. Г.Основы журналистики. - М., 2007.

20. Кулёв, В.С. Деловая пресса России // Вестник Московского университета. - Сер.10. - Журналистика. - 1994. - № 5. С.145.

21. Лаптев, В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / Владимир Лаптев. – СПб.: Эйдос, 2012. Бертен, Ж. Семиология графики/ Ж. Бертен. – М., 2011.

22. Мельник Г.С., Виноградова С.М. Деловая журналистика: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2010. 304 с.

23. Мельник, Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2008.

24. Мисонжников, Б.Я. Деловая журналистика в печатных СМИ: магистерская программа дисциплины специализаций. СПб, 2007.

25. Мордовская, Е.И. Деловая пресса в системе периодической печати. Типологические факторы, характеристики становления и развития. дис. … канд. филол. наук. - М., 1998.

26. Мурзин Д. А. Деловая пресса// Типология периодической печати/ под ред. М. В.Шкондина, Л. Л.Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007.

27. Мурзин Д. А. Очерк типологии деловой прессы // Вестн. МГУ. Сер., Журналистика. –2001. – № 6. – С. 64-75.

28. Нечаев, Д.Н., Тулупов, В.В. Деловые печатные издания России: становление, специфика, тенденции развития. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. 224 с.

29. Роэм, Д. Визуальное мышление [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.sommen.nu/templates/flash_player/? A

30. Санаев, А. Деловые СМИ между бизнесом и пиаром.- М., 2010.

31. Сергачев, В.Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития. Автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.10: Санкт-Петербург, 2000. 24с.

32. Смирнова, Е.А. Инфографика в системе журналистских жанров // Вестник ВолГУ. Серия 8. - Вып. 11. - 2012. - С.74-79.

33. Сурнин, Д. Газетный дизайн-2003. - М., 2004.

34. Теплова Л. А. Типология информационно-аналитических еженедельных журналов (на примере журналов " Коммерсантъ-Weekly", " Деньги", " Эксперт", " Итоги", " Профиль", " Коммерсант-Власть" и " Компания" ): Автореф. дис. … канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 2002.

35. Тертычный, А.А. Аналитическая журналистика. - М., 1998.

36. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет / В. В. Тулупов [и др.]. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. – 320 с.

37. Тихонова, Е.М. Инфографика в арсенале журналиста современной газеты// Вестник Томского университета. Филология. - 2011.- №2(14). – С. 172-178.

38. Толстунова, М.А. Жанровая система нижегородской деловой прессы на современном этапе// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – № 1. – 302-308. URL: http: //www.aspirant.vsu.ru/rеf.php? сand=1572

39. Толстунова, М.А.Нижегородская деловая пресса на современном этапе: начало XXI в.: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Толстунова Марина Андреевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Нижний Новгород, 2009.- 381 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/224 URL: http: //www.lib.ua-ru.nеt/diss/соnt/397360.html]

40. Чемякин, Ю. Соотношение понятий «деловая пресса» и «корпоративная пресса» // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры; вып. 24. - 2008. - № 60. - С. 126-132.

41. Шкондин, М. В. Типология периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2007.

42. Шостак, М. И. Система журнальной периодики // Журналы России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2003.

43. Эдвард Тафти об инфографике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //infоgra.ru/blоg/diagram/256.html

44. Kоsara, R. Thе Diffеrеnсе bеtwееn Infоgraphiсs and Visualizatiоn [Еlесtrоniс rеsоurсе] / R. Kоsara // ЕagеrЕyеs. 2010. – Aссеss mоdе: http: //еagеrеyеs. оrg/blоg/2010/thе-diffеrеnсе-bеtwееn-infоgraphiсsand-Visualizatiоn.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь