Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Инфографика как средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе: теоретические подходы
Изображение — это одна из форм коммуникаций, играющая важную роль в презентации идей. Визуальная коммуникация обеспечивает передачу идей и конкретной информации с помощью зрительных форм, включающих знаки, символы, текст (с использованием различных приемов форматирования), элементы графического дизайна, рисунки, мультимедийные иллюстрации и др. В середине XX века изобразительная статистика переживала времена перехода от художественного метода, основанного на пиктографических изображениях, к автоматизированному процессу визуализации данных. Популярность исследований в области семиотики в 1950–60‑ х гг. привела к появлению новых тенденций представления информации – функциональных, геометрически точных, обладающих логикой. Не случайно для обозначения изобразительной статистики Герберт Спенсер в 1952 г. вводит в оборот термин «деловая печать» (businеss printing), которым обозначает все работы, так или иначе связанные с иллюстративным представлением числовых данных. Через десять лет Ладислав Сутнар вводит понятие «информационный дизайн»[1]. Но графическая статистика требовала собственной систематизации. Одним из первых к этому обратился французский картограф и теоретик семиотики Жак Бертен[2]. В своей работе «Семиологии графики», он показал классификацию визуальных элементов для отображения данных, показал возможности графического изображения числовых и картографических данных. Графическое представление больших массивов информации было основано на нескольких принципах. Система Бертена состоит из семи переменных визуализаций. Это: расположение, форма, ориентация, цвет, текстура, значение и размер. Эти понятия являются теоретической основой для современной визуализации информации. До сих пор его система лежит в основе представления качественных и количественных показателей статистики. В качестве характерного примера функционального подхода в визуализации можно привести ставшую классикой карту Нью-Йоркского метрополитена 1972 г. Массимо Виньелли, вдохновлённый лондонской картой метро, разработанной Гарри Беком в 1933 г., упростил её до предельно простой графической системы. Карта была основана на сетке с углами поворота линий на 45 или 90 градусов. Категорическим недостатком карты было несоответствие взаимного расположения станций на схеме с их соответствующим реальным географическим положением. Ренессансом инфографики принято считать американский опыт визуализации в журналистике. В погоне за читателем издатели газеты «USATоday», запустившие свой проект в 1982 г., одними из первых стали использовать сочетание информационной графики и текста. И уже через несколько лет газета вошла в пятёрку самых читаемых (точнее, покупаемых) изданий в Соединённых Штатах. Ключом успеха стали детально прорисованные иллюстрации, позволяющие не читать статью, а её рассматривать. Американцы быстро оценили преимущество этого способа передачи информации, улучшающего её восприятие. Возникает спрос на новые инструменты визуализации, которые стали незаменимыми помощниками графического дизайнера. Современные дизайнеры широко используют графику для визуализации статистических данных. Однако в представлении информации можно было бы отметить преобладание многословной композиционно-разделённой продукции. Словно дизайнеры занимаются поиском собственной эстетики информации. Они редко обращаются к простым и эффективным способам подачи информации. Постмодернистская система направляет представление массивов данных в русло визуального усложнения, забывая при этом, что визуальное восприятие в современном информационном потоке основывается на вычленении простых и понятных форм. О первом опыте использования инфографических элементов заговорили в начале 80-х годов XX века, когда ежедневная американская газета «USA Tоday» стала использовать на страницах издания изображения. Исследователи утверждают, что инфографика «способна упростить смысл и в то же время передать всю необходимую информацию»[3]. Как пишет Мишель Картер, «инфографика представляет собой графические произведения, предназначенные для подачи информации в более привлекательной для читателей занимательной форме»[4]. Визуализация данных — это мощный инструмент решения аналитических задач. Крупные компании отслеживают множество бизнес‑ показателей, но не знают, как извлечь из них пользу, не видят общей картины, проблемных мест и возможных решений. Качественная визуализация помогает бизнесу получить новую информацию о клиентах, увеличивает прибыль, наводит порядок в знаниях, привлекает внимание и убедительно доносит мысли и выводы. Изображения делают информацию более привлекательной и убедительной. Такова цель инфографики. Когнитивной основой визуальной коммуникации является ее способность и возможность, задействуя и стимулируя активность обоих полушарий головного мозга пользователя, не только донести целевую информацию максимально эффективным способом, но и обеспечить ее усвоение. Американский учёный Роберт Косара проводит чёткую границу между инфографикой и визуализацией данных. В частности, в своей заметке «Разница между инфографикой и визуализацией» он рассуждает: «Визуализация создаётся программой, которая может быть применена к различным наборам данных. Инфографика – это индивидуальная работа для конкретного набора данных < …> Визуализация носит общий характер, инфографика – специфический. Визуализация свободна от контекста, инфографика зависит от контекста. Визуализация (в основном) генерируется автоматически, инфографика – результат ручной работы, требующей настройки и понимания со стороны автора»[5]. И.В. Голубятников и Н.Е. Мильчакова рассматривают инфографику шире, принимая ее как частный случай дизайн-визуализации. «Дизайн-визуализация – это художественное представление идеи дизайнера в виде изображения, медиа-объекта и т. д., воздействующее определенным образом на анализатор или систему анализаторов, акцентирующее внимание на определенные детали изображения, которые являются наиболее значимыми по замыслу дизайнера»[6]. Что же такое инфографика? Обычно под этим термином понимается визуальное представление информации, данных и знаний. Это такие графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого количества данных. Инфографику активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики демографических данных и заканчивая журналистикой и образованием. Некоторые исследователи инфографику выделяют в отдельный жанр журналистики[7], а также понимают под этим термином все те графические изображения, которые являются дополнительным информационным элементом журналистского текста. Анализ периодических и Интернет-изданий показывает, что существование обоих подходов оправдано. Дело в том, что графика может самостоятельно (то есть почти без использования текста) давать необходимую информацию читательской аудитории. Примером тому служат информационные сайты. В частности, это касается сайта информационного агентства «РИА-новости». Он располагает разделом «Инфографика», где при минимальном текстовом материале основное информационно-коммуникативное сообщение реципиенту передается посредством именно изображения. Но имеет место и другое использование графических элементов. На страницах периодических изданий при освещении тех или иных тем авторы часто прибегают к инфографике. Затрагивая в своих публикациях проблемы экономики, политики, социальные вопросы, журналисты реализуют свою мысль посредством инфографики. Например, в деловом журнале «Эксперт» мы обнаружим активное употребление диаграмм, таблиц, схем, конкретизирующих и аргументирующих основные положения статьи или интервью. При этом указанные графические изображения представляют собой дополнительный информационный компонент основного текста. Важно отметить, что инфографику в печатных масс-медиа сложно выделить в отдельный жанр журналистики в силу специфики этого вида СМИ. Сложно представить, что больший объем газетных полос и страниц журналов будет отдаваться изображению, пусть и информационно насыщенному, а не тексту. Для формата Интернет-изданий этот способ вполне уместен и очень востребован пользователями. Таким образом, обе точки зрения на инфографику, как на журналистский жанр и как на дополнительный информационный элемент текста имеют право на существование на современном этапе изучения данного направления. Говоря же о современном состоянии инфографики, возникает следующий вопрос: все ли изображения в периодике можно считать ифографикой? Изображения в целом можно разделить на художественные (фотографии, рисунки) и являющиеся информационно значимыми (графики, диаграммы, таблицы, карты и др.). Фотографии в свою очередь также можно классифицировать на представляющие собственно эстетический интерес и документальные снимки, несущие определенную информацию. Нужно учитывать то, что инфографика базируется на определённых законах построения информационной графики, поэтому далеко не каждое изображение с данными можно назвать инфографикой. Инфографика относится к визуальному типу информации, а, как известно, она лучше усваивается аудиторией, чем текстовая. Более того, психологи установили, что человек мыслит чаще всего не словами, а зрительными образами. Визуальный ряд участвует в создании стиля издания. От аналитических, общественно-политических журналов читатель ждет документальных и событийных снимков, отображающих актуальные проблемы в стране и мире; постоянная читательская аудитория деловых изданий знает, что найдет в таких журналах, как, например, «Эксперт», «Коммерсантъ. Деньги», множество таблиц, схем, графиков и диаграмм, в которых зафиксирована важная для них финансово-экономическая информация. Таким образом, основная цель инфографики — информирование. При этом часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения. Если говорить о стиле передачи информации, то он может быть очень разным. Все зависит в первую очередь от того, какую цель преследует составитель, какие чувства он хочет пробудить в тех людях, которые будут наблюдать за его работой, кто является целевой аудиторией для данного изображения. Инфографика – очень перспективное направление в журналистике. С каждым годом журналисты создают все более оригинальную и креативную инфографику: стремятся отказаться от простых по оформлению графиков и диаграмм, а синтезировать различные инфографические элементы или, например, заменять столбики при построении диаграмм теми объектами, о которых идет речь в статье. Подобные инфографические находки делают издание не только разнообразным (цель инфографики не в том, чтобы сделать журнал красочным), но более информационно насыщенным, визуально понятным. Отдельные исследователирассматривают инфографику и интерактивную графику как журналистский текст (Е.А. Смирнова ). Так, на панельной дискуссии на международной конференции в Санкт-Петербургском университете «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» 24.04.2014г.-25.04.2014г. заявлена тема «Инфографика и интерактивная графика как журналистский текст»[8], что еще раз подчеркивает актуальность данного исследования. Одним из вопросов, обсуждаемых на данном мероприятии, стал вопрос о коммуникативной направленности инфографики и средствах ее воплощения. Все исследователи сходятся на том, что дизайн инфографики нельзя перегружать элементами и палитрой цветов, все это должно «работать» на информативность изображения. Только в этом случае инфографика сможет достигнуть своей основной информационно-коммуникативной цели. Это обуславливается следующим критерием: современная информационная графика позволяет не только дополнять те или иные текстовые сведения, но и создавать «свою информационную среду, которая имеет самостоятельную основу, не зависящую напрямую от текста»[9]. Современная инфографика позволяет уменьшать объем изданий благодаря своему лаконичному расположению информации внутри картинки. Одним словом, статистически замечено, что текст объемом более пяти страниц очень емко умещается в одно графическом рисунке. В печатных масс-медиа инфографика представлена следующим образом: схемы; диаграммы, отражающие различные сведения из экономической жизни (они могут иметь разные формы: линейчатая и круговая, диаграмма с областями, гистограмма, график и т.д.); рисунки, которые могут выступать как сопутствующий элемент к основному тексту и в то же время иметь самостоятельный характер, порой представляя собой целые серии; коллажи, включающие в себя фрагменты фотографий и рисованные компоненты. Кроме того, в оформлении того или иного издания важную роль играют декоративные элементы инфографики, такие как логотипы, виньетки, буквицы, окантовки и т.п. В целом же на уровне печатного издания помимо информативной инфографика выполняет еще две функции: способствует созданию стилевого единства (при условии неповторяемости) и осуществляет художественное иллюстрирование, внося явно выраженный эстетический компонент на полосы издания, тем самым создавая неповторимый облик самого издания. Наряду с этим она оказывает влияние и на доверие аудитории к конкретному СМИ, а этот фактор особенно важен для специализированных (отраслевых) печатных масс-медиа. Существует несколько типов классификаций инфографики: статическая (изображение, презентация и т.д.), динамическая (анимационный ролик, например), интерактивная (веб-решения, где ты можешь выбрать параметры отображения информации). Вершина качества инфографики — интерактивная инфографика. Она позволяет представить большой объем разношерстной информации в организованном виде, который будет удобен для просматривающего. Также следует упомянуть такое понятие, как плотность информации (плотность данных). По этому критерию инфографику можно разделить на два типа: «ненасыщенная» и концентрированная. Пример «ненасыщенной» или «простой» инфографики можно найти в любом номере журнала Thе Есоnоmist. Студия «Паровоз»[10], классифицирует как «простой» следующий вид инфографики, представленный на рис.1. В представленной диаграмме, несмотря на рисунок, сама структура проста – традиционная круговая диаграмма. Рис 1. Пример «ненасыщенной» инфографики
Концентрированная инфографика плотная, сложная, построенная как совокупность изображения и целого ряда цифр. Примером может служить следующая иллюстрация[11] (рис. 2).
Рис 2. Пример концентрированной инфографики В данной схеме присутствует несколько компонентов, графических объектов и текста. Можно выделить еще одну классификацию: визуализация бывает трех уровней: визуализация знаний, информации и данных[12].
Рис. 3. Классификация по уровням визуализации Основной целью визуализации информации является использование зрительного восприятия человеком информации для усиления его познавательных способностей. Визуализация данных помогает прочитать цифры — переработка массива данных в диаграммы, позволяющая увидеть закономерности. Визуализация информации соединяет различные факты в историю, и в какой-то степени уже предлагает интерпретацию событий. И наконец, визуализация знаний. Когда, например, предприниматель хочет донести миру идею своего инновационного бизнеса. Идея у него в голове и ему надо помочь облечь ее не в форму слов, а изображение, схему, карту. Эдвард Тафти проводил анализ американских изданий на предмет концентрированности информационного дизайна[13]. Им была изобретена формула для расчета, он считал количество цифр и делил на задействованную площадь:
Таблица 1 Концентрированность информационного дизайна по Э. Тафти [14]
«Wall Strееt Jоurnal» находится на одном уровне с научными публикациями, благодаря статистике движения биржевых показателей. Массовые издания идут уже с очень большим отрывом, хотя Тафти считает это упрощение для масс неоправданным – учебные материалы школ, колледжей и университетов гораздо сложнее, а это означает, что аудитория привычна к восприятию комплексных данных, а массовые издания ведут к некоторой деградации. Таким образом, привлекательность информационной графики (карты, таблицы, диаграммы, графики) определяется двумя факторами. С одной стороны, она легко увязывается с содержанием материала, обеспечивая наглядное и удобное представление конкретной информации, с другой — служит превосходным оформительским средством, особенно в тех случаях, когда журнал выходит в полноцветном исполнении. Используя инфографику в газете или журнале, необходимо помнить, что она не должна быть слишком сложной. Содержание диаграммы или таблицы должно пониматься читателем без напряжения, ведь основная ее задача — наглядно демонстрировать самые сложные, чаще всего статистические, выкладки. Как считает Е.А. Смирнова, «основной принцип создания любой инфографики прост: не следует озадачивать читателя, заставляя его расшифровывать символику цвета, значение фигур, значимость цифр и т. д. В этом плане продолжает работать правило пресс-дизайна: «Лучший дизайн – от, которого не видно»[15]. Поэтому развлекательная ценность инфографики никогда не должна препятствовать передаче информации. При создании инфографики как журналистам, так и дизайнерам необходимо придерживаться определенных правил: - использование точных цифр, - выделение наиболее значимых инфофактов, адаптированных для понимания потребителя, - единство единиц измерения для того, чтобы величины можно было нормально сравнивать, - рациональное использование пространства (слишком много белого пространства в инфографике оставляет «лакуну» на странице (это особенно недопустимо в газетах, потому что в них идет постоянная борьба за ценное пространство), -инфофактов должно быть столько, сколько нужно для того, чтобы рассказать историю, - инфографика не должна быть перегружена большим количеством информации, - при создании дизайна всех заголовков, подзаголовков, блоков объяснения, цифр необходимо учитывать удобочитаемость шрифта, - иллюстрация или визуальное обыгрывание образов в инфографике не должны препятствовать пониманию информации из-за того, что они слишком сильно бросаются в глаза или создают перегруженный фон, - в подписях к иллюстрациям нужно аккуратно (даже минимально) использовать цвет (кроме случаев, когда это абсолютно необходимо для понимания). Цвет, как и любой элемент из составляющих инфографику, должен применяться функционально. Таким образом, можно сделать вывод, что инфографика представляет собой дизайн-визуализацию, графический образ совокупности идей и мыслей, донесенных просто, ясно и точно, с высокой степенью достоверности и результативности. Она имеет несколько составных частей. Это количественная инфографика (графическое представление числовых данных), инфографика местоположения, инфографика связей, семиотическая и иллюстративная инфографика. Эти части-направления в отдельных сложных случаях объединяются и дополняют друг друга. К примеру, тематические карты кроме местоположения представляют количественные показатели, а фигурные диаграммы изображают числа с помощью пиктограмм. Специфика деловой прессы Специфике деловых изданий уделялось значительное внимание в исследованиях по журналистике (А.В. Вырковский, А.В.Еременко, Я.Н.Засурский, В.С. Кулёв), в том числе и нижегородской деловой прессе (М.А. Толстунова). Специальные исследования бизнес-прессы предприняты в нескольких диссертациях последних лет: Е.И.Мордовской «Деловая пресса в системе периодической печати. Типологические факторы, характеристики становления и развития», А.В.Еременко «Деловая пресса в России: история, моделирование изданий», В.Я. Сергачева «Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития», а также в сборнике «Деловая пресса России: настоящее и будущее»[16]. Анализируя понятие «деловая журналистика», А.А. Грабельников выделяет одну из его составляющих – «деловую прессу». По мнению исследователя, деловая пресса, включающая в себя издания, в которых активно используются журналистские тексты, особенно аналитические, распространяет законодательную и нормативную информацию, информирует читателей о состоянии современного бизнеса. При этом А.А. Грабельников подразделяет деловую периодику на качественные издания для элитных групп: корпоративные и ведомственные издания; популярные издания для широкого читателя; отраслевые аналитические издания[17]. А.В. Еременкопредлагает следующее определение: «Деловая пресса - это особая информационная система, функции которой состоят в обеспечении бизнес-коммуникации, с единым категориальным признаком - деловой проблематикой, раскрывающей экономическую природу анализируемого предмета»[18]. Е.И. Мордовскаяуточняет понятие деловой прессы: «Это тип печатных изданий, призванных в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикаций тех или иных материалов (журналистских, статистических, законодательных, рекламно-информационных и др.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса»[19] На наш взгляд, наиболее точным, отражающим главные отличительные признаки деловой прессы, является определение В.С. Кулева, говорящего о том, что деловая пресса «рассчитана на вполне конкретную аудиторию. Ее задача - формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганда принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателя о мире бизнеса. Это, прежде всего, качественные издания для элитных групп, корпоративные издания, аналитические издания. Это деловые газеты и журналы, предназначенные для специалистов - вопросы экономики, политики, науки, культуры».[20] За два последних десятилетия сложилась система деловых СМИ. В их составе выделяют деловые издания (только деловая информация - новости и комментарии из сферы экономики) и издания для деловых людей (обеспечение деловых людей как деловой, так и другой необходимой информацией).Деловые издания развиваются как на федеральном уровне, так и в регионах. Этому способствует работа всех структур и организаций, действующих в разных сферах бизнеса (банки, страховые компании, торговые и выставочные фирмы, различного рода финансовые институты, производители; логистика; менеджмент; управление предприятием; налогообложение; недвижимость; управление качеством; электронная коммерция; строительство; транспорт; торговля; ценные бумаги; фондовый рынок; туризм; право; бухучет и аудит; предпринимательство; электронная коммерция и др.). Региональные издания выступают в качестве одного из секторов региональной инфраструктуры - информационного. Нередко местные газеты становятся не только единственным источником удовлетворения потребностей определенного региона, публикуя всю актуальную информацию - от рейтингов ресторанов до предложений банков, - но и незаменимым ресурсом для рекламодателей. Все исследователи феномена деловой прессы сходятся в том, что ее содержанием является деловая информация - текстовые и цифровые материалы, предназначенные для обслуживания и развития предпринимательства. В.С. Кулевв зависимости от целей и характера использования выделяет следующие виды деловой информации: фиксирующая, аналитическая, оперативно-справочная, рекламно-коммерческая.[21] А.А.Грабельниковвыделяетоперативно-справочную, рекламно-коммерческую.[22] Но, наиболее универсальной, позволяющей учесть разнонаправленность деловых изданий, является, на наш взгляд, классификация Б.Я. Мисонжникова, который делит деловые СМИ на: деловые издания общего профиля - издания, которые, сохраняя безусловные признаки данной типологической модели, отличаются достаточной тематической универсальностью; деловые издания политико-экономической направленности - издания, в которых усилен, прежде всего, теоретический политико-экономический компонент и через его призму рассматриваются важные социально-политические события; деловые издания финансовой ориентации - издания, в которых освещается динамика банковского капитала, действия финансовых учреждений, тенденции и уровни кредитования, курсы валют и т.д.; биржевыеделовые издания - издания, в которых отражены стороны биржевой жизни: купля-продажа ценных бумаг, котировка акций и т.д.; качественные издания - особый тип ежедневной газетной периодики, характеризующийся высоким аналитическим, журналистским и полиграфическим уровнем[23]. Здесь публикуется экономическая и финансовая информация для принятия самостоятельных управленческих решений со стороны читателя - промышленника, банкира, финансиста, коммерсанта, которому для этого необходимы точность, всесторонность, оперативность газетной продукции. Обычно качественное издание тематически сконструировано следующим образом: политическая жизнь, социальная сфера, экономика, культура, спорт, тематические выпуски (наука, образование, туризм и т.п.). Таким образом, фундаментальными признаками, по которым СМИ можно отнести к деловому типу, являются: аудиторный (читатели, являющиеся причастными к процессам, происходящим в экономической жизни страны), предметно-тематическая направленность (экономика) и целевое назначение (деловые СМИ служат для обеспечения целевой аудитории необходимой ей информацией о происходящем в мире экономики). М.А. Толстунова, рассуждая об особенностях российской деловой прессы, справедливо приходит к выводу, что «российская деловая пресса, как правило, - качественная пресса, основным содержанием которой является экономическая информация. Аудиторию деловой прессы составляют не только бизнесмены и частные предприниматели, но и ведущие специалисты фирм, политики, чиновники, учёные, студенты российских вузов, готовящих экономистов, менеджеров, PR-специалистов, политологов. Ведущим типоформирующим признаком деловой прессы является её тематика (проблемы экономики, бизнеса)»[24] Многослойность деловой прессы создает определенные трудности для ее классификации. Кроме того, определению особенностей типологии деловых журналов мешает отсутствие их классификатора, что связано с различиями в толковании понятий «деловая пресса» и «деловой журнал». Большинство исследователей склонны определять деловой журнал как издание, призванное обеспечить удовлетворение информационных потребностей делового сообщества. Функциональная специфика делового журнала обусловлена следующими признаками: во-первых, характером аудитории, которой он адресован; во-вторых, предметно-тематической направленностью предоставляемой информации; и, в-третьих, целевым назначением журнала. Видообразующим признаком делового журнала предлагается признать объем и характер его деловой тематики. По этим параметрам можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную». В качестве универсальных деловых изданий позиционируют себя на рынке такие журнальные издания, как «Эксперт», «Профиль», «Компания» и даже «Итоги», хотя последние скорее всего можно назвать универсальным общеполитическим журналом. Наряду с общеэкономической информацией и биржевыми сводками данные издания пишут также о политике, социальных проблемах, публикует обозрения по культуре и т.д. Но основой ее содержания остается деловая информация. Более того, даже такую сферу деятельности человека, как культура, газета зачастую стремится рассматривать сквозь призму финансовых интересов. В практике российской прессы пока нет полноценного аналога универсальной деловой газеты. К этому виду стремились «Коммерсанта» и «Финансовые известия». Но эволюция «Коммерсанта» пошла в сторону универсального общеполитического издания, а «Финансовые известия» прекратили свое существование как самостоятельная газета. По титулу к виду универсальных деловых изданий следовало бы отнести еженедельник «Экономика и жизнь». Однако по существующему содержанию газета скорее приближается к специализированным деловым изданиям, подобным «Финансовой газете» и «Финансовой России». Это происходит прежде всего за счет публикации нормативных документов и различных комментариев по применению тех или иных норм законов и подзаконных актов. К числу специализированных деловых изданий в российской прессе, помимо «Финансовой газеты» и «Финансовой России», могут быть отнесены «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости», «Медицинская газета» и т.п. В то же время узкоспециализированные деловые издания широко представлены в российской прессе прежде всего ежемесячными журналами, такими, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п. Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул: журналы «Финансист», «Банкир» и т.д. На первый взгляд, их можно рассматривать как подвид специализированного делового издания. Однако по характеру тематики профессиональные издания универсальны — они, как правило, охватывают не только все стороны самой профессии, но и все стороны жизни в профессии. Это обстоятельство и заставляет выделить профессиональные издания в самостоятельный вид прессы. Наконец, «точечные» издания – те, которые нацелены на очень узкую аудиторию. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике – бюллетень. В качестве примера можно назвать реферативный и аналитический ежеквартальник «Банки: мировой опыт». «Точечные» издания можно рассматривать как подвид узкоспециализированной прессы. Объединяющим началом всех рассмотренных нами типов деловых изданий является их главная функция - обеспечение бизнес-коммуникаций. Она и определяет основное требование, предъявляемое к деловым изданиям – быть надежным источником информации. Система деловых журналов располагает совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей. Она существует как подсистема российской деловой прессы.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 2420; Нарушение авторского права страницы