Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.
Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности. Понятие о восприятии. Свойства восприятия. Классификация основных видов восприятия Лит-ра.
1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ Определение ощущений. Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятельности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонируется (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи. Ощущение — отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности. Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека. Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование какой бы то ни было познавательной деятельности. Без ощущений невозможна психическая активность человека. Физиологические основы ощущений. Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств — анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двигательному) нерву. Рецептор, проводящие нервы и участки в коре г.м. называются анализатором. Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движением, либо с перестройкой вегетативных процессов. Итак, физиологический механизм ощущений может быть охарактеризован как механизм условнорефлекторной деятельности анализаторов, возникающий на базе ограниченного числа безусловных рефлексов. В первосигнальные механизмы ощущений человека включена деятельность второй сигнальной системы. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ Классификация ощущений. Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы. Классификация ощущений производится по нескольким основаниям. · По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение выделяют дистантную (зрение, слух, обоняние) и контактную (вкусовую, болевую, тактильную) рецепцию. · По расположению на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды). · По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецепцию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структуре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности. Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, взаимодействие, контраст и синестезия. Пороги чувствительности. Понятие порога ощущений, или порога чувствительности выражает психологическую характеристику " зависимости" между интенсивностью ощущения и силой раздражителей. В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению. Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхнимабсолютным порогом чувствительности. Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон; Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Порог чувствительности к различению - та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различение в силе или качестве ощущений. Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первоначального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3, 4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг — 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зрительных- 1/100. (ознакомьтесь с исследованиями Вебера). Адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Это объясняется корковыми связями между анализаторами. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность в другой. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнее. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Последовательный образ - физиологический механизм его возникновения таков: прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора. Синестезия — возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодействия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувствительности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Синестезия усиливает чувственный тон ощущений. (Так, звук становится окрашенным и т.п.) СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. В животном мире преимущественный уровень развития чувствительности какой-либо одной модальности является родовым признаком. Все представители одного вида (например, орлы) обладают хорошим зрением, а другого (например, собаки) — обонянием. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно, на нее влияет деятельность. 3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия. ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ Общая характеристика восприятия. Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, кроме которых оно включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия). Основными х-ками восприятия являются константность, предметность, целостность и обобщенность. Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются. Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности. Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Несколько правил группировки частей в целое были сформулированы Вертгеймером. 1. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположенности частей. 2. Правило общей судьбы. Множество элементов, движущиеся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются целостно, как единый движущийся объект (или когда эти объекты неподвижны но движется наблюдатель). 3. Правило близости. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко к друг другу, воспринимаются как единый объект. Целое доминирует над частями. Выделяют три формы такого доминирования: 1. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные структуры воспринимается по разному. 2. При замене отдельных элементов но сохранении соотношений м/у ними структура образа остается неизменной. 3. Структура воспринимается как целое и при выпадении некоторых ее частей. Обобщенность означает отнесенность к некоторому классу объектов, имеющему название. Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течении жизни человека. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 5055; Нарушение авторского права страницы