Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лишь нерожденное в тебе не умрет никогда.
Глава 39 Когда достигший просветления Будда Шакъямуни отправился проповедовать, то первым ему встретился человек по имени Упака. Упаку поразилрадостно-окрыленный вид Шакъямуни, и он спросил, кто был его учителем икакое учение он проповедует. Будда ответил: -- Я победитель; нет ничего, что было бы мне неизвестно. Познав всесам, кого назову я учителем? У меня нет гуру и не найти мне равных. В этоммире, со всеми его богами, нет мне соперника. Я - воистину посвященный, непревзойденный учитель. В этом ослепшем мире я буду бить в барабанбессмертия.Пожав плечами, Упака сказал: " Возможно, друг мой", и продолжил свойпуть. Когда нам с Джоном стало известно о Тошиной смерти, мы расхохотались иобнялись, чувствуя огромное облегчение. Наконец-то наш мастер стал свободен.Он скинул земные путы, и теперь ничто его не связывало. Мы не знали, где онтеперь, но то, что он обрел свободу, не вызывало у нас сомнений. Тошино тело нашел лесник в глухих лесах восточнее Архангельска, ввосьми километрах от берега Белого моря. Тоша лежал в спальном мешке подтентом, даже палатки у него не было. Тело частично запорошено снегом, глазаоткрыты, под спальником - зеленая трава. Это означало, что Тоша умер всентябре, то есть за два или три месяца до того, как нашли тело. Ему былотридцать лет. Тело не обнаруживало никаких признаков тления и не издавало трупногозапаха. Кроме того, его не тронули звери, что уж совсем удивительно. Тошудоставили в морг одной из архангельских больниц. Утром того дня, когдаприехали его мать и несколько друзей, Тошины глаза были чистыми и открытыми.Он как будто ждал, чтобы проститься. Вечером того же дня глаза его покрылисьпленкой плесени. Вскрытие не смогло установить точную причину смерти. В желудке былиобнаружены грибы, и одной из версий было отравление. Другой вариант -сердечный приступ во сне. Я допускаю, что Тоша оставил тело по собственнойволе, - он был в состоянии это сделать. Мать перевезла тело в Сыктывкар ипохоронила его рядом с отцом, скончавшимся незадолго до того. Так закончилась земная жизнь моего учителя, самого удивительного извсех встретившихся мне людей. Несмотря на то, что я был непосредственнымТошиным учеником всего лишь пять месяцев, я все время продолжал думать онем, стремясь разгадать его тайну, долгие годы. Благодаря этой внутреннейработе мое ученичество продолжалось. Тоша учил меня, заставляя думать осебе! Удивительно, но любой контакт с носителем более высокого уровнясознания, даже сражение с ним, оказывается, в конце концов, на благо. Несмотря на то, что Тоша потерял поток, что и привело его к смерти, яне исключаю того, что он был убит той самой силой, чью волю отказалсявыполнять. Чем больше тебе дано, тем больше нужно отдать. Нет пощады вбитве, и уж тем более в битве между Светом и Тьмой. Тоша как-то сказал: " Наверху не смолкает лязг мечей". Я убежден в том, что если бы он продолжалработать с группой, то остался бы жив по сей день. Тошина смерть потрясла всех, кто любил его. Она не вызывала жалости, как самоубийство Сережи. Уход мастера был для нас таким же уроком, как и егожизнь. Покинув этот мир, Тоша унес с собой тайну потока, и на разгадываниеэтой тайны могут уйти долгие годы. Он действительно задал нам задачку! Потеря Тоши была для каждого из нас потерей части самого себя. Самойдорогой части. Он распахнул для нас окно в другой мир и позволил нам дышатьвоздухом этого мира, оставаясь во плоти и крови. Он сделал это прямо здесь, среди коммунальных кухонь и заплеванных подъездов; для этого, оказывается, не нужно было уходить. Не нужно было ни искать Шамбалу, ни учителейГурджиева, ни таинственных садху. У Тоши был ключ к невидимой двери, находившейся повсюду. Ключ этот - умение работать с собственным сознанием. В последующие годы мне пришлось жить в разных странах и многопутешествовать. Я встречался со множеством духовных искателей и учителейсамых разных традиций. Но никого из них я даже близко не мог поставить рядомс Тошей. Тоша был человеком тайны, тайны же открыты немногим. После егоухода я осознал истину восточного изречения о том, что учитель становитсяближе ученику, чем его родители. Он дает второе рождение, и это рождение вдухе важнее физического. Тоша в той или иной степени изменил жизнь всех тех, кто с нимвстретился. Он был способен на это и в последние годы. Зять МалхасаГоргадзе, Эрекле, молодой грузин из старинного княжеского рода, триждыприезжал в Ленинград зимой, оставив свою виллу и семью, и жил с Тошей впалатке на Карельском. Тоша часто говорил, что мы делаем черновую работу. Незадолго до своегоухода он предупредил нас, что страну ждут большие перемены, и точнопредсказал их сроки. После его смерти я невероятно ощутил свое одиночество. Теперь мне инемногим оставшимся предстояло применить принципы Тошиной садханы и того, что мы узнали сами. " Тот, кто познал мир, познал труп, и мир недостоин его", - сказал Иисус. " Все, включая материальный мир, есть блаженство Шивы", -говорит кашмирский шиваизм. Лезвием, рассекающим это противоречие, для менястала медитация. В своих поисках свободы я экспериментировал с самымиразличными медитативными техниками и выделил для себя несколько основных.Вот они. Остановка мысли. Почему, собственно, вообще нужно пытаться остановитьмысль? Поток реальности непрерывен, в то время как мысли фрагментарны.Мыслительный процесс выхватывает из действительности кусочки и пытаетсясклеить из них картину мира, но картина эта далека от реальности. Целоеможет восприниматься лишь тотальным потоком восприятия, который сноситмысли, как река в половодье сносит старые мостки. Остановка мысли - неблагодарный процесс, хотя и самый понятный. Секретздесь в том, чтобы не пытаться остановить мысли с помощью мыслей же. Вода несмывается водой. Мысли подчиняются воле, и только воля, будучи осознана какнезависимая и сознательная сила, способна рассеять скачущие, как блохи, мысли. Применение воли - нелегкая вещь, оно требует непрерывных усилий иполной вовлеченности в борьбу всего существа. Бесконечные срывы, неизбежныепри применении этой техники, напоминают безуспешные попытки человека, пытающегося выбраться из скользкой глиняной ямы. Одно неверное движение - иприходится начинать все сначала. Шансы на успех есть, но они невелики. Использование мысли - метод, противоположный предыдущему. Метод основанна восприятии творения как актуализированной мысли Творца. Цель такоймедитации - осознать эту мысль. Фактически, это исследование природысобственных мыслей путем обращения к их источнику и слияния с ним. Слияние систочником мысли дает познание основы всего. Эта основа неотличима от нашейсобственной природы и по сути неуничтожима. Познание же неуничтожимого ведетк бессмертию. Метод требует сильной концентрации и подходит для людей с ярковыраженными мыслительными способностями. Оба описанных принципа медитации относятся к активному способусамопознания. Они используют чувство " я" как основу для работы, а неотбрасывают его как препятствие. Существует огромное количество практическихметодов активной медитации, применяемых в целительстве, а также дляполучения информации, защиты, в предсказаниях, визуализации и т. д. Из всех активных способов медитации, с которыми я работал, сознательноеслияние личной воли с волей Творца было для меня самым действенным. Такоеслияние вовсе не означает пассивности или неподвижного сидения, но, скорее, - растворение в действии. Этот метод напоминает серфинг. Дождавшись волны, нужно удержаться на ней; если сорвался, ждешь следующей. Я назвал этупсихотехнику слияние с происходящим. На самом деле, нет никаких двух противостоящих друг другу воль.Существует лишь одна Воля, управляющая всем, и наша собственная воля так женеотличима от нее, как гребешок волны от океана. Но увидеть и снять эторазличие очень сложно, что становится ясно лишь тогда, когда пытаешься этосделать. Успешная реализация этой практики - такое состояние, когда всепроисходящее становится тебе желанно, а желаемое происходит само собой, безовсяких усилий с твоей стороны. Вариантом этой садханы является отдача себя Шакти, когда акцентделается на внутренней работе с энергией. Практикующий сначала призываетпоток энергии, а потом полностью растворяется в нем, позволяя пране течьтак, как она хочет. Медитирующий должен полностью доверить себяэнергетическому потоку и пребывать в уверенности, что Шакти гораздо лучшеего знает, что и как нужно делать. Это превосходный способ, но главнойпроблемой здесь является наличие потока. Активные формы медитации, получившие наибольшее распространение в Индии, Древнем Египте и ЮжнойАмерике, имеют своим главным недостатком усиление чувства эго, илиотдельности, возникающего за счет роста личной силы. Ощущение собственнойважности и значимости, упоение своей силой и могуществом являютсянепреодолимыми препятствиями на пути дальнейшего продвижения. Не меньшейпреградой, впрочем, бывает переживание собственного ничтожества и бессилия.Что хуже - сказать трудно. Что касается пассивных видов медитации, то они приступают к разрушениючувства " я", или эго, с самого начала. Это буддийский и даосский подходы.Пассивная медитация также основывается на отдаче и смирении, но, в отличиеот смирения в действии, это - смирение в бездействии. И то и другоеодинаково сложно. Главные проблемы смирения в бездействии - развитие лени ибезответственности. Успешная реализация этой практики - состояниепереживания иллюзорности собственного " я" и видение мира в его безличностномаспекте. Существуют и более изощренные внутренние тактики совмещения активного ипассивного принципов, а также выход за их пределы, когда, как и что тыделаешь, вообще перестает иметь значение. Последний подход граничит сбезумием и не может быть рекомендован в начале садханы. Гораздо безопаснее работа с внутренним учителем. В каждом из нассуществует нечто, всегда знающее, что и как нужно делать, - внутреннийучитель, живущий в сердце. Голос его тих, но если внимательно прислушаться, он всегда слышен. Сложность в том, чтобы отделить этот голос от собственныхмыслей и желаний, то есть научиться его слышать и следовать услышанному.Ключ к этой практике - переживание учителя в сердце, а не в голове. Сложность этой техники - в рассеянности внимания, забывчивости инедостаточной силе воли для следования внутреннему голосу. Кроме того, этасадхана дуалистическая, не снимающая, во всяком случае в начале, двойственности между " им" и мной". Зато, как уже было сказано, она вполнебезопасна. Существует иной способ внутренней работы, направленный на выявлениеНеизменного в нас. Поскольку и внутри, и снаружи все находится в непрерывномпотоке перемен, нам порой кажется, что ухватиться не за что, что всепостоянно ускользает, стоит лишь к нему прикоснуться. Но в глубине нашегосознания есть то, что не изменяется никогда. Оно было точно таким же донашего рождения и останется неизменным после смерти. Эта неуловимаяконстанта присутствует и сейчас. Она не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; о ней нельзя ничего помыслить, ее невозможно ощутить. Неизменное ненаходится ни внутри, ни вне нас, ни наверху, ни внизу, и тем не менее, оносуществует. Неизменное в нас неуничтожимо. Нашедший его преодолеваетпространство и время и более не подвержен ни тлению, ни смерти. Техниказаключается в непрерывном сосредоточении сознания на Неизменном, обнаружениии осознании его как основы своего бытия. Рассеянность внимания - общее препятствие во всех перечисленныхпсихотехниках. Единственным исключением является метод тотального принятиядействительности, когда все, включая рассеянность, принимается таким, каковооно есть, без малейшего усилия что-либо изменить. Если ты отвлекся, пустьбудет так. В этой практике восприятие начинает пожирать действительность, поглощая все, возникающее в его поле, без малейшего предпочтения одногодругому. В результате мир, со всеми его объектами, оказывается поглощеннымсознанием, и вопрос об отвлечении больше не возникает. Другое название этогометода - пожирание мира. За каждым фрагментом действительности, воспринимаемой нами, скрыт лучэнергии, дающий этому фрагменту жизнь и ощущение реальности. Мы невоспринимаем эту энергию, поскольку наше внимание приковано к движущимсякартинкам, которые мы принимаем за реальность. Загипнотизированные иочарованные их калейдоскопом, мы продолжаем смотреть фильм в душномкинозале, вместо того чтобы выйти на улицу и вдохнуть свежий воздух. Если бымы могли переключить фокус нашего внимания с непрерывно проецируемыхкартинок на то, что их создает, мы увидели бы океан чистого света, в сияниикоторого переливаются бесконечные радужные гирлянды иллюзорных вселенных. Наш способ восприятия реальности поддерживается ненасытным любопытствоми жаждой новых впечатлений. Лишь окончательно насытившись цветами, звуками, запахами и ощущениями, мы теряем интерес к получению новых впечатлений, итолько тогда, если еще не израсходовали всю свою энергию, мы обнаруживаемвозможность выхода за пределы известного. Потеря интереса к этому мируосвобождает от него. И тогда никакая медитация больше не нужна. Освободившись от желаниявосприятия, человек становится подобен сухому дереву в безводной пустыне. Ноименно в безжизненной пустыне распускается невиданный цветок.Глава 40 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы