Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности религиозного сознания.



Сущностью религиозного сознания являет­ся иллюзорное удвоение мира, то есть приз­нание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потусторон­него мира, в котором, согласно всем миро­вым религиям, находят или найдут свое идеальное разрешение все тревожащие человеческий дух противоречия земного бытия. Второй мир религии — это, по словам К. Маркса, земная осно­ва, которая «отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство...». Ф. Энгельс го­ворил, что религия является фантастическим отражением в го­ловах людей тех внешних сил, которые противопоставлены им в их повседневной жизни, причем таким отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Логических доказательств существования этого мира не существует, ( логические доказательства не являются для религиозного сознания ре­шающими), поэтому атрибутом религиозного сознания выступа­ет специально культивируемый нравственно-эмоциональный акт - акт веры. Религиозную веру не следует понимать упро­щенно как проявление невежества: вера — свойство человечес­кого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и во многих других формах сознания (например, вера в идеалы в любом типе мировоззрения). Спецификой религиозной веры яв­ляется не сам факт ее существования, но то обстоятельство, что именно она принимается здесь за основополагающий духов­ный акт, именуемый «религиозным опытом», — человек реально ощущает и чувствует свою причастность к божественному, бу­дучи психологически связан с ним как с абсолютным нрав­ственным гарантом.

Центральный объект религиозной веры — идея бога, глав­ная и самоценная идея, из которой выводится все остальное со­держание религии. Трудно найти в истории человечества дру­гую идею, которая по продолжительности воздействия могла бы сравниться с идеей бога, с тем комплексом ощущений, чувств и побуждений, которые с нею связаны и которые состав­ляют основу целостного религиозного жизнепонимания, миро­воззрения.

Идея бога для основной массы верующих всегда была не столько философским или вообще рациональным принципом, объяснявшим, например, происхождение мира от божествен­ного первотолчка, сколько такой идеей, которая, прежде всего, связывалась с нравственной сферой, с проблемой смысла человеческой жизни.

Таким образом, религиозное сознание в своем обобщенном смысле направлено на удовлетворение потребности человека в системе абсолютных и непререкаемых нравственных цен­ностей, которых необходимо придерживаться, в придании смыс­ла отдельному человеческому существованию, в гарантии, так или иначе, восторжествующей справедливости. Вместе с тем религия дает иллюзорное удовлетворение этих потребностей и, по существу, снимает с человека бремя сознательной ответ­ственности за окружающую реальность, способствуя в принципе пассивно-созерцательному отношению к жизни.

В нашем обществе уже подорваны многие социальные кор­ни религии (такие, как эксплуатация и классовая борьба), но вместе с тем пока еще не достигнуто действительное разрешение всех упомянутых К. Марксом антиномий. Так, взаимоотношение между человеком и природой приобрело угрожающую окраску в экономических проблемах, взаимоотношение между социали­стическим идеалом и реальными сложностями на пути к его осу­ществлению составляет основу для трудностей нравственного, этического характера; технократизация общественной жизни парадоксальным образом ведет к духовным издержкам в виде психологии вещизма и накопительства, сциентистское сознание чревато снижением роли гуманистических идеалов и т. д. Все эти противоречия способствуют тому, что ценности религии про­должают привлекать к себе некоторую часть населения, хотя, конечно, это уже не та внерефлексивная религиозность, кото­рая была свойственна прошлому веку, но чаще всего это та или иная форма или разновидность религиозной философии, осо­бенно восточного образца.

На Западе религиозное оживление в последние десятиле­тия помимо действия социальных факторов, усиливающих от­чуждение личности, связывается с появлением утонченных философских идей религиозного сознания, учитывающих дости­жения естественных наук и философии, а также трудности со­циального порядка. Некоторые представители религии высту­пают в защиту гуманистических ценностей и мира, против ан­тигуманных последствий технократизма и милитаризма, что положительно расценивается демократической обществен­ностью. Искренняя религиозность многих зарубежных деятелей культуры, отстаивающих прогрессивные ценности в сложных и противоречивых условиях современности, не может служить препятствием к тому, чтобы вступить с ними в сотрудничество.

 

3) социальные функции религии.

 

Значительно возросло влияние религии в нашей стране. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквях, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавлива­ются многие ранее разрушенные церкви и монастыри. Предста­вители духовенства заседают в верховных органах власти. Уве­личилось количество тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющие­ся официальными печатными органами церквей. В некоторых не­государственных школах появился новый предмет — «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослу­жителей.

Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характер­на для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла и насилия век. В Коране записано: «Что вы издерживаете из блага, то — родителям, близким, сиротам, бедным путникам. Ведь что бы вы ни делали из добра — поистине Аллах про то знает». Поражает мудрость заповедей в Нагорной проповеди Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подле­жит суду», «Когда творите милостыню, не трубите об этом», «Не собирайте себе сокровищ на земле», «Не судите, да не судимы будете». Как вы понимаете смысл каждой из этих заповедей? Какое нравственное содержание заключено в них?

Приведенные нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человека. С их по­мощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут загля­нуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Да и служители культа способствуют тому, чтобы человек пришел по­размыслить именно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочь советом и делом. Они часто об­ращаются со словами утешения даже к самым «потерянным» слоям общества — преступникам.

Во все времена одним из главных факторов, поддерживавших религиозность, был страх, растерянность человека перед лицом смертельной опасности, неразрешимых проблем.

Часто неизлечимо больные, одинокие, отчаявшиеся люди ищут утешения в Боге, начинают верить в чудеса. Церковь не оставляет своим вниманием и этих людей. Она проявляет истин­ное милосердие.

Особенно возрастает влияние церкви в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою цен­ность, а новые еще не успевают закрепиться, на помощь прихо­дит религия со своими вечными нравственными заповедями.

Религия издревле была носительницей культурных ценно­стей, она сама является одной из форм культуры. Величествен­ные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрас­ные литературные и религиозно-философские произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обога­тили культурный фонд человечества.

Противоречива и роль религии в современном мире. Одной из наиболее острых проблем, истоки которой восходят еще к сред­невековью, является проблема религии и войны. В борьбе за претворение в жизнь этой идеи они при­бегли к организации политических убийств. Жертвами сикхских террористов стали ни в чем не повинные граждане, религиозные и общественные деятели. Подчас церковь вмешивается в государственные дела, желая укрепить консервативные традиции.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной сто­роны, она призывает человека к соблюдению высоких нравствен­ных норм, приобщает к культуре, а с другой — проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покор­ность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях (как в си­туации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству.


Тема 22.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1111; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь