Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема бытия и субстанции в философии.



Что такое бытие? Проблема бытия представляет собой фундаментальную ми­ровоззренческую и методологическую проблему. В самом широком смысле слова бытие есть всеохватываю­щая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что существует: это и мате­риальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, да и бред больного существуют как духовная реальность. Следовательно, бытие охватывает и материальное, и духовное. Оно есть, таким образом, нечто реально сущее.

Тщательно классифицировать и описать все известные виды бытия, а также виды и разновидности физической, химической, геологической, биологической, психической, социальной и духовной форм реальности, известных науке на сегодняшний день, представляется задачей огромной методологической важности.

Категория бытия — одна из самых древних философских категорий. Все учения античности содержали ее в качестве цент­ральной. Будь то совокупность природных элементов или логос, выполняющий роль энергийного принципа всего сущего, — все это, так или иначе, представляет собой конкретные формы прояв­ления бытия. Другое дело, как толковалось такое бытие: рас­сматривалось ли оно как нечто первичное, определяющее либо как нечто отражающее иную бытийственную сущность, недо­ступную непосредственному восприятию, то есть фактически оно понималось в диапазоне от непосредственно воспринимае­мого органами чувств до абстрактных сущностей, или принци­пов, организующих видимое бытие мира и в той или иной мере познаваемых либо, напротив, недоступных познанию.

Антитезой бытия, или нечто, является ничто. Все конкрет­ные формы бытия, например звезды, растения, животные, как бы «возникают» из небытия и становятся наличным, актуаль­ным бытием. Но бытие сущего, сколько бы оно ни продолжалось, приходит к концу и «возвращается» в небытие, утрачивая дан­ную форму бытия. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превраще­ние, становление его в иной форме. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода одной формы бытия в другую. Небытие суть понятие относительное, в абсолютном смысле небытия нет.

Самое пристальное внимание этим категориям в философии было уделено Гегелем, у которого они наполнялись глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития, становления. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия — с поня­тия чистого бытия (ничто). Ведь оно объемлет все сущее в бесконечном богатстве его конкретных проявлений. Не оно ли вмещает в себя и материальный и духовный мир с их свойствами, отношениями и взаимодействиями? И, да и нет. «...Если, рассматривая весь мир, мы говорим: все есть — и не говорим ниче­го больше, то мы опускаем все определенное и имеем, следова­тельно, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту». Поэтому чистое бытие, согласно Гегелю, настолько бедно и пусто, что оно не отличимо ни от что. Разумеется, Гегель пони­мал всю парадоксальность ситуации и отмечал, что здравый смысл тут может вдоволь посмеяться: как, бытие тождествен­но ничто?! Неужели человеку безразлично, есть у него деньги в кармане или нет? Такова ирония «здравого смысла». Но она же — плод недомыслия: чистое бытие связано с началом, начало же — с наличием возможности. Сама возможность есть уже не­что, пусть еще не ставшее, не оформившееся нечто, но нечто как потенция, то есть еще свернутая форма будущего бытия как на­личного. В зародыше, в потенции объединены и бытие и небытие. Это уже двуликое тождество ничто и нечто — единство противо­положностей, испытывающее «беспокойство», напряженность. Внутри него совершается скрытая «работа», ведущая к станов­лению, переходу ничто в нечто. Таким образом, ясно, что нет абсолютного ничто, ибо это исходная форма проявления нечто.

Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. В единстве с материей существует и определяется через нее и духовная реальность. Материя и дух — предельно общие философские понятия.

Материя — фундаментальная исходная становлений категория философии, от того или иного категории «материя» ее понимания зависит решение практи­чески всех других философских проблем.

Этимология термина «материя» восходит к лат. materia — ве­щество. Это «вещественное» значение термина удерживалось вплоть до XX в., когда произошла революция в физике, означав­шая кризис одностороннего, основанного на обязательном чув­ственном восприятии, понимания материи, составлявшего суть концепции метафизического материализма.

Материю в единстве и многообразии всех форм ее прояв­ления можно осмыслить, подойдя к ее анализу только исто­рически, обобщая опыт развития научного и философского познания. Как известно, первой ступенью в осознании матери­альности мира был стихийный материализм. Началом форми­рования понятия материи явился переход от качественного многообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира — первоматерии. Сложность необходимой для этого мысленной операции абстрагирования видна хотя бы по тому, что сначала все качественное многообразие мира выводилось из какого-либо одного тоже качественно определенного, эмпирически воспри­нимаемого элемента, например из воды или огня. Но уже Де­мокрит заметил, что с помощью одного качественно определен­ного вещества невозможно объяснить происхождение другого. Ни один элемент не содержал в себе принципа своего превраще­ния и сам должен был быть объяснен как обладающий именно данным качеством. Дальнейшее движение мысли, приведшее к унификации всех первооснов бытия, было уже необоримо и, в конечном счете, вылилось в идею атомарного строения мира, то есть такого, в основе которого лежали чувственно не восприни­маемые частицы — атомы.

Однако наряду с триумфом атомизма в науке постепенно назревал и его кризис, связанный, прежде всего с открытием новых фактов, для которых объяснение на основе атомистичес­кого строения материи оказалось недостаточным, а кроме того, и сам атом оказался отнюдь не простой мельчайшей частицей материи. Атомистическая концепция строения материи «дискре­дитировала» себя тем, что атом оказался совсем не «атомом»: он был разделен. Был открыт электрон, обнаружен радиоактив­ный распад и превращаемость атомов. Ранее «безликий», бес­структурный атом оказался обладателем чрезвычайно слож­ного внутреннего строения с ядром и вращающимися вокруг него электронами. Однако еще более взрывоопасными для ме­ханистического материализма оказались новые воззрения в об­ласти теории взаимодействий, к которым прибавились и ранее неизвестные науке взаимодействия внутри атомов и ядер.

Этот кризис был связан с введением в физику нового фунда­ментального понятия — понятия поля(М. Фарадей, Дж. Макс­велл), описывающего принципиально отличное от вещества со­стояние материи. В чем же особый физический и философский смысл понятия поля, какими путями человеческая мысль приш­ла к этому новому виду материи?

Первоначально поле понималось как окружающее какой-либо вещественный объект пространство, для каждой точки ко­торого можно с помощью математических уравнений определить величину и направление силы взаимодействия между данным объектом и каким-либо другим объектом. Так, рассчитанное Ньютоном тяготение как основной вид взаимодействия между объектами имеет различную напряженность в различных точ­ках поля, то есть в различных точках окружающего объект пространства. При всей неожиданности этих найденных мате­матиками данных, в которых среда взаимодействия функцио­нирует как его активный участник, они лишь поколебали, но не разрушили представление о материи как о веществе, ибо такое поле могло продолжать мыслиться как атрибут вещества.

Вся совокупность новых открытий объективно носила диа­лектический характер. Преодоление кризиса в физике требовало от теоретической мысли более гибкого подхода к фактам, в частности к пониманию связи материи, движения, пространства и времени. Нужно было значительно тоньше подойти к трак­товке истины, ее подвижности, понять, что она есть процесс. В той картине мира, которая все отчетливее вырисовывалась в нау­ке, именно изменение, переход, превращение, развитие нужда­лись в диалектическом объяснении. Мышление же ученых все еще находилось в плену механистических традиций. Новые от­крытия в науке взывали к глубоким изменениям в самом спо­собе мышления людей. Начался мучительный процесс ломки старых, привычных представлений.

Преодоление кризиса в понимании материи требовало уточнения, прежде всего самой категории материи в свете новыхданных естествознания, что было возможно только при условии ее сознательного диалектического осмысления. Нужно было освободить категорию материи от ее будто бы неразрывной свя­зи с понятием вещества, а затем дать такое определение, которое подчеркивало бы лишь действительно универсальное содержа­ние этой категории. Поэтому нелепо было бы добавлять к сущест­вующему «вещному» пониманию материи еще какие-то новые атрибуты, скажем, к материи как объективной реальности, су­ществующей в виде тех или иных форм вещества, приплюсовы­вать электромагнитные, гравитационные и другие пока еще неиз­вестные поля. Если идти таким путем, то каждое новое фунда­ментальное открытие каких-то иных форм реальности всякий раз порождало бы кризисную мировоззренческую ситуацию: вновь и вновь раздавались бы голоса о крушении материализма, вновь и вновь требовалось бы присоединять к определению ма­терии новую ее разновидность, что неизбежно обрело бы харак­тер «дурной» бесконечности.

Опровергая такое неверное с диалектической точки зрения привязывание определения материи к физическим видам ее существования, Ленин говорил, что это, конечно, «сплошной вздор», будто материя связана только с веществом и что диалек­тический материализм когда-либо утверждал «механичес­кую», а не электромагнитную, не какую-нибудь еще неизмери­мо более сложную картину мира, как «движущейся материи». Выход из кризиса Ленин усматривал в переходе естествоиспы­тателей к диалектическому материализму: физика «свихнулась в идеализм» именно потому, что физики не знали диалектики. Исчезла не материя, а метафизические представления о ней, и новые открытия могут быть правильно поняты лишь с пози­ций диалектического материализма, который никогда не сводил материю к тем или иным неизменным и далее неделимым «кир­пичикам мироздания».

Путь к диалектическому определению понятия материи как единой субстанции мира лежит не через перечисление ее свойств, а, как показал Ленин, опираясь при этом на матери­алистическую традицию в трудах французских философов XVIII в., в частности Гольбаха, через соотнесение ее с созна­нием: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается на­шими ощущениями, существуя независимо от них». Но хотя Ленин и опирался на всю материалистическую традицию, он внес и принципиально новое в осмысление ее сущности, подчеркнув, что единственное свойство материи, с призна­нием которого связан диалектический материализм, есть «свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

В чем же философский смысл такого подхода к определению основной философской категории? В нем подчеркивается, что диалектический материализм не связан жестко с вопросом о конкретном строении материи: вопрос о строении материи — это физический вопрос, а вопрос об отношении нашего позна­ния к физическому миру — это философская проблема. По сути дела нельзя дать иного определения центральной категории теории познания — этого предельно широкого понятия, — кроме как посредством указания на ее соотнесение с другой, столь же широкой категорией — сознанием и определением того, что из них берется за первичное, а что за производное. Выделив именно философское содержание понятия материи, Ленин связал определение материи с решением основного вопроса философии.

Идеалистически настроенные физики и философы пытались опровергнуть ленинское определение материи на том основании, что науке уже известны такие проявления материи, которые не даны в ощущениях, и потому определять материю как находя­щуюся вне сознания и отражающуюся в ощущениях непра­вомерно. Однако они не учитывали того, что материя дана нам в ощущениях не только непосредственно, но и опосредо­ванно: ведь большую часть известных нам форм проявления материи мы действительно не воспринимаем непосредственно, существуют явления в принципе недоступные нашим органам чувств, скажем элементарные частицы, о которых ученые судят, лишь улавливая следы их взаимодействия с приборами вели­чайшей чувствительности. Прибор в данном случае — это модифицированный орган человеческого восприятия материи, и прежде чем сделать какой-либо новый вывод о строении материи, человек обязательно с ней «соприкасается». Ведь и объективное существование электрона было доказано экспе­риментально. Мир, не данный нам в непосредственных ощу­щениях, «ощупывается» человеческим мышлением посредством специально поставленных экспериментов. Сложность здесь состоит в том, чтобы научиться адекватно интерпретировать данные, полученные в ходе эксперимента. Имея в виду именно это обстоятельство, Г. В. Плеханов отмечал: «Мне могут заметить, что само понятие материи должно существенно изме­ниться ввиду поразительных физических открытий последних лет... Но ни одно из этих открытий не подрывает того опре­деления материи, согласно которому материей должно быть признано то (в «себе» сущее), что посредственно, или непо­средственно, действует, или, при известных обстоятельствах, может действовать на наши внешние чувства». Ленин высоко ценил это плехановское положение.

Идеалистически мыслящие философы утверждали также, что в ленинском определении материи содержится скрытый идеализм. Если, доказывали они, материю можно определять через соотношение с сознанием, то она зависит от сознания, а не наоборот. Но и здесь их аргументы оказывались несостоя­тельными. Материя есть субстанция сущего и самобытна в своей пространственно-временной бесконечности: она самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-то осознавал. Но в лучах человеческого разума она отражается в виде чув­ственных и понятийных образов. Противопоставление материи и сознания, как и их соотношение в целом, вовсе не абсолютны, а относительны, на что сам Ленин указывал вполне определен­но: «...противоположность материи и сознания имеет абсолют­ное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносео­логического вопроса о том, что признать первичным и что вто­ричным. За этими пределами относительность данного проти­воположения несомненна».

Итак, понятие материи как объективной реальности хара­ктеризует ее как единственную субстанцию со всеми ее свой­ствами, законами строения и функционирования, движения и развития.

Таким образом, ленинское определение материи направлено как против объективного (исходящего из признания духа в качестве субстанции сущего), так и против субъективного(полагающего, что все окружающие предметы являют собой «комплексы наших ощущений») идеализма.

 

2) Современные представления о материи:

Материя нигде и никогда не утрачивает своей способ­ности ко всем новым и новым превращениям. При этом мыслимы любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя. Она бытийствует «в себе» и «для себя». Она едина в своем самобы­тии. Ничему и никому не обязана она своим существованием. Принцип сохранения материи нашел подтверждение и в таком положении современной науки: общая энергия Вселенной, в случае если она (Вселенная) мыслится замкнутой — а к этому склоняется большинство ученых, — равна нулю. Из этого следует, что неуничтожимость и не-сотворимость, иными словами, всегда одно и то же количество материи, есть непременное условие самого существования мира: ведь энергия суть мера движения материи.


Поделиться:



Популярное:

  1. VI. Другие аспекты обладания и бытия
  2. БИЛЕТ 10. ГЕРМЕНЕВТИКА И ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ИДЕИ И ТРУДЫ М. М. БАХТИНА.
  3. БИЛЕТ 19. ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. ГЕГЕЛЬ О ДИДАКТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ. ГЕГЕЛЬ: «ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ (ОБ ЕДИНСТВЕ ИДЕИ И ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ)».
  4. Борьба с псевдосистемами философии.
  5. Бытие как исходная философская категория. Трактовка категории бытия в истории философии.
  6. В чем заключается главная проблема экономики?
  7. В.Арабо-израильский конфликт и проблема Палестины
  8. Вероятность осуществления хотя бы одного события
  9. Владимир Мономах и проблема объединения русских земель.
  10. Возвышенное и низкое. Проблема естетизации безобразного и низкого в современной культуре.
  11. Воп. Первобытное общество на территории Китая.Проблема этногенеза
  12. Воп.Проблема объединения Кореи


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь