Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


На тему: Названия и обозначения звуков



ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Сольфеджио»

Для студентов очной формы обучения

направления 05060062 – Художественное образование (540700),

профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (540710)

 

 

 

Екатеринбург 2007

Содержание

 

Введение ……...…………………………………………………………………..4

Лабораторные работы ………………………………………………………….6

Лабораторная работа № 1…...……...…………………………………..….6

Лабораторная работа № 2…………...……………………………...……...8

Лабораторная работа № 3………………………………………......…….11

Лабораторная работа № 4…………………………………….…..………14

Лабораторная работа № 5……………………………………...………....16

Лабораторная работа № 6………………………………..…………….…18

Лабораторная работа № 7……………………………………......……….21

Лабораторная работа № 8……………………………………..………….24

Лабораторная работа № 9……………………………………..………….26

Лабораторная работа № 10………………………………..……………...27

Лабораторная работа № 11………………………………..……………...29

Лабораторная работа № 12………………………………..……………...30

Лабораторная работа № 13………………………………..……………...31

Лабораторная работа № 14 ………………………………….…………...34

Лабораторная работа № 15………………………………..……………...37

Лабораторная работа № 16………………………………..……………...42

Лабораторная работа № 17………………………………..……………...43

Лабораторная работа № 18……………………………..………………...44

Лабораторная работа № 19……………………………..…………….…..44

Лабораторная работа № 20……………………………..………………...45

Примеры выполнения практических заданий лабораторных

работ. .………….….……………………………………………………………..46

Литература ………………………………….…………………..…………..….51

 

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1

На тему: Названия и обозначения звуков

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Введение. Музыкальный звук и его свойства. Музыкальная система и нотация звуков.

Цель: изучить свойства музыкального звука, особенности хроматической музыкальной системы, овладеть буквенной и слоговой системами названий звуков и их нотацией.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия, закономерности музыкальной системы, свойства и обозначения музыкальных звуков:

§ звук и музыкальный звук, свойства музыкального звука (высота, длительность, громкость, тембр);

§ музыкальный строй и его виды (пифагоров, чистый и равномерно-темперированный виды строя);

§ музыкальная система, хроматическая музыкальная система, основные или диатонические ступени звукоряда;

§ буквенная и слоговая системы названий звуков, нотный стан и обозначения звуков, музыкальные ключи (Соль, Фа, До) и их разновидности;

§ диапазон, октавная система и регистры (низкий, средний и высокий);

§ производные ступени равномерно-темперированной системы, знаки альтерации, названия и обозначения производных ступеней;

§энгармонизм звуков, диатонические и хроматические тоны и полутоны.

Практические задания:

Задание 1. Исполните в восходящем и нисходящем направлении на музыкальном инструменте, спойте со слоговым и буквенным названием нот в удобной тесситуре: а) все основные диатонические ступени равномерно-темперированного строя; б) все производные ступени, рассматривая их сначала как понижение, а затем как повышение основной ступени. Запишите полученный вариант в соответствующем ключе.

Задание 2. Запишите на нотном стане и приведите слоговое (в задании а) и буквенное (в задании б) обозначение следующих звуков: а) c, с1, A, g, C, d, E, h, a1, G, g1, f, f1, F, a, H, d1, D, e, e1 (в басовом ключе); б) фа1, си2, си, до3, ля1, соль2, ре1, ми2, до1, ре2, си1, фа2, соль1, ми3, соль, ля2, ля (вскрипичном ключе). Исполните их на музыкальном инструменте, а затем спойте по порядку со слоговым названием те звуки, которые соответствуют диапазону вашего голоса.

Задание 3. Запишите, используя знаки альтерации, и приведите буквенное обозначение следующих звуков в скрипичном ключе: ре-диез1, фа-дубль-бемоль, до-дубль-диез2, соль-бемоль, ля-бемоль, фа-диез1, си-дубль-бемоль, ми-бемоль1, си-бемоль2, до-бемоль1, соль-дубль-диез. Исполните их на музыкальном инструменте, а затем спойте с названием слогов те звуки, которые соответствуют диапазону вашего голоса.

Задание 4. Постройте диатонические тоны и полутоны в восходящем движении от следующих звуков, обращая внимание на указания октав: F, g, e1, c, a, D, h2; в нисходящем движении – от звуков: а1, g2, e2, f, c1, a, D, h. Исполните их на музыкальном инструменте, а затем спойте с названием слогов те тоны и полутоны, звуки которых соответствуют диапазону вашего голоса.

Задание 5. Постройте хроматические тоны и полутоны в нисходящем движении от следующих звуков, обращая внимание на указания октав: A, g1, e, f1, c1, a, d1, h1; в восходящем движении – от звуков: f, G, e2, C, a1, d, h. Исполните их на музыкальном инструменте, а затем спойте с названием слогов в удобном для вас диапазоне.

Задание 6. Определите, запишите нотами, укажите слоговое и буквенное обозначение крайних звуков вашего певческого диапазона. Последовательно в восходящем и нисходящем направлении исполните, запишите нотами, укажите слоговое и буквенное обозначение всех звуков вашего певческого диапазона, сначала применяя только основные ступени равномерно-темперированного звукоряда, затем – только производные.

Задание 7. Постройте и исполните с названием нот и знаков альтерации все энгармонически равные основным диатоническим ступеням звуки равномерно-темперированной системы.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит специфика музыкального искусства?

2. Что такое музыкальный звук? Какими четырьмя свойствами он обладает?

3. От чего зависит высота звука?

4. Каковы границы звукового диапазона, слышимого человеческим ухом?

5. Какой диапазон частоты колебаний звука используется в инструментальной и вокальной музыке?

6. Что представляют собой натуральный звукоряд и обертоны?

7. Как соотносятся между собой громкость и сила звука?

8. Что такое строй? В чем состоит особенность равномерно-темперированного строя?

9. Что такое основные и производные ступени звукоряда современной музыкальной системы?

10. Что такое регистр? Какие регистры и соответствующие им октавы существуют в современной музыкальной системе?

11. Какие две системы записи нот вам известны? Раскройте их происхождение и особенности применения в современной практике.

12. Что такое тон и полутон? В чем заключаются различия между диатоническими и хроматическими тонами и полутонами?

13. Что такое знаки альтерации?

14. Как называется и обозначается двойное повышение и понижение музыкальных звуков?

15. В каких случаях применяются ключевые и случайные знаки альтерации?

16. Что такое энгармонизм звуков и тональностей?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 7–37.

2. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 5–25.

 

Лабораторная работа № 2

Ж.-Ф. Рамо. Менуэт

Задание 5. Из музыкальной литературы в письменном виде приведите примеры с использованием: а) пунктирного ритма, б) синкопированного ритмического рисунка, в) особого деления долей. Просольмизируйте данные примеры с дирижированием в указанных композитором темпах.

Задание 6. В музыкальных примерах дополните такты паузами в соответствии с недостающими длительностями и исполните полученные варианты:

а)

б)

в)

г)

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое мензуральная нотация, чем она отличалась от невменной?

2. Назовите в порядке возрастания длительности мензуральной нотации.

3. Какие длительности мензуральной нотации соответствовали целой, половинной, четвертной и восьмой нотам?

4. Как называется длительность мензуральной нотации, равная двум целым нотам?

5. Что такое метр и ритм? Каковы разновидности метра?

6. В чем состоит соразмеренность длительностей?

7. Какие три основные разновидности имеет ритмический рисунок?

8. Что такое размер? Назовите основные разновидности размера.

9. Каковы наиболее часто применяемые виды особого деления долей?

10. Что такое полиритмия и полиметрия?

11. Как обозначаются паузы, соответствующие основным длительностям?

12. Что такое группировка, каково ее значение в нотном тексте?

13. Что такое темп и агогика? Назовите все основные темпы в порядке их ускорения на итальянском языке.

14. Приведите примеры обозначения постепенного изменения темпа на итальянском языке.

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 37–55.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 19–21.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 25–46.

 

Лабораторная работа № 3

И вертикали двухголосия

Объем учебного времени – 4 часа

 

Учебная тема: Интервалы и интонация.

Цель: развитие умений и навыков построения и исполнения простых интервалов от звука и в тональности, а также анализа интервального строения мелодии и двухголосия.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и закономерности строения интервалов:

§ интервалы гармонические и мелодические;

§ измерение интервалов;

§ простые интервалы: консонансы и диссонансы, разновидности консонансов;

§ обращения простых интервалов.

Практические задания:

Задание 1. Постройте и исполните обозначенные цифрами простые интервалы сначала мелодическим (вверх от звука, вне ритма), а затем гармоническим (в соответствии с указанным размером, один звук интервала – играть, другой – петь) способами от следующих звуков:

а)

и т.д.

ч.1 м.6 ч.8 б.7 ч.4 м.3 ч.5 м.2 б.3 ч.5 м.7 ч.8 м.6

б)

м.2 б.3 ч.5 м.7 ч.1 м.6 ч.4 ч.8 б.2 м.3 ч.1 м.2 б.3 м.2 ч.1

в)

ч.8 ч.4 м.2 б.3 ув.4 ч.5 м.6 б.7 м. 2 б.3 ч.4 ув.2 м.3 ум.5 ум.7

 

Задание 2. Постройте от указанных ниже звуков (в восходящем направлении) и исполните мелодическим (вверх от звука, вне ритма) и гармоническим (в соответствии с указанным размером, один звук интервала – играть, другой – петь) способами интервалы с их обращениями:

а)

б.6 м.7 б.2 б.6 ч.5 ч.1 м.3 м.7 ув.4 ч.4 б.2 б.3

б)

б.7 ч.4 м.6 ч.5 м.3 б.6 ч.4 б.2 б.3 ум.5 м.7 б.2 ч.8 ч.1 ч.5

 

Задание 3. Перепишите (сначала в скрипичном, а затем в басовом ключах), обозначьте и исполните мелодическим и гармоническим способами предлагаемые ниже интервалы:

а)

б)

Задание 4. Постройте, обозначьте и исполните в восходящем и нисходящем направлениях: от звуков g и g1 в порядке расширения все чистые интервалы, от звуков а и а1 в порядке уменьшения – все большие и малые интервалы.

Задание 5. Постройте, обозначьте и исполните от указанных звуков в восходящем и нисходящем направлениях цепочки интервалов: б.2 – ув.4 – м.6 – б.7 – ум.5 – б.3 – м.7 – ув.2 – ч.4 – м. 3 – ум.7 ч.5 (в восходящем направлении от звуков h, а; в нисходящем направленииот звуков h1, а1); ч.5 – ув.4 – м.6 – м.7 – ум.5 – б.3 – б.7 – ув.2 – ч.4 – ч.4 – ум.7 – ч.51 (в восходящем направлении от звуков f, е; в нисходящем направленииот звуков f1, е1).

Задание 6. Определите и обозначьте мелодические и гармонические интервалы в ниже предлагаемом фрагменте. Исполните сначала вне ритма мелодические (отдельно в каждом из голосов двухголосия) и гармонические (один голос играть, другой петь, и наоборот) интервалы, а затем в указанном ритме данный фрагмент двухголосия (один голос играть, другой петь, и наоборот):

 

Лабораторная работа № 4

 

Лабораторная работа № 5

Лабораторная работа № 6

Скоро

г) М. Глинка. Романс «Горько, горько мне»

Moderato

д) Украинская народная песня

Andante

е) В. Моцарт. Фрагмент оперы «Волшебная флейта»

Allegro

 

Задание 4. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем движениях все семиступенные и пятиступенные (мажорного и минорного наклонений) диатонические лады народной музыки от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, as, b.

Задание 5. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем движениях недиатонические дважды гармонические мажорные и минорные, увеличенные и уменьшенные лады от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, as, b.

Задание 6. Сочините продолжение к любым четырем из предложенных мелодических оборотов так, чтобы созданные мелодии имели признаки: а) миксолидийского лада; б) лидийского лада, в) дорийского лада; г) фригийского лада. Выпишите и проанализируйте звукоряды сочинённых мелодий, исполните полученные варианты мелодий с дирижированием:

 

а) б)

в) г)

д) е) ж)

з) и)

Задание 7 . Сочините, используя переменные и смешанные размеры, и исполните с дирижированием мелодии в объеме музыкального предложения в следующих диатонических ладах: а) лидийском, б) фригийском, в) дорийском, г) миксолидийском, д) мажорной пентатонике, е) минорной пентатонике.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Сколько ступеней может быть в ладу?

2. Назовите главный признак всех монодийных ладов.

3. Каковы принципы строения пятиступенных ладов народной музыки?

4. Чем отличается строение увеличенного и уменьшенного ладов?

5. Что такое параллельный лад? На какой интервал отстоят друг от друга тоники параллельных тональностей?

6. На какой интервал и в каком направлении от тоники минора отстоит тоника параллельного мажора?

7. На какой интервал и в каком направлении от тоники мажора отстоит тоника параллельного минора?

8. При наличии общих звуков, чем различаются параллельные тональности?

9. Что такое переменный лад? Какой лад называется параллельно-переменным?

10. Что такое политональность и полиладовость?

11. Какие современные системы организации музыкального материала вам известны?

12. Чем отличается додекафонная система от ладовой?

13. Что такое одноименный мажор и минор, в чем их сходство и различие?

14. Что означает энгармонизм тональностей?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 78–130.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 105–140.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 59–83.

Лабораторная работа № 7

Moderato assai

б) П. Чайковский. Романс «Весна»

Allegro con spirito

в) Н. Раков. Концертный вальс для оркестра

Allegro

г) К. Глюк. Ария Орфея «О, друг бесценный мой»

Из оперы «Орфей», I акт

Задание 2. Определите тональность, проанализируйте преобладающее метрическое положение устойчивых и неустойчивых звуков мелодий (их ударность или безударность в такте) в предлагаемых ниже фрагментах. Исполните с дирижированием эти мелодии:

 

а)

В. Моцарт. Симфония № 40, g-moll, ч. III

Allegro (Menuetto )

б)

П. Чайковский. Симфония № 4, f-moll, ч. I

Moderato con anima

Задание 3. Сочините и исполните с дирижированием четыре мелодии в объеме предложений по 4 такта на различные виды движения: восходящее, нисходящее, поступенное, скачкообразное; волнообразное, смешанное, горизонтальное, секвенционное восходящее и нисходящее. При этом используйте разные виды мажора и минора в тональностях от трех до шести ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно.

Укажите тональность, ее ладовую разновидность, вид мелодического движения (например, A-dur, гармонический, восходящая секвенция) и наиболее выразительные мелодические обороты.

Задание 4. Подробно распишите и исполните с поддержкой музыкального инструмента нижепредлагаемые нотные примеры, содержащие мелизмы:

а)

б)

в)

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое мелодия, каковы три ее основных компонента?

2. Что такое звуковысотная линия, мелодический рисунок?

3. Каковы основные виды мелодического движения?

4. Что такое кульминация мелодического движения?

5. Какова роль ладовой основы в мелодии?

6. Что такое цезура?

7. Что такое мелизмы? Какую роль в музыке они выполняют?

8. Что такое форшлаг? Каковы его виды и обозначения?

9. Чем отличаются обозначение и исполнение долгого (из двух, трех и более звуков) и короткого форшлагов?

10. Что такое мордент, каковы его разновидности и обозначения?

11. Как исполняется двойной, перечеркнутый и неперечеркнутый мордент?

12. Что такое группетто, каково его обозначение?

13. Из каких звуков состоит группетто, в каком порядке они исполняются?

14. Что такое трель, каково ее обозначение и исполнение?

15. К каким звукам относятся знаки альтерации, поставленные над или под обозначениями мелизмов?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 209–214, 233–237.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 222–247.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 122–140.

Лабораторная работа № 8

Мажора и минора

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Аккорды в ладу.

Цель: научиться строить, исполнять и определять на слух главные трезвучия и их обращения в различных тональностях мажора и минора.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и гармонические закономерности:

§ созвучия и аккорды, основной вид аккорда;

§ трезвучие, его виды, названия его основных тонов;

§ интервальная структура трезвучий: большого (мажорного), малого (минорного), увеличенного, уменьшенного;

§ главные и побочные трезвучия, их функциональная принадлежность;

§ трезвучия и их обращения в миноре и мажоре, плавное соединение тоники с субдоминантой и доминантой; уменьшенные и увеличенные трезвучия.

Практические задания:

Задание 1. Постройте и исполните четыре вида трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) от каждого из следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, des, dis, es, fis, gis, ges, as, ais, h, b.

Задание 2. Определите, письменно обозначьте вид трезвучия и исполните:

 

Задание 3. Постройте, обозначьте и исполните по два обращения на каждый из четырех видов трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, gis; б) ges, as, ais, b.

Задание 4. Определите и обозначьте: а) в каких мажорных тональностях предлагаемые трезвучия будут: тоникой, субдоминантой и доминантой (пример а); б) в каких тональностях гармонического минора предлагаемые трезвучия будут медиантами (пример б). Исполните данные трезвучия:

а)

б)

Задания 5. Определите и обозначьте, в каких тональностях мажора и гармонического минора предлагаемые ниже секстаккорды и квартсекстаккорды будут являться обращения T, S, D; исполните их:

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое созвучия и аккорды? Как называется основной вид аккорда?

2. Как называются тоны основного вида аккорда из трех звуков?

3. Что такое трезвучие, каковы его виды?

4. Какова интервальная структура трезвучий: большого (мажорного), малого (минорного), увеличенного, уменьшенного?

5. Назовите главные, побочные трезвучия. Какова их функциональная принадлежность? Как обозначаются трезвучия и их обращения в миноре и мажоре?

6. Каким образом можно плавно соединить тонику с субдоминантой и доминантой?

7. Какие трезвучия являются главными и побочными в ладу?

8. По какому принципу разрешаются неустойчивые трезвучия в ладу?

9. Каково строение мажорного и минорного трезвучий и их обращений?

10. На каких ступенях мажора и минора строятся мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные трезвучия?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 141–144.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 157–162.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 54–56.

Лабораторная работа № 9

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Сольфеджио»

Для студентов очной формы обучения

направления 05060062 – Художественное образование (540700),

профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (540710)

 

 

 

Екатеринбург 2007

Содержание

 

Введение ……...…………………………………………………………………..4

Лабораторные работы ………………………………………………………….6

Лабораторная работа № 1…...……...…………………………………..….6

Лабораторная работа № 2…………...……………………………...……...8

Лабораторная работа № 3………………………………………......…….11

Лабораторная работа № 4…………………………………….…..………14

Лабораторная работа № 5……………………………………...………....16

Лабораторная работа № 6………………………………..…………….…18

Лабораторная работа № 7……………………………………......……….21

Лабораторная работа № 8……………………………………..………….24

Лабораторная работа № 9……………………………………..………….26

Лабораторная работа № 10………………………………..……………...27

Лабораторная работа № 11………………………………..……………...29

Лабораторная работа № 12………………………………..……………...30

Лабораторная работа № 13………………………………..……………...31

Лабораторная работа № 14 ………………………………….…………...34

Лабораторная работа № 15………………………………..……………...37

Лабораторная работа № 16………………………………..……………...42

Лабораторная работа № 17………………………………..……………...43

Лабораторная работа № 18……………………………..………………...44

Лабораторная работа № 19……………………………..…………….…..44

Лабораторная работа № 20……………………………..………………...45

Примеры выполнения практических заданий лабораторных

работ. .………….….……………………………………………………………..46

Литература ………………………………….…………………..…………..….51

 

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1

на тему: Названия и обозначения звуков

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Введение. Музыкальный звук и его свойства. Музыкальная система и нотация звуков.

Цель: изучить свойства музыкального звука, особенности хроматической музыкальной системы, овладеть буквенной и слоговой системами названий звуков и их нотацией.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия, закономерности музыкальной системы, свойства и обозначения музыкальных звуков:

§ звук и музыкальный звук, свойства музыкального звука (высота, длительность, громкость, тембр);

§ музыкальный строй и его виды (пифагоров, чистый и равномерно-темперированный виды строя);

§ музыкальная система, хроматическая музыкальная система, основные или диатонические ступени звукоряда;

§ буквенная и слоговая системы названий звуков, нотный стан и обозначения звуков, музыкальные ключи (Соль, Фа, До) и их разновидности;

§ диапазон, октавная система и регистры (низкий, средний и высокий);

§ производные ступени равномерно-темперированной системы, знаки альтерации, названия и обозначения производных ступеней;

§энгармонизм звуков, диатонические и хроматические тоны и полутоны.

Практические задания:

Задание 1. Исполните в восходящем и нисходящем направлении на музыкальном инструменте, спойте со слоговым и буквенным названием нот в удобной тесситуре: а) все основные диатонические ступени равномерно-темперированного строя; б) все производные ступени, рассматривая их сначала как понижение, а затем как повышение основной ступени. Запишите полученный вариант в соответствующем ключе.

Задание 2. Запишите на нотном стане и приведите слоговое (в задании а) и буквенное (в задании б) обозначение следующих звуков: а) c, с1, A, g, C, d, E, h, a1, G, g1, f, f1, F, a, H, d1, D, e, e1 (в басовом ключе); б) фа1, си2, си, до3, ля1, соль2, ре1, ми2, до1, ре2, си1, фа2, соль1, ми3, соль, ля2, ля (вскрипичном ключе). Исполните их на музыкальном инструменте, а затем спойте по порядку со слоговым названием те звуки, которые соответствуют диапазону вашего голоса.

Задание 3. Запишите, используя знаки альтерации, и приведите буквенное обозначение следующих звуков в скрипичном ключе: ре-диез1, фа-дубль-бемоль, до-дубль-диез2, соль-бемоль, ля-бемоль, фа-диез1, си-дубль-бемоль, ми-бемоль1, си-бемоль2, до-бемоль1, соль-дубль-диез. Исполните их на музыкальном инструменте, а затем спойте с названием слогов те звуки, которые соответствуют диапазону вашего голоса.

Задание 4. Постройте диатонические тоны и полутоны в восходящем движении от следующих звуков, обращая внимание на указания октав: F, g, e1, c, a, D, h2; в нисходящем движении – от звуков: а1, g2, e2, f, c1, a, D, h. Исполните их на музыкальном инструменте, а затем спойте с названием слогов те тоны и полутоны, звуки которых соответствуют диапазону вашего голоса.

Задание 5. Постройте хроматические тоны и полутоны в нисходящем движении от следующих звуков, обращая внимание на указания октав: A, g1, e, f1, c1, a, d1, h1; в восходящем движении – от звуков: f, G, e2, C, a1, d, h. Исполните их на музыкальном инструменте, а затем спойте с названием слогов в удобном для вас диапазоне.

Задание 6. Определите, запишите нотами, укажите слоговое и буквенное обозначение крайних звуков вашего певческого диапазона. Последовательно в восходящем и нисходящем направлении исполните, запишите нотами, укажите слоговое и буквенное обозначение всех звуков вашего певческого диапазона, сначала применяя только основные ступени равномерно-темперированного звукоряда, затем – только производные.

Задание 7. Постройте и исполните с названием нот и знаков альтерации все энгармонически равные основным диатоническим ступеням звуки равномерно-темперированной системы.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит специфика музыкального искусства?

2. Что такое музыкальный звук? Какими четырьмя свойствами он обладает?

3. От чего зависит высота звука?

4. Каковы границы звукового диапазона, слышимого человеческим ухом?

5. Какой диапазон частоты колебаний звука используется в инструментальной и вокальной музыке?

6. Что представляют собой натуральный звукоряд и обертоны?

7. Как соотносятся между собой громкость и сила звука?

8. Что такое строй? В чем состоит особенность равномерно-темперированного строя?

9. Что такое основные и производные ступени звукоряда современной музыкальной системы?

10. Что такое регистр? Какие регистры и соответствующие им октавы существуют в современной музыкальной системе?

11. Какие две системы записи нот вам известны? Раскройте их происхождение и особенности применения в современной практике.

12. Что такое тон и полутон? В чем заключаются различия между диатоническими и хроматическими тонами и полутонами?

13. Что такое знаки альтерации?

14. Как называется и обозначается двойное повышение и понижение музыкальных звуков?

15. В каких случаях применяются ключевые и случайные знаки альтерации?

16. Что такое энгармонизм звуков и тональностей?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 7–37.

2. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 5–25.

 

Лабораторная работа № 2


Поделиться:



Популярное:

  1. БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ И ШУМА
  2. Буквенное обозначение звуков и тональностей.
  3. Звук. Характеристики звука (высота, громкость). Интерференция и дифракция звуковых волн.
  4. Звуковые коды — цифровые коды
  5. Как используется артикль с географическими названиями?
  6. Коррекционная работа, направленная на развитие звукового анализа и синтеза у детей с ОНР.
  7. Методы улучшения управляемости в трансзвуковом диапазоне
  8. Многократное повторение сочетаний содержательного буквенного или звукового кода помогает восстановить сердцебиение, успокоить нервную систему и даже избавить от высокого давления.
  9. На тему: Анализ мелодического движения, метроритмического и синтаксического строения мелодии. Транспонирование мелодии. Мелизмы. Построение и исполнение мелодической секвенции
  10. На тему: Длительности нот и пауз. Основное деление длительностей и их группировка в простых и сложных размерах. Определение размера в музыкальном фрагменте по группировке и на слух
  11. На тему: Построение, исполнение, определение на слух разновидностей мажорного и минорного звукорядов. Определение мажорных и минорных тональностей по ключевым знакам


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.177 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь