Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
П. Чайковский. «Утреннее размышление»
Из фортепианного цикла «Детский альбом», соч. 39
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое интервал? 2. Что такое вершина и основание интервала? 3. Каково происхождение названий интервалов? 4. Какие интервалы называются гармоническими и мелодическими? 5. Какими двумя основными величинами измеряются интервалы? 6. На что указывает ступеневая величина интервала? 7. Что такое простые интервалы? Сколько всего их существует? 9. Что такое консонансы и диссонансы? 10. Каковы разновидности консонансов? 11. Что такое обращение интервалов? 12. Какие простые интервалы являются парными? 13. Какие интервалы называются увеличенными и уменьшенными, дважды увеличенными и дважды уменьшенными? Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 64–78. 2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 88–98. 3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 47–53. ___________________________ 1 Обратите внимание, что в каждой подчеркнутой паре второй интервал является разрешением первого и, следовательно, не может быть построен от заданного звука. Лабораторная работа № 4
На тему: Построение в тональности и от звука, определение на слух простых и составных, увеличенных и уменьшенных, дважды увеличенных и дважды уменьшенных интервалов Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Интервалы и интонация. Цель: закрепление практических умений построения и определения на слух простых интервалов; овладение навыками и умениями построения и исполнения составных интервалов от звука и в тональности, а также анализа интервального строения одноголосия и двухголосия. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и закономерности строения интервалов: § интервалы увеличенные и уменьшенные, дважды увеличенные и дважды уменьшенные; § тесные и широкие интервалы; § составные интервалы (их разновидности, названия, величины, строение и обозначение). Практические задания: Задание 1. Постройте в восходящем движении и исполните хроматические интервалы (кварту увеличенную и квинту уменьшенную) с обращениями от следующих звуков: с1, g, a, h, d1, e, fis1. Задание 2. Постройте в восходящем движении и исполните дважды увеличенные интервалы (приму, кварту и октаву) от звуков: сes1, ges, as, b1, des1, es; дважды уменьшенные интервалы (квинту и октаву) от звуков: сis1, gis, ais, dis, fis. Задание 3. Постройте в восходящем направлении от указанных звуков простые и составные интервалы с использованием для записи двух нотоносцев. Исполните данные интервалы сначала в мелодическом, а затем гармоническом виде (верхний звук интервала – петь, нижний – играть, и наоборот):
м.9 м.2 б.3 ч.5 м.6 м.7 м.6 б.7 ув.4 ув.2 б.7 м.10 ч.11 м.2 б.13 ч.4 б.3 ч.5 ч.8 Задание 4. Постройте в нисходящем направлении от указанных звуков обозначенные составные интервалы с использованием для записи двух нотоносцев, а затем выполните тремя способами обращения каждого из них. Исполните составные интервалы и их обращения в мелодическом и гармоническом виде (верхний звук интервала – петь, нижний – играть, и наоборот):
м.9 ч.15 м.13 ч.12 ч.11 м.10 м.12 б.13 б.14 б.9 ув.11 Задание 5. Постройте, обозначьте и исполните в восходящем и нисходящем направлениях, соответственно от звуков е и е1, следующие составные интервалы: б.9, м.11, ум.12, б.10, ч.15 ч., ув.11, м.14, б.13. Задание 6. Определите, обозначьте и исполните мелодические и гармонические интервалы (на выбор один из голосов – играть на музыкальном инструменте, другой – сольфеджировать) в следующих фрагментах: а) Л. Куперен. Les perelines
б) Русская народная песня «Короб ты мой лубяной»
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Какие интервалы называются тесными и широкими? 2. Какие интервалы называются увеличенными и уменьшенными, дважды увеличенными и дважды уменьшенными? 3. Какие интервалы называются составными и ультраширокими? 4. Сколько всего существует составных интервалов? 5. В чем особенность обращения составных интервалов? 6. Какие интервалы называются диатоническими и хроматическими? 7. Какие интервалы называются энгармонически равными? Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 64–78. 2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 88–98. 3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 47–53. Лабораторная работа № 5 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы