Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
На тему: Построение, определение и исполнение параллельных
Тональностей, переменных и параллельно-переменных ладов, а также ладов народной музыки. Обозначение тональностей И их определение по ключевым знакам Объем учебного времени – 4 часа Учебная тема: Лад и тональность. Цель: развитие умений и навыков построения, определения на слух, исполнения параллельных тональностей, переменных и параллельно-переменных ладов, а также ладов народной музыки. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и ладотональные закономерности: § лады народной музыки: монодийные и пятиступенные; § параллельные, переменные, параллельно-переменные и одноименные лады; § политональность и полиладовость; § искусственные лады (увеличенный и уменьшенный), современные системы организации музыки; § энгармонизм тональностей. Практические задания: Задание 1. Запишите буквенными обозначениями пары параллельных тональностей (диезные – в порядке возрастания их ключевых знаков, бемольные – в порядке убывания их ключевых знаков), указав в скрипичном и басовом ключах соответствующие им ключевые знаки. Исполните с дирижированием в размере 4/4 гаммы параллельных тональностей мажора и минора (трех видов) с минимальным и максимальным количеством применяемых в музыкальной практике ключевых знаков. Задание 2. Запишите, обозначьте и исполните гаммы трех видов минора или мажора в тональностях, параллельных указанным: а) Des-dur, Es-dur, Ges-dur, As-dur, B-dur; б) c-moll, dis-moll, fis-moll, gis-moll, b-moll. Задание 3. Сочините второе предложение, которое по отношению к заданному построено: а) в параллельно-переменном ладу, б) в одноименном ладу. Укажите буквенные обозначения используемых в музыкальных периодах тональностей и исполните полученные построения с дирижированием: а) Э. Григ. «Народная мелодия» Из фортепианного цикла «Лирические пьесы», ор. 12 Con moto
б) Л. Бетховен. Симфония № 2, D-dur, ор. 36, II ч. Larghetto
в) Ж. Рамо. Ригодон Скоро г) М. Глинка. Романс «Горько, горько мне» Moderato
д) Украинская народная песня Andante е) В. Моцарт. Фрагмент оперы «Волшебная флейта» Allegro
Задание 4. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем движениях все семиступенные и пятиступенные (мажорного и минорного наклонений) диатонические лады народной музыки от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, as, b. Задание 5. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем движениях недиатонические дважды гармонические мажорные и минорные, увеличенные и уменьшенные лады от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, as, b. Задание 6. Сочините продолжение к любым четырем из предложенных мелодических оборотов так, чтобы созданные мелодии имели признаки: а) миксолидийского лада; б) лидийского лада, в) дорийского лада; г) фригийского лада. Выпишите и проанализируйте звукоряды сочинённых мелодий, исполните полученные варианты мелодий с дирижированием:
а) б)
в) г)
д) е) ж)
з) и)
Задание 7 . Сочините, используя переменные и смешанные размеры, и исполните с дирижированием мелодии в объеме музыкального предложения в следующих диатонических ладах: а) лидийском, б) фригийском, в) дорийском, г) миксолидийском, д) мажорной пентатонике, е) минорной пентатонике. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Сколько ступеней может быть в ладу? 2. Назовите главный признак всех монодийных ладов. 3. Каковы принципы строения пятиступенных ладов народной музыки? 4. Чем отличается строение увеличенного и уменьшенного ладов? 5. Что такое параллельный лад? На какой интервал отстоят друг от друга тоники параллельных тональностей? 6. На какой интервал и в каком направлении от тоники минора отстоит тоника параллельного мажора? 7. На какой интервал и в каком направлении от тоники мажора отстоит тоника параллельного минора? 8. При наличии общих звуков, чем различаются параллельные тональности? 9. Что такое переменный лад? Какой лад называется параллельно-переменным? 10. Что такое политональность и полиладовость? 11. Какие современные системы организации музыкального материала вам известны? 12. Чем отличается додекафонная система от ладовой? 13. Что такое одноименный мажор и минор, в чем их сходство и различие? 14. Что означает энгармонизм тональностей? Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 78–130. 2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 105–140. 3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 59–83. Лабораторная работа № 7 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы