Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Литературоведение как наука о художественной литературе.



Тема и тематика литературных произведений.

Тема (греч. «то, что в основе», «суть») – предмет изображения, содержательное начало. Тема и реальная жизнь – неравнозначные понятия. Тема связана с реальной жизнью, выбрав тему автор делает художественный отбор. Тема – изображение яв-ий действительности, обработанных автором; основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание писатель в своем произведении. Тема – это содержание произведения.

Тематика – совокупность всех тем произведения.

Причины обращения к определенной теме: Индивидуальные свойства автора, настрой, национальные особенности эпохи (лишние люди), жизненный опыт.

Тематические уровни:

= Главная тема (в «Слове…» - война)

= Второстепенные темы

= Подтемы (подвига, верности)

Тематика – единство всех компонентов. Главная тема объединяет все второстепенные, второстеп. помогают раскрыть главную тему.

Очень часто тема отражается в заглавии. Тему можно понять из содержания.

В худ.произведениях отражаются основы бытия, его свойства. Это так называемые вечные темы:

= Тема любви «Ромео и Джульетта», Мастер и Маргарита, Базаров и Одинцова, Пушкин «Я вас любил»

= Тема дружбы Пушкин «Мой первый друг, мой друг бесценный! », Базаров и Аркадий

= Тема войны «Война и мир», «Тихий Дон» Шолохов, «Василий Теркин» Твардовский

= Тема преступления «Преступления и наказание» Достоевский, трагедия У. Шекспир «Макбет», новелла Р. Брэдбери «Наказание без преступления»

= Тема ревности «Попытка ревности» Цветаева (Как живется вам с другою, - Проще ведь? )

= Тема добра и зла «Фауст» Гете, «Мастер и Маргарита» Булгаков, сказки

= Тема смерти Данте «Божественная комедия», «Господин из Сан-Франциско» Бунин

 

С темой связан художественный метод:

=. Религиозный символизм – житийная тема («Житие Бориса и Глеба»)

= Барокко – тема вечного движения, действия (иное восприятие жизни, пестрота мира, яркость жизни от того, что скоро придет смерть, вечное движение в мире): Повести петровского времени, старообрядческая лит-ра.

= Классицизм – темы добра и зла, любви, государственной важности, долга перед Родиной, героики и тираноборчества (Ломоносов, Державин)

= Сентиментализм – тема любви разных сословий, нач. тему маленького человека, о человеке, о чувстве, гармонии человека и природы («Бедная Лиза» Карамзин, Ж.-Ж. Руссо).

=. Романтизм – разлад человека с миром, тема одиночества, показ уникального человека в необычных обстоятельствах («Дума», «Белеет парус одинокий» Лермонтов, «Евгений Онегин» Пушкина)

=. Реализм – социальная тематика, проза жизни («Отцы и дети» Тургенева, «Гроза» Островский)

= Натурализм – физиологическая тематика («Западня» Золя, романы Д. Н. Мамина-Сибиряка).

Тема зависит от жанра:

Элегия – неразделенная любовь, жизненные неудачи, невозможность достижения идеала, одиночество, тоска.

Баллада – тема верности, подвига, героики, трагическая любовь («Песнь о вещем Олеге» Пушкин)

Роман – комплекс тем: социальная, национальная, батальная, любовная, нравственная, бытовые, исторические.

Образ как содержательная форма художественной литературы.

Литература состоит из образов. Образ – конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Худ. образ воспроизводит предмет в его целостности, образ индивидуален.

Существует две теории создания образов:

- трудовая – образ рождается в труде, в деятельности. Пушкин «Моцарт и Салье-ри». Этой теории придерживались Чехов, Чайковский.

- духовная – образ – результат вдохновения. Грин «Алые паруса» (метод чистовой записи)

Наука рассказывает, а литература показывает образ.

Функции образа:

= Познавательная

= Коммуникативная – создает подсознательную связь с читателем

= Воспитательная – оказывает прямое воздействие на чувства человека

= Эстетическая

Свойства худ. образа:

= Типизация – типизирует явления (образ войны 1812г.) Даже если образ эскизен, недоговорен – он несет в себе целостность. Собств. имена героев становятся на-риц. из-за обобщающего смысла худ. образа.

= Конкретность - образ жив сам по себе. Будучи воплощением общего, существен-ного в индивидуальном, худ. образ может порождать различные толк-я, интер-претации (образ моря)

= Эмоциональность. Изображение обычно превосходит рассуждение по силе эмо-циональной оценки воздействия. Идейно-эмоциональная оценка автора -> деле-ние героев на положительных, отрицательных, противоречивых (условно). Фор-мы выражения авторской оценки: а) явные (Пушкин – Татьяна). б) неявные (Пушкин – Онегин). Оценку помогают выразить тропы, стилистические фигуры. создание собственного предметного мира.

= Выразительность деталей (открытие первой рамы весной)

=. Обладает вымыслом

= Образ – основное средство выражения основного содержания

Образ связан с понятием тип: образ, в котором отразились наиболее существенные черты эпохи, социальной группы, класса (Гамлет, Хлестаков, Плюшкин)

Ансамблевый характер образа:

- произведение – это образ (даже главы)

- существуют система, группировка образов, второстепенные, эпизодические образы

- образы героя, природы, дома, комнаты, выражения, слова (сиянье розовых снегов)

Портрет – разновидность образа.

Деталь портрета – необходима для индивидуализации.

Портретный конвой – то, что сопровождает портрет (вещи, обстановка)

Речевая характеристика – в портрете важно, как герой говорит. Показ внутреннего мира героя возможен через:

= Внутренний монолог – прием психологического характера (с середины 19в.)

= Двуплановый монолог (немой разговор: мимика, глаза, улыбка – то, что сопро-вождает произносимое слово)

= Прямая авторская характеристика (авторский комментарий) – для того чтобы по-казать различие между тем, что говорит герой и что делает; что делает и что ду-мает.

= Описание изображаемого с точки зрения персонажа

= Описание снов, видений, воспоминаний

= Показ движений (мимика, жесты)

= Показ героя в действиях (возник еще в античности, любимый прием фольклора)

Образы пейзажа (Тютчев, Фет, Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»)

= Природа как самостоятельный образ (Пришвин)

= Для выражения патриотического чувства (Дон у Шолохова – символ истории России и выражение идеи текучести времени)

= Для социальной характеристики (природа как социальный знак) «Обломов», «Доктор Живаго», «Тихий Дон».

= Для психологизации повествования (хар-но для романтизма и сентиментализма) «Бедная Лиза»

Аллегорические образы:

Аллегория – иносказание через конкретные предметы или явления (басни)

Образ-символ: в современной литературе. Образ бури, грозы ( «Гроза» Островский, «Песня о буревестнике»)

Образ-событие – некий эпизод, важный для всего произведения

Образ-сцена – самый яркий, ведущий эпизод, в котором отражается основная про-блематика (примерка кафтана в «Недоросли»)

Образ-эпизод – в нем раскрываются характеры, завязываются отношения.

 

Образы в драматургии:

= Ведущий – тот, кто ведет всю сцену (тот, кто задает сцену)

= Ведомый – тот, кто поддается

= Информант – тот, кто появляется и сообщает некую информацию

= Статист – тот, кто молчит

= Антагонист – тот, кто противостоит ведущему

Говорящие фамилии отражают героя (Правдин, Вральман, Фамусов, Молчалин)

 

Реминисценция и Цитата в художественном тексте.

Деталь в литературе

Материальная культура как совокупность предметов, создаваемых человеком, входит в мир произведения. Однако для обозначения изображаемых в литературе предметов мат. культуры нет единого термина. По творению " давно минувших дней" можно реконструировать мат. быт.

Изменения в отношениях человека и вещи в реальной жизни:

1.На заре цивилизации вещь — венец человеческого творения, свидетельство мудрости и мастерства (" белокаменные палаты" и их убранство; ткани, на кот. " узор хитер"; великолепные пиршественные чаши).

2.Отношение к предметам мат. культуры как достижению человеческого разума — эпоха Просвещения (" Робинзон Крузо" — гимн труду и цивилизации).

3.Лит-ра 19-20вв — а)по-прежнему почитается человек-мастер, ценятся изготовленные умелыми руками предметы. б)Мат. ценность вещи может заслонять человека, он оценивается обществом по тому, насколько дорогими вещами обладает.

4.В 20в. — борьба против вещизма — рабской зависимости людей от окружающих вещей. С развитием техники расширяется диапазон изображаемых в литературе вещей (заводы-гиганты, адская карающая машина — " исправит. колония" ).

Функции вещей в лит-ре:

1.Культурологическая (роман-путешествие; историч роман) — в синхронном срезе представлены различные миры (национал, сословн, географич и т.д).

2.Характерологическая функция: в " Мертвых душах" показана " интимная связь вещей" со своими владельцами).

3.Сюжетно-композиционная: платок в трагедии " Отелло".Вещ. мир имеет свою композицию (активна в детективных жанрах).

Знаками того или иного уклада жизни вещи выступают преимущественно в бытописат. произведениях, в частности в " физиологических очерках", в научной фантастике.

Художественная деталь – самая малая единица предметного мира произведения (фр. detail – «мелкая сост. часть ч-л»). Худож.ественный(предметный, образный) мир произведения – метасловесное (абстрагированное, обобщенное) измерение литературного пр-я. Важнейшая категория худ. мира – образ (т. е. воспроизв-е предметов в их целостности, индивид-ти). К худ. детали относятся: быт, пейзаж, портрет. Тропы, приемы, фигуры речи к д. НЕ ОТНОСЯТ. (Путнин)

Детализация предметного мира неизбежна (это не украшен., а суть образа). Деталь, замещает в тексте целое, вызывает у читателя нужные ассоциации (конкретизация произ. читателем). Отбирая, изобретая подроб-ти, писат. «поворачивает» предм. к чит. определ. стороной (в «Сл. о полку И.» природа – участница похода, покровительств. не русичам). Вкус к д. объедин. всех худож-в. Гомер прибегает к описан. едва заметных мелочей. Нарочитая задержка действ. – ретардация.

Степень детализации изображения м. б. Мотивированно пространств. и/или временной точ. зрен. повеств. (А. Фет: «Только в мире и есть, что тенистый/Дремлющих кленов шатер./Только в мире и есть, что лучистый/Детски задумчивый взор./Только в мире и есть, что душистый/Милой головки убор./Только в мире и есть этот чистый/Влево бегущий пробор.» Изящ. жен. портрет созд. с пом. неск. Д., послед-ть, градац. к-рых завис. от направлен. взгляда лирич. субъекта).

Классифик. д. повт. структуру предметн. мира: событ., действия персонаж., их портреты, психологич. и речев. хар-ки, пейзаж, интерьер и пр. К-то вид Д. может отсутств., что подчерк. условность мира.

А. Б. Есин выделил три группы Д.: сюжетн., описательн., психологич. (типолог. по стилю). Преоблад. к-л типа порожд. соответствующ. свойство, или доминанту: «сюжетность» («Тарас Бульба»), «описательность» («Мертвые души»), психологизм («Преступление и наказание»). Эти св-ва могут не искл. друг др. Деталь вып. св. функц. полностью только в метасловесн. тексте (где ряд, послед-ть, перекличка Д.). Со- и/или противопоставление деталей. Напр., детская, глуповатая улыбка Пьера Безухова и умный, наблюдательный взгляд – для Толст. улыбка Пьера («ум сердца») важнее его мнений («ум ума»), к-рые будут меняться. Динамика портрета: жесты, мимика, измен. цвета кожи, дрожь и пр. (что не всегда подвласт. сознанию) – мож. резко расходиться с букв. смыслом речей гер. «Спор» сюжетн. и психолог. подробн. – увлекат-ть романов Дост. «Ансамбль» деталей созд. целостн. впечатл. («кабинет/Философа в осьмнадцать лет» - «Е. О.»).

Е.С. Добин – типологии. Д. по критер. единичность/множетво: «подробности» - воздейств. во множ-ве, экстенсивыны, «детали» - тяготеют к един-ти, заменяют ряд подробностей, интенсивны (уши Каренина, завитки волос на шее Анны, короткая верхняя губа с усиками маленькой княгини Болконской, лучистые глаза княжны Марии и т.д.). Выделены не просто характерные черты, а то, что намекает на некое противоречие в предмете. И она экспрессивна, т. е. при верном ее прочтении читатель приобщается к авторской системе ценностей (напр, короткая губка с усиками Лизы Болконской, сначала характер. как «ее особенная, собств. ее красота», скоро вызывает у повеств.(и А. Болконского) невыгодные для героини зоологич. ассоц.: «...губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выражение»).

Деталь (Добин):

а. вносящ. в образ диссонанс. («остранняющая» д. - терм. Шкловского), им. познават. значен. (позвол. внимательнее присмотр. к предм.): два кресла Манилова, обянутые «просто рогожею» и выдающ. в нем нехозяина – «Не садитесь < …>, они еще не готовы». При исп. такой д. - гипербола: велосипед из «Человека в футляре» (Чехов), на к-ром лихо прокатилась Варенька, испугав Беликова. Нарушение нормы, элемент неожид-ти, гиперболизация рожд. ощущ. «интенсивности» такой Д., повыш. «нагрузки» на нее, о к-рых пишет Добин.

б. заметности д., контрастирующ. с общ. фоном, способств. композиц. приемы: повторы, «крупный план», «монтаж», ретардации и др. Повторяясь и обретая дополнит. смыслы, Д. становится мотивом (лейтмотивом), часто вырастает в символ, станов. объяснен. хар-ра (в «Идиоте» странное умение Мышкина имитировать почерки воспроизв-е стилей письма —намек на главный талант Мышкина: понимание разных хар-в, разн. стилей поведен.

в. символич. Д. м. б. вынес. в заглавие пр-я: «Крыжовник» Чехова, «Легкое дыхание» Бунина (единство художественного целого, присутствие автора в композиции).

Подробность (по Добину) ближе к знаку, чем к символу ( выз. радость узнавания, возбужд. цепь ассоциац. – можно судить об увлечен. Онегина на основан. убранства его кабинета, нес-ко штрихов-знаков замен. длин. описан.: «...и лорда Байрона портрет, /И столбик с куклою чугунной/Под шляпой, с пасмурным челом, /С руками, сжатыми крестом».

Детали помогают при реконструкц. жизни, быта, вкусов общ-ва, далекого от нас.

 

Поэтика цвета и света

Противопоставление белого и черного цветов начинается с Библии: в тексте говорится, что на первый день Бог создал свет и отделил его от тьмы. Господь даровал людям свет, следовательно и далее силы добра (Бог, ангелы, святые) сопровождались белым свечением, а злые силы (дья., чер.)-тьмой. Если рай располагается на востоке и именуется «пресолнечным», то ад локализуется на западе и погружен во тьму. Освещая земную поверхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясь на ночь, оставляет во власти зла. Это представление сохраняется и в русской мифологии: белый цвет – это солнце, воздух, прозрение; в пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил, А символом Чернобога является чёрный цвет-он олицетворяет совокупность всех тёмных сил(банник, овинник, полевой дух «удельница» и т. д.). Это переносится и в фольклор: в былинах и духовных стихах «святорусская» или «светлорусская» земля изображается как залитое светом открытое, бескрайнее пространство; ср. выражения «белый свет» или «вольный свет» — о мире в целом. В духовных стихах эпитет «светлый» вообще сближается со «святой»: светоносность рассматривается как проявление истинности, праведности и святости (ср. нимб в иконописи).Идея о божественном происхождении света в «Стихе о Голубиной книге», -.небесные тела имеют светоносную природу: «У нас белый вольный свет зачался от суда Божия, / Солнце красное от лица Божьего». Кощей Бессмертный –в славянском язычестве - хранитель мира мёртвых (подземного царства)ему присущ черный цвет, напр., известен фольклорный сюжет о его смерти-ларец, в котором спрятан заяц, висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе.

В русской худ. лит-ре история цвета делится на периоды:

11-12 века. Цветообозначения встречаются редко. В основном, это основные цвета: белый, черный, красный, реже синий, желтый. Вместо цветообозначений употреблялись сравнительные обороты. Средневековая литература «не хотела» цвета + индивидуальные особенности авторов того времени.

12 век-колористический феномен «СопИ». Появляется серый цвет( Гзак сравнивается с серым волком, дружинники скачут «как серые волки»-олицетворение скорости), черный цвет-символичен( поганый половчанин-черный ворон, черные тучи предвещают поражение), зеленый(зеленая трава, зелены древы), золотой и золоченый относится к князю или к дружине, причем и в переносном смысле( «злато слово»), близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла». Символичен в цветовом отношении сон: «покрывали черной пеленою»-как покойника, «черпали синее вино с горем смешанное»-означает зловещее предзнаменование, печаль, горе.

17 век-в основном сохраняет колористические признаки древнерусской литературы, но появляются обозначения для смешанных цветов(коричный, коричневый)

Начиная с 18 века многочисленные цветообозначения играют важную роль в создании пейзажа, интерьера, портрета, характеристики героя. В 20 веке цвет приобретает особенное символические значение( например, противопоставление белого и красного у Блока в «12»).

Цвет в родах литературы: особенно значим для эпоса(у Достоевского), лирики( у Есенина, Пушкина и т. д.), менее значим для драмы, хотя и в драме встречается символика цвета.

Традиционные обозначения цвета:

белый – свет, чистота, противостоит злу

черный – смерть, тьма, зло, скорбь, покой(темная одежда монаха – смерть для мирской жизни)

красный – огонь, чувство, свяь со светом, землей, жизнью, плотью

зеленый – весна, рост, природа, радость

синий – «сиять», мрачное, грустное свечение, в христ – благоразумие, искренность

желтый – богатство, радость, болезнь

золотой – плодородие, солнце, богатство

Литературоведческие науки (история литературы, теория литературы, стиховедение) и особенности их взаимодействия. Теория литературы и литературная критика. Содержание и задачи литературоведческих наук.

История литературы - интересуется особенностями эпохи, разнообразием Национальной литературы, изучает историю возникновения литературных течений и направлений, методы и стили разных народов, изучает творчество отдельных писателей, любое событие в истории развития; историки пытаются установить своеобразие данного периода, изучить своеобразие жанров.

Теория литературы - общие. Проблем творчества: сюжет, образ, композиция. и т.д; Теория стремится изучить системы, уложить все понятия, изучить литературу как науку. Тесно связана с эстетикой. Лит-ра как искусство слова. Теория связана с критикой и историей литературы.

Стиховедение - наука о звуковой форме литературных произведений. Стиховедение разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха) и строфику(учение о сочетаниях стихов).

Литературная критика - оценка современной лит-ры; в 17 в. появилась во Франции, в 18 в. в России; выходит то на 1 план, то на периферию других процессов; критика связана с передовой лит-рой, занимается разбором произведений и их оценкой; к. сочетает худож и научн мышление (как влияет книга на общ-во).

Наука и литература. Наука базируется на точном понятии. А лит-ра на образах, многозначности. Для лит-ры необходимы вспомогательные науки: текстология (задача - изучает историю какого-л. текста и его кто написал, восст. пропуски в тексте, палеография (имеет дело с древнеписьменными памятниками, иссл. материал, на кот.зафикс. текст (это м. б. камень, металл, дерево, кожа, папирус, бумага), а также особенности почерка и самих орудий письма), атрибуция (опр-ние имени автора анонимного пр-ния или подписанного псевдонимом, датировка произведения), библиография (для оформ. статей, курсовых, списка авторских книг.), историография (история всех наук, развитие науки), источниковедение (изуч. портреты, фотографии), архивоведение (изуч. архивов), книговедение (изуч. книг), методика преподавание лит-ры.

Общие сведения

В классическом стихе различались три вида анжамбемана: rejet (конец фразы захватывает начало следующего стиха), contre-rejet (начало фразы захватывает конец предыдущего стиха), double-rejet (фраза начинается в конце предыдущего стиха, кончается в начале следующего).

Единичные анжамбеманы служат средством интонационного выделения отсеченных стихоразделом отрезков фразы. Многочисленные анжамбеманы создают прозаизированную интонацию, почти нивелирующую стихотворный ритм, что является значительным выразительным средством напр. в драматическом стихе.

Избегание анжамбеманов свойственно классицизму, культивирование — романтизму и некоторым поэтическим школам XX в

 

Примеры

Horatius, Carmina II 10, 15—17:

…Informis hiemes reducit
Juppiter, idem

 

summovet…

 

Ф. Тютчев, «Фонтан»:

Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной.

 

М. Цветаева, «Тоска по родине! Давно…»:

Мне всё равно, каких среди
Лиц — ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно…

 

А. С. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829)

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

 

У Насти:

№ 40 Ритм.

Ритм (стройн.; соразм.; …) – повтор тех или иных сходн. явл. через опред. соразм. промежутки; членение на сопоставимые отрезки

Ритм – основа стиха

Дает:

· соразмерность стихов

· ударение

· счет слогов в стихе

· счет ударений

· чередование групп слов; раздел. по долготе и кратк.

· ударн. / безуд.

 

Бюхер 1923г. «Ритм и работа» - откуда взялся ритм:

1. Из трд. процессов

2. Из биологии

3. Из подраж. природе.

 

Анжамбеман – перенос / переброс – резкий ритмич. сбой;

несовп. ритмич. и синтаксич. членения

 

А

 

 

Строфический – не важна Строфной – не важна межс. пауза

пауза между строфами

 

 

А

 

Словестный – совпадает Слоговой – не совп.

со слогораздел

 

Фун-я А:

1.

совпад.
Выразительная – пережив. героя

2. Йзобразительная – жест, знак

 

Исп.:

- Цветаева

- Пастернак

- «Медный всадник»

 

Язык худож. произведентя:

 

Бытовой я – словесн. общен., повседн. жизнь

Удача-точи. донесен. смысла

 

Лит. я – язык прессы, радио, лит-ры, театры

Хар-ны: упорядочен, афористич., …

 

Соц. диалекты:

¾ галлицизмы дворян. писателей XIX в.

¾ крестьянские поэмы

¾ культурн. диалект

¾ професс. диалекты

 

Гл. задача – чтобы слово было понято – несло смысл и образ

В худ. тексте слова выр-ют эмоц. отнош. образа к предмету

 

Синонимы:

¾ Делает речь более плавной, гибкой

¾ Выр-т тонкие мысли оттенки

¾ Эмоц. хар-ка прдмета или действия

Типы:

1. Отношение

2. Абсолютные

 

Эвфемизмы

Омонимы

Неологизмы

Архаизмы

Варваризмы

Литературоведение как наука о художественной литературе.

Литература (от латинского. litteratura – рукопись, сочинение; к лат. litera - буква) в широком смысле - вся письменность, обладающая общественным значением; в узком и более употребительном смысле - сокращенное обозначение художественной литературы, качественно отличающейся от других видов литературы: научной, философской, информационной и т д. Литература в этом смысле есть письменная форма искусства слова.

Литературоведение - наука, всесторонне изучающая художественную литературу, “Термин этот сравнительно недавнего происхождения; до него пользовалось широким употреблением понятие “история литературы”

Литературные явления – это все, что относится к художественной литературе во всех ипостасях.

История литературоведения:

Литературоведение как наука возникло в начале 19 века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса (очищения)и мимесиса (подражания). Платон создал историю об идеях (идея > материальный мир > искусство).

В 17 веке Н. Буало создал свой трактат “Поэтическое искусство”, опираясь на более раннее творение Горация. В нем обособляются знания о литературе, но это еще не была наука.

В 18 веке немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг “Лаокоон. О границах живописи и поэзии”, Гербер “Критические леса”).

В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм.

В России стремление к научному знанию в этой области выразилось лишь в середине 19 века и связано с такими именами как Белинский, Чернышевский, Добролюбов. В своих трудах они прежде всего ставили проблемы реализма и историзма. В конце 19 века литературоведением вплотную начинает заниматься Веселовский, который в основном интересуется исторической поэтикой, и Потебня, изучающий связь между словом и художественным образом. В конце 19 века заметно усиление психологического подхода к теории литературы, в начале 20 века возрастает интерес к художественной форме. В советское время был разработан социалистический подход к теории литературы, включавший в себя мифопоэтическое и метафорическое мышление.

Литературоведение – наука о литературе. Она охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе научного развития. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.

Специфика литературы: работает со словом, может показать все, сфера ее уникальна. Лит-ра связана с историей: правдивое воссоздание облика окружающей эпохи, особый колорит на примере контрастных образов.

Историзм – способность увидеть самые живые, главные тенденции развития эпохи (общ-ва).

Хронология литературоведения:

- История древнерусской литературы 11-17 века

- Литература 18в =

- лит-ра 19в

- Современная литература

Типология литведа:

- теория литературы (занимается общественными проблемами лит-ры: сюжет, образ, композиция, род, жанр). Стремится изучить лит-ру как науку. Связана с эстетикой, критикой и историей лит-ры.

- история литературы (изучает путь развития лит-ры, особенности эпохи, своеобразие национальных литератур, история возникновения и развития лит-х течений, методов и стилей разных народов, изучение тв-ва отдельных писателей в литературном процессе, пытается установить в чем заключается специфика опред течения). История литературы делится по времени, по направлениям, по месту.

- литературная критика (задача - всесторонний анализ тех или иных литературных явлений и оценка их идейно-художественной значимости для современности, Оценивает только современную литературу). (исследует процесс литературного развития и определяет место и значение в этом процессе различных литературных явлений). Во Франции в 17в, в России в 18в. расцвет критики – 30е-60е гг 19в, связана с передовой лит-рой, с социально-политическими условиями. Идет параллельно литвед-ю: научное исследование современных произведений. Критика соч научное и худ-ое мышление (тонкое знание, талант). Кр делает акцент на произведении и на этом основании делает вывод о состоянии общества. критик – посредник м/у писателем и читателем. Помогает увидеть + и -.

Литвед-е изучает худ процесс, анализ, то, что уже оценено.

? Эти дисциплины находятся в непосредственной связи и взаимодействии.

Вспомогательные дисциплины:

историография (собирает материалы, связанные с историческим развитием литературоведения и всех наук)

библиография (список авторских книг, при написании статей, курсовых).

- научно-вспомогательное (аннотация)

- коммендательная (перечень)

источниковедение (фотографии, мемуары)

палеография (история письма, изучение материала, бумаги, почерка)

атрибуция авторства (опр-ть авторство, два автора спорят, кто написал)

текстология (устанавливает неизвестные сведения о литературных произведениях: история текста, дата текста, задача, критическая проверка и установление подлинного автора текста)

архивоведение вопросы изучает комлектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.

книговедение – распространение, изучении книги

методика преподавания литературы.

Поэтика – изучает состав и строение литературного произведения.

Теория литературного процесса – изучает закономерности развития родов и жанров.

Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства.

2.Идейное содержание литературных произведений.

Идея (гр. прообраз, идеал)- основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме. Отношение писателя к изображаемому.

Идей может быть одна или несколько («Красная шапочка» - добро побеждает зло).

Часто идея воплощается через образное воспроизведение жизни людей (образ Наташи Ростовой).

Идея не выступает как прямое авторское определение. Иногда писатель сам формирует идею. Герой может высказывать мысли отличные от мыслей писателя (путает). Идея ЧИТАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ.

Выделяют главные и побочные идеи. Главные, как правило, имеют образный характер, объясняют внутренний мир произведения («Война и мир» - поэтизация народного характера).

Субъективность понимания главной идеи: статья Добролюбова о " Накануне" вызвала резкую реакцию со стороны Тургенева, который поставил перед Некрасовым ультиматум: " Я или Добролюбов". Некрасов выбрал Добролюбова, и отношения Тургенева с " Современником" оборвались.

От чего зависит полное познание: Читательский опыт, Начитанность (ассоциативное восприятие произведения), Общая культурная подготовка, Хорошее знание предмета.

По идейному содержанию произведения делятся на те, которые содержат:

- Идею-вопрос («Что делать? » Чернышевский)

- Идею-ошибку (два тома «Мертвых душ»)

- Идею-ответ («Повесть о настоящем человеке»)

Автор видит идею по-своему, есть свое видение, свое решение.

Ведущие группы идей: социальные (горький «Мать»), политические ( Толстой «Хождение по мукам»), этические (Толстой «Азбука»), этико-философские (Достоевский «Преступление и наказание»), религиозные («Житие протопопа Аввакума»).

Существует такие понятия, как идейно-эмоциональная оценка автора. Поэтому можем определить идеологическую сущность: идейное утверждение в жизни - Фадеев «Разгром» (несмотря на полное уничтожение, надежда на жизнь), идейное отрицание изображаемого (Иудушка Головлев), двойственная оценка (и отрицание, и утверждение в романе Шолохова «Тихий Дон» - перепутье).

Тенденциозность – стремление автора показать какое-то явление в свете собственного восприятия (Солженицын, Есенин). Писатель опред. образом видит жизнь, м.б пристрастен к изображению.

Идейное содержание включает:

1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, раскрываемая в его творчестве.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1871; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.149 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь