Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Науки о культуре. Предмет социологии культуры.



История слова «культура».

  • первона­чально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее при­годной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»).
  • В переносном смысле куль­тура — уход, улучшение, облагоражива­ние телесно-душевно-духовных склонно­стей и способностей человека; соответст­венно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi)
  • Облагораживание, улучшение человеческого поведения. 18-19 в. – формирование культуры, в это же время появ термин «цивилизация». Многое время Ц-я и К-ра были синонимами ( Ц больше связана с развит. технологий, а К с душевной частью). В последствии немецкие Культурологи строго разграничили эти два понятия.
  • состояние общества, основанного на праве и порядке.
  • абстрактное обозначение процесса интеллектуального и творческого процесса.
  • абстрактное обозначение форм и продуктов форм интеллект и худ. творчества.
  • указания на особенности образа жизни, кот характерны для общества.

 

Определение культуры. Кребер и Клакхон в 1952 “Понятие о к-ре, критич. обзр-е дефиниций” – здесь они проанализировали около 150 определений к-ры и вывели свое.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). (википедия)

Шесть основных типов описания культуры:

— описательные определения – что охватыв. понятие к-ры (Э. Тейлор – «Первобыт. к-ра»)

— исторические определения – основн. акцент на соц. традиции и наследовании.

— нормативные определения – идея образа жизни и представления об идеалах и ценностях.

— психологические определения – процесс адаптации в среде (социализация) + формирование привычек людей.

— структурные определения – структурн. разбор к-ры: ее функции и роли.

— генетические определения – к-ра анализируется с т. з. ее происхождения.

 

Культура (посредством оппозиций):

- то, что отделяет ч-ка от животного, характерна именно для ч-ка.

- культура – результат человеч. взаимоотношений, когда ч-к один, то никакой к-ры не м. б. возникнуть.

- культура – не наследуется биологически, а вырабатывается долгим процессом социализации.

- культура – напрямую связана с идеями, кот. напрямую передаются посредством символа – языка.

 

Науки о культуре. Предмет социологии культуры.

Науки о культуре.

1. этнология + этнография – описательные науки, в основном собир. и опис. феномены общ-в, пыт. выявить закономерности тех или иных к-р.

2. социология – интересуется развитием современного общ-ва, антропология – интерес к архаич. общ-вам.

3. философия культуры – рассматрив. место ч-ка в мире и природе, границы между природным и культурным, морально-этич. феномены.

4. культурология – формирует область знаний, изуч. культуру как общ. единую систему знаний. Заним. самыми разн. дисциплинами.

5. социология культуры – наука, кот. рассматривает строение и функционирование к-ры в связи с соц. структурами и институтами и применительно к конкретной исторической ситуации. Изуч. общества, кот. делятся на те или иные группы + социальные институты – семья, школа, религия, экономика, политика, наука, искусство, СМИ спорт, досуг, потребление. (Ионов же говорил, что д.б. культурологич. социология, а не наоборот).

 

Есть два взгляда на определение предмета социологии культуры:

~ широкий – символич. измерение соц. традиций, культура существующая в мире тех или иных символов.

~ узкий – отраслевая или частичная наука, один из разделов социологии. Должна заним. вопросами науки и искусства.

 

Социология культуры – наука, которая рассматривает строение и функционирование культуры в связи с соц. структурами и институтами и применительно к конкретной исторической ситуации.
Социология к-ры – занимается обществом, которое делится на те или иные соц. группы.

Ионин: не должно быть дисциплины с.к., а должна быть культурная социология.

 

Три парадигмы в изучении культуры.

Парадигма – теории, концепции, методы и способы изучения изменения взглядов на объект культуры.

3 парадигмы:

1. эмпирическая

2. эволюционистская

3. плюралистическая

  1. Эмпирическая парадигма – сбор информации, сведений об обычаях народов, данных о культурном различии. (Предисторический). Основывается на опыте
  2. Эволюционистская парадигма.

Существует иерархия:

  1. продвинутые общества (Западноевропейские страны)
  2. менее развитые общества (всё, что не Европа)

Миссия – подтянуть неразвитые страны. Эта парадигма была очень крутой. Люди, которые её создавали (СПЕНСЕР, Фрейзер, Морган, Тейлор), действительно в неё верили.

Но эта парадигма обернулась колонизацией и эксплуатацией. Спенсер – «Теория эволюции общества» Социальные изменения, характер общества обеспечивались законом усредненного развития членов общества (какие индивиды – такое и общество)

Дюрий – «Социальный реализм». Если есть доминирующая идея, то общество не будет просто суммой индивидов, а совершит социальный прорыв в общественном развитии.

  1. Плюралистическая парадигма– переход от культуры в ед. ч. к культурам во мн. ч. “Плюралистическая парадигма” противостоит монистической, связанной с гегельянски-марксистской традицией рассмотрения истории как линейного процесса, продукта деятельности “исторического народа” или “передового класса”. Идея поддержания плюрализма цивилизаций, многообразия оных.

Три парадигмы существуют вместе.

Понятие репрезентативной культуры. Культурные эксперты (агенты изменения).

Репрезентативная культура – понятие ввел Тенбрук (немецкий социолог 1919-1994). Культура является общественным фактом, поскольку является Р. к-рой, т.е. имеет идеи, ценности, представления, идеологии, кот. действенны в силу их фактич. признания. Она охватывает, следовательно, убеждения, оценки, картины мира, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение в той мере, в какой члены общества либо активно их разделяют, либо пассивно признают. К репрезентативной культуре относятся и такие характеристики, как историчность, изменчивость, коллективность, несводимость к культуре индивидуума и т.д.

Соц организм основывается на взглядах, убеждениях, ‘мнениях’, изменение которых влечет за собой изменения во всех сферах общественной жизни. Но учитываются не всякие мнения, а мнения, так сказать, агентов изменений (Лица, группы или организации, деятельность к-рых ведет к соц. изменениям). Тенбрук называет их интеллектуалами или культурными экспертами. Каждое общество и каждая историческая эпоха выдвигает своих культурных экспертов. Так, в ‘примитивных’ обществах культурные эксперты - это колдуны, маги, шаманы; на теологической стадии (следуя терминологии Конта) – жрецы, священники, богословы, на метафизической стадии – критические и скептические философы, на научной стадии – ученые. Но всегда это – идеологи, функция которых состоит в изменении господствующих мнений и, следовательно, в изменении общества.

Понятие ритуала в социологии.

Определения ритуалов:

— Ритуал (обыденное понимание) – устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный характер.

— Ритуал (более строгое определение) в антропологии: – религиозный или магический обряд, кот. является стилизированнным или магическим действием, кот. используется для достижения определенных целей в земной или загробной жизни.

— Ритуал (М. Дуглас – антрополог) – определенные типы действий, кот. служат цели выражения веры или приверженности к определ. символическим системам.

— Ритуал (в социологии) – социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, кот. не производят новой предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, а перерабатывает символы и приводит к символическому изменению ситуации.

Типы и функции ритуалов.

Дюркгеймовская классификация ритуалов – пожалуй, самая систематическая и обоснованная. Но и она не включает в себя все многообразие типов ритуалов. Ритуалы классифицируются по разным основаниям-критериям.

  1. Магические(носят индивидуальный характер) и Религиозные(обществ. хар-р).

2. По функциям:

- кризисные ритуалы – совершаемые в критич. периоды жизни, либо как ответ на неотложную проблему(“танец дождя” при засухе в нек. племенах/ обращение главы государства к народу в случае бедствия)

  • Календарные ритуалы
  • Ритуалы интенсификации. Этот термин введен американскими антропологами Чеплом и Куном для обозначения совокупности ритуалов различных типов: кризисных, календарных и др, осуществляемых для того, чтобы противостоять нарушению равновесия групповой жизни, вызванной либо внутренними, либо внешними причинами, интенсифицировать взаимодействие между членами группы и вообще повысить степень групповой сплоченности.(напр., когда на свадьбу или иное семейное торжество съезжаются члены семьи, разбросанные по всей стране и до этого случая не видевшие др.др. годами)
  • По своему содержанию и соц. функц. выделяются ритуалы родства, причем они касаются не родства по крови или по браку, а родственных отношений, сформировавшихся на основе функциональных взаимосвязей.(с крестными)
  • Ритуалы перехода – это особенный класс ритуалов, существующих в каждой культуре и выполняющих особые функции, связанные в первую очередь с последовательным прохождением индивидом стадий своего жизненного пути – от рождения до смерти. (процессы инициации) Мужские инициации – не единственные, хотя, пожалуй, самые важные и самые сложные из ритуалов перехода. Существуют инициации девушек, ритуалы вступления в брак, наступления старости, наконец, ритуалы рождения и смерти.

В современных обществах роль ритуалов перехода сильно уменьшилась, хотя продолжает существовать огромное количество ритуалов этого типа: церковное причастие, получение паспорта, допуск к выборам, заключение и расторжение брака, переход на пенсию и, конечно, как всегда и повсюду с самых наидревнейших времен культуры, - рождение и смерть.

 

Понятие ресоциализации.

В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих. Одна из таких ситуаций — пребывание в карцерных организациях: клиниках для душевнобольных, тюрьмах, казармах, в любых местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований. Изменения мировоззрения в ситуациях крайнего напряжения могут быть весьма драматичными. Изучение таких критических ситуаций дает возможность более глубоко познать процессы социализации, протекающие в обычных условиях.

Поведение в концентрационном лагере:

Психологу Бруно Беттельгейму принадлежит знаменитое описание ресоциализации людей, помещенных нацистами в конце 1930-х и в 1940-х годах в концентрационные лагеря Германии.Согласно Беттельгейму, все заключенные подверглись личностным изменениям, которые следовали в определенном порядке, первым из которых был шок. Большинство новых узников пыталось противостоять влиянию лагерных условий, стремясь действовать в соответствии с опытом и ценностями предыдущей жизни; но это оказывалось невозможным. Страх, лишения и неопределенность вызывали распад личности узника. Некоторые узники превращались в то, что остальные называли “ходячие трупы”, людей, лишенных воли, инициативы и какого-либо интереса к своей собственной судьбе. Такие мужчины и женщины вскоре умирали. Поведение других становились похожими на поведение детей, они теряли ощущение времени и способность “думать вперед”. Большинство из тех, кто пробыл в лагерях больше года вели себя совершенно иначе. Старые узники пережили процесс ресоциализации, в течение которого они справились со зверствами лагерного существования. Часто они не могли вспомнить имена, места и события их предыдущей жизни. Они подражали поведению охраны, иногда использовали обрывки одежды для имитации их униформы.

Сходные реакции и изменения личности наблюдаются в других критических ситуациях. Например, у индивидов, подвергаемых усиленному допросу или “промыванию мозгов”. На начальных стадиях допроса человек пытается сопротивляться оказываемому давлению. Затем наступает стадия регрессии до детского уровня. Ресоциализация начинается в тот момент, когда индивид начинает моделировать в себе новые черты поведения, моделируемые на основе персоны, олицетворяющей власть — допрашивающего. По-видимому, в критических ситуациях процесс социализации “обращается вспять”.

1. начальный этап. Шок и полное отторжение. Старается поддерживать ранее усвоенные нормы поведения. Ведет себя будто в жизни ничего не изменилось, и скоро все вернется. Противостоит новым условиям.

2. шок сменяется страхом. Распад личности. Многие люди лишаются воли, способности думать вперед. Психика становится очень неустойчивой, теряют контроль над собой – “ходячие трупы”.

3. Полная смена идентичности человека. Начинает в мышлении повторять действия тех, кого ненавидит – лагерной охраны.

Социализация взрослых.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для функционирования в рамках того или иного общества. Это процесс становления личности.

Исследователи, специализирующиеся на изучении процесса социализации, прежде всего выделяют детскую социализацию, как самую важную.

У взрослых людей социализация является ответом:

I. прежде всего, на кризис, произошедший в их жизни (развод, переезд в другую страну и т.д.). И у всех взрослых в жизни случается кризис среднего возраста.

А) у мужчин в 40-50лет: по причине того, что примерно к этому возрасту они достигают в своей жизни по сути всего ранее желаемого (семья, карьера, соц. статус, обустроенный дом, престижное авто) => чувствует, что изжил себя. Поэтому, чтобы «омолодиться» заводит новую семью, меняет род своей деятельности, в т.ч. профессиональной => процесс социализации в новом русле.

Б) у женщин 35-45лет: дети выросли, имеют свои семьи, а их «гнездо опустело» => чувствуют себя ненужными. Далее по схеме.

II. Социализация как постоянный рост. Может быть в результате:

1. начала взрослого периода:

а) интимность (активный процесс ухаживания, выход замуж);

б) одиночество (отсутствие этого => меняют ч/л в своей жизни => социализация);

2. среднего возраста:

а) – творческая деятельность, активность;

- профессиональное становление, рост, карьера, самоусовершенствование;

- родительство;

б) отсутствие всего этого, застой.

Старость.

а) умиротворение (доволен как сложилась его жизнь, удовлетворенность всем);
б) отчаяние (паника, страх, горечь упущенного).
Таким образом, процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека и заканчивается лишь со смертью.

 

Инкультурация: А.Кардинер.

Инкультурация – освоение норм, ценностей – всего того, что необходимо для жизни в конкретной культуре, конкретном обществе.

Первым теорию этнопсихологического характера попытался {формулировать не этнолог, а психиатр Абрам Кардинер (1891— 1981). Оп предложил свою модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующих в данной культуре, и социальных институтов, присущих этой же культуре. В двух его трудах, «Индивид и его общество» (1939) и «Психологические границы общества» (1943), в обобщенном виде изложены главные идеи, которые легли в основу этнопсихологической школы. Согласно представлениям Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней жизни. Это происходит под действием внешней среды и, прежде всего, через конкретные способы ухода за младенцем, принятые в обществе: способы кормления, ношения, укладывания, позже — обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Эти впечатления раннего детства накладывают свой отпечаток на личность человека на всю его жизнь. Формирование психики идет первые 4—5 лет жизни человека, после чего она остается практически неизменной, определяя судьбу, успехи и неудачи человека. Психика людей следующего поколения опять формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения, и такой процесс повторяется беспрерывно, передаваясь по наследству.

Так как в среде каждого народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, но отличаются от других народов, то любой народ обладает своей «средней» психикой, которая проявляется в форме базовой, или основной, личности — центрального понятия этнопсихологии. Какова основная личность данного народа, такова и его культура. С этим связан интерес представителей этнопсихологической школы к исследованию детства, детской психологии, что составляет главную заслугу этнопсихологической школы.

Таким образом, по Кардинеру, основная личность формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта, включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и позволяют достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. Иными словами, основная личность представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры. Поэтому вполне закономерно распространить данные психологического изучения личности на общество в целом.

модель взаимосвязи практики детского воспитания той или иной культуры. Формируется через конкретные способы ухода за младенцами. Впечатления раннего детства – отпечаток на личность на всю жизнь. Сильные различия ухода за детьми в различных культурах. Базовая личность – в каждой культуре свой доминирующий тип личности. В современных обществах человек сам может формировать свой жизненный стиль (пеленание детей: раньше – сейчас нет).

Инкультурация: Р.Бенедикт.

Рут Бенедикт: «Хризантема и меч», описывает японский национальный характер. Сравнила процесс инкультурации в США и Японии. Метод дистанционного изучения культур. дети у японцев и у американцев: зависимость от группы, независимость, индивидуализм. Культура стыда и культура вины. У вост.ч-ка нет личного ч-ва вины – только если будет обнаружен членами своей группы, не потерять свое лицо пред другими.)

«Психологические типы культур Юго-Запада» (1928), «Конфигурации культур в Северной Америке» (1932), «Модели культуры» (1934). Главный постулат ее концепции — каждый народ имеет специфическую «базовую структуру характера», передающуюся из поколения в поколение и определяющую его историю. В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала мысль, что каждая культура отличается уникальной конфигурацией внутри культурных элементов, объединенных этосом культуры, который определяет не только соотношение элементов, но и их содержание. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры — все они, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют ее этосу.

Каждая из культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Термин «культурная конфигурация» означает у Бенедикт особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности. В каждом тине личности есть некая доминантная модель поведения, или определяющая психологическая черта. Основываясь на данных полевых исследований племен Северной Америки и Малайзии. Бенедикт выделила следующие типы культурных конфигураций:

- аполлонийский, отличающийся подчинением индивидов традициям группы (возрастной, половой) и воздержанием от экстремально-эмоциональных проявлений своего характера. В данном типе культуры воплощается идея меры во всем: не приветствуется явное выражение гнева, насилия, ревности; кооперация и терпимость воспитываются с детства, норма поведения устанавливается общественными структурами, а не индивидами. Поэтому эта культура ориентирована на традиции, а не на авторитетные санкции вождя;

- дионисийский, представляющий противоположный тип конфигурации и ориентированный на индивидуализм. Здесь нередки проявления открытых форм насилия, в обществе высок престиж тех, кто показал себя бесстрашным и агрессивным, не останавливаю^ щимся перед насильственным достижением целей;

- параноидальный, характеризующийся конфликтами и подозрительностью. В этом типе культуры аккумулируется враждебность В отношениях между мужем и женой, соседями и деревнями; распространено убеждение, что удача, успех одного означают неудачу другого; широко практикуется вредоносная магия.

Довольно скоро практические исследования показали несостоятельность основных положений этнопсихологической школы и поэтому в 1940—1950-х гг. ее установки несколько изменились. Доминирующей темой исследований стало изучение национального характера. предусматривающее анализ сообщества людей, объединенных общими социальными традициями и являющихся субъектами «нации».

 

Инкультурация: М.Мид.

Маргарет Мид: «Культура и мир детства». Полевые исследования на островах Тихого океана. Культура самца. Модель межпоколенной трансмиссии в культуре:

Наиболее видным представителем данного направления стала ученица Ф. Боаса Маргарет Мид (1901-1978). Ей принадлежит разработка метода исследования национального характера (национальной культуры) па основе изучения современных документов таким образом, словно изучается культура прошедших веков. По сути дела, это продолжение методического подхода Бенедикт, рассматривавшей каждую культуру как конфигурацию элементов, определяемую этосом культуры. Мид выделяет три основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; 3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми или отношения между ровесниками. Таким образом, в рамках данной парадигмы национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных принятыми в ней способами детского воспитания.

 

В соответствии с особенностями детства, Мид различает три типа культур: постфигуративный, конфигуративный. префигуративный.

Постфигуративный: дети учатся у своих предшественников. В традиц. обществах – прошлое взрослых = схема будущей жизни для их детей. Несколько поколений родственников под одной крышей.

Конфиругативная: поведение значимых современников – знаменитости, старшее поколение не столь значимое, нуклиарная семья. Идеал для подражания – не прошлое, а настоящее. Старшее поколение – не столь значимо. Основные ценности – рациональность, равенство всех участников взаимодействия.

Префигуративная: появ. в сер. 20века. Будущее уже не представляется людям таким определенным. Дети перестают рассматриваться как объекты вертикального воздействия. Ребенок – равноправный партнер по общению.

 

Мид не только создала учение о трех тинах культур, она участвовала и во многих исследованиях различных феноменов культуры. Например, показав условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей, ей удалось доказать уникальность различных культур.

Факторы аккультурации.

Аккультурация – это процесс и результат взаимного влияния разных культур при котором все или часть предст-лей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции др. культуры которая наз-ся культура донор.

Среди факторов, влияющих на характер аккультурации, выделяют следующие:

степень дифференциации принимающей культуры — общество, располагающее развитыми системами морали, права, художественной культуры, эстетики, философии, в состоянии адаптировать функционально приемлемые нововведения, не подрывая основную духовную структуру;

длительность контакта — растянутое во времени воздействие вызывает не шоковое состояние и отторжение, а привыкание и постепенное принятие;

политико-экономические условия взаимодействия — ситуация политического и экономического господства или зависимости во многом определяет содержание культурного общения.

Зависимость приводит к росту культурного протеста, к культурной интеграции угнетенных народов, когда мобилизуются духовные силы общества для утверждения его единства и противостояния угнетению. Наглядно эти процессы проявились в период колониализма

Каждый из этих факторов модифицирует процесс аккультура-ции, придавая ему форму культурной экспансии, культурной диффузии или культурного конфликта.

Культурная глобализация.

Культурная глобализация -это интенсивный, хотя и не всегда эквивалентный культурный обмен между человеческими обществами, обусловленный небыва­лым развитием средств коммуникации в современном мире, а также постоян­ными перемещениями (легальными и нелегальными) по миру огромных масс людей. Смешение и взаимодействие культур имеет сегодня реальное воплоще­ние в бесчисленных личных, непосредственных контактах носителей разных культурных традиций – в производственном процессе, в туристических поезд­ках, в университетах, в сети Интернет, по месту жительства и т.д. А также – в доступности “инокультурных” образцов для широких масс людей, которые уже не замкнуты в смысловом пространстве только своей культуры.Территориальные границы между обществами становятся все более про­ницаемыми. Культурные “границы”, фактически, вообще размываются. “Носи­телем” и “творцом” формирующейся глобальной культуры, включающей в се­бя элементы разных культурных традиций при доминировании западного культурного “первоначала” в виде демократических и рыночных ценностей, а также технологий, потенциально является всё человечество. Местные обычаи и стили жизни на современном этапе имеют глобальные последствия, при этом происходит также интервенция локального в глобальные процессы. Однако важнее то, что контроль консьюмеризма над идеями в контексте глобализации поистине тотален. Глобальный капитализм стремится подчинить своему господству, коммерциализировать и коммодифицировать все идеи и материальные продукты, в которых идеи заключены – телевидение, рекламу, газеты, книги, фильмы и т.п. Соответственно, важным фактором-катализатором процессов заимствования и последующей институционализации культурных практик является их коммерческий потенциал – все, что может приносить прибыль, в условиях рыночной экономики обречено на коммерциализацию.

Три основных подхода (теории) культурной глобализации:

— С точки зрения унификации и стандартизации культур – гиперглобалистский подход (Ритцер – магдональдизация совр. к-р. – эффективность, предсказуемость, упор на кол-во, замена контроля технологическими операциями).

Дифференциации: скептически настроены к глобализации

Трансформистский подход: необратима глобализация, на сколько глубоки корни глобализации.

Каналы распространения глобализации к-ры по Бергеру:

1 ) Потребительская к-ра (утром пьем кофе).

Бренд – торговые марки, лейблы; целый стиль жизни.

Глобализация в современном мире необратима.

Самуэль Хантингтон: потребит. к-ра – это миф. Не обязательно, что глобализация полностью поглощ. ч-ка. Магдональдтизация 0 не образец Запада.

2) Массовая к-ра (знаки, символы: Мадонна, М. Джексон, Бекхем).

С.Х. считает, что массовая к-ра сильнее потребительской. 89% посещаемых фильмов – Голливудские.

3) Английский язык

4) Интеллектуальная к-ра

5) Культура бизнес элиты

6) Распространение религий

История слова «культура».

  • первона­чально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее при­годной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»).
  • В переносном смысле куль­тура — уход, улучшение, облагоражива­ние телесно-душевно-духовных склонно­стей и способностей человека; соответст­венно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi)
  • Облагораживание, улучшение человеческого поведения. 18-19 в. – формирование культуры, в это же время появ термин «цивилизация». Многое время Ц-я и К-ра были синонимами ( Ц больше связана с развит. технологий, а К с душевной частью). В последствии немецкие Культурологи строго разграничили эти два понятия.
  • состояние общества, основанного на праве и порядке.
  • абстрактное обозначение процесса интеллектуального и творческого процесса.
  • абстрактное обозначение форм и продуктов форм интеллект и худ. творчества.
  • указания на особенности образа жизни, кот характерны для общества.

 

Определение культуры. Кребер и Клакхон в 1952 “Понятие о к-ре, критич. обзр-е дефиниций” – здесь они проанализировали около 150 определений к-ры и вывели свое.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). (википедия)

Шесть основных типов описания культуры:

— описательные определения – что охватыв. понятие к-ры (Э. Тейлор – «Первобыт. к-ра»)

— исторические определения – основн. акцент на соц. традиции и наследовании.

— нормативные определения – идея образа жизни и представления об идеалах и ценностях.

— психологические определения – процесс адаптации в среде (социализация) + формирование привычек людей.

— структурные определения – структурн. разбор к-ры: ее функции и роли.

— генетические определения – к-ра анализируется с т. з. ее происхождения.

 

Культура (посредством оппозиций):

- то, что отделяет ч-ка от животного, характерна именно для ч-ка.

- культура – результат человеч. взаимоотношений, когда ч-к один, то никакой к-ры не м. б. возникнуть.

- культура – не наследуется биологически, а вырабатывается долгим процессом социализации.

- культура – напрямую связана с идеями, кот. напрямую передаются посредством символа – языка.

 

Науки о культуре. Предмет социологии культуры.

Науки о культуре.

1. этнология + этнография – описательные науки, в основном собир. и опис. феномены общ-в, пыт. выявить закономерности тех или иных к-р.

2. социология – интересуется развитием современного общ-ва, антропология – интерес к архаич. общ-вам.

3. философия культуры – рассматрив. место ч-ка в мире и природе, границы между природным и культурным, морально-этич. феномены.

4. культурология – формирует область знаний, изуч. культуру как общ. единую систему знаний. Заним. самыми разн. дисциплинами.

5. социология культуры – наука, кот. рассматривает строение и функционирование к-ры в связи с соц. структурами и институтами и применительно к конкретной исторической ситуации. Изуч. общества, кот. делятся на те или иные группы + социальные институты – семья, школа, религия, экономика, политика, наука, искусство, СМИ спорт, досуг, потребление. (Ионов же говорил, что д.б. культурологич. социология, а не наоборот).

 

Есть два взгляда на определение предмета социологии культуры:

~ широкий – символич. измерение соц. традиций, культура существующая в мире тех или иных символов.

~ узкий – отраслевая или частичная наука, один из разделов социологии. Должна заним. вопросами науки и искусства.

 

Социология культуры – наука, которая рассматривает строение и функционирование культуры в связи с соц. структурами и институтами и применительно к конкретной исторической ситуации.
Социология к-ры – занимается обществом, которое делится на те или иные соц. группы.

Ионин: не должно быть дисциплины с.к., а должна быть культурная социология.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь