Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отличия западной и восточных цивилизаций



Отличия западной и восточных цивилизаций

1. Вопрос о преемственности цивилизаций.

На Востоке существует три отдельных потока цивилизации: китайская, индийская, ближневосточная.

На Западе наблюдается преемственность цивилизаций:

· крито–микенская

· классическая эллинистическая

· эллинско–римская

· романо-германская культура средневековья

· новоевропейская культура

2. Вопрос о человеке как личности.

На Востоке – коллективизм, отсутствие личности;

на Западе хозяйство, общество, культура лежат на плечах одного человека – человека - общества, человека – государства, человека – мировоззрения, действительно целостной личности, свободной и самостоятельной в мыслях и поступках – Одиссея.

Значение античности

оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества и богатейшее мифотворчество, величайшие произведения литературы и искусства, законы гармонии и красоты человеческого тела, точность математических доказательств и разнообразие философских идей, свободу духа и обретение христианской веры.

Этапы истории античной Греции

История древней Греции делится на периоды:

1. Гомеровский (XI – IX вв.) - распад родоплеменного общества;

2. Архаический (VIII – VI вв.) - становление рабовладельческих государств — полисов;

3. Классический (V – IV вв.) - расцвет полисов;

4. Эллинистический (IV- I вв. до н. э.) - упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства.

 

Собственно античная Греция — это вторая цивилизация на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островов.

Крито-микенская цивилизация

Начало античной цивилизации – крито-микенская культура, существовавшая одновременно с восточными культурами Египта, Ближнего Востока, Индии, Китая. Ее центрами были остров Крит и город Микены на юге материковой части Греции.

О. Крит

Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж III - II тыс. до н.э.

Дворцы

Памятниками культуры являются дворцы – цитадели, как сосредоточие всей жизни в округе. Дворцы существуют обособленно – объединение только в случае войны (на востоке – объединяли людей ирригационные работы).

Найдено 4 – Кносс, Фест, Маллия, Като Закро. Вначале они существуют как самостоятельные государства, потом объединяются под властью Кносса. Дворец в Кноссе – Лабиринт, имеет 2- 4 уровня, соединенные переходами.

В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А. Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса, именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

Настенная живопись

Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности " игры с быками". Отсутствуют рисунки о военных действиях, краски яркие: красные, синие, оранжевые, зеленые.

Другие памятники искусства

Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Религия

Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Вначале существования – царь – жрец, в последствии – царь – военный предводитель.

Религиозный ритуалы мало известны, один из них связан с главным из минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.

Исчезновение критской цивилизации

Критская культура погибла в результате извержения вулкана на одном из соседних островов и вызванного им землетрясения и наводнения.

Микены

В дальнейшем центр цивилизации перемещается на материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 г. до н.э. Ахейские племена – одно из греческих племен, обитавших первоначально на территории северной Греции (Фессалия), а затем занявшее весь Балканский полуостров.

Дворцы

Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала (" Львиные ворота" ). Стены из известняка – 12 т., толщина – 4, 5 м., высота – 7, 5 м., комнаты, в отличие от критского Лабиринта, расположены симметрично.

Настенная живопись

Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты.

Погребения

Наиболее ранний памятник культуры - шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом (1822-1900). Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы - толос (или купольная гробница). Самый большой из них - гробница Атрея в Микенах.

Письменность

Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому ученому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы - доахейское население Крита, до сих пор не поддается расшифровке.

Исчезновение микенской цивилизации

В конце XIII в. до н.э. северобалканские, не затронутые крито-микенской цивилизацией, племена устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло племя дорийцев. Дорийцы – одно из греческих племен, населявших северную и среднюю Грецию. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII - XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век и прекращает свое существование микенская цивилизация. Завоевание дорийцев несло негативные моменты – возврат к п/о строю, потеря письменности и понижение культуры. Ахейские племена были вытеснены на территорию южной Греции, острова, в южную Италию, западное побережье Малой Азии.

События этого периода сохранились в коллективной памяти народа, нашли отражение в мифологии (археологические раскопки 19—20 вв. подтвердили достоверность многих мифологических сюжетов). Благодаря славному прошлому (в центре которого была Троянская война), о котором не забывали усилиями странствующих певцов — аэдов, последующим поколениям греков не нужно было утверждаться перед другими народами Средиземноморья.

Гомеровский период

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы " Илиада" и " Одиссея", созданные в VIII в. до н.э., - важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о Троянской войне (XIII в. до н.э.) и возвращении одного из главных героев - Одиссея - домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. " Илиада" и " Одиссея" в целом изображают общество с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Его герои - цари и представители знати - живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей. Гомеровский период - время властвования дорийских племен, отличающееся сравнительно бедной материальной культурой: для него характерна грубая керамика, архаичная и незатейливая форма произведений декоративного искусства, отсутствие монументальности, появление первых изделий из железа.

Памятники искусства

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Искусство дорийцев было проще, чем крито-микенское, но более рационально. Основные строительные материалы - дерево и - необожженный кирпич. Монументальная скульптура тоже была деревянной. Появляются первые деревянные храмы (не сохранились).

Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, - терракотовые и бронзовые статуэтки, вазы, расписанные геометрическим орнаментом (круги, ромбы, треугольники). Вся вазопись построена на основе арифметических расчетов.

Письменность

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе - архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое - алфавитное - письмо, заимствованное греками у финикийцев.

Архаический период

Архаическая революция

1. Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в истории она по своим результатам единственная и уникальная.

2. Архаическая революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было.

3. Были сформированы различные политические правовые и социокультурные институты:

· полис как основная форма политической организации;

· концепция суверенитета народа и демократического правления;

· развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства;

· система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а, в конечном счете — расцвету античного искусства.

Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию Восток—Запад.

Греческая колонизация

Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его динамичным и восприимчивым.

Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины, ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития. Открытие рынков на периферии способствовало:

· Совершенствованию ремесленного и сельскохозяйственного производства (нерентабельно выращивать зерно, его покупали, рентабельно – многолетние культуры - оливы и виноград)

· Появлению более прогрессивной формы рабства – захваченные в плен чужеземцы, а не соплеменники.

Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

Полис

Государственная система была у греков особая — по масштабу страны и в согласии с навыками ее обитателей: не единое государство как на Востоке, постоянно расширяющееся в стремлении к мировому господству, а ряд государств, совсем небольших, в тех границах, что определили природа и родовая организация. В каждом из них была особая, отличная от других, структура почв, рельеф, хозяйственная деятельность. Каждый полис имел свой диалект, собственных богов и героев, а также календарь и монету. Поэтому между гражданами отдельных государств возникали и закреплялись различия в характерах, пристрастиях и т. п., что влекло за собой соперничество, нередко — распри, однако содействовало самоутверждению древнего грека в своем обособленном уголке. Тем более что, несмотря на все различия, у эллинов долгое время сохранялось сознание общности интересов, чувство совместной принадлежности к некоему единству, впечатляющим свидетельством чему были греко-персидские (оборонительные для греков) войны.

Гражданской общине полиса принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

В архаическую эпоху активное взаимодействие с другими народами пробудило в греках сознание единства, появляются понятия " эллины", " Эллада", охватывавшие греческий мир в целом. " Эллины" – самоназвание греков, противопоставлявших себя окружающему миру, по их мнению, варварскому.

Теогонические мифы

В 8 в. до н. э. Гесиод написал «Теогонию», т. е. родословную богов. Большую и беспорядочную массу богов он подчинили определенной системе, опирающейся на их родственные и семейные отношения. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (Гея) и подземный мир (Тартар), небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов были дети Геи и Урана - титаны. Уран, боясь, чтобы дети не отняли у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под землю. Однако титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них, Кронос (время), воцарился над миром. Его в свою очередь сместил после ожесточенной борьбы его младший сын Зевс. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами. После победы над титанами Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера - владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, другому брату - Аиду - подземное царство. Богом света и поэзии стал Аполлон, его обычно сопровождали девять муз - покровительниц искусств и наук. Афродита была богиней красоты, богом огня и кузнечного мастерства - Гефест, богом войны - Арес, богиней мудрости - Афина. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию; Афина – ткачеству; Дионис –виноделию; Гермес - торговле и т.д.

Боги – в представлении Гесиода - просто бессмертные люди, одаренные силой и красотой. Все вместе они образовали большую семью (государство во главе с Зевсом) и были приставлены к делу. Они научили людей земледелию, кузнечному и ткацкому делу, судостроению и мореплаванию, счету и письму, гимнастике и искусствам. Богам (кроме Ареса) строили храмы и создавали статуи. Храм опоясывался стеной, образуя священную округу, которую никто не должен был осквернять. Каждый храм обслуживался одним жрецом, который избирался народным собранием. Так как не существовало ни догматов, ни вероучения, жрецы никого не поучали. Единственной их обязанностью было совершение обрядов, главным из которых было жертвоприношение божеству. Чтобы заслужить благосклонность богов, греки приносили им в жертву, как животных, так и бескровные жертвы — вино, фрукты, плоды земли. Доходы жреца состояли из особой порции мяса от каждой жертвы и нерегулярной платы. Бывали и человеческие жертвоприношения по приказу прорицателя, однако такого рода экзотика занимала периферийное место в эллинской религиозной практике и сознании. Гораздо важнее было то, что мир богов — подобен миру людей, а мотивы божественных поступков — человеческим. От людей боги отличались лишь бессмертием, что лишало их жизнь земного драматизма — нечем было рисковать.

Поразительно то, каким образом греки изображали своих богов: божественность — сверхчеловечность — они понимали, в отличие от других народов, не в смысле уродства (многорукий Будда, например), а в смысле красоты, абсолютной гармонии, преодоления природных «изъянов». При этом идеальность воплощенных богов мыслилась достижимой для человека. Таким образом, граница между человекоподобными богами и богоподобными людьми становилась прозрачной и как бы преодолимой, по крайней мере, для героев. Что касается обыкновенных граждан, то, обслуживаемые рабами, они вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Подражая природе и богам, видели перспективу в усовершенствовании своих человеческих возможностей и качеств. На этой почве сложилось убеждение, что быть гражданином — значит быть прекрасным.

Мифы о местных богах

Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции были местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. похожими на людей. Боги, как люди, не были свободны от бедствий - над миром царила неизбежная судьба, распоряжавшаяся участью и человека, и богов.

Мифы о происхождении людей

Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например о Троянской войне, о подвигах Геракла. Созданная греками чрезвычайно богатая и увлекательная мифология - совокупность рассказов, повествований о богах, героях, отражавших фантастические представления древних греков о мире, природе и человеческом бытии - оказала большое влияние на другие народы и является уже на протяжении многих столетий источником вдохновения поэтов и художников.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраиваемые в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были:

· Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 г. до н.э. – один раз в четыре года;

· Пифийские - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах – один раз в четыре года;

· Истмийские - в честь Посейдона - проводились под Коринфом раз в два года.

Театр

Греческий театр, выросший из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - гипократа (ответчика).

Искусство

Эстетическое воспитание в Древней Греции абсолютно неотделимо от физического, морального, умственного воспитания. Оно есть обработка материала, придание ему изящества формы в соответствии с материей.

Искусство периода архаики характеризуют поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.

Скульптура

В это время появляются два основных типа скульптуры - обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность.

Архитектура

Греческий храм как бы вырастает из природы (ландшафта). Его основная структурная идея — два столба и перекладина. Перекладина давит, столбы поддерживают — и никаких искусственных средств для скрепления, т. е. то, на чем держится, от взора не скрыто, в отличие, например, от восточных стилей, где цемент и скрепы спрятаны под фантастическими узорами.

К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Ордер (порядок) - строгая система рациональных соотношений между несомыми и несущими частями здания.

Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. Дорический – мужской, военизированный стиль. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент, для нее характерна капитель с завитками - волютами, напоминающими завитки волн Ионического моря, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. Ионический – это женский ордер.

В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм.

Керамика

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентальном, т.е. восточном, стиле, отличающемся красочностью и причудливостью живописного декора, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением обыденной жизни людей.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

Классический период

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500 -449 гг. до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период расцвета - классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (444 - 429 гг. до н.э.).

Центр – Афины, столица полиса Аттика, отсюда 2-е название – аттический период.

Особенности культуры

1. В художественном творчестве периода классики присутствует гармоническая соразмеренность частей художественного произведения. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образов не только духовного, но и телесного страдания Мирон, Поликлет, Фидий — величайшие скульпторы этой поры — изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек, если еще и не достиг, но достичь может и должен. Только в 4 в. до н. э. — поздняя классика — когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им, грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти и порывы. И тогда — впервые — происходит художественное открытие прелести детства, мудрости старости, обаяния женственности. Великих ваятелей этого периода — Скопаса, Праксителя, Лиссиппа — отделяет от Фидия совсем небольшой временной интервал, но доминанта их творчества (несмотря на неповторимость каждого) уже иная: страсть, беспокойство, борьба с какими-то враждебными силами, глубокие сомнения, скорбные переживания. Лиссипп (современник Македонского) вообще в отличие от своих предшественников, изображал людей не такими, какими они должны быть, не такими, каковы они есть, а такими, какими они кажутся. Для этого он даже нарушает старый поликлетовский канон человеческой фигуры: голова отныне составляет не 1/ 7, а 1/ 8 роста.

2. Рациональное объяснение мира и в то же время эмоционально – эстетическое его восприятие.

3. Стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении теоретических, социально – практических проблем (в этом отличие от Востока, где развитие культуры протекало в форме комментирования древних учений, ставших каноническими).

Задачи искусства

Основной задачей искусства являлось правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.

" Греческое чудо"

Афинское государство – 200 тыс. человек. Только за пятый век до н. э. оно дало миру Сократа и Платона, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Фидия, Фемистокла, Перикла, Ксенофонта и др. Это – " греческое чудо".

По мнению Ф. Кессиди, одаренность древних греков объясняется необыкновенным развитием левого и правого полушарий мозга. Левополушарное мышление является дискретным (прерывистым) и аналитическим (логическим). " Правополушарное" – образное, непрерывное, синтетическое. В этом ключе и разное понимание смысла жизни у греков и римлян.

Доминанты сознания греков

Свобода

Свобода — вот та несущая конструкция в здании греческой культуры, условие ее победоносного шествия через времена и пространства. В чем же истоки этой уникальной в истории человечества свободы? Наиболее глубинные следует, видимо, искать в особенностях кормившего греков ландшафта: ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего, кроме голубого спокойного неба. Земля, в которую врезается море. А на море столько островов, что нигде не теряешь из виду сушу. Все так мерно и ясно, что даже небольшая гора кажется величественной громадой. Ничего безбрежного, расплывающегося. Вероятно, поэтому грек не ощущал себя потерянным в окружающем мире, как египтянин в ровной желтизне песков или скиф в зеленой степи. Куда бы он ни устремлял свой взор, мир представлялся ему стройно разбитым по каким-то естественным граням. И в этом мире он сразу находил себе место — место хозяина, дарованное ему богами.

Однако свобода – категория динамичная: ощущение свободы, нарастает в архаический период, достигает апогея в классический и болезненно утрачивается в эллинистический.

Свобода духа, интеллектуальная честность не были прерогативой лишь отдельных мыслителей или художников. Это были народные качества, которые формировались и закреплялись образом жизни древних греков, сложившейся практикой образования и воспитания молодежи.

Сама структура рабовладельческого общества способствовала появлению людей «свободных» профессий: софистов (мудрецов), риторов, философов, математиков, драматургов, поэтов, архитекторов. Соревнуясь между собой, они выносили свои творения на суд граждан, который вершился на площадях, в театрах, в домах горожан, на пирах и т. д. Победители окружались почетом и славой. Все вместе не только демократизировало духовную жизнь полиса, но и рождало традицию уважительного отношения к поэтам и ученым, задавало определенные ориентиры и высоты. Более того, это были достигаемые высоты, ибо, по мнению греческих софистов, знанию можно научить любого желающего юношу, что в корне отличалось от непроницаемости для других ученого сословия на Востоке. В Афинах, например, к 5 в. до н. э. не было ни одного неграмотного.

Миро- и самоощущение свободных граждан в 5 в. до н. э можно назвать уникальным: больше никогда и никому жизнь не казалась такой ясной, с точки зрения действующих в ней сил, а возможности человека — в условиях обозримости полисной жизни — столь безграничными. Убедительная победа греков над персами, казалось, развеяла последние сомнения в этом. Комфортное самочувствие отдельного человека определялось:

· неразрывной, безусловной связью его с полисом, включенностью в него в качестве органической части, что давало ощущение надежности, защищенности существования;

· наличием целого спектра возможностей для самореализации не только в смысле достижения калокагатии, но и в плане возможностей для изменения своего социального положения (социальная мобильность);

· необремененностью человека внутренними проблемами.

Утверждая себя во внешнем мире (природе и обществе), имея для этого реальные возможности и достигая успехов на этом пути, античный грек — до поры — не испытывал потребности в пристальном вглядывании в себя, в анализе своих мотивов, в самостоятельной оценке поступков.

Агонистика

В сочетании разнообразия и взаимной лояльности коренился один из важнейших элементов греческого бытия и культуры — агонистика (от греч. агон – состязание)— принцип благородного соревнования отдельных личностей, групп, и полисов в целом с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет.

Дух соревнования вносился греками во все, даже в повседневные дела, но особенно ярко проявлялся в спортивных играх.

Агонистику можно рассматривать как черту национального характера греков. Склонность к соперничеству, жажда славы, честолюбие – вот основные качества греческого характера. Публичное обсуждение законов или Олимпийские игры – все пронизано духом состязания. Стремление прославиться любой ценой приводило к трагедиям: Герострат сжег одно из семи чудес света - храм Артемиды Эфесской. Причина такого поведения – ощущение скоротечности жизни, желание преодолеть смерть. Отсюда – чувство истории, стремление сохраниться во времени. Для современного общества характерно практическое использование знаний, а греки ценили знание ради знания.

Мудрость

" Мудрые" – те, кто достиг совершенства в своем мастерстве. Мудрость – это умение создавать гармонически и эстетически воспринимаемую вещь, понимать ее устройство. Гомер прямо говорит о мудрости плотника, зодчего.

Искусство слова есть одна из дополняющих мастерства – также как искусство скульптора, художника. Искусству слова нужно учиться. Это есть искусство достижения соразмеренности текста, ненавязчивости аргументации. Это попытка эстетически преобразовать действительность.

Мера

Человек должен соответствовать пластической сути Космоса. Поэтому большое значение придается категории " меры". Храм Аполлона в Дельфах – над входом надпись: " мера во всем". Многие ученые считают, что специфика античности заключается именно в отсутствии пристрастия к описаниям чудовищного и деформированного. " Не усердствуй чрезмерно: лучше быть посередине, оставаясь посередине – придешь к добродетели", " Ничего слишком", " Мера – лучшая из вещей". Умеренность не есть посредственность, а есть ценность, свидетельствующая о силе разума. Импульсы, страсти, чувства всегда тяготеют к излишествам, всегда чрезмерны и поэтому опасны.

Платон- миф о крылатой колеснице: Человеческий разум есть Возница, управляющий колесницей (душой). Он занят тем, что умеряет непослушные порывы коней, которые символизируют вожделеющую и гневную части души. Чтобы душа устремлялась в высь, к миру идеального, нужно научиться управлять страстями, ибо " плебейские кони" наша вторая дурная натура - тянут без устали вниз. Платон не ставит цели абсолютной победы над страстью. Так же как и Аристотель, он считает это невозможным. Но умение держать ее в границах, в рамках полагает обязательным для добродетельного человека.

Умеренность в материальном отношении вытекала из доверия к богам. Мир, опекаемый богами, не нуждался в чрезмерности и упрочении, для жизни в нем достаточно было уподобиться природе. Отсюда, по крайней мере, до эллинистического периода, непритязательность в еде, относительная скромность одежды и жилища. Жилой дом вообще использовался в основном для ночлега: жизнь проходила на площадях и стадионах. Возводились мощные постройки (Парфенон), но никогда их масштаб не превышал возможностей человеческого восприятия, не подавлял человека. По той же причине греков не особенно заботила физическая сохранность и долговечность продуктов их творчества, материальная фиксированность духовных поисков и открытий. Казалось, чтобы мысль жила, достаточно ее высказать; доступность мраморных статуй в соразмерных человеку храмах не рождала опасений за возможность их разрушения.

Литература

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия.

Эсхил

Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525 - 456 гг. до н.э.). Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма - трагедия " Прометей прикованный". Еще одна важная тема у Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии " Орестея". Трагедии Эсхила славят идеи (идеальное долженствование): человеческого подвига, патриотического долга — вообще.

Софокл

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого греческого трагика - Софокла (497 - 406 гг. до н.э.). Прекрасно показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софокл славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть.

Еврипид

Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. 480 - 406 гг. до н.э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Среди трагедий Еврипида особо следует отметить " Медею" и " Ипполита". Еврипид стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

Эта динамика художественных образов отражает не только специфику искусства как формы человеческой деятельности, но и такую особенность древнегреческой ментальности, как честность перед богами, природой и людьми (вытекающую из доверия к ним). Изображая величественность, греки никоим образом себе не льстили, они действительно так чувствовали.

Аристофан

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 385 гг. до н.э.), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии " Мир", " Всадники", " Лисистрата" и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства.

Историография

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. " Отцом истории" еще древние называли Геродота (484 - 430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - " Историю", основным сюжетом которой были греко-персидские войны. Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460 - 400 гг. до н.э.). В своей " Истории Пелопоннесской войны" он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовать росту политических знаний.

Воспитание


Поделиться:



Популярное:

  1. Вопрос 29. Романтизм в Западной Европе и в России.
  2. Вопрос 46. Представители импрессионизма в Западной Европе и России.
  3. Вопрос 5. История религии. Православие, католицизм протестантизм: формальные и содержательные отличия
  4. Вопрос 54. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси
  5. Вопрос 6. Монгольское нашествие в истории Северо-Западной Руси. Феодальная раздробленность
  6. Вопрос 73. Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. Понятие, виды, отличия.
  7. Восточных средневековых хроник.
  8. Глава IV. КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  9. Дизайн в странах западной Европы во второй половине ХХ в.
  10. Динамика развития локальных цивилизаций
  11. Его учением интересовались Сталин и Гитлер. Его называли магом и пророком. Сам же Георгий Иванович Гурджиев скромно называл себя учителем восточных танцев. Ну а кто же он был на самом деле?
  12. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XII-XV ВЕКА. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1249; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь