Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этапы истории античной Греции



История древней Греции делится на периоды:

1. Гомеровский (XI – IX вв.) - распад родоплеменного общества;

2. Архаический (VIII – VI вв.) - становление рабовладельческих государств — полисов;

3. Классический (V – IV вв.) - расцвет полисов;

4. Эллинистический (IV- I вв. до н. э.) - упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства.

 

Собственно античная Греция — это вторая цивилизация на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островов.

Крито-микенская цивилизация

Начало античной цивилизации – крито-микенская культура, существовавшая одновременно с восточными культурами Египта, Ближнего Востока, Индии, Китая. Ее центрами были остров Крит и город Микены на юге материковой части Греции.

О. Крит

Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж III - II тыс. до н.э.

Дворцы

Памятниками культуры являются дворцы – цитадели, как сосредоточие всей жизни в округе. Дворцы существуют обособленно – объединение только в случае войны (на востоке – объединяли людей ирригационные работы).

Найдено 4 – Кносс, Фест, Маллия, Като Закро. Вначале они существуют как самостоятельные государства, потом объединяются под властью Кносса. Дворец в Кноссе – Лабиринт, имеет 2- 4 уровня, соединенные переходами.

В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А. Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса, именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.

Настенная живопись

Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности " игры с быками". Отсутствуют рисунки о военных действиях, краски яркие: красные, синие, оранжевые, зеленые.

Другие памятники искусства

Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Религия

Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Вначале существования – царь – жрец, в последствии – царь – военный предводитель.

Религиозный ритуалы мало известны, один из них связан с главным из минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.

Исчезновение критской цивилизации

Критская культура погибла в результате извержения вулкана на одном из соседних островов и вызванного им землетрясения и наводнения.

Микены

В дальнейшем центр цивилизации перемещается на материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 г. до н.э. Ахейские племена – одно из греческих племен, обитавших первоначально на территории северной Греции (Фессалия), а затем занявшее весь Балканский полуостров.

Дворцы

Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала (" Львиные ворота" ). Стены из известняка – 12 т., толщина – 4, 5 м., высота – 7, 5 м., комнаты, в отличие от критского Лабиринта, расположены симметрично.

Настенная живопись

Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты.

Погребения

Наиболее ранний памятник культуры - шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом (1822-1900). Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы - толос (или купольная гробница). Самый большой из них - гробница Атрея в Микенах.

Письменность

Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому ученому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы - доахейское население Крита, до сих пор не поддается расшифровке.

Исчезновение микенской цивилизации

В конце XIII в. до н.э. северобалканские, не затронутые крито-микенской цивилизацией, племена устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло племя дорийцев. Дорийцы – одно из греческих племен, населявших северную и среднюю Грецию. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII - XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век и прекращает свое существование микенская цивилизация. Завоевание дорийцев несло негативные моменты – возврат к п/о строю, потеря письменности и понижение культуры. Ахейские племена были вытеснены на территорию южной Греции, острова, в южную Италию, западное побережье Малой Азии.

События этого периода сохранились в коллективной памяти народа, нашли отражение в мифологии (археологические раскопки 19—20 вв. подтвердили достоверность многих мифологических сюжетов). Благодаря славному прошлому (в центре которого была Троянская война), о котором не забывали усилиями странствующих певцов — аэдов, последующим поколениям греков не нужно было утверждаться перед другими народами Средиземноморья.

Гомеровский период

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы " Илиада" и " Одиссея", созданные в VIII в. до н.э., - важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о Троянской войне (XIII в. до н.э.) и возвращении одного из главных героев - Одиссея - домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. " Илиада" и " Одиссея" в целом изображают общество с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Его герои - цари и представители знати - живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей. Гомеровский период - время властвования дорийских племен, отличающееся сравнительно бедной материальной культурой: для него характерна грубая керамика, архаичная и незатейливая форма произведений декоративного искусства, отсутствие монументальности, появление первых изделий из железа.

Памятники искусства

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Искусство дорийцев было проще, чем крито-микенское, но более рационально. Основные строительные материалы - дерево и - необожженный кирпич. Монументальная скульптура тоже была деревянной. Появляются первые деревянные храмы (не сохранились).

Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, - терракотовые и бронзовые статуэтки, вазы, расписанные геометрическим орнаментом (круги, ромбы, треугольники). Вся вазопись построена на основе арифметических расчетов.

Письменность

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе - архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое - алфавитное - письмо, заимствованное греками у финикийцев.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь