Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Влияние финикийской культуры
Финикийцы - народ купцов и мореплавателей, относились к древним семитским племенам, занимавшим территорию береговой полосы современной Сирии и Ливана. На рубеже II и 1 тысячелетий до н. э. они держали в своих руках чуть ли не всю торговлю на Средиземном море. Тогдашний мир обязан финикийцам изобретением пурпура (красителя, изготовлявшегося из особого вида моллюсков), совершенствованием стеклянных изделий и, главное, созданием алфавитного письма (впоследствии усовершенствованного греками), более удобного для торговых операций, чем египетские иероглифы или вавилонская клинопись. Торговое посредничество финикийцев имело огромное значение для переплетения великих культур. Архаический период Особенности античной цивилизации Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота. Архаическая революция 1. Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в истории она по своим результатам единственная и уникальная. 2. Архаическая революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. 3. Были сформированы различные политические правовые и социокультурные институты: · полис как основная форма политической организации; · концепция суверенитета народа и демократического правления; · развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; · система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а, в конечном счете — расцвету античного искусства. Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию Восток—Запад. Греческая колонизация Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его динамичным и восприимчивым. Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины, ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития. Открытие рынков на периферии способствовало: · Совершенствованию ремесленного и сельскохозяйственного производства (нерентабельно выращивать зерно, его покупали, рентабельно – многолетние культуры - оливы и виноград) · Появлению более прогрессивной формы рабства – захваченные в плен чужеземцы, а не соплеменники. Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру. Полис Государственная система была у греков особая — по масштабу страны и в согласии с навыками ее обитателей: не единое государство как на Востоке, постоянно расширяющееся в стремлении к мировому господству, а ряд государств, совсем небольших, в тех границах, что определили природа и родовая организация. В каждом из них была особая, отличная от других, структура почв, рельеф, хозяйственная деятельность. Каждый полис имел свой диалект, собственных богов и героев, а также календарь и монету. Поэтому между гражданами отдельных государств возникали и закреплялись различия в характерах, пристрастиях и т. п., что влекло за собой соперничество, нередко — распри, однако содействовало самоутверждению древнего грека в своем обособленном уголке. Тем более что, несмотря на все различия, у эллинов долгое время сохранялось сознание общности интересов, чувство совместной принадлежности к некоему единству, впечатляющим свидетельством чему были греко-персидские (оборонительные для греков) войны. Гражданской общине полиса принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. В архаическую эпоху активное взаимодействие с другими народами пробудило в греках сознание единства, появляются понятия " эллины", " Эллада", охватывавшие греческий мир в целом. " Эллины" – самоназвание греков, противопоставлявших себя окружающему миру, по их мнению, варварскому. Права и обязанности гражданина Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах государственной важности. Конечно, в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. Все же, по сравнению с восточными деспотиями, полисный строй был, безусловно, прогрессивным. Житель полиса являлся гражданином – человеком, обладающим правами и обязанностями. Гражданин – тот, кто родился на территории полиса и обладает собственностью. Не нравится полис – можно уйти, устраивает – необходимо выполнять законы, важнейший из которых – защита полиса. Полис, в свою очередь, защищает жизнь, имущество, свободу личности. Демократия – только для граждан, метеки (постоянно жившие в Афинах чужеземцы) и рабы исключались. Самое страшное наказание – изгнание из полиса. Борьба между высшими и низшими слоями приводила к поражению родовой аристократии, затем к ликвидации единоличной диктатуры правителей, именуемых тиранами, и, наконец, к установлению рабовладельческой демократии. В отличие от Египта, Персии, где цари, выступая залогом крепости государства, обожествлялись, в Греции к 7—6 вв. до н. э. уже не было трепета перед самим понятием высшей власти. Складывание общегреческого пантеона богов Социальная практика, предполагавшая подчинение законам, участие в их выработке, избрание высших должностных лиц и суда присяжных, постоянное соревнование за возвышение своего города, имела прямое влияние на состояние умов, порождая и укрепляя в сознании граждан доверие к своему разуму. Самочувствие древних греков в природе и обществе не могло не отразиться на их отношениях с богами. Если восточный человек перед своими богами безропотно склонялся и трепетал, то эллин в этом вопросе проявлял любознательность, был дерзок и своеволен. Разумеется, греки, как и другие народы, не миновали стадию первобытных верований (фетишизм, тотемизм), однако по мере развития греческой цивилизации боги все более облагораживались. Еще в гомеровский период начинается развитие мифологии. Античные боги антропоморфны: они носят человеческий облик и решают проблемы, которые присущи человеку. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов. Теогонические мифы В 8 в. до н. э. Гесиод написал «Теогонию», т. е. родословную богов. Большую и беспорядочную массу богов он подчинили определенной системе, опирающейся на их родственные и семейные отношения. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (Гея) и подземный мир (Тартар), небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов были дети Геи и Урана - титаны. Уран, боясь, чтобы дети не отняли у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под землю. Однако титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них, Кронос (время), воцарился над миром. Его в свою очередь сместил после ожесточенной борьбы его младший сын Зевс. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами. После победы над титанами Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера - владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, другому брату - Аиду - подземное царство. Богом света и поэзии стал Аполлон, его обычно сопровождали девять муз - покровительниц искусств и наук. Афродита была богиней красоты, богом огня и кузнечного мастерства - Гефест, богом войны - Арес, богиней мудрости - Афина. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию; Афина – ткачеству; Дионис –виноделию; Гермес - торговле и т.д. Боги – в представлении Гесиода - просто бессмертные люди, одаренные силой и красотой. Все вместе они образовали большую семью (государство во главе с Зевсом) и были приставлены к делу. Они научили людей земледелию, кузнечному и ткацкому делу, судостроению и мореплаванию, счету и письму, гимнастике и искусствам. Богам (кроме Ареса) строили храмы и создавали статуи. Храм опоясывался стеной, образуя священную округу, которую никто не должен был осквернять. Каждый храм обслуживался одним жрецом, который избирался народным собранием. Так как не существовало ни догматов, ни вероучения, жрецы никого не поучали. Единственной их обязанностью было совершение обрядов, главным из которых было жертвоприношение божеству. Чтобы заслужить благосклонность богов, греки приносили им в жертву, как животных, так и бескровные жертвы — вино, фрукты, плоды земли. Доходы жреца состояли из особой порции мяса от каждой жертвы и нерегулярной платы. Бывали и человеческие жертвоприношения по приказу прорицателя, однако такого рода экзотика занимала периферийное место в эллинской религиозной практике и сознании. Гораздо важнее было то, что мир богов — подобен миру людей, а мотивы божественных поступков — человеческим. От людей боги отличались лишь бессмертием, что лишало их жизнь земного драматизма — нечем было рисковать. Поразительно то, каким образом греки изображали своих богов: божественность — сверхчеловечность — они понимали, в отличие от других народов, не в смысле уродства (многорукий Будда, например), а в смысле красоты, абсолютной гармонии, преодоления природных «изъянов». При этом идеальность воплощенных богов мыслилась достижимой для человека. Таким образом, граница между человекоподобными богами и богоподобными людьми становилась прозрачной и как бы преодолимой, по крайней мере, для героев. Что касается обыкновенных граждан, то, обслуживаемые рабами, они вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Подражая природе и богам, видели перспективу в усовершенствовании своих человеческих возможностей и качеств. На этой почве сложилось убеждение, что быть гражданином — значит быть прекрасным. Мифы о местных богах Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции были местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. похожими на людей. Боги, как люди, не были свободны от бедствий - над миром царила неизбежная судьба, распоряжавшаяся участью и человека, и богов. Мифы о происхождении людей Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например о Троянской войне, о подвигах Геракла. Созданная греками чрезвычайно богатая и увлекательная мифология - совокупность рассказов, повествований о богах, героях, отражавших фантастические представления древних греков о мире, природе и человеческом бытии - оказала большое влияние на другие народы и является уже на протяжении многих столетий источником вдохновения поэтов и художников. Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраиваемые в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: · Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 г. до н.э. – один раз в четыре года; · Пифийские - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах – один раз в четыре года; · Истмийские - в честь Посейдона - проводились под Коринфом раз в два года. Театр Греческий театр, выросший из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - гипократа (ответчика). Искусство Эстетическое воспитание в Древней Греции абсолютно неотделимо от физического, морального, умственного воспитания. Оно есть обработка материала, придание ему изящества формы в соответствии с материей. Искусство периода архаики характеризуют поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. Скульптура В это время появляются два основных типа скульптуры - обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность. Архитектура Греческий храм как бы вырастает из природы (ландшафта). Его основная структурная идея — два столба и перекладина. Перекладина давит, столбы поддерживают — и никаких искусственных средств для скрепления, т. е. то, на чем держится, от взора не скрыто, в отличие, например, от восточных стилей, где цемент и скрепы спрятаны под фантастическими узорами. К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Ордер (порядок) - строгая система рациональных соотношений между несомыми и несущими частями здания. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. Дорический – мужской, военизированный стиль. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент, для нее характерна капитель с завитками - волютами, напоминающими завитки волн Ионического моря, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. Ионический – это женский ордер. В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм. Керамика Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентальном, т.е. восточном, стиле, отличающемся красочностью и причудливостью живописного декора, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением обыденной жизни людей. Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации. Классический период Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500 -449 гг. до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период расцвета - классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (444 - 429 гг. до н.э.). Центр – Афины, столица полиса Аттика, отсюда 2-е название – аттический период. Особенности культуры 1. В художественном творчестве периода классики присутствует гармоническая соразмеренность частей художественного произведения. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образов не только духовного, но и телесного страдания Мирон, Поликлет, Фидий — величайшие скульпторы этой поры — изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек, если еще и не достиг, но достичь может и должен. Только в 4 в. до н. э. — поздняя классика — когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им, грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти и порывы. И тогда — впервые — происходит художественное открытие прелести детства, мудрости старости, обаяния женственности. Великих ваятелей этого периода — Скопаса, Праксителя, Лиссиппа — отделяет от Фидия совсем небольшой временной интервал, но доминанта их творчества (несмотря на неповторимость каждого) уже иная: страсть, беспокойство, борьба с какими-то враждебными силами, глубокие сомнения, скорбные переживания. Лиссипп (современник Македонского) вообще в отличие от своих предшественников, изображал людей не такими, какими они должны быть, не такими, каковы они есть, а такими, какими они кажутся. Для этого он даже нарушает старый поликлетовский канон человеческой фигуры: голова отныне составляет не 1/ 7, а 1/ 8 роста. 2. Рациональное объяснение мира и в то же время эмоционально – эстетическое его восприятие. 3. Стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении теоретических, социально – практических проблем (в этом отличие от Востока, где развитие культуры протекало в форме комментирования древних учений, ставших каноническими). Задачи искусства Основной задачей искусства являлось правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. " Греческое чудо" Афинское государство – 200 тыс. человек. Только за пятый век до н. э. оно дало миру Сократа и Платона, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Фидия, Фемистокла, Перикла, Ксенофонта и др. Это – " греческое чудо". По мнению Ф. Кессиди, одаренность древних греков объясняется необыкновенным развитием левого и правого полушарий мозга. Левополушарное мышление является дискретным (прерывистым) и аналитическим (логическим). " Правополушарное" – образное, непрерывное, синтетическое. В этом ключе и разное понимание смысла жизни у греков и римлян. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы