Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 5. История религии. Православие, католицизм протестантизм: формальные и содержательные отличия



Структура ответа

Православие и католицизм – две ветви христианства. Основные различия между православной церковью и католической: 1) 8-й член Символ веры 2) организация и структура; 3) статус клира; 4) индульгенция у католиков; 5) отношение к деве Марии; 6) представление о загробном мире; 7) различия в таинствах; 8) убранство храмов богослужения, некоторые обряды. - автокефальная Русская православная церковь: территориально-организационная структура; ступени иерархических должностей: 1. дьякон; 2. иерей; 3. архиерей; - белое и черное духовенство в Русской православной церкви.

3. Возникновение и сущность протестантизма. Антифеодальное, антикатолическое движение реформации в Германии нач. ХУ1 в. Мартин Лютер. Теологическое различие между протестантизмом и католицизмом – в разном понимании последствий первородного греха: католики – в результате первородного греха человеческая природа искажается, протестанты - первородный грех привел к полному извращению человеческой природы. 1) неискоренимая греховность человека; 2) абсолютная зависимость от Бога, спасение – «даром данная благодать», по вере, дающейся Богом. 3) «оправдание верой» - только вера в искупительную жертву Христа дарует спасение. Отказ от посредничества церковной иерархии. У верующего – личные отношения с Богом; каждый верующий сам читает и толкует Библию. Принцип всеобщего священства; идея простой и дешевой церкви; успешная земная жизнь – зримое свидетельство богоизбранности; ветви протестантизма – умеренный (большая степень связи с католицизмом): лютеранство, англиканство; радикальный (смелый разрыв с католицизмом) кальвинизм. Лютеранство: протестантские черты – только Библия основной источник вероучения; каждый верующий может читать (переведена на немецкий язык) и толковать Библию; нет молитвы за умерших; культа святы и мощей; поклонение Богородице; почитания икон.

От католицизма остались: символ веры; епископат; особое посвящение в духовный сан (ординации); литургия; два таинства: крещение и причащение; сохранены распятие, облачение духовенства, алтарь.

Кальвинизм отказ от символы веры; отказ от таинств. И крещение, и причащение – символические обряды. Центральный элемент богослужения – проповедь; Отброшены почти все внешние элементы культа: иконы, свечи. Крест. Отсутствие епископата: общины возглавляются выборными пресвитерами и пасторами.

 

Вопрос 6.История религии. Нетрадиционные религиозные организации современной России.

Структура ответа

Современное понимание нетрадиционной религиозности. Сущность тоталитарных сект. Сущность тоталитарных сект. возникновение нетрадиционных религий – следствие социально-экономического и духовного кризиса; принцип существования подобных организаций – паразитирование на личностных проблемах человека и сложных жизненных ситуациях; апелляция основателей деструктивных сект к традиционным религиям, но искажение их основных идей; объявление руководителя живым богом и, соответственно, абсолютное подчинение ему, суровая дисциплина; психологическая обработка рядовых членов, превращение их в пассивный материал в руках руководителя.

Типология деструктивных религиозных организаций. - неоориенталистские организации («Общество сознания Кришны»); неохристианские «Секта Виссариона», «Белое Братство»; синкретические, универсалистские движения (Церковь Объединения» (муниты), «Аум Сенрике»; псевдонаучные религиозные организации («Сиентологическая церковь» (Хаббардисты); оккультно-мистические движения; неоязычесство (последователи П.Иванова, «Радостея» и т.д.). Сатанинские группы (Церковь Сатаны).

Правила поведения человека, призванные помочь ему не стать жертвой деструктивных сект.

 

Основная литература

1. Основы религиоведения. Под ред И.Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 2005 г. (БиблиотекаУлГПУ)

2. Горелов А.А. История мировых религий: учеб. Пособие.- М.: 2005 г. (Режим доступа: http: //www.knigafund.ru/books/114187)

3. История религии в 2-х т. М., Высшая школа 2004. (Библиотека УлГПУ)

4. История мировых религий. М..2005

5. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций: учеб. пособие для вузов М.: Центр, 2004. - 303 с. (БиблиотекаУлГПУ)

Дополнительная литература

1. Библия. Ветхий Завет. Бытие, гл 1, 2, 3.

2. Буддизм / [авт.-сост. Л.А. Сурженко]. - Минск: Книжный дом, 2009. - 382, [1]с. - (Религии мира). (БиблиотекаУлГПУ)

3. Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995.

4. Гегель Г.Ф. Философия религии. М., 1975. (БиблиотекаУлГПУ)

5. Дворкин А. Сектоведение. Нижний Новгород, 2002.

6. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993 г

7. Ермишин О. Т. Философия религии: концепции религии в зарубежной и русской философии: учеб. пособие. - М.: Издательство ПСТГУ, 2009. - 221, [1] с. (БиблиотекаУлГПУ)

8. Иллюстрированный мифологический словарь. СПб., 1994.

9. Католичество / [авт.-сост. А.А. Грицанов]. - 2-е изд., стереотип. - Мн.: Книжный дом, 2009. - 383с. (БиблиотекаУлГПУ)

10. Косидовский З. Библейские сказания. М., 1990 г. С.6-12.

11. Лебедев В. Ю. Религиоведение: учеб. для вузов - М.: Юрайт, 2011. - 492 с.: ил. - (БиблиотекаУлГПУ)

12. Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. Т.1., М., 1991 г.

13. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995.

14. Панин С.Ф. История мировых религий: конспект лекций ЭКСМО, 2008, 137 с. (Режим доступа: http: //www.knigafund.ru/books/48446).

15. Пивоваров, Д. В. Философия религии [Текст]: учеб. пособие; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 638, [1] с. (БиблиотекаУлГПУ)

16. Померанц, Григорий. Великие религии мира - М.: Пер Сэ; СПб.: Университетская книга, 2001. - (БиблиотекаУлГПУ)

17. Православие. Полная энциклопедия. СПб., 2007.

18. Религиоведение: учеб. пособ. СПб. и др.: Питер, 2008. (БиблиотекаУлГПУ)

19. Современное католическое богословие. Хрестоматия. М., 2006.

20. Сумерки богов (Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Сартр). Общ.ред. А.А. Яковлева, М., 1989. (БиблиотекаУлГПУ)

21. Токарев С. А. Религия в истории народов мира М.: Республика, 2005. - 542, [2] с. - (Библиотека: религия, культура, наука). (БиблиотекаУлГПУ)

22. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1955. (БиблиотекаУлГПУ)

23. Флоренский Р.А. Философия культа. М., 2010. (БиблиотекаУлГПУ)

24. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 2001. (БиблиотекаУлГПУ)

25. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд Э. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992 г. (БиблиотекаУлГПУ)

26. Христианство / [авт.-сост. А.А. Грицанов, Г.В. Синило]. - 2Мн.: Книжный дом, 2009. – (БиблиотекаУлГПУ)

27. Язычество [Текст] / [авт.-сост. А.А. Грицанов, А.В. Филиппович]. - 2-е изд., стереотип. - Мн.: Книжный дом, 2009. - 382, [1]с. (БиблиотекаУлГПУ).

 

 

ЭТИКА

Вопрос 1. Проблемы прикладной этики. Смертная казнь

Структура ответа

Наказание, его мера и цель. Различные возможные трактовки цели наказания: отмщение преступнику, угроза и назидание всем, исправление (воспита­ние) преступника. Критерий справедливости наказания. Анатомия наказания, по М.Фуко.

Смертная казнь как исключительная мера наказания. Этические аргументы " за" и " против" смертной казни.

 

 

Вопрос 2. Этика: термин и понятие. Учителя человечества и философы-моралисты о значении морали в жизни человека и человечества.

Структура ответа

Этимология слов «этика», «мораль», «нравственность»; широкие и специальные значения значения этих понятий. Семан­ти­ческая этимология соответствующих слов в древних и восточных языках. Значения понятия «этос». Предмет этики: возможные варианты предметизации этического рассуждения. М.Фуко о трех сто­ронах морали. Д. Фон Гильдебранд о трех «сферах морали». Б.Хюбнер об «морали», «этике» и «этосе». Предметизация этического на основе базовых нравственных принципов – золотого правила (Мф. 7: 12) и заповеди любви (Мф. 22: 39). Предмет философского понятия морали.

Великие моралисты: Конфуций: этика ритуала. Будда: Победить самого себя. Моисей: Десять заповедей. Иисус Христос: Любите врагов ваших. Муххамед: Нет Бога кроме Аллаха Сократ: Я знаю, что ничего не знаю. Эпикур: Живи незаметно. Л.Н. Толстой: непротивление зло насилием. А. Швейцер: Благоговение перед жизнью. Мораль и цивилизация

 

Вопрос 3. Мораль и нравственность как предметы этики. Золотое правило нравственности и заповедь любви. Запрет на насилие. Парадоксы моральной оценки и морального поведения.

Структура ответа

Происхождение нравственности. Многообразие философских взглядов на проблему происхождения морали. Этика как раздел философии. Этика в контексте культуры. От талиона к золотому правилу нравственности. Эволюция и этика. Функции этики (ценностно-ориентирующая, познавательная, регулятивная, воспитательная, коммуникативная).

Моральная оценка. Норма и оценка. Особенности моральной оценки (ценностное основание, формальная структура, рациональность, моральные суждения).

 

 

Вопрос 4. Этика И. Канта. Моральное поведение. Категорический императив. Добрая воля.

Структура ответа

Критика гетерономных и натуралистических систем этики. Мораль как априорный закон познающего разума. Понятие максимы поступка. Максима и императив. Потребность и интерес. Гипотетический императив. Императивность представлений сознания. Категорический императив: нормативный и аксиологический аспекты. Проблема долга и склонности. Понятие свободной воли. «Идея воли каждого разумного существа как воли, устанавливающий всеобщий закон. Понятие долга. Разновидности деяний в их отношении к долгу.

 

 

Вопрос 5. Общие и моральные понятия.

Структура ответа

Общие категории этики: благо, добро и зло (фиксируются наиболее общие критерии моральной оценки, распространяемые не только на собственно моральные явления (поведение и мотивы), но и на всю совокупность общественный явлений), справедливость и равенство, честь и достоинство, долг и совесть (характеризуют требования и мотивы, обусловливающие непосредственный выбор поведения), смысл жизни и счастье (затрагивают отношения человека к его коренным потребностям и интересам и освещают далеко идущие жизненные планы индивидов, составляют главный стержень в их ценностной ориентации).

Структурные категории – норма, принцип, оценка, идеал, взгляды, знания, убеждения, привычки, обычаи, поступок, отношения.

 

 

Вопрос6. Нравственный опыт и варианты моральной жизни (гедонизм, прагматизм, перфекционизм).

Структура ответа.

Гедонизм – этическое учение, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящее к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению – основное движущее начало человека. Аристипп: высшее благо в достижении чувственного удовольствия. Эпикур: критерий удовольствия – отсутствие страданий и безмятежное состояние духа.

Прагматизм – течение в американской мысли, в котором фактор практики используется в качестве методологического пирнципа философии. Прагматическая этика У. Джеймса. Опыт в понимании прагматистов. Прагматизм и психология предпринимательства. Идея о многообразии мотивов человеческой деятельности.

Перфекционизм – этическая установка, утверждающая значимость совершенствования как отдельного человека, так и всех людей. Перфекционизм и теория справедливости Дж.Роулза. Теория «морального совершенства». Справедливость как феномен.

 

Вопрос 7. Проблемы прикладной этики. Разумный эгоизм.

Структура ответа.

Этические представления русских революционных демократов (социокультурные детерминанты творчества, эволюция взглядов, особенности этической позиции, проблема «разумного эгоизма», понимание морали и отдельных моральных феноменов, значение). Главные персоналии – В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен.

 

Вопрос 8. Проблемы прикладной этики. Благотворительность.

Структура ответа.

Благодеяние. Аристотель и Сенека о своеобразии благодеяния в сравнении с услугой, вложением, обменом. Предмет и формы благодеяния. Историческое изменение представления об адресате благодеяния. Универсальность благодеяния и его естественные пределы.

Благотворительность (филантропия). Специфика благотворительной деятельности. Милостыня и благотворительность. Критика благотворительности. Прагматические и этические критерии благотворительности.

 

 

Вопрос 9. Проблемы прикладной этики. Эвтаназия.

Структура ответа.

Эвтаназия. Этико-философские аспекты медицинского определения смерти. Виды эвтаназии. Этические аргументы " за" и " против" эвтаназии.

Аборт. Принципиальное отличие аборта от контрацептивов как средства планирования семьи. Этические аргументы " за" и " против" аборта. Эмбрион - субъект права на жизнь?

 

. Основная литература

1. Гуревич П.С. Этика: учебник для вузов: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 416 с. (Библиотека УлГПУ, Электронный ресурс.- Режим доступа: http: //www.knigafund.ru/books/122653

2. Зеленкова И.Л. Этика: учеб. пособ. для [вузов]. - 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 350, [1] с. (Библиотека УлГПУ).

3. Канке В.А. Современная этика: учебник. - М.: Омега-Л, 2007. - 394 с.( Библиотека УлГПУ.

4. Кондрашов В.А. Этика ]: [учеб. пособие для вузов]; Эстетика: [учеб. пособие для вузов] / Е.А. Чичина. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 508, [1] с. (Библиотека УлГПУ)

5. Тарасов Ю.Н. Этика. Эстетика: учеб. пособие / Ю.Н. Тарасов; РАО; Мос. психолог.-соц. ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО " Модэк", 2006. - 270, [1] с ( Библиотека УлГПУ)

6. Этика: учеб. для филос. фак. вузов; под общ. ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко. - М.: Гардарики, 2007. - 493 с.(Библиотека УлГПУ)

Дополнительная литература

1. Антонова Л.Е. Этика и психология профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие для училищ культуры и искусств / Л. Е. Антонова. - М.: [Монастырская М. В.], 2005. - 206 с (Библиотека УлГПУ)

2. Бачинин В.А. Этика: энцикл. словарь / В. А. Бачини. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. - 287 с (Библиотека УлГПУ).

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: [учеб. пособие для вузов по экон. спец.] - М.: Финансы и статистика, 2004. - 203, [3] с. ( Библиотека УлГПУ).

4. Корпоративная этика: учеб. пособие / [авт.-сост. И. Н. Кузнецов]. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2003. - 479, [1] ( Библиотека УлГПУ).

5. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права [Текст]; РАН; Ин-т философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 415, [1] с ( Библиотека УлГПУ).

6. Спиноза Этика М., 1957. (Электронный ресурс - Режим доступа: http: //www.knigafund.ru/books/50185

7. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: буржуаз. век: [пер. с нем.] / Э. Фукс. - М.: ТЕРРА: Республика, 1996. - 440, [1] с. (Библиотека УлГПУ)

8. Этика]: учеб. для филос. фак. вузов; под общ. ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко. - М.: Гардарики, 2000. - 493 с.(Библиотека УлГПУ)

9. Этика: Энциклопедический словарь / Ин-т филолсофии РАН; под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 668, [2] с. (Библиотека УлГПУ).

10. Этика: хрестоматия / авт.-сост. Зеленкова И.Л. - Минск: ООО " Новое знание", 2003. - 238, [1] с (Библиотека УлГПУ)

 

 

ЭСТЕТИКА

Вопрос 1.Эстетика как наука: происхождение, предмет исследования, глобальные проблемы.

Структура ответа

Обоснование эстетики как научной дисциплины. Общие критерии научности: наличие собственного предмета исследования, наличие соответствующих характеру предмета исследовательских методов, связь с другими науками (естественными – физика, химия, физиология, кибернетика; гуманитарными – философия, культурология, науки об искусстве). Развитие и обогащение эстетического опыта в процессе эволюции общественно-исторической практики и изменение предмета эстетики как науки.

Эстетика как философская дисциплина. Общие принципы обоснования: по классу масштабности предмета изучения; по методологическим посылкам исследования проблематики (через призму основного вопроса философии); по гносеологической направленности (наука о специфической форме чувственного познания). Эстетика в системе современного научного знания.

Эстетика и философия искусства. Эстетика как теория среднего уровня: как сфера конкретизации методов общефилософской, социально-философской теории, с одной стороны, и общеметодологическая база для частных теорий искусства, с другой стороны. Методы исследования в эстетике. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и его роль в эстетике. Принцип историзма.

 

Вопрос 2. Эстетика. Основные эстетические категории.

Структура ответа

Основные эстетические категории. Эстетическое как всеобщая и универсальная категория эстетики. Основные модификации эстетического. Прекрасное в ряду основных эстетических категорий. Прекрасное и другие положительные ценности (полезное, доброе, приятное). Своеобразие проявления прекрасного в природе, человеческой деятельности и её результатах, в человеке, в искусстве. Сущность возвышенного. Своеобразие эмоционального переживания возвышенного. Сущность трагического. Жизненные основы и сферы проявления трагического. Нравственно-воспитательное воздействие трагического. Сущность и социальная роль комического. Комическое несоответствие как эстетический способ выявления противоречий действительности. Чувство юмора и остроумие. Основные виды «критики смехом»: сатира, юмор, сарказм, ирония. Эвристическая функция юмора.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь