Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Смысл жизни у греков и римлян
Для греков – наилучшая форма жизни – " Созерцательная жизнь" – римляне считали " любовь к мудрости" – праздным занятием. Римляне заимствовали из греческой философии практическую ее часть – учение о нравственности и государстве. Спортивные игры у греков направлены на стяжание славы, награда – лавровый венок. У римлян – на военно-утилитарные цели. У греков – театр, (драмы, комедии, трагедии), у римлян – цирк. Греки были высокоодаренным народом, но это не дало им преимуществ в исторической судьбе: они были побеждены. Практичные римляне одержали победу в социально – политической жизни, но не в культуре. Доминанты сознания греков Свобода Свобода — вот та несущая конструкция в здании греческой культуры, условие ее победоносного шествия через времена и пространства. В чем же истоки этой уникальной в истории человечества свободы? Наиболее глубинные следует, видимо, искать в особенностях кормившего греков ландшафта: ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего, кроме голубого спокойного неба. Земля, в которую врезается море. А на море столько островов, что нигде не теряешь из виду сушу. Все так мерно и ясно, что даже небольшая гора кажется величественной громадой. Ничего безбрежного, расплывающегося. Вероятно, поэтому грек не ощущал себя потерянным в окружающем мире, как египтянин в ровной желтизне песков или скиф в зеленой степи. Куда бы он ни устремлял свой взор, мир представлялся ему стройно разбитым по каким-то естественным граням. И в этом мире он сразу находил себе место — место хозяина, дарованное ему богами. Однако свобода – категория динамичная: ощущение свободы, нарастает в архаический период, достигает апогея в классический и болезненно утрачивается в эллинистический. Свобода духа, интеллектуальная честность не были прерогативой лишь отдельных мыслителей или художников. Это были народные качества, которые формировались и закреплялись образом жизни древних греков, сложившейся практикой образования и воспитания молодежи. Сама структура рабовладельческого общества способствовала появлению людей «свободных» профессий: софистов (мудрецов), риторов, философов, математиков, драматургов, поэтов, архитекторов. Соревнуясь между собой, они выносили свои творения на суд граждан, который вершился на площадях, в театрах, в домах горожан, на пирах и т. д. Победители окружались почетом и славой. Все вместе не только демократизировало духовную жизнь полиса, но и рождало традицию уважительного отношения к поэтам и ученым, задавало определенные ориентиры и высоты. Более того, это были достигаемые высоты, ибо, по мнению греческих софистов, знанию можно научить любого желающего юношу, что в корне отличалось от непроницаемости для других ученого сословия на Востоке. В Афинах, например, к 5 в. до н. э. не было ни одного неграмотного. Миро- и самоощущение свободных граждан в 5 в. до н. э можно назвать уникальным: больше никогда и никому жизнь не казалась такой ясной, с точки зрения действующих в ней сил, а возможности человека — в условиях обозримости полисной жизни — столь безграничными. Убедительная победа греков над персами, казалось, развеяла последние сомнения в этом. Комфортное самочувствие отдельного человека определялось: · неразрывной, безусловной связью его с полисом, включенностью в него в качестве органической части, что давало ощущение надежности, защищенности существования; · наличием целого спектра возможностей для самореализации не только в смысле достижения калокагатии, но и в плане возможностей для изменения своего социального положения (социальная мобильность); · необремененностью человека внутренними проблемами. Утверждая себя во внешнем мире (природе и обществе), имея для этого реальные возможности и достигая успехов на этом пути, античный грек — до поры — не испытывал потребности в пристальном вглядывании в себя, в анализе своих мотивов, в самостоятельной оценке поступков. Агонистика В сочетании разнообразия и взаимной лояльности коренился один из важнейших элементов греческого бытия и культуры — агонистика (от греч. агон – состязание)— принцип благородного соревнования отдельных личностей, групп, и полисов в целом с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет. Дух соревнования вносился греками во все, даже в повседневные дела, но особенно ярко проявлялся в спортивных играх. Агонистику можно рассматривать как черту национального характера греков. Склонность к соперничеству, жажда славы, честолюбие – вот основные качества греческого характера. Публичное обсуждение законов или Олимпийские игры – все пронизано духом состязания. Стремление прославиться любой ценой приводило к трагедиям: Герострат сжег одно из семи чудес света - храм Артемиды Эфесской. Причина такого поведения – ощущение скоротечности жизни, желание преодолеть смерть. Отсюда – чувство истории, стремление сохраниться во времени. Для современного общества характерно практическое использование знаний, а греки ценили знание ради знания. Связь между теорией и практикой Античные мыслители остро ощущали различие между практическим смыслом знаний — знаний, основанных на искусстве («техне» — ремесло, искусство, красота — смысловой корень современного термина «техника») и знанием теоретического характера, знанием ради самого знания, владением истиной. Приоритет перед разумом, - культ Логоса обусловливали безоговорочный приоритет теории. Этим во многом объясняется безразличие греческих ученых к практическому использованию открытий. Определенное сближение теории и практики произошло только в эллинистический период, когда достижения математики — ведущей науки античности — стали применяться не только в астрономии, как в классический период, но и в механике, оптике, гидростатике, строительстве (например, Александрийский маяк — одно из семи чудес света — невозможно не связать с именем Евклида — величайшего математика античности, работавшего в Александрии; само за себя говорит и имя Архимеда. Такое сближение — вполне в духе эллинистического этапа греческой истории, главным содержанием которого стало постепенное обнаружение все новых пределов для казавшихся ранее безграничными возможностей. В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Классические темы греческой культуры: Мудрость, мера, слава, добродетель, справедливость. Мудрость " Мудрые" – те, кто достиг совершенства в своем мастерстве. Мудрость – это умение создавать гармонически и эстетически воспринимаемую вещь, понимать ее устройство. Гомер прямо говорит о мудрости плотника, зодчего. Искусство слова есть одна из дополняющих мастерства – также как искусство скульптора, художника. Искусству слова нужно учиться. Это есть искусство достижения соразмеренности текста, ненавязчивости аргументации. Это попытка эстетически преобразовать действительность. Мера Человек должен соответствовать пластической сути Космоса. Поэтому большое значение придается категории " меры". Храм Аполлона в Дельфах – над входом надпись: " мера во всем". Многие ученые считают, что специфика античности заключается именно в отсутствии пристрастия к описаниям чудовищного и деформированного. " Не усердствуй чрезмерно: лучше быть посередине, оставаясь посередине – придешь к добродетели", " Ничего слишком", " Мера – лучшая из вещей". Умеренность не есть посредственность, а есть ценность, свидетельствующая о силе разума. Импульсы, страсти, чувства всегда тяготеют к излишествам, всегда чрезмерны и поэтому опасны. Платон- миф о крылатой колеснице: Человеческий разум есть Возница, управляющий колесницей (душой). Он занят тем, что умеряет непослушные порывы коней, которые символизируют вожделеющую и гневную части души. Чтобы душа устремлялась в высь, к миру идеального, нужно научиться управлять страстями, ибо " плебейские кони" наша вторая дурная натура - тянут без устали вниз. Платон не ставит цели абсолютной победы над страстью. Так же как и Аристотель, он считает это невозможным. Но умение держать ее в границах, в рамках полагает обязательным для добродетельного человека. Умеренность в материальном отношении вытекала из доверия к богам. Мир, опекаемый богами, не нуждался в чрезмерности и упрочении, для жизни в нем достаточно было уподобиться природе. Отсюда, по крайней мере, до эллинистического периода, непритязательность в еде, относительная скромность одежды и жилища. Жилой дом вообще использовался в основном для ночлега: жизнь проходила на площадях и стадионах. Возводились мощные постройки (Парфенон), но никогда их масштаб не превышал возможностей человеческого восприятия, не подавлял человека. По той же причине греков не особенно заботила физическая сохранность и долговечность продуктов их творчества, материальная фиксированность духовных поисков и открытий. Казалось, чтобы мысль жила, достаточно ее высказать; доступность мраморных статуй в соразмерных человеку храмах не рождала опасений за возможность их разрушения. Литература В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Эсхил Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525 - 456 гг. до н.э.). Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма - трагедия " Прометей прикованный". Еще одна важная тема у Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии " Орестея". Трагедии Эсхила славят идеи (идеальное долженствование): человеческого подвига, патриотического долга — вообще. Софокл Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого греческого трагика - Софокла (497 - 406 гг. до н.э.). Прекрасно показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софокл славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. 480 - 406 гг. до н.э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Среди трагедий Еврипида особо следует отметить " Медею" и " Ипполита". Еврипид стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками. Эта динамика художественных образов отражает не только специфику искусства как формы человеческой деятельности, но и такую особенность древнегреческой ментальности, как честность перед богами, природой и людьми (вытекающую из доверия к ним). Изображая величественность, греки никоим образом себе не льстили, они действительно так чувствовали. Аристофан Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 385 гг. до н.э.), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии " Мир", " Всадники", " Лисистрата" и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства. Историография В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. " Отцом истории" еще древние называли Геродота (484 - 430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - " Историю", основным сюжетом которой были греко-персидские войны. Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460 - 400 гг. до н.э.). В своей " Истории Пелопоннесской войны" он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовать росту политических знаний. Воспитание Воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мусического», как развитие физическое и умственное одновременно. К мусическому относились все искусства («поприще муз»): поэзия, музыка, театр, изобразительное искусство, скульптура, а также искусство счета, речи и даже философия. Как только дети овладевали искусством чтения, они приступали к изучению старых писателей, среди которых на первом месте был Гомер, затем Эзоп и Гесиод, произведения которых на протяжении всей античной истории составляли ядро литературного образования. Разумеется, список изучаемых авторов — по мере обогащения греческой литературы — все время пополнялся. Обращает на себя внимание то, что герои Гомера (богатые аристократы), Гесиода и Эзопа (менее состоятельные земледельцы и ремесленники) — люди, находящиеся на различных ступенях социальной лестницы, — олицетворяли общественно одобряемое поведение разных типов. Конечно, с точки зрения достижения калокагатии, герои Гомера были более привлекательны. Однако, детям, зависимым от родителей, естественнее было жить по Гесиоду или Эзопу. Фактически, в процессе образования задавались не только ценности-цели, но и ценности-средства, ориентироваться на которые было не стыдно. Таким образом, из воспитания исключалось лицемерие, дети росли неущемленными и неподавленными, т. е. готовыми к свободе. Античное понимание красоты Античная культура пленяет нас своим пластичным, выразительно-чувственным, " телесным" характером. Греки в целом воспринимали мир пластически и в соответствии с интуицией человеческого тела. Они понимали Космос как вечно юное, живое тело. Космос живет и дышит, пространство и время в нем неоднородны, они расширяются и сжимаются – в силу этого Космос приобретает упорядоченность. Отдельные сферы Космоса заполнены одной из 4- х стихий (огонь, вода, воздух, земля). В то же время в нем действует всеобщая симпатия- комплиментарность - как принцип всеобщего тяготения. Такой Космос есть источник радостного удивления, порождающий эстетически окрашенное мировоззрение. Бытие для греков есть храм, наполненный божественными изваяниями. Эстетическое воспитание в Древней Греции абсолютно неотделимо от физического, морального, умственного воспитания. Эстетическое воспитание есть обработка материала, придание ему изящества формы в соответствии с материей. Человек воспитанный, цивилизованный, т. е. эллин, а не варвар, есть человек эстетический, есть некий аналог художественного произведения, скульптуры, статуи. Что такое статуя? Это и тело и не просто тело, Это- дух. Это тело - только в меру необходимости для осуществления духа и это дух в меру вмещения духовного начала в телесном. Античный идеал красоты оказался самым стойким: вплоть до XIX столетия. Сравнение с греческой камеей или статуей воспринималось как наивысший комплимент. Для этого существует ряд причин: объективные причины: · безусловное совершенство эллинской нормы · исторически сложившееся преклонение перед всей вообще античностью, как утраченным раем европейской цивилизации, субъективные причины: Свою роль сыграло то, что человек неизменно стремится к исключительному, а подобное встречается исключительно редко. Потому что принципиальная основа этой красоты — геометрическая правильность. Отношение греков к геометрии было вообще особенным. Они ее изобрели и поставили на второе место в своей табели о рангах: непосредственно за «царицей наук» философией. Законы пропорциональности. Законы пропорциональности, симметрии, точного и правильного членения подчиняли себе всю культуру Эллады, выражаясь в ритме классического гекзаметра также явно, как в ритмике колонн и в образцовых скульптурных формах. Лицо. Числовым основанием гармонии человеческого лица являлась цифра - три. Ширина лица должна была составлять две трети от длины; деление по вертикали давало три равные части: от подбородка до основания носа, затем до переносицы, а оттуда до начала волос; нижняя часть тоже делилась натрое: по линии соединения губ и впадине подбородка; расстояние между глазами равнялось длине глаза. Другие части тела. Столь же выверенным было соотношение других частей тела. Так, ладони полагалось три раза укладываться по длине руки, ступни — по длине ноги: в отличие от последующих эпох античность не находила красоты в чрезмерно маленьких ручках и ножках. Естественность. Превыше всего греки ценили естественность. А строгая геометрия — как ни странно это кажется сегодня — в их глазах приходилась этой самой естественности наиближайшей родственницей. Потому что математические правила и числовые соответствия есть естественные законы природы, и форма, в которой был отлит человек, так же правильна и так же поддается исчислению, как Пифагоров треугольник, где квадрат гипотенузы неизменно равен сумме квадратов катетов. Естественность в чистом виде демонстрирует греческая одежда — по сути, просто кусок ткани, застегнутой на плече и гибкими, пластичными складками струящейся вниз: до щиколотки или до колена. Тонкое полотно, из которого делались эти легкие хитоны, как бы обрисовывало линии тела, не подчеркивая их, а мягкий пояс, не стягивая талии, способствовал свободе движений. Защитой от холода служил столь же простой просторный плащ. Могут сказать, что сия простота обусловлена не эстетическими принципами, но простым незнанием принципов кроя. На это легко ответить: вот же соседи эллинов – египтяне - тоже не слишком хорошо умели кроить, зато утягивались так, что едва ноги переставляли. Мешали движениям и их громадные, тяжелые головные уборы - тогда как греки покрывали головы легкими шляпами. Калокагатия Ощущение же близости перспективы нашло отражение в другом важнейшем (наряду с агонистикой) элементе древнегреческого бытия и культуры — принципе калокагатии (от слова «калос» — прекрасный и «кай агатос» — доблестный, объединяющего физические и нравственные добродетели). Известно: в здоровом теле здоровый дух. Эта знаменитая формула — равно как и многие другие — отчетливо декларирует одну из главных идей античной культуры: неразделимость внутреннего и внешнего; соответственно, очевидная красота имела для Эллады тем большее значение, что как бы проявляла вовне безупречное совершенство духа. Здоровье являлось необходимой составляющей совершенства: как норма жизни и как форма естественности. Потому-то античность не стеснялась наготы: ведь естественно прекрасное не может быть стыдным — а существует ли что-нибудь прекраснее здорового тела? Здоровое естество культивировалось гимнастикой, благодаря которой фигура обретала гармонию, не утяжеляясь буграми переразвитой мускулатуры — любая чрезмерность была грекам чужда. Как, впрочем, и слишком выраженная мужественность. Как, впрочем, и ярко проявленная женственность. Возможно, это и есть основа основ античного идеала. Прекрасные лица статуй — особенно тех, что созданы в Золотом веке Эллады, — не отмечены рабской печатью пола: стоит сменить прическу, и Артемида сойдет за Аполлона. Почти не различается мужская и женская одежда; одинаково стройны и грациозны руки и ноги. В то же время нельзя сказать, чтобы эти мужчины были слишком женственны, а женщины - мужеподобны: скорее им присуща некая красота двуполости, словно они хранят в своем облике смутное воспоминание о совершенном мифическом существе, которое Платон назвал андрогином. В равной мере, соединяя и себе мужское и женское, оно было самодостаточным, гармоничным и безупречно счастливым — потому-то завистливые боги и разрезали его на две половины. И чем дальше, тем сильнее они отдалялись друг от друга. " Именно телесно зримая красота привела античную эстетику к таким главенствующим в ней категориям, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония" - отмечает крупнейший знаток античной культуры А. Ф. Лосев (История античной эстетики. М., 1985. T.I. С.149). Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и что на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувство порядка и меры - одно из важнейших для античности: зло понималось ею как безмерность, а благо - как умеренность. " Меру во всем соблюдай! " - учил древнегреческий поэт Гесиод. Равнодушные к внешним, завоеваниям, весьма умеренные в бытовых потребностях, греки всю силу своей энергии направляли к достижению калокагатии — красоты и добра, слитых в человеке воедино, и, благодаря агонистике, приближались к своему просветленному идеалу — классическому равновесию тела и духа. Живопись Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отметить Полигнота и Аполлодора, которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Их живопись до нас, к сожалению, не дошла. Основной дошедший до нас памятник живописи этого периода - прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи. Скульптура В это время расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов людей отличают творчество великих скульпторе. V в. до н.э.: Фидия (" Афина-Воительница", " Афина-Парфенос" для Парфенона в Афинах, " Зевс" - для храма в Олимпии), Мирона (" Дискобол" ), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, " Дорифор" (" Копьеносец" ), " Раненая амазонка" ). Важнейшее значение имел и написанный Поликлетом трактат " Каноны", посвященный анализу пропорций человеческого тела. Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н.э. - Пракситель, Скопас и Лисипп. Изображения богов, воплощающих идеальную красоту, Пракситель (ок. 390-330 до н.э.) насыщает чисто человеческими настроениями самых различных оттенков (" Афродита Книдская", " Аполлон, убивающий ящерицу" и др.). В отличие от Праксителя, изображающего легкие, приятные человеку эмоции, Скопас (2-я пол. IV в. до н.э.) показывает глубокие чувства, драматические ситуации (" Геракл", " Вакханка" и др.). Переосмыслив канон изображения человека, созданный в V в. Поликлетом, Лисипп (2-я пол. IV в. до н.э.) делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Он стремился создавать жизненно достоверные статуи (" Анаксиомен", " Геракл", " Гермес" и др.) и скульптурные портреты (Сократа, Александра Македонского и пр.), предвосхищая основные художественные принципы эпохи эллинизма. Архитектура V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, появляется новый, более нарядный, - коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками. Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн восстанавливаются города и памятники. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружении на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. под общим художественным наблюдением скульптура Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин - Парфенон. В этом памятнике архитектуры, решенном в дорических формах, ощущается влияние ионического стиля. Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя - Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид. Греческая система образования Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой. Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки, продолжались занятия спортом. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики. Кризис полиса IV в. до н.э. - история кризиса полиса. Первые признаки кризиса проявились в годы Пелопоннесской войны (431 - 404 гг. до н.э., между Афинами и Спартой за господство в Греции, завершившейся поражением Афин). В дела Греции все больше вмешиваются другие страны, в частности Персия, Македония. В 338 г. до н.э. после битвы при Херонее Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу. Спарта Нельзя не сказать несколько слов о Спарте, стоявшей по многим признакам далеко в стороне от других греческих полисов. Исследователи полагают, что основное население Спарты составили потомки дорийцев — варварских племен, разрушивших Микенскую цивилизацию и осевших на самых плодородных землях Греции. Разные корни, разное прошлое и историческая память, видимо, предопределили отличия спартанцев от прочих греков. Прежде всего, они были воинственны. По свидетельству современников, Спарта представляла собой один большой военный лагерь. Главным предметом ее забот была физическая и военная подготовка граждан (в ущерб интеллектуальному развитию). Народное собрание не играло практически никакой роли в политической жизни. Превыше всего ценились дисциплинированность и исполнительность. В итоге воинами спартанцы действительно были отменными, хотя в других областях человеческой деятельности не оставили практически никаких следов. Образ жизни Спарты разительно отличался от всей остальной Греции. Но привычка к разнообразию, интерес к иному, непохожему приводили к тому, что греки видели ценное и в спартанских порядках. Некоторые великие греки (Ксенофонт, Платон, Плутарх) были ее активными почитателями, а часть афинской аристократии даже искала в Спарте опоры против пышно расцветшей демократии, справедливо критикуя ее за недостаток дисциплинированности, организованности, профессионализма в управлении. Эллинистический период Междоусобные войны (самая крупная из которых — Пелопонесская, в ходе которой Спарта нанесла сокрушительное поражение Афинам), разложение полисов (вместе с упадком самой идеи греческой государственности) к концу 4 в. до н. э позволили Персии стать главным арбитром в греческом мире. Национальное объединение стало экономической и политической необходимостью. Однако своими силами греки объединиться не смогли. Эту задачу выполнила соседняя балканская держава Македония во главе со своим царем Филиппом II. Его сын Александр (356 - 323 гг. до н.э.), прозванный «Великим», вошел в историю едва ли не как крупнейший завоеватель всех времен. В результате похода (334 - 324 гг. до н.э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Древний мир не знал такого огромного государственного образования как империя Александра; греки занимали в ней первое место. Особенности культуры 1. Всеобщность греческой культуры Эпоха эллинизма - эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.). 2. Распад империи – сохранение культуры. Но империя Александра оказалась недолговечной: всего 13 лет длилось его царствование. Сразу же после его смерти она распалась. Военачальники Александра поделили между собой его завоевания - так образовалось несколько царских династий. Империя распалась, но греческая культура осталась на всех завоеванных территориях. 3. Высокая востребованность произведений искусства Разграбив сокровища персидских царей, Александр много раздавал. В эпоху эллинизма появился целый класс таких богачей, по сравнению с которыми зажиточные граждане прошлых времен казались бедняками. Никогда еще художники и скульпторы не имели таких богатых и многочисленных заказов (требовалось украсить быт вельмож лучшими образцами греческого искусства). Греческая скульптура распространилась по всей обширной территории. 4. Изменение качества произведений искусства Но — это было только тиражирование гармоничных и прекрасных оригиналов классического периода, ибо статуи уже не создавались, а мастерились. Вновь же создаваемые образы изначально были лишены необходимой и достаточной гармонии, что выражалось в перегруженности их деталями, украшательстве, вычурности, излишней пышности. И это не удивительно, т. к. новое искусство отражало и новое миро- и самоощущение греков. Экономический подъем Эпоха эллинизма — время экономического подъема. Несмотря на постоянные войны за передел политической карты, росли города (появились и полумиллионные: Александрия, Антиохия, Селевкия на Тигре, Сиракузы, Карфаген). По прекрасным персидским дорогам текли товары. Только с этого момента начинается экономическая роль рабства. Процветали науки, внедрялись изобретения. Можно было путешествовать, заниматься предпринимательством, разбогатеть. Но то, что впечатляло Восток, не могло устроить Грецию - греки помнили свободу. С оглядкой на богов, но все же самостоятельно определяли и направляли они свою жизнь. Положение подданных, постоянные войны лишали их этой возможности. Изменение в воспитании Угасание политической жизни в бывших полисах совпало с изменениями в деле воспитания. Резкое имущественное расслоение повлекло за собой расслоение образовательное: тип и уровень образования оказались в зависимости от экономического и социального положения. Впервые появилась интеллигенция как сословие. С умственным расслоением общества стал невозможен всенародный подъем, который одухотворял праздники и жизнь прошлых эпох. Особенностью новых праздников было то, что народ на них из участника превратился в зрителя. Космополитизм Гражданин вольного полиса уступил место «гражданину мира» (космополиту), деятельность которого протекала во вселенной, «ойкумене», как ее понимало тогдашнее человечество — именно так трактовалось духовное главенство Греции. Но одновременно эти «граждане мира» вынуждены были сочетать свое высокое предназначение с участью бесправных подданных новоявленных владык, правящих на манер восточных деспотий. Архитектура В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В столицах эллинистических государств воздвигаются дворцовые постройки. Широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях (как частных, так и общественных). Стены зданий украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи. В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах. Скульптура В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Эллинистические мастера проявляют повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени - динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы - в Пергаме, на Родосе, в Александрии. К наиболее значительным произведениям относятся: рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), " Ника Самофракийская"; скульптурные группы " Лаокоон", " Фарнезский бык": портрет Демосфена, не дошедший до нас бронзовый Родосский Колосс высотой 35 м. Эллинские государства, возникшие в IV в. до н.э., существовали сравнительно недолго. Уже во II-I вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии. Поэзия и литература Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших городов породили особый вид поэзии - идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит (конец IV - 1-я пол. III в. до н.э.). В его идиллиях на фоне природы показана жизнь деревенских людей, в основном пастухов. И если у Феокрита еще не чувствуется сентиментальность, то в дальнейшем идиллия вырождается в идеализацию пастушеского быта - буколическая поэзия. Филология В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и т.п. Драматургия Вместе с крушением полиса исчезает политическая комедия, на смену ей приходит реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (ок 343 - ок. 291 гг. до н.э.). Широкое распространение в эллинистическую эпоху получают так называемые мимы - короткие драматические сценки из жизни обычных горожан. Наиболее известным автором мимов был Герод. Библиотеки и музеи Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. Историография Другой областью, где честность стала поистине созидающей силой, была историография. У греков впервые появляется понятие исторической истины («Истина — око истории» — Полибий), понятие, которое показалось бы бессмысленным историографам Востока, прославлявшим исключительно деяния и победы своих царей, но молчавшим об их бесславии и поражениях. Геродот, Фукидид, Полибий и их преемники на римской почве Цицерон, Тацит, Светоний, — никогда не нарушали этого канона античной историографии, сложившегося еще в 6 в. до н. э. Архимед В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Для этого времени типичен такой ученый, как знаменитый Архимед (ок. 287 -212 гг. до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел букву " пи" для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. Велика заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий. Ученые Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1855; Нарушение авторского права страницы