Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экспериментальная работа по формированию исполнительских навыков игры на кларнете у учащихся ДМШ г. Усть-Каменогорска



Методика проведения эксперимента.

Целью проведения эксперимента является:

– выявление уровня владения исполнительским дыханием у учащихся младших классов на духовых инструментах в детской музыкальной школе

– проведение цикла упражнений, способствующих формированию правильного, рационального исполнительского дыхания у учащегося младших классов на духовом инструменте в детской музыкальной школе

– выявление уровня сформированности дыхательного аппарата и исполнительского дыхания

после специального внедрения различных видов упражнений.

Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Все эти этапы представляли собой неразрывную последовательность.

Констатирующий этап ориентировал нас на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров. Главная цель — зафиксировать реалии, которые были исходными для формирующего этапа, целью которого являлось создать и проверить эффективность разработанной системы упражнений, направленной на формирование исполнительского дыхания музыканта-духовика, учащегося в младших классах детской музыкальной школы, которые, по мнению педагога, должны были повысить достигнутый уровень. На контрольном этапе был проведен срез, который позволил судить об эффективности предложенной системы упражнений.

 

 

В ходе эксперимента необходимо было отследить уровень сформированности рационального исполнительского дыхания у учащегося младших классов на духовом инструменте в детской музыкальной школе, установить наиболее часто встречающиеся ошибки техники исполнительского дыхания и предложить систему упражнений, помогающих эти ошибки устранить.

Эксперимент проводился на базе КГКП «ДМШ№1». Всего констатирующим экспериментом было охвачено 9 учащихся первого года обучения.(5 учащихся - экспериментальная группа, 4 учащихся - контрольная группа).

Задания констатирующего этапа были сформулированы следующим образом.

 

Блок 1

Проверяется умение учащихся правильно и рационально пользоваться дыханием и диафрагмой как при исполнении пьес, так и без инструмента. Показателем обученности является владение исполнительским дыханием и правильное выполнение упражнений для развития дыхательного аппарата, правильной постановки опоры, быстрого и глубокого вдоха, плавного и длительного выдоха. Исполнение отрывка музыкальной пьесы с использованием рационального исполнительского дыхания.

 

 

Работа считается выполненной, если ученик выполнил поставленные задачи правильно.

 

 

Блок 2

 

Анализ

 

Выявление основных ошибок, их классификация.

Констатирующий этап показал, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при исполнении длинных музыкальных фраз (т.е. при исполнении длинных отрывков ученик забывает о правильно поставленном исполнительском дыхании отвлекается на музыкальный текст, из-за нерегулярного выполнения дыхательных упражнений и малого их количества исполнительское дыхание не доведено до машинального использования)

 

Таблица 1

 

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента

Умения и навыки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

Анализ работ учащихся показал, что при исполнении пьес и выполнении дыхательных упражнений они допускали следующие ошибки: при исполнении пьес, протяжных нот и гамм учащиеся забывали об игре на «опоре», не рационально использовали выдыхаемую струю воздуха, струя выдыхаемого воздуха должна выходить, плавно, равномерно, единой линией, без колебаний, у учащихся струя воздуха была не стабильна и не протяжительна, что говорит о малом уделении времени на дыхательные упражнения данные педагогом.

Это и много другое учитывалось при составлении упражнений для формирующей части эксперимента.

 

Формирующий этап эксперимента проводился в детской музыкальной школе у учащихся по классу кларнета и занимал на уроках специальности около 5 минут. Целью этого этапа было внедрить систему упражнений, направленных на коррекцию техники исполнительского дыхания, т.е. проверить ее эффективность. За основу была принята система дыхания йогов, описанная в статье В.Иванова, доктора искусствоведения, профессора Московского государственного университета культуры и искусств «Секреты вдоха и выдоха »

Материал был распределен следующим образом.

 

Блок I.

 

Целью данного блока было развитие мускульной памяти у учащихся первого класса. Здесь нами были использованы упражнения, развивающие дыхание по системе йогов. Работа состояла из нескольких этапов.

 

1 этап: Ученик должен принять исходное положение стоя. Корпус прямой, плечи развёрнуты, руки не напряжены. Сначала следует положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой - на живот. Затем через рот сделать глубокий, небыстрый вдох так, чтобы передние и боковые стенки живота выпятились вперёд и в стороны, поднимая одновременно вашу ладонь. После этого начинает наполнять воздухом среднюю и верхнюю часть лёгких, расширяя верхнюю часть груди, поднимая соответственно этому положенную на неё ладонь. Далее, удерживая брюшной пресс и грудную клетку в положении глубокого вдоха, задерживает дыхание на некоторое время (считая, например, мысленно и не быстро до трёх), затем начинает делать медленный, желательно по возможности продолжительный выдох через узкую щель губ. Можно представить, что вы как бы дуете на горящую свечу, пытаясь погасить огонь. При выдохе нужно стараться как можно дольше не опускать грудь, то есть удерживать её во вдыхательном положении. Упражнение повторять без перерыва 5-8 раз.

 

2 этап: На следующий урок была проверено усвоилось ли проделываемое упражнение и правильность его выполения. Переход к новому этапу и упражению. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Приседая, ученик должен сделать полный глубокий вдох, затем, задержав дыхание на фазе выдоха, встать и слегка наклониться вперёд, упираясь руками в верхнюю часть бёдер. В этом положении ученику нужно энергично втянуть, а потом быстро расслабить переднюю стенку живота.

3 этап: Проверка пройденного. Переход к данному третьему этапу. Следующее упражнение выполняется в том же исходном положении, что и предыдущее упражнение. Ученик делает короткий вдох с одновременным выпячиванием живота, затем задерживает дыхание и начинает подтягивать живот (диафрагма начинает подниматься).

Затем расслабляет мышцы брюшного пресса и производит выдох. Мысленный счёт должен вестись медленно, постепенно увеличивая фазу задержки дыхания. Данное упражнение выполняется без перерыва 4-6 раз.

 

Блок II.

 

При реализации этого блока преследовалась следующую цель — развитие, т.е. создание в памяти ученика четкого представления о работе дыхательного аппарата и умение контролировать его. Кроме тактильной информации учащиеся получали зрительную информацию, у детей развивалось чувство правильного «опорного» исполнения. Учащиеся были оснащены музыкальными инструментами блокфлейтами. Работа включала следующие этапы:

 

1 этап: Дети перед началом игры на инструменте выполняют дыхательные упражнения описанные выше.

 

2 этап: Учащиеся после выполнения упражнений приступают к исполнению протяженных нот и на практике показывают приобретенные навыки.

Показателем обученности считается безошибочное владением основной частью исполнительского дыхания.

 

 

Блок III.

 

Цель этого блока заключается в закреплении полученных сведений. Во время работы по этому блоку учащиеся закрепляли навыки, отработанные на первых двух блоках. Здесь контролировался правильный, быстрый, полномерный вдох, плавный равномерный, рациональных выдох. Контроль над исполнением на «опоре». Работа считалась выполненной, если учащиеся могли безошибочно и правильно использовать приобретенные навыки.

 

На контрольном этапе исследования был проведен контрольный срез, по результатам которого мы могли бы судить об эффективности реализованной системы упражнений на формирование исполнительского дыхания. Основное внимание, как и на первом этапе исследования, уделялось умению учащихся правильно и рационально пользоваться дыхательным аппаратом как при исполнении пьес, так и без инструмента. Были составлены следующие задания контрольного этапа.

Блок I.

 

Проанализировать умения учащихся пользоваться исполнительским дыханием. Показателем правильного исполнения являлось исполнение одного протяженной ноты на «опоре», без вибрации в звучании, соблюдении правильной работы дыхательного аппарата исполнителя, исполнение ряда нот, гамм с теми же требованиями, исполнение музыкальной пьесы с полученными навыками.

Работа считается выполненной, если учащийся выполнил все поставленные задачи.

Блок II

Анализ музыкального исполнения учащихся на наличие или отсутствие ошибок в умении грамотно пользоваться дыхательным аппаратом при игре. Классификация ошибок в соответствии с составленной таблицей, основой которой является исполнение с правильным использованием дыхательным аппарата. Анализ результатов контрольного среза свидетельствует о том, что в ходе эксперимента удалось в среднем на 15% улучшить дыхательную технику учащихся экспериментальной группы, по сравнению с учащимися контрольной группы.

 

Анализ результатов контрольного среза отражен в таблице 2:

 

 

Таблица 2.

 

 

Умения и навыки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

 

Таким образом, в экспериментальной группе, как мы и предполагали, при наличии дополнительной работы по улучшению уже сформированных дыхательных исполнительских навыков наблюдаются изменения. В контрольной группе результаты остались прежними или ухудшились (См. Таблицу 3).

 

 

Таблица 3. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Умения и навыки

Констатирующий этап

Контрольный этап

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

 

 

Следовательно, выработка грамотного, рационального исполнительского дыхания – это достаточно трудоемкая работа. Эта работа связана прежде всего с психофизическими особенностями детей, указанная в отчете экспериментальная группа – наглядное тому подтверждение, если не уделять должного внимание упражнениям на развитие исполнительского дыхания, то при исполнении пьес у детей возникает недопонимание правильного пользования дыханием. Таким образом, необходима четко структурированная и методически обоснованная система упражнений, которую мы и попытались реализовать в ходе формирующего этапа эксперимента.

 

Выводы по главе II

Упражнения помогают учителю формировать исполнительский навык учащихся. Разнообразие упражнений позволяет ученику в полном спектре ощутить правильную работу дыхательного аппарата. Чем больше упражнений выполняет ученик, тем более понятна становится ему вся система исполнительского дыхания, тем четче он ощущает ее на себе.

Методика обучения имеет богатый арсенал приемов обучения правильной постановке дыхательного аппарата. И реализация, и эффективность вышеуказанных приемов при обучении детей правильному исполнительскому дыханию зависит от знаний учителя и его мастерства, а также от учета индивидуального подхода к каждому из детей.

Безусловно, ученик должен правильно владеть исполнительским дыханием. Однако следует помнить, что постановка дыхания требует внимательного наблюдения за работой его исполнительского дыхания и дыхательного аппарата в целом, так же требующая опыта учителя, и всякий раз, обучая ребенка надо быть крайне осторожным, так как не правильная постановка дыхания и «опоры» могут привести к таким заболеваниям как например грыжа. Но а самым важным является тот факт, что необходимо убедить ребенка в том, что он сможет исполнять произведения с более красивым и стабильным звуком и тембром. Немаловажным условием совершенствования исполнительского дыхания являются причины возникновения ошибок при исполнении и приемы их устранения.

Анализ состояния работы в области исполнительского дыхания убедил в необходимости составления программы экспериментального обучения, которая была апробирована в учебном процессе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время в методике обучения игре на духовых инструментах одной из актуальных проблем является проблема обучения учащихся начальных классов правильной постановке исполнительского дыхания. Актуальность данной проблемы обусловлена прежде всего тем, что юный музыкант не относится с должным вниманием к проблеме правильного и рационального исполнительского дыхания и в будущем сталкивается с препятствиями в этой части исполнительского мастерства. Исполнительское дыхание для обучающихся в музыкальной школе детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля, тренировки, систематических занятий, до тех пор пока органы дыхания не начнут работать при игре машинально. Все эти трудности носят как физиологический, так и психологический и методический характер.

При поступлении ребенка в музыкальную школу меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым для него учебным нагрузкам. Поэтому при обучении детей исполнительскому мастерству в целом должны учитываться индивидуально-психологические особенности каждого ученика.

Педагог в своей деятельности должен использовать не один, а комплекс методов, показывать на своем примере правильную работу органов дыхания. Не менее важным является установление причин, по которым были допущены те или иные ошибки.

Таким образом, данного исследования нашла свое подтверждение в ходе проведения эксперимента, где нами учитывались все вышеуказанные условия и положения.

Следовательно, большая роль в формировании исполнительских умений принадлежит системе приемов работы, а также мастерству и знаниям учителя.

 

Заключение

Проявившаяся в последние годы тенденция гуманизации образования не могла не затронуть и образование музыкальное. Интерес к творческому наследию выдающихся педагогов и исполнителей в сфере кларнетного искусства обусловил возможность анализа, обобщения и систематизации методов развития исполнительских способностей и навыков учащихся разных возрастных групп.

В первой главе диссертационного исследования представлен исторический обзор развития инструмента «кларнет», особенностей немецкой и французской систем и использования различных видов в оркестровой практике.

Осуществленный в исследовании аналитический обзор многогранной деятельности наиболее известных исполнителей и педагогов-кларнетистов прошлого и современности доказательно подтверждает, что методика лучших представителей отечественной кларнетной школы отличается стремлением к единству художественного и технического развития молодых музыкантов.

Анализ исполнительских приемов ведущих мастеров позволил выделить следующие рекомендации: в художественном воспроизведении музыки следует ориентироваться на активный и строгий слуховой контроль; добиваться скоординированности всех игровых движений исполнительского аппарата; уделять внимание метро-ритмической стабильности; осваивать прием в единстве мышечно-двигательного ощущения с звуковысотным эталоном и темброво-динамическим представлением.

В диссертации обобщен и систематизирован опыт существующих современных методик обучения кларнетистов (как на начальном этапе, так и на этапе подготовки профессиональных исполнителей).

 

Опытно-экспериментальная работа позволила создать дидактическую описательную модель подготовки исполнительского дыхания у учащегося духовика.

В ходе исследования на основе анализа литературы и личного практического опыта автора были выделены и обобщены некоторые ведущие методические принципы: технические задачи, при всей их важности, не должны отвлекать ученика от проникновения в образно-музыкальный строй произведения; весомым фактором в приобретении мастерства игры на кларнете является ежедневное исполнение гамм, этюдов и упражнений; в процессе занятий с учащимися особенное внимание следует уделять главным составляющим профессионального мастерства кларнетиста (звук, штрихи, дыхание, метроритм, интонация, музыкальная фразировка и др.).

Обогащению современного репертуара и созданию художественно-творческой атмосферы на занятиях в значительной мере может способствовать издание в последние годы новых сборников этюдов и произведений для кларнета.

1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта /Э.Б.Абдуллин. М.: Академия, 2002. - 272 с.

 

2. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. М.: Музыка, 2006. - 336 с.

3. Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования /Э.Б.Абдуллин. М.: Прометей, 1990.- 188с.

4. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 334с.

5. Алыпванг, А.А. П.И.Чайковский / А.А.Алынванг. М.: Музыка, 1970. -815с.

6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев. -Л.: ЛГУ, 1969. 339с.

7. Апатский, В.Н. О динамике на фаготе /В.Н.Апатский // Методика обучения игре на духовых инструментах.: сб.науч.тр./ Музыка. М., 1971. -Вып.З. - С.93 - 122.

8.Albert R. Rice The Baroque Clarinet. — Oxford: Clarendon Press, 1992. — С. 79. — ISBN 0195169549

9.Albert R. Rice The Baroque Clarinet. — Oxford: Clarendon Press, 1992. — С. 81. — ISBN 0195169549

10. Albert R. Rice The Baroque Clarinet. — Oxford: Clarendon Press, 1992. — С. 97. — ISBN 0195169549

11.Weston, Pamela. Clarinet Virtuosi of the Past. — London, 1971

12.Артемьев С. Е. Кларнетовый концерт в европейской музыке XVIII века: от Мольтера к Моцарту. ― Нижний Новгород, 2007

13.Albert R. Rice The Clarinet in the Classical Period. — Oxford University Press, 2003. — С. 150.

14.Albert R. Rice The Clarinet in the Classical Period. — Oxford University Press, 2003. — С. 149.

15.The Clarinetist-Composers of Nineteenth-Century Italy: An Examination of Style, Repertoire and Pedagogy (англ.)

16.Полное собрание сочинений Моцарта, том VIII

17.Comparing Published Editions of Mozart's Clarinet Concerto, K. 622 (англ.)

18.Eric Simon. Weber's Clarinet Compositions

19.David Lindsey Clark Appraisals of original wind music: a survey and guide. — Greenwood Publishing Group, 1999. — С. 175. — ISBN 0-313-30906-X

20.Полное собрание сочинений Вебера (нем.)

21.Rossini Bassoon concertos [RH]: Classical CD Reviews- Dec 2002 MusicWeb(UK)

22.George Toenes. Richard Mü hlfeld

23.David Lindsey Clark Appraisals of original wind music: a survey and guide. — Greenwood Publishing Group, 1999. — С. 195. — ISBN 0-313-30906-X

24.Guy Dangain. Debussy et la Rhapsodie pour clarinette (фр.)

25.Jean Gallois Charles-Camille Saint-Saë ns. — Editions Mardaga, 2004. — С. 368. — ISBN 9782870098516

26.Stan Stanford Clarinet Recordings (Historic) // Frank W. Hoffmann Encyclopedia of recorded sound. — CRC Press, 2004. — Т. 1. — С. 190. — ISBN 9780415938358.

27.UNM Department of Music:: Department Areas:: Brass Percussion Woodwind:: Woodwind:: Clarinet:: Repertoire

28.Clarinette. Catalogue thé matique. ― Alphonse Leduc, Paris

29.Colin James Lawson Mozart, clarinet concerto. — Cambridge University Press, 1996. — С. 91. — ISBN 9780521479295

30.Alan Hacker (Conductor, Clarinet) — Short Biography

31.Маслов Р. А. The History of Russian Clarinet Perfomance (англ.). Проверено 9 января 2011. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.

32.Бухаркин П. Е. Три века Санкт-Петербурга: энциклопедия в трёх томах. — СПб: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. — С. 540. — ISBN 9785846500525

33.Pamela Weston Clarinet Virtuosi of the Past. — Hale, 1971. — С. 70. — ISBN 9780709124429

34.Pamela Weston More clarinet virtuosi of the past. — Fentone Music Limited, 1982. — С. 66― 67. — 392 с. — ISBN 9780950625911

35.Francois-Joseph Fetis Biographie universelle des musiciens et bibliographie generale de la musique. — Libr. de Firmin Didot freres, fils et Cie, 1860. — С. 216.

36.Стасов В. В. Статьи о музыке. — Москва: Музыка, 1974. — С. 401.

37.Алфавитный список лиц, окончивших курс в Московской консерватории по 1891 включительно

38.Igor Shakhman An overview of the development of clarinet performance in the Moscow Conservatory: with a discussion of exemplary players // The Clarinet. Volume 31. — International Clarinet Society, Idaho State University. Dept. of Music, 2003. — С. 75.

40.Апатский, В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика / В.Н.Апатский // Методика обучения игре на духовых инструментах.: сб.науч.тр. / Музыка. М., 1976. - Вып.4. - С. 11 - 31.

41. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика /М.Г.Арановский // Проблемы музыкального мышления.: сб.науч.тр. / Музыка. М., 1974. - С.90-129.

42. Арнхейм, Рудольф. Новые очерки по психологии искусства РудольфАрнхейм. М.: Прометей, 1994. - 352с.

43. Арутюнов, Д.Б. Портреты советских исполнителей на духовых инструментах /Д.Б.Арутюнов. М.: Сов. композитор, 1989. - 159 с.

44. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки / Л.Г.Арчажникова. — М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

45. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Б.В.Асафьев. М.- Л.: Музыка, 1965. - 253с.

46. Асафьев, Б.В. Избранные труды. В 5 т. Т.5.Музыкальная форма как процесс /Б.В.Асафьев. М.: Музыка, 1957. - 388с.

47. Асафьев, Б.В. О симфонической и камерной музыке / Б.В.Асафьев. Л.: Музыка, 1981.-215с.

48. Асафьев. Б.В. О музыке XX века / Б.В.Асафьев. Л.: Музыка, 1982. -198с.

49. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю.К.Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 189с.

50. Бабанский, Ю.К. Педагогика /Ю.К.Бабанский. М.: Просвещение, 1988. - 608 с.

51. Баранцев, А.П. Мастера игры на кларнете Петербургской-Ленинградской консерватории /А.П.Баранцев. Петрозаводск, 1989. - 163с.

52. Баранцев, А.П. Обучение игре на духовых инструментах в России конца XVIII начала XX веков: автореф. дис. канд. искусствовед.: /

53. A.П.Баранцев; Гос.Лен. коне. Л.: ГЖ, 1974. - 24с.

54. Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л.А.Баренбойм. Л.: Музыка, 1979. - 284с.

55. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л.А.Баренбойм. Л.: Музыка, 1973. - 138с.

56. Барсова, И.А. Книга об оркестре / И.А.Барсова. М.: Музыка, 1978. -207с.

57. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 384 с.

58. Бернстайн, Л. Музыка — всем / Леонард Бернстайн; пер. с англ.

59. B.Н.Чемберджи. -М.: Сов. Композитор, 1978. -260с.

60. Библер, В.С.На гранях логики культуры / В.С.Библер. М: Гнозис, 1997.-440 с.

61. Библер, B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика и культура /В.С.Библер. -М.: Прогресс, 1991.- 176 с.

62. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / В.С.Библер. М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

63. Благодатов, Г. В. Кларнет / Г.В.Благодатов. М.: Музыка, 1965. - 82с.

64. Блинова, М.П. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности /М.П.Блинова // Вопросы теории и эстетики музыки.: сб.науч.тр. Л., 1967. - С.170-190;

65. Болотин, С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах /С.В.Болотин. М.: Радуница, 1995.-358с.

34. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования /Е.В.Бондаревская. Ростов-на Дону.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. - 352 с.

35. Божович, Л.И. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И.Божович, Л.С.Славина. М.: Знание, 1979. - 96с.

36. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование / А.В.Брушлинский. М.: Мысль, 1979. - 230с.

37. Брянцева, В.Н. С.В.Рахманинов / В.Н.Брянцева. М.: Сов.композитор, 1976.-644с.

38. Буяновский, В.М. М.Н.Буяновский валторнист и педагог /В.М.Буяновский // Методика обучения игре на духовых инструментах.: сб.науч.тр. - Музыка. -М., 1976. - Вып. 4. - С. 188 - 195.

39. Ванслов, В.В. Об отражении действительности в музыке. М.: Музгиз, 1953.-236 с.

40. Волков, Н.В. Основы управления звучанием при игре на кларнете: автореф. дис.канд. искусствовед.: 16.02.87 / Н.В.Волков; Ленингр. гос. коне. -Л., 1987.-27с.

41. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л.С.Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

42. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. М.: Просвещение, 1967. - 315с.

43. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. М.: Искусство, 1968.-576с.

44. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я.Гальперин // Исследования мышления в советской психологии: сб.науч.тр. /Моск. гос. ун-т. М., 1966. -С.237-276;

45. Гальперин, П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия / П.Я.Гальперин // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека: сб.науч.тр./ Моск. гос. ун-т. М., 1975. — С.28-36;

46. Гарбузов, Н.Н. Зонная природа динамического слуха / Н.Н.Гарбузов. -М.: Музыка, 1955. 197с.

47. Глинка, М.И. Полное собрание сочинений. Т. 1.Записки / М.И.Глинка. -М.: Музыка, 1973. 297с.

48. Гейнрихс, И.П. Музыкальный слух и его развитие / И.П.Гейнрихс. М.: Музыка, 1978.-215с.

49. Горбачев, В.П. Двойное staccato на язычковых духовых инструментах / И.П.Гейнрихс // Методика обучения игре на духовых инструментахб сб.науч.тр./ Музыка. М., 1966. - Вып.2. - С. 112 - 181.

50. Гордеева, Е.М. Композиторы «Могучей кучки» / Е.М.Гордеева. М.: Музыка, 1986. -287с.

51. Готсдинер, A.JI. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: автореф. дис.докт. псих, наук: 08.09.89 / А.Л.Готсдинер; Мое. гос. ун-т. М.: МГУ, 1989. - 45с.

52. Дебюсси и музыка XX века: сб. статей. — JL: Музыка, 1983. — 247с.

53. Диков, Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах / Б.А.Диков. М.: Гос. муз. издат., 1962. - 116с.

54. Диков, Б.А. Методика обучения игре на кларнете / Б.А.Диков. М.: Музыка, 1983. - 192с.

55. Диков, Б.А. Настройка духовых инструментов / Б.А.Диков // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч. тр. / Музыка. М., 1976. -Вып.4. -С.71 -85.

56. Диков, Б.А. Проблемы теории и практики исполнительства на кларнете системы Т.Бема: автореф. дис.д-ра искусствовед.: 27.11.86 / Б.А.Диков; Мое. гос. коне. М.: МГК, 1986. - 45с.

57. Диков, Б.А. О дыхании при игре на духовых инструментах / Б.А.Диков. М.: Музыка, 1956. - 72с.

58. Диков, Б.А. О работе над гаммами / Б.А.Диков // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. /Музыка. М., 1966. - Вып.2. -С.211 -231.

59. Диков, Б.А. Школа игры на кларнете (системы Т.Бема) /Б.А.Диков. -М.: Музыка, 1975. 163с.

60. Диков, Б.А. О штрихах духовых инструментов / Б.А.Диков // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. /Музыка. М., 1966. -Вып.2. -С. 182-210.

61. Докшицер, Т.А. Штрихи трубача / Т.А.Докшицер // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. / Музыка. М., 1976. - Вып.4. -С.48 -70.

62. Друскин, М.С. Игорь Стравинский / М.С.Друскин. Л.: Сов.композитор, 1979. - 229с.

63. Ерёмкин, Г.З. Методика первоначального обучения игре на фаготе / Г.З.Еремкин. М.: Музыка, 1963. - 82с.

64. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И.Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. - 159с.

65. Зись, А.Я. В поисках художественного смысла / А.Я.Зись. М.: Искусство, 1991.-350 с.

66. Зись, А.Я. Искусство система искусств - художественная культура / А.Я.Зись // Советская музыка. - 1983. - №12. - С. 45 - 50.

67. Зись, А.Я. О комплексном изучении искусства / А.Я.Зись // Методологические проблемы современного искусствознания: сб.науч.тр. / Наука. М., 1986.-С. 152-160.

68. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.В.Иванченко. М.: Смысл, 2001. - 264 с.

69. Ивашкин, А.В. Беседы с Альфредом Шнитке / А.В.Ивашкин. М.: Классика-ХХЗ, 2003. - 316 с.

70. История, теория и практика исполнительства на духовых и ударных инструментах: тезисы докладов / Ростов-на-Дону: РИО АОЗТ Цветная печать, 1997.- 159с.

71. Кабалевский, Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. М: Изд-во Книга, 2004. - 192 с.

72. Каган, М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. -440 с.

73. Каган, М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе / М.С.Каган // Музыка в школе. 1987. - №4. - С. 28 - 32.

74. Каган, М.С. Музыка в мире искусств / М.С.Каган // Советская музыка. -1987.- №1.- С. 26-38;

75. Каган, М.С. Философия культуры / М.С.Каган. СПб.: Петрополис, 1996.- 416 с.

76. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования: сб. науч ст.- М.: Педагогика, 1978.-208 с.

77. Кедров, Б.П. О синтезе наук / Б.П.Кедров // Вопросы философии. -1973.- №3.- С. 75-78.

78. Красавин, В.Н. Амбушюр кларнетиста / В.Н.Красавин //Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр./Музыка. — М., 1964. — Вып.1. С. 125 - 132.

79. Кремлёв, Ю.А. Очерки по эстетике музыки / Ю.А.Кремлев. М.: Советский композитор, 1972. — 272 с.

80. Куров, H.J1. Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств: автореф. дисс.канд.пед. наук: 21.12.05 / Н.Л.Куров; Мос.гос.ун-т к-ры и иск-в. М.: РИО МГУКИ, 2005. - 24с.

 

81. Леонов, В. И. Роль ощущений в исполнительском процессе фаготиста /В.И.Леонов //Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: сб. науч. тр. /ГМПИ им.Гнесиных. М., 1990. - Вып. 103. - С. 109-121.

82. Ливанова, Т.Н. Западно-европейская музыка XVII XVIII веков в ряду искусств /Т.Н.Ливанова. - М.: Музыка, 1977. - 528 с.

83. Ливанова, Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом (исследования и материалы). В 2 т. Т. 1 / Т.Н.Ливанова. М.: Гос. муз. изд-во, 1952. - 535 с.

84. Лихачёв, Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачёв. М.: Искусство, 2000. -440 с.

85. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура /А.Ф.Лосев. М.: Республика, 1990. - 525 с.

86. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIXbb.) / Ю.М, Лотман. - СПб.: Искусство, 2002.- 413 с.

87. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры / Ю.М.Лотман. -СПб.: Искусство, 2002. 768 с.

88. Мазель, Л.Л. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики / Л.Л. Мазель. М.: Сов. композитор, 1978. - 352 с.

89. Маслов, Р.А. Исполнительство на кларнете (XVII- начало ХХв.в.): автореф. дис. д-ра искусствовед.: 02.04.98 / Р.А.Маслов; РАМ им.Гнесиных.- М.: РИО РАМ им. Гнесиных, 1998. 49с.

90. Маслов, Р.А. История исполнительства на кларнете (XIII начало XX в.в.) / Р.А.Маслов. -М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. - 122с.

91. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы- теории / М.И.Махмутов. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.

92. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Медушевский.- М.: Композитор, 1993. 262 с.

93. Медушевский, В.В. Как устроены художественные средства музыки? / В.В.Медушевский // Эстетические очерки: сб. науч. тр. М., 1977. - Вып. 4.- С. 83 84;

94. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В.Медушевский. М.: Музыка, 1976. - 256 с.

95. Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Б.С.Мейлах. М.: Искусство, 1985.-318 е.;

96. Мозговенко, И.П. О выразительности штрихов кларнетиста / И.П.Мозговенко // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. / Музыка. М., 1966. - Вып.2. - С.50 - 72.

97. Музыкальный словарь Гроува. М.: Практика, 2001. - 1095с.

98. Мюльберг, К.Э. Исследование некоторых компонентов техники кларнетиста: автореф. дис. канд. искусствовед.: 19.05.78 / К.Э.Мюльберг; Гос. муз.-пед. инст-т им. Гнесиных. Киев, 1978. - 25с.

99. Мюльберг, К.Э. Путь к совершенству игры на кларнете / К.Э.Мюльберг. Одесса: изд-во КП ОГТ, 2003. - 86с.

100. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383с.

101. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В.Назайкинский. М.: Владос, 2003. - 248 с.

102. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г.Нейгауз. М.: Музыка, 1982. - 299с.

103. Николаева, А.И. К проблеме понимания музыкального стиля: научное исследование / А.И.Николаева. М.: МПГУ, 1999. - 61 с.

104. Оконь, В.М. Основы проблемного обучения / В.М.Оконь. М.: Просвещение, 1968. - 368 с.

105. Онеггер, А. О музыкальном искусстве / Артюр Онеггер; пер. с франц. -М.: Музыка, 1979. -263с.

106. Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки / Е.М.Орлова. М.: Музыка, 1985.-367 с.

107. Орлова, Е.М. Методические заметки о музыкально-историческом образовании в консерваториях / Е.М.Орлова. М.: Музыка, 1983. - 62 с.

108. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогиче

ских колледжей / ред-сост. Г.Ш. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.

109. Петров, В.В. Концерт для кларнета с оркестром Моцарта / В.В.Петров // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. /Музыка. -М., 1976. Вып. 4. - С. 150 - 195.

110. Пианисты рассказывают: сб. публикаций. М.: Сов. Композитор, 1988. -Вып.З.- 173с.

111. Платонов, Н. И. Методика обучения игре на флейте / Н.И.Платонов // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. / Музыка. -М., 1966. Вып. 2. - С. 11 - 48.

112. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев. М.: Педагогика, 1976. - 274с.

113. Психология музыкальной деятельности: учебное пособие / ред.-сост. Г.М. Цыпин. М.: Академия, 2003. - 368 с.

114. Пушечников, И.Ф. Музыкальный звук гобоиста как основа художественной выразительности / И.Ф.Пушечников // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб.науч.тр. / Музыка. М., 1976. - Вып.4. -С. 32-47.

115. Пушечников, И.Ф. Педагогическая практика и ее роль в формировании музыканта-педагога / И.Ф.Пушечников // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: сб. науч. трудов / ГМПИ им.Гнесиных. -М., 1990. Вып 103. - С. 16 - 27.

116. Рапацкая, JI.A. Космос и человек в русской художественной культуре / Л.А.Рапацкая // Культура. Образование. Педагогика искусства: сб. науч. тр. / МГОПУ им. М.А. Шолохова. М., 2006. - Вып. 3. - 192 с.

117. Рапацкая, Л.А. Основные этапы развития русской музыки в системе художественной культуры / Л.А.Рапацкая. М.: МГЗПИ, 1989. - 59 с.

118. Рапацкая, Л.А. Пути внедрения межпредметных связей в курс истории русской музыки / Л.А.Рапацкая // Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки: сб.науч.тр. / МГЗПИ. М., 1980. - С. 39 - 53.

119. Рапацкая, Л.А. Русское искусство XVIII века / Л.А.Рапацкая. М.: Просвещение, 1995. - 191с.

120. Рапацкая, Л.А. Художественная культура России: от Древней Руси к золотому веку / Л.А.Рапацкая. М.: Вентана-Графф, 2000. - 352 с.

121. Рапацкая, Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: дис. д-ра пед. наук: 08.11.91 / Л.А.Рапацкая. М., 1991. - 450 с.

122. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции / С.Х.Раппопорт. Л.: Музыка, 1972.-168с.

123. Рогова, А.В. Идеи становления человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX -начало XX века) / А.В.Рогова. Чита: Заб.ГПУ, 2003. - 176 с.

124. Розанов, С.В. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах / С.В.Розанов. М.: Гос. муз. изд-во, 1938. - 51с.

125. Рыжкин, И.Я. Всегда в поиске (о творческом пути Федотова Авангарда Алексеевича) / И.Я.Рыжкин. М.: РИО РАМ им.Гнесиных, 2005. - 42с.

126. Рыцарева М.Г. Композитор Д.Бортнянский / М.Г.Рыцарева. — JL: Музыка, 1979. 254с.

127. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С.И.Савшинский. JL: Музыка, 1964. - 187с.

128. Самарин, Ю.А. Воображение школьника / Ю.А.Самарин. Л.: ЛГУ, 1974. - 80с.

129. Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века / Д.В.Сарабьянов. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 320 с.

130. Соколов, А.С. Ведение в музыкальную композицию XX века / А.С.Соколов. -М.: ВЛАДОС, 2004. 231 с.

131. Соловцов, А.А. Николай Андреевич Римский-Корсаков / А.А.Соловцов. М.: Музыка, 1984. - 399с.

132. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в 2 т. / А.Н.Сохор. Л.: Советский композитор, 1980. - Т. 1-2.

133. Сохор, А.Н. Музыка культура - музыкальная культура / А.Н.Сохор // Советская музыка. - 1978. - №3. - С. 83 - 86;

134. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура / А.Н.Сохор. М.: Советский композитор, 1975. - 202 с.

135. Степанов, А.А. Особенности темброобразования кларнета: автореф. дис. канд. искусствовед.: 29.05.89 / А.А.Степанов; Лен. гос. коне. Л.: ЛГК, 1989.-24с.

136. Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности / Н.В.Суслова, В.М.Подуровский. М.: ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

137. Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К.С.Станиславский. -М.: Искусство, 1961. 865с.

138. Старчеус, М.С. Слух музыканта / М.С.Старчеус. М.: МГК им. ПИ. Чайковского, 2003. - 640с.

139. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф.Талызина. М.: Академия, 2003. - 288 с.

140. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения зна<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.169 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь