Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Место кларнета в музыкальной культуре



В музыкальной культуре самое раннее известное сочинение с участием кларнета было указано Альбертом Райсом [7]: , оно представляло собой два сборника арий неизвестного автора, написанных для двух одинаковых инструментов (среди возможных составов указываются и два кларнета) были опубликованы в Амстердаме между 1712 и 1715. В 1716 году в партитуре оратории «Торжествующая Юдифь» Антонио Вивальди применил два инструмента, обозначенных как clareni. Предполагается [8], что в данной партитуре композитор имел в виду именно кларнеты, таким образом, эта оратория может считаться первым известным случаем применения кларнета в качестве оркестрового инструмента. Антонио Вивальди в своих произведениях использовал кларнеты ещё три раза: в концертах RV556 («Святой Лоренцо»), RV559 и RV560 (тональность данных произведений до-мажор) предусмотрены два инструмента, однако в последних двух сочинениях у них нет самостоятельной партии, их роль заключалась в дублировании партии гобоев, а во второй редакции «Святого Лоренцо» кларнеты были исключены композитором из партитуры.[9].
В первой половине XVIII века кларнет, будучи на техническом уровне очень неидеальным инвентарем с маленьким спектром и неровным звучанием, возникал в оркестре только эпизодически. Посреди таких сочинений — месса Жана-Казимира Фабра (1720), оперы Георга Фридриха Генделя «Тамерлан» (1724) и «Ричард 1-ый» (1727), ряд произведений Райнхарда Кайзера.
Сольные выступления кларнетистов известны с начала 2-ой половины XVIII века, хотя отдельные концерты происходили и ранее: в 1742 году газета Faulkner’s Dublin Journal в первый раз упоминает выступления в Дублине венгерского музыканта по имени Чарльз (Кароль), игравшего, кроме кларнета, на валторне (это был его основной инструмент) и гобое д’амур. В течение ближайших лет он с фуррором концертировал также в других регионах Британии (последнее упоминание о его выступлении датировано 1755 годом)[10]. В это время германский композитор Иоганн Мельхиор Мольтер (1695—1755) пишет для кларнета 6 концертов, считающиеся первыми в истории сольными произведениями для этого инструмента[11].
В конце 1740-х годов кларнеты возникают в оркестре Александра Ла Пуплиньера во Франции. Посреди кларнетистов этого оркестра выделялся своим мастерством Гаспар Прокш, для которого, предположительно, написан Концерт Иоганна Стамица, в 1754― 55 годах дирижировавшего этим оркестром[12]. Концерт Стамица стал первым в истории, написанным для «огромного» кларнета in B и использовавшим весь используемый тогда спектр инструмента: более трёх октав (концерты Мольтера созданы для кларнета in D, по сегодняшним меркам считающегося малым, и затрагивают только верхний регистр).
В 1758 кларнеты были введены в Маннгеймский оркестр ― один из наилучших в Европе тех пор. Композиторы Маннгеймской школы, работавшие с этим оркестром, стали включать партии кларнетов в свои сочинения, но в большей степени для подмены либо дублирования партий флейт и гобоев, только время от времени поручая им самостоятельные партии.
Невзирая на всё ещё усмотрительное отношение к кларнету как к оркестровому инструменту (в большинстве оркестров кларнетисты совсем отсутствовали прямо до 1780― 1790-х годов), композиторы писали для него многочисленную концертную литературу. Понятно более сотки композиторов XVIII века ― создателей концертов для кларнета[13]. Посреди их ― Иоганн Стамиц и его отпрыск Карл, Франц Ксавер Покорливы, Иоганн Ванхаль, Эрнст Айхнер, Леопольд Кожелух, Михаэль Гайдн, Франц Антон Хофмайстер, Игнац Плейель и многие другие. Нередко в качестве композиторов выступали сами кларнетисты-виртуозы: Иоганн Генрих Бакофен, Франц Тауш, Йозеф Бер, Джон Мэгон, Жан Лефевр, Мишель Йост. Йост, считающийся основателем французской школы игры на кларнете, является создателем 14-ти концертов. В 1770 году была написана 1-ая в истории соната для кларнета, её создателем стал итальянский композитор Грегорио Широли[14].
Значительную роль в становлении кларнета как настоящего инструмента и расширении его репертуара сыграл Вольфганг Амадей Моцарт. Он познакомился с кларнетом, предположительно, в 1764 году, работая с партитурой одной из симфоний К. Ф. Абеля, а сам в первый раз использовал кларнеты в 1771 году в Дивертисменте KV113[14], и потом ещё в 2-ух в 1773 году. В этих сочинениях партии кларнетов относительно несложны: Моцарт мог рассчитывать лишь на наличие инструментов с обычным пятиклапанным механизмом. Только с начала 1780-х он начал более интенсивно использовать этот инструмент: все оперы, начиная с «Идоменея», подразумевают внедрение кларнетов. В то же время Моцарт только в один прекрасный момент употребляет кларнеты в церковной музыке (в Kyrie KV341; в Реквиеме задействованы не кларнеты, а два бассетгорна), довольно изредка ― в симфониях (вначале исключительно в № 31 и № 39, потом кларнеты также были добавлены композитором в № 35 и № 40) и фортепианных концертах (№№ 22, 23 и 24). Кларнет возникает и в камерной музыке Моцарта: в серенадах для духовых KV361, KV375, KV388, Квинтете для духовых с фортепиано KV452, Трио с альтом и фортепиано Es-dur KV498 (1787), Квинтете для кларнета и струнных A-dur KV581 (1789). Два последних произведения создавались в расчёте на выполнение известного кларнетиста, друга композитора, Антона Штадлера, и подразумевали внедрение кларнета с расширенным вниз спектром. Несколько сочинений, в каких предполагалось обширное применение кларнета и бассетгорна, композитор не окончил[15].
Для Штадлера же Моцарт написал Концерт для кларнета с оркестром ― последнее своё оркестровое сочинение, оконченное за несколько месяцев до погибели. Этот концерт, считающийся одним из наилучших в репертуаре кларнета за всю его историю[16], был в первый раз исполнен Штадлером 16 сентября 1791 года в Праге.
В 1760-х — 1780-х годах кларнет вошёл в состав придворных духовых ансамблей, так именуемых Harmoniemusik, состоявших, обычно, из 2-ух гобоев, 2-ух кларнетов, 2-ух фаготов и 2-ух валторн (время от времени с добавлением других инструментов). Такие ансамбли были очень популярны в то время и располагали широким репертуаром. Пути развития этих ансамблей привели в предстоящем к формированию духовых оркестров и камерных духовых квинтетов (канонический состав — флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна), где потом кларнет занял существенное место.
XIX век
Пришествие эры романтизма в музыке ознаменовалось не только лишь конфигурацией музыкального стиля, да и улучшением способностей музыкальных инструментов, в том числе и кларнета. Композиторы направили своё внимание на улучшенный инструмент и сделали ряд сочинений, до сего времени входящих в репертуар кларнетистов.
Неотъемлемую часть кларнетного репертуара составляют произведения Карла Марии фон Вебера. Он в первый раз использовал этот инструмент в качестве солирующего в марте 1811 года, когда, приехав в Мюнхен, познакомился с кларнетистом баварского придворного оркестра Генрихом Йозефом Берманом. Концертино Es-dur, написанное за некоторое количество дней и исполненное Берманом 5 апреля, имело большой фуррор и в том же году Вебер написал два огромных концерта для кларнета (f-moll, op. 73, и Es-dur, op. 74), а через некое время ― Варианты с фортепиано B-dur, op. 33 и Квинтет со струнными в той же тональности, op. 34. Они все также были посвящены Берману[17]. Ещё одно сочинение Вебера ― Большой концертный дуэт Es-dur, op. 48, ― написано для другого известного кларнетиста тех пор ― Иоганна Симона Хермштедта.
Веберу также приписывались отысканные в 1943 году Интродукция и тема с вариантами для кларнета и струнного квартета B-dur, но в 1976 Ульрих Рау обосновал, что это сочинение принадлежит перу Йозефа Кюффнера (1776― 1856) и является одной из частей его Квинтета, op. 32[18]. Непонятно авторство Вебера и в Дивертисменте для кларнета с оркестром, также ещё одном Концертино[19]. Не считая того, композитор собирался написать 3-ий концерт, но эти планы не осуществились.
Людвиг Шпор написал для кларнета четыре концерта и несколько других сочинений. Они на техническом уровне сложны и подразумевают не только лишь виртуозную технику исполнителя, да и внедрение новейших тогда моделей кларнета. Первым их исполнителем стал Иоганн Симон Хермштедт. Джоаккино Россини в самом начале творческой карьеры, в возрасте 18 лет, написал два цикла вариантов для кларнета с оркестром, из которых более известны Интродукция и тема с вариантами B-dur[20].
Посреди наименее узнаваемых и пореже исполняемых сочинений сих пор ― концерты Саверио Меркаданте и Кароля Курпиньского, камерные и концертные произведения Карла Готлиба Райсигера.
По-прежнему, некие кларнетисты сами придумывали для собственного инструмента. Броским примером является шведский музыкант Бернхард Хенрик Круселль, создатель трёх концертов для кларнета с оркестром и ряда других произведений. В жанре фантазий на оперные темы работали итальянские кларнетисты: Бенедетто Карулли (1797― 1877), его ученики Эрнесто Каваллини и Луиджи Басси, также Фердинандо Себастьяни, Доменико Ливерани, Гаэтано Лабанки и другие[14].
В камерной музыке кларнет использовали Бетховен (Трио с виолончелью и фортепиано; Квинтет для духовых и фортепиано; Септет для струнных и духовых; дуэты для кларнета и фагота), Шуберт (Октет для струнных и духовых; трио «Пастух на горе» для голоса, кларнета и фортепиано), Глинка («Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепиано), Мендельсон (Соната для кларнета и фортепиано; два Концертштюка для кларнета, бассетгорна и фортепиано), Шуман (Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано; «Сказочные повествования» для кларнета, альта и фортепиано). Антон Рубинштейн и Николай Римский-Корсаков написали квинтеты для схожего состава: флейта, кларнет, фагот, валторна и фортепиано.
Важную часть кларнетного репертуара эры позднего романтизма составляют произведения Иоганнеса Брамса. Композитор обратился к кларнету в поздний период творчества, причём до того он не придумывал ничего в течение года, решив окончить композиторскую карьеру. Познакомившись в 1891 с кларнетистом майнингенского придворного оркестра Рихардом Мюльфельдом, Брамс написал для него Трио a-moll с виолончелью и фортепиано и Квинтет h-moll со струнным квартетом, а три года спустя ― две сонаты с фортепиано (f-moll и Es-dur)[21]. Другие важные сочинения конца XIX ― начала XX веков: написанное под воздействием Брамса Трио d-moll Александра фон Цемлинского, Интродукция и рондо Шарля Видора, три сонаты Макса Регера.
Концертный репертуар для кларнета 2-ой половины XIX века небогат. Можно отметить Концертштюк для кларнета с духовым оркестром Н. А. Римского-Корсакова (1878), Романс Р. Штрауса (1879), Канцону С. И. Танеева (1883), Канцонетту Г. Пьерне (1888), два концерта Й. Ф. Гуммеля[22].


Чайковский- Рассказ Франчески
С начала XIX века кларнет является неизменным участником симфонического оркестра. Его соло, как светлого и неунывающего, так и драматического нрава, встречаются в произведениях Бетховена (Четвёртая и Восьмая симфонии), Вебера (увертюры к операм «Свободный стрелок» и «Оберон»), Шуберта (Неоконченная симфония), Берлиоза (Умопомрачительная симфония), Глинки (опера «Иван Сусанин», фантазия «Камаринская»), Мендельсона (Шотландская симфония), Даргомыжского (опера «Русалка»), Вагнера (опера «Смерть богов»), Верди (оперы «Луиза Миллер», «Травиата», «Сила судьбы»), Брамса (3-я симфония), Дворжака (Девятая симфония), Римского-Корсакова (сюита «Шехеразада», оперы «Снегурочка» и «Золотой петух»), Пуччини (опера «Тоска»), Сибелиуса (1-ая симфония), Глазунова (балет «Времена года»), Рахманинова (2-ой фортепианный концерт, 2-ая симфония), Респиги («Пинии Рима»). Необъятные сольные эпизоды поручает кларнету П. И. Чайковский: в Первой, Четвёртой, Пятой и 6-ой симфониях, симфонической фантазии «Франческа да Римини» (начало среднего раздела ― «рассказ Франчески»), опере «Евгений Онегин», балете «Спящая кросотка».
XX век
В XX веке кларнет остался одним из самых нужных инструментов в музыке. Способность выражать самые различные настроения и чувства и техно подвижность как и раньше завлекали к этому инструменту внимание композиторов самых различных стилей и направлений.
Высокие технические требования предъявляют к оркестровым кларнетистам сочинения Р. Штрауса, Равеля, Стравинского. Ответственные сольные эпизоды находятся в произведениях Бартока (балет «Расчудесный мандарин»), Прокофьева (5-ая и Шестая симфонии), Шостаковича (Восьмая, Девятая и Десятая симфонии).
Многие сочинения создавались композиторами, вдохновлёнными исполнением выдающихся кларнетистов-виртуозов. Клод Дебюсси написал свою Первую рапсодию для Проспера Мимара[23], а Камиль Сен-Санс в последний год собственной жизни (1921) сочинил Сонату для кларнета и фортепиано, посвятив её доктору Парижской консерватории Огюсту Перье[24]. Одним из более выдающихся кларнетистов XX века был Бенни Гудмен, джазовый музыкант, с фуррором исполнявший также традиционные произведения. В сотрудничестве с ним и в расчёте на его выполнение были написаны концерты Копленда, Хиндемита, Мийо, «Прелюдия, фуга и риффы» Бернстайна, трио «Контрасты»Бартока[25].
Как и раньше принципиальное место кларнет занимает в камерной музыке. В поисках новых звучаний композиторы стали обширно использовать его в самых различных сочетаниях: со струнными и фортепиано («История бойца» Стравинского, трио Кшенека, Хачатуряна, Бартока, квартеты Хиндемита и Мессиана, Увертюра на еврейские темы Прокофьева), с другими духовыми (трио Кёклена, Ибера, Вилла-Лобоса, квинтеты Шёнберга и Нильсена, Октет Стравинского и др.), в смешанных составах (Квартет Веберна для скрипки, кларнета, тенорового саксофона и фортепиано, Квинтет Прокофьева для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса, «Ода» Денисова для кларнета, фортепиано и ударных)[26].
Многообразна концертная литература XX века для кларнета. К жанру концерта для кларнета обращались Карл Нильсен, Аарон Копленд, Дариюс Мийо, Джеральд Финци, Сергей Василенко, Мечислав Вайнберг, Уолтер Пистон, Джон Корильяно, Кшиштоф Пендерецкий и многие другие авторы[26].
Для кларнета и фортепиано в XX веке писали Альбан Берг, Богуслав Мартину, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Пауль Хиндемит, Франсис Пуленк, Леонард Бернстайн, Алан Хованесс. Сольный репертуар кларнета существенно пополнился благодаря традиции Парижской консерватории заказывать конкурсные произведения известным французским композиторам, посреди которых в различные годы были Клод Дебюсси, Андре Мессаже, Анри Рабо, Габриэль Гровле, Раймон Галлуа-Монбрён, Эжен Бозза, Жанин Рюфф[27]. Многие из этих произведений в предстоящем получили самостоятельную жизнь и нередко исполняются в концертах.
Огромное количество произведений было написано композиторами XX века для кларнета без сопровождения. Хотя 1-ый узнаваемый опыт в этом жанре принадлежит ещё Антону Штадлеру (Три каприса, написанные в 1808 году)[28], только в XX веке такие произведения получили полноправное место в репертуаре кларнета. Знаковое сочинение этого жанра ― Три пьесы И. Ф. Стравинского (1919). Позже были написаны Каприччио Г. Зутермайстера, «Плач» А. Хованесса, «Пучина птиц» О. Мессиана (треть «Квартета на конец времени»), сонаты З. Карга-Элерта, Дж. Кейджа, Ж. Тайфер, В. Артёмова, Э. Денисова, Т. Олаха. Во 2-ой половине столетия такие сочинения нередко подразумевают внедрение новейших приёмов игры («Domaines» П. Булеза, «Свет» Ф. Донатони, «Секвенция IXa» Берио)[26].
Сначала 1970-х годов возрос энтузиазм кларнетистов к аутентичному выполнению на инструментах XVIII—XIX веков. Стараниями британского кларнетиста Алана Взломщика в 1972 был сотворен ансамбль древней музыки «The Music Party», в который были введены исторические кларнеты[29]. Посреди музыкантов, играющих и записывающихся с историческими инструментами, кроме Взломщика известны Энтони Пэй и Ханс Дайнцер.
Джаз
Бенни Гудмен со своим оркестром
Кларнет — один из главных инструментов джаза. В особенности обширно он употреблялся на ранешних шагах становления этого стиля, в новоорлеанский период. В предстоящем, с возникновением свинга и бибопа, кларнет уступил своё место саксофону (кроме ансамблей-диксилендов, играющих джаз в классической манере). Посреди выдающихся джазовых кларнетистов ― Сидней Беше (1890—1959), Джонни Доддс (1892—1940), Джимми Нун (1895—1944), Пи Уи Расселл (1906― 1969), Барни Бигард (1906—1980), Арти Шоу (1910—2004), Вуди Херман (1913—1987), Эдди Дэниелс (р. 1941). Одним из самых узнаваемых музыкантов этого жанра является Бенни Гудмен (1909― 1986), который кроме джаза с фуррором исполнял и традиционные сочинения, в том числе посвящённые ему композиторами-современниками.
В современном джазе всё почаще употребляется бас-кларнет. Одним из первых популяризаторов этого инструмента был саксофонист Эрик Долфи (1928—1964), посреди современных музыкантов следует именовать Джона Сермана (р. 1944), чьим главным инвентарем тоже является саксофон.
Не обошли кларнет своим вниманием и композиторы традиционной музыки, использовавшие элементы джаза в собственных сочинениях: именитая «Голубая рапсодия» («Rhapsody in Blue») Джорджа Гершвина начинается с соло кларнета, написанного в традициях джаза тех пор. Соло кларнета звучит также в мюзикле Гершвина «Пусть гремит оркестр» («Strike Up The Band»), одним из первых исполнителей этой партии был Бенни Гудмен. Джазовые приёмы применены в «Эбони-концерте» Стравинского, концертах Копленда и Хиндемита, цикле «Прелюдия, фуга и риффы» Бернстайна и других сочинениях.
Народная музыка
Схожие кларнету инструменты употребляются в народной музыке Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Прибалтики, Балкан. В главном это цилиндрические трубки, изготовленные из естественных материалов — дерева, буковых стеблей, костей и т. п., на которых размещаются несколько отверстий. Звучащий элемент (язычок) у их, обычно, представляет собой обычный надрез у 1-го из концов. Народные кларнеты могут быть двойными (игра ведётся сразу на 2-ух трубках), в Африке встречаются инструменты, которые держат горизонтально.
Современный «европейский» кларнет просочился в народную музыку различных регионов — испанской Кантабрии (обычно употребляют малый кларнет, именуемый «pito», сопровождаемый малым барабаном — «tambor»), французской Бретани и других. В Бразилии этот инструмент аккомпанирует (совместно с другими инструментами) народные танцевальные представления и участвует в городских ансамблях пользующейся популярностью музыки — «шоро», в Швеции может подменять на свадьбах скрипку. Кларнет — один из основных инструментов еврейского клезмера, где употребляются самые различные типы техники, основанные на различных положениях губ, четвертитоновых интервалах, восходящих и нисходящих глиссандо и др. Посреди узнаваемых кларнетистов этого жанра — Нафтуле Брандвейн, Гиора Фейдман, Давид Кракауэр, Герман Гольденштейн.
В народной музыке Болгарии, Румынии и Греции кларнет также находит обширное применение. Он нередко звучит на свадьбах, деревенских праздничках, также на «современных» концертах с ролью народных инструментов. Обычно, балканские кларнетисты употребляют открытые мундштуки и лёгкие трости, таким макаром получая специфичное звучание: большое вибрато, бессчетные «декорации» и др. Одним из узнаваемых балканских фольклорных кларнетистов является болгарин Иво Папазов.
В XX веке кларнет стал одним из основных инструментов в турецкой музыке, часто используясь заместо зурны. Турецкие кларнеты длиннее обыденных (они звучат в строе G, транспонируя на кварту вниз) и нередко изготовляются из металла, что придаёт их звучанию особенный спектр. Популяризации кларнета в Турции содействовал Шюкрю Тунар (1907― 1962), а посреди современных музыкантов более известен Мустафа Кандирали.
Гигантскую роль кларнет играет в народной и пользующейся популярностью музыке Армении. Практически все армянские музыканты отдают предпочтение кларнету германской системы. На нём играет большая часть сольных партий.
Кларнет в Рф
Ранешний период
Возникновение кларнета в Рф относится к середине XVIII века. Первыми кларнетистами были германские и чешские музыканты, приглашённые на службу в императорскую капеллу: Кристоф Ланкаммер, Карл Приятель, Йозеф Гримм (1750—1831), Георг Бруннер (1750—1826), Карл Манштейн. С 1764 года кларнетистом в придворном оркестре был 1-ый российский кларнетист Фёдорвей Ладунка. В 1779, 1780 и 1781 в Рф гастролировал выдающийся германский кларнетист-виртуоз Иоганн Йозеф Бер, а с 1784 занимал пост камер-музыканта при русском дворе[30].
На рубеже XVIII—XIX веков с гастролями в Россию приезжали наикрупнейшие европейские кларнетисты — австриец Антон Штадлер (1794)[31], швед Бернхард Хенрик Круселль (1801)[32], позже — португалец Жозе Авелину Канонжия (1819)[33], германец Генрих Йозеф Берман (1822, 1823, 1832)[34], бельгиец Арнольд Йозеф Блез (1842 и 1847)[35]. Посреди российских кларнетистов этого периода необходимо подчеркнуть солиста Правительского театрального оркестра в Москве П. И. Титова (1796—1860), интенсивно концертировавшего до середины XIX века, и петербуржца Миши Тушинского (1817—1852).
Развитие исполнительской школы (2-ая половина XIX века — 1917 год)
Во 2-ой половине XIX столетия развитие музыкального искусства в Рф безотступно добивалось таковой постановки обучения музыке, которая соответствовала бы запросам времени и позволяла готовить образованных композиторов, певцов и оркестровых исполнителей. Эти задачки были призваны решать Санкт-Петербургская (1862) и Столичная (1866) консерватории, также музыкальные училища Правительского российского музыкального общества.
Первыми докторами Петербургской консерватории по классу кларнета были итальянец Эрнесто Каваллини (1807—1874; доктор с 1862 по 1868 год) и Карл Христианович Нидман (1823—1901), по происхождению германец, артист оркестров Русских Императорских театров, педагог оркестровых классов придворной Вокальной капеллы. С 1897 года в Консерватории работал выдающийся кларнетист Василий Фёдорович (Вильгельм Фридрих) Бреккер.
В Столичной консерватории первым педагогом игры на кларнете с 1867 по 1872 год был Вольдемар Гут (1815—1872), солист оркестра Огромного театра. После его кончины на должность доктора был приглашён один из виднейших исполнителей и преподавателей тех пор, Карл Францевич Циммерман (1818—1891), также игравший в оркестре Огромного театра. Ученик К. Бермана, Циммерман был очень образованным человеком и блестящим музыкантом. Под его управлением консерваторию окончили 5 кларнетистов: А. А. Орлов-Соколовский, Н. Н. Лакиер, И. В. Преображенский, И. Л. Дышман и С. В. Розанов[36].
Йозеф Фридрих (1853—1916), воспитанник Пражской консерватории и солист европейских оперных театров, преподавал в Столичной консерватории с 1891 по 1916. Будучи неописуемо загруженным работой (он играл в оркестре Огромного театра и многих симфонических коллективах), Фридрих нередко не мог уделять много внимания преподавательской деятельности. Посреди его учеников — С. Бейлезон и Ф. О. Николаевский[37].
XX век
После революции перед Столичной консерваторией были поставлены задачки по коренному перестраиванию обучения и воспитания исполнителей на духовых инструментах.
В 1916 году пост доктора по классу кларнета в Столичной консерватории занял Сергей Розанов. Он сыграл самую важную роль в развитии современной школы исполнительства на духовых инструментах. Розанов интенсивно участвовал в разработке и обновлении учебных программ для студентов классов кларнета и других духовых инструментов, сам писал этюды и упражнения. В 1935 году вышла в печать его брошюра «Методика обучения игре на духовых инструментах» — 1-ая научно-методическая работа такового плана в СССР. Ему также принадлежит «Школа игры на кларнете», обширно использующаяся при обучении и сейчас.
Посреди учеников Розанова — солисты ведущих оркестров и будущие доктора консерватории, преподававшие позже. В числе их А. В. Володин и А. Г. Семёнов. Их ученики ― В. А. Соколов, Л. Н. Михайлов, Р. О. Багдасарян, Б. Ф. Прорвич, В. В. Зверев и многие другие ― в свою очередь, представляют последующее поколение кларнетистов Столичной консерватории.
Муниципальный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (сейчас Русская академия музыки), сделанный в 1944 на базе техникума, развил отдельную ветвь столичной исполнительской школы. Одним из её основателей стал А. Л. Штарк, ученик Розанова. Посреди воспитанников ГМПИ ― РАМ им. Гнесиных ― И. П. Мозговенко, С. П. Бессмертнов, Г. И. Забара, И. Ф. Оленчик, В. Н. Пермяков и другие кларнетисты.
Исполнительская школа, сформировавшаяся в Петербурге-Ленинграде, связана с именами учеников Вильгельма Бреккера — А. В. Березина и В. И. Генслера. Любой из их воспитал многих выдающихся музыкантов: в классе Березина обучались П. Н. Суханов и В. Н. Красавин; в классе Генслера — М. М. Измайлов, В. Н. Козлов, В. П. Безрученко[38].
С 1933 года проводились всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей. Кларнетисты в первый раз приняли роль во 2-м конкурсе в 1935 году (1-ое место поделили А. В. Володин и В. И. Генслер). На интернациональной конкурсной арене русские и русские кларнетисты удачно выступают с 1947 года.

Кларнет в Казахстане

В Республике Казахстан школа игры на духовых инструментах получила развитие с середины XX века. Подготовка профессиональных музыкантов началась с открытием Консерватории им.Курмангазы в городе Алматы. Консерватория была открыта 30 апреля 1944.В 1945 г. консерватории присвоено имя выдающегося казахского народного композитора ХIX века Курмангазы Сагырбаева. На кафедре духовых и ударных инструментов в наши дни работают такие преподаватели как: Ерманов Ж.Р. - заведующий кафедрой, Айгалкаев Н, Абдрашев Б.Т, Бисенгалиев М.К, Глебов В.А, Карибаев Б, Клушкин Ю.С, Мухамбетжанов Ж.С, Нестерова О.В, Нуралы Т.К, Федянин А.А, Шубин И.Ю, Утеуов М. Ж. Из стен Консерватории им.Курмангазы выпустилось множество известных исполнителей кларнетистов.

Одним из не менее значимых высших музыкальных учебных заведений Республики Казахстан, которое подготовило плеяду исполнителей высокого уровня подготовки является Казахский Национальный Университет Искусств.

В университете активно работает кафедра духовых и ударных инструментов. В настоящее время заведующей кафедрой является дипломант Всесоюзного конкурса, обладатель медали «Ерен ең бегі ү шін» доцент Сапарова Нургуль Мухаметжановна.

 

Преподаватели кафедры являются выпускниками Алматинской Государственной консерватории им. Курмангазы, Казахской национальной академии музыки, Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, Высших школ музыки г. Цюрих (Швейцария), г. Детмольд (Германия), что говорит об их высоком профессионализме. Каждый член кафедры отмечен как дипломант или лауреат республиканских и международных конкурсов, многие преподаватели награждены медалями «Ерен ең бегі ү шін», нагрудным знаком «Мә дениет қ айраткері», юбилейными медалями.

За 15 лет кафедрой было подготовлено более 150 выпускников, которые успешно работают в музыкальных учебных заведениях и оркестровых коллективах всех регионов республики.

Овладение мастерством исполнительского искусства на основе произведений классиков, современников, композиторов Казахстана, изучение произведений высшей сложности, разнообразных по стилю и жанровым особенностям, освоение искусства исполнительской интерпретации, раскрытие артистического дарования в органичной связи с общим процессом воспитания музыканта-профессионала – вот что является первостепенной задачей кафедры.

Уровень профессионализма преподавателей наглядно виден в количестве лауреатов республиканских и международных конкурсов, а их можно насчитать сотни! Около 400 лауреатов и дипломантов в разные годы покоряли жюри и слушателей конкурсных площадок городов Казахстана, России, Молдовы, Италии, Польши, Индии, Сербии, Израиля, О.А.Э.

Педагоги кафедры, разносторонне развивая творческий потенциал своих учеников, добиваются больших успехов не только в сольном, но и в ансамблевом исполнительстве. Ансамбль блок-флейтистов «Волшебная флейта», квартет флейт «Flutesleggieres» (класс доцента Н.М.Григорьевой), квинтет деревянных духовых инструментов (класс доцента Д.А.Махпировой), ансамбль кларнетистов (класс старшего преподавателя Г.И.Исмаилова), квартет тубистов (класс старшего преподавателя А.В.Малиновского), ансамбль ударных инструментов (класс доцента Р.Г.Байжигитова) являются постоянными участниками концертных мероприятий университета.

В научной и учебно-методической работе уделяется большое внимание развитию национальной музыки, пропаганде творчества современных композиторов Казахстана. Преподавателями сделано большое количество переложений для духовых инструментов, изданы сборники, включающие произведения композиторов Казахстана, написан ряд научных статей по проблемам современного образования с учетом национальной специфики. Например: Г.И.Исмайлов «Оркестровые трудности для кларнета из произведений казахстанских композиторов»; С.Т.Уразалиев «Хрестоматия педагогического репертуара для фагота. Произведения композиторов Казахстана» вып.1; Н.М.Григорьева «Педагогический репертуар блокфлейтиста. 1-3 классы ДМШ», «Педагогический репертуар флейтиста. Пьесы. Старшие классы ДМШ», «Ә шекей». Сборник произведений современных композиторов Казахстана для флейты и фортепиано», «Транскрипции произведений композиторов Казахстана как составная часть педагогического репертуара флейтиста»; Д.М.Махпирова «Концерт для гобоя с оркестром Мансура Сагатова: особенности содержания. Методические рекомендации по исполнению»; А.В.Малиновский «Комплекс ежедневных упражнений для тубы»; С.В.Жоров «Ансамбли для медных духовых инструментов: трио, квартеты, квинтеты», «Выписки из оркестровых партий»; Р.С.Оразалы «Хрестоматия педагогического репертуара. Пьесы казахстанских композиторов для кларнета. Выпуск 1».

Большое значение отводится лекционным занятиям на государственном языке. На современном этапе развития профессиональной мобильности в сфере исполнительского искусства коллектив кафедры активно вовлечен в процесс, направленный на установление двустороннего взаимовыгодного сотрудничества с коллегами и деятелями искусства Казахстана и стран зарубежья. Только за последние годы были проведены встречи, лекции и мастер-классы с выдающимися исполнителями-музыкантами: флейта – Тригви Петерсон (США), Ясуо Ямамото (Япония), Хельга Кастер (США), Льюис Мейреллес (Португалия), Массимо Мерчелли (Италия), Александр Корнеев (Россия), Джузеппе Нова (Италия); гобой – Николай Неретин (Россия), Танатар Нуралы (Казахстан), Тимур Ткишев (Казахстан); кларнет – Мишель Летьек (Франция), Сюзанна Тирк (США), Евгений Варавко (Россия), Олег Лапидус (Англия); фагот – Николас Кастер (США), Валерий Попов (Россия); саксофон – Маргарита Шапошникова (Россия); валторна – Дариуш Микульский (Польша); труба – Рем Гехт (Россия), Юрий Клушкин (Казахстан), тромбон – Анатолий Скобелев (Россия), Анатолий Федянин (Казахстан), ударные инструменты – Станислав Скачинский (Польша); дирижер Роберт Гуттер (США).

Преподаватели кафедры проводят концерты, открытые уроки в музыкальных учебных заведениях Астаны, Алматы, Караганды, Павлодара, Усть-Каменогорска, Новосибирска. Таким образом ведется и профориентационная работа.

В настоящее время в составе кафедры работают доценты Б. Д. Далишева, Р. Г. Байжигитов, Е. К. Нургалиев, Н. М. Сапарова, Д. А. Махпирова, Н. М. Григорьева, старшие преподаватели Г. И. Исмаилов, С. В. Жоров, А. В. Малиновский, Е. А. Жакенов, преподаватели Е. Н. Мамырбаев, И. А. Григорьев, А. В. Тараскин, А. С. Токпанов, П. А. Серебряников, М. М. Сулейменов, А. Т. Нельдыбаев, А. Б. Шакенова, М. Л. Цветцих, Д. Орынгалиұ лы, Е. И. Вербич, С. К. Умаров, С.А.Далишев, Н. В. Бейсенова, М.Б.Конусбаев, В.С.Бондарчук, Т.В.Рользинг, Ю.Ю.Шевченко, Ж.Е.Жакенова, Ж.А.Желтыргузова.

Так же в каждой области Республики Казахстан

 

Исенов Тасмухан Жаксыгалиевич (1954-) В 1972 окончил музыкальную школу при Алма-Атинской консерватории (класс Б.Аспандиарова), в 1977 - Алма-Атинскую консерваторию (класс Б.Аспандиарова), с 1976 солист ЗКР симфонического оркестра Казахской ССР, с 1981 преподаватель Алма-Атинской консерватории.

Каньшин Анатолий Степанович (1940-) В 1961 окончил Душанбинское музыкальное училище (класс А.Хасанова), в 1969 - Алма-Атинскую консерваторию (класс А.Мовши, Б.Аспандиарова), в 1961-1969 артист оркестра Казахского театра оперы и балета, в 1969-1972 артист, с 1972-1995 солист ЗКР симфонического оркестра Казахской ССР.

Квардицкий Владимир Васильевич (1923-) Заслуженный артист Казахской ССР (1984), окончил Алма-Атинское музыкальное училище (класс А.Васильева), в 1955 - Алма-Атинскую консерваторию (класс П.Филатова), в 1952-1987 солист оркестра Казахского театра оперы и балета, в 1953-1963 также солист симфонического оркестра Казахской ССР.

Олейников Юрий Владимирович (1935-) Заслуженный артист РСФСР (1986), Лауреат Межреспубликанского конкурса Средней Азии и Казахстана (Алма-Ата, 1969, 1 премия). В 1955 окончил Ашхабадское музыкальное училище (класс Ф.Карвиго), в 1971 - Алма-Атинскую консерваторию (класс Р.Сабирова), в 1957-1978 солист оркестра Туркменского театра оперы и балета, с 1978 – Государственного духового оркестра РСФСР, преподаватель Московского музыкального кадетского корпуса.

Оноприенко Анатолий Алексеевич (1947-) В 1969 окончил Фрунзенское музыкальное училище (класс В.Рахимова), в 1975 - Алма-Атинскую консерваторию (класс Р.Сабирова), в 1969-1977 артист, с 1977 солист оркестра Киргизского театра оперы и балета.

Роор Константин Владимирович (1958-) Заслуженный артист Республики Киргизия (1995), Лауреат Республиканского конкурса (Фрунзе, 1980, 2 премия), в 1979 окончил Киргизское музыкальное училище (класс В.Рахимова), в 1984 – Алма-Атинскую консерваторию (класс Я.Ткаченко), в 1980-2000 солист симфонического оркестра Кигизского радио и телевидения, с 2000 в Нидерландах.

Сабиров Рустам Насырович (1932-) В 1951 окончил Алма-Атинское музыкальное училище (класс С.Лебедева), в 1958 - Алма-Атинскую консерваторию (класс П.Филатова), в 1958-1975 солист симфонического оркестра Казахской ССР, с 1976 преподаватель Алма-Атинской консерватории и музыкальной школы.

Светлов Евгений Михайлович (1936-) В 1964 окончил Фрунзенское музыкальное училище (класс П.Бондаренко), в 1969 – Алма-Атинскую консерваторию (класс А.Мовша), в 1961-1970 артист оркестра Киргизского театра оперы и балета, с 1970 солист симфонического оркестра радио и телевидения Киргизской ССР, с 1981 преподаватель Киргизского института искусств.

Ткаченко Яков Михайлович (1927-) В 1951 окончил Львовское музыкальное училище (класс А.Васильева), в 1955 – Алма-Атинскую консерваторию (класс А.Мовша), в 1955-1958 артист ансамбля песни и пляски Казахской ССР, в 1958-1959 – оркестра Челябинского театра оперы и балета, с 1959 солист эстрадно-симфонического оркестра Казахского радио и телевидения, с 1979 преподаватель Алма-Атинской консерватории.

Чернов Вячеслав Петрович (1957-) Окончил музыкальное училище г. Темиртау Карагандинской обл., затем – Алма-Атинскую консерваторию, далее - аспирантуру Московской консерватории (рук. В.Петров), солист оркестра Казахского театра оперы и балета, затем – Кемеровского симфонического оркестра, в 1987-2003 солист Волгоградского симфонического оркестра, с 2003 - оркестра Якутского театра оперы и балета.

Геллер Григорий Михайлович (1945-) В 1970 окончил Алма-Атинскую консерваторию (класс А.Мовша), с 1970 преподаватель Алма-Атинского музыкального училища, с 1985 – Алма-Атинской консерватории, ныне живёт в Австралии.

Георгиев Александр Егорович (1941-) Лауреат Межреспубликанского конкурса Средней Азии и Казахстана (Алма-Ата, 1969). В 1964 окончил Ленинабадское музыкальное училище (класс В.Семёнова), в 1969 - Алма-Атинскую консерваторию (класс А.Мовша), в 1975 – аспирантуру Московской консерватории (рук. В.Петров), с 1969 солист симфонического оркестра Киргизского радио и телевидения.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.6. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
  2. II. Время и место проведения. Заявки.
  3. V. 12. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
  4. VI.7. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ
  5. Английские предложения с местоимениями и с переводом на русский. Практика английского языка
  6. Билет 10. Сферы познания в культуре. Познавательные феномены (объяснение, понимание, рефлексия).
  7. Большое место в трудах Леонардо занимала гидравлика. Он начал заниматься гидравликой еще в ученические годы и возвращался к ней в течении всей своей жизни
  8. Борьба “Востока” и “Запада” в русской классической культуре
  9. В западноевропейской культуре
  10. В эффективной организационной культуре ценности руководства и персонала
  11. Варьирующие - признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц совокупности (возраст, успеваемость, место проживания)
  12. Вместо заключения (теоретические пояснения)


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь