Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Произведения, предназначенные для чтения и изучения



ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А. С. Пушкин. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану», «Элегия», «Вновь я посетил», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! », «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы-пустынники и жены непорочны...», «Из Пиндемонти». Поэма «Медный всадник», трагедия «Борис Годунов».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Поэт», «Я не унижусь пред тобою...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой», «Есть речи – значенье…», «Журналист, читатель и писатель».

Н. В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».

А. Н. Островский. Драма «Гроза».

Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим», «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать...», «Природа – сфинкс. И тем она верней..», «К. Б.», «Наш век», «Эти бедные селенья...», «Фонтан», «Есть в осени первоначальной…», «День и ночь».

А. А. Фет. Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыхание...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «На заре ты ее не буди…», «Облаком волнистым...», «Еще весны душистой нега...», «Заря прощается с землею...».

И. А. Гончаров. Роман «Обломов».

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

А. К. Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Коль любить, так без рассудку...», «Край ты мой, родимый край...».

Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города».

Н. А. Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Элегия» (1874 г.), «О Муза! Я у двери гроба! », «Забытая деревня», «Я не люблю иронии твоей…», «Внимая ужасам войны…», «Тройка», «Сеятелям». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать? ».

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

А. П. Чехов. Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», пьеса «Вишневый сад».

И. А. Бунин. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды! », «Последний шмель», «Седое небо надо мной…», «Слово». Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные аллеи».

А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет».

Л. Н. Андреев. Повесть «Иуда Искариот».

А. М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

В. Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

К. Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце».

А. Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».

Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай».

И. Северянин. Стихотворения: «Ананасы в шампанском…», «Это было у моря…», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин…»).

В. В. Хлебников. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Птичка в клетке», «Еще раз, еще раз…»

Н. А. Клюев. Стихотворения: «В просинь вод загляделися ивы…», «Мне сказали, что ты умерла…», «Я люблю цыганские кочевья…».

А. А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Ямбы», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Девушка пела в церковном хоре…», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…». Поэма «Двенадцать».

В. В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы? », «Послушайте! », «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка! », «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате! », «Хорошее отношение к лошадям», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Поэма «Облако в штанах».

С. А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Пушкину», «Собаке Качалова», «Я обманывать себя не стану…», «Письмо к женщине», «Я покинул родимый дом…».

М. И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихом, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине», «Мне нравится…», «Вот опять окно…», «Стихи к Чехии».

О. Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер, тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я должен жить, хотя я дважды умер...», «Это какая улица…», «Мы живем, под собою не чуя страны…».

А. А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Под крышей промерзшей пустого жилья…». Поэма «Реквием».

Б. Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Быть знаменитым некрасиво...», «Гефсиманский сад», «Рождественская звезда». Роман «Доктор Живаго».

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

И. Э. Бабель. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль».

Е. И. Замятин. Роман «Мы».

А. П. Платонов. Рассказы «В прекрасном и яростном мире», «Корова».

М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».

В. В. Набоков. Роман «Машенька».

Н. А. Заболоцкий. Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».

А. Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини…».

В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы»: «Последний замер», «Шоковая терапия» и другие (по выбору).

А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича», документально-художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ».

Ю. Трифонов. Повесть «Дом на Набережной»

В. В. Быков. Повесть «Сотников».

В. Г. Распутин. Повести «Прощание с Матерой».

Н. М. Рубцов. Стихотворения: «Звезда полей», «В горнице моей светло…», «Видения на холме», «Листья осенние».

Р. Гамзатов. Стихотворения: «Журавли», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…».

В. C. Высоцкий. Стихотворения: «Песня о друге», «Баллада о любви», «Утренняя гимнастика», «Корабли постоят – и ложатся на курс…».

Б. Ш. Окуджава. Стихотворения: «Давайте восклицать! », «Живописцы», «До свидания, мальчики! », «Песенка об Арбате».

А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Г. Де Мопассан. Новелла «Ожерелье».

Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом».

А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион».

Г. Аполлинер. Стихотворение «Мост Мирабо».

Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение литературы студентами факультета непрерывного образования необходимо, т.к. литература как искусство словесного образа — это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, человековедением, учебником жизни. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ СТУДЕНТАМИ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕНО

НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:

· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

· освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

· Задачи курса:

· - чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы;

· - формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

· - развитие целостного отношения к миру и искусству;

· - развитие специальных художественно-творческих способностей, творческого и воссоздающего воображения, образного восприятия, эстетического чувства, навыков аналитического мышления, столь необходимых будущему юристу во всех сферах профессиональной и общественной жизни;

· - воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения;

· - развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на 1 курсе факультета непрерывного образования студент должен

Знать/понимать

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

· основные теоретико-литературные понятия;

Уметь

· воспроизводить содержание литературного произведения;

· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

· определять род и жанр произведения;

· сопоставлять литературные произведения;

· выявлять авторскую позицию;

· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

· аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка студента 242 часа
Аудиторные занятия, из них:  
Уроки 156 часов
Самостоятельная работа 86 часов
Форма итогового контроля контрольная работа

Тематический план

№№ п/п Разделы (темы) дисциплины Виды учебных занятий (кол-во часов)
Уроки
  Литература XIX века Раздел I. Русская литература первой половины XIX века  
Введение. Обзор русской литературы первой половины XIX века Творчество А. С. Пушкина: лирика, поэма «Медный всадник» (трагедия «Борис Годунов» по выбору преподавателя)
Лирика М. Ю. Лермонтова
Повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», «Нос»
  Раздел II. Литература второй половины XIX века  
Обзор русской литературы второй половины XIX века Творчество А. Н. Островского: драма «Гроза», комедия «Лес»  
Лирика Ф. И. Тютчева
Лирика А. А. Фета
Творчество И. А. Гончарова: роман «Обломов»
Творчество И. С. Тургенева: роман «Отцы и дети»
Лирика А. К. Толстого
Творчество Н. С. Лескова: повесть «Очарованный странник»
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина: роман «История одного города»
Творчество Н. А. Некрасова: лирика, поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Лирика К. Хетагурова
    Творчество Н. Г. Чернышевского: роман «Что делать? » Творчество Ф. М. Достоевского: роман «Преступление и наказание»
Творчество Л. Н. Толстого: роман-эпопея «Война и мир»
Творчество А. П. Чехова: рассказы, комедия «Вишневый сад»
  Зарубежная литература второй половины XIX века. Творчество Г. де Мопассана (новелла «Ожерелье»), Г. Ибсена (драма «Кукольный дом»), поэзия А. Рембо  
  Литература ХХ века Раздел III. Литература первой половины XX века  
Обзор русской литературы первой половины ХХ века Творчество И. А. Бунина: лирика и рассказы  
Творчество А. И. Куприна: повесть «Гранатовый браслет»
Творчество Л. Н. Андреева: повесть «Иуда Искариот»
Творчество М. Горького: романтические рассказы, драма «На дне»
Зарубежная литература первой половины ХХ века: творчество Б. Шоу (пьеса «Пигмалион»), лирика Г. Аполлинера
Русская поэзия первой половины ХХ века (обзор). Русский символизм: творчество В. Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, А. Белого
Творчество А. А. Блока: лирика, поэма «Двенадцать»
Русский акмеизм. Творчество Н.С. Гумилёва
Русский футуризм. Творчество В. В. Маяковского: лирика, поэма «Облако в штанах»
Крестьянская поэзия. Поэзия Н.Клюева. Творчество С.А. Есенина: лирика, поэма «Анна Снегина»
Лирика М. И. Цветаевой
Лирика О. Э. Мандельштама
Творчество А. А. Ахматовой: лирика, поэма «Реквием»
Творчество Б. Л. Пастернака: лирика, роман «Доктор Живаго»
Творчество М.А. Булгакова: роман «Мастер и Маргарита»
Творчество И. Э. Бабеля: рассказы
Творчество Е. И. Замятина: роман «Мы»
Творчество А. П. Платонова: рассказы «В прекрасном и яростном мире», «Корова»
Творчество М. А. Шолохова: роман-эпопея «Тихий Дон»
Творчество В. В. Набокова: роман «Машенька»
Лирика Н. А. Заболоцкого
  Раздел IV. Литература второй половины ХХ века  
Творчество Э. Хемингуэя: повесть «Старик и море»
Обзор русской литературы второй половины ХХ века Лирика А. Т. Твардовского  
Творчество В. Т. Шаламова: «Колымские рассказы»
Творчество А. И. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Один день Ивана Денисовича»
Творчество Ю. В. Трифонова: повесть «Дом на Набережной»
Творчество В. В. Быкова: повесть «Сотников»
Творчество В. Г. Распутина: повесть «Прощание с Матерой»
Русская поэзия второй половины ХХ века: творчество Н.М. Рубцова, Б.Ш. Окуджавы, Р.Г. Гамзатова, В.C. Высоцкого
Творчество А. В. Вампилова: пьеса «Утиная охота»
Обзор современной литературы
ВСЕГО

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Раздел I. Русская литература первой половины XIX века

Тема 1. Введение. Обзор русской литературы первой половины XIX века. Творчество А. С. Пушкина: лирика, поэма «Медный всадник», трагедия «Борис Годунов»

Студент должен

знать:

- основные этапы развития и особенности русской классической литературы;

- основные особенности развития русской литературы первой половины XIX века;

- биографию А. С. Пушкина, основные этапы его творческого пути;

- содержание и проблематику поэмы «Медный всадник», трагедии «Борис Годунов» (по выбору преподавателя);

- проблематику и основные мотивы лирики А. С. Пушкина;

уметь:

- объяснить мировое значение русской классической литературы;

- дать определение классицизму, сентиментализму, романтизму;

- анализировать избранные стихотворения поэта;

- дать развернутую характеристику персонажей поэмы «Медный всадник» или трагедии «Борис Годунов»;

иметь представление:

- об основных темах и проблемах русской литературы XIX века.

- об особенностях реализма как нового художественного метода.

- о развитии реализма в творчестве А. С. Пушкина;

- об оценке творчества А. С. Пушкина в статьях русских критиков.

Русская литература XIX века в контексте мировой. Общая характеристика русской классической литературы, ее жизнеутверждающий пафос, художественные поиски высоких духовных ценностей. Основные темы и проблемы русской классической литературы (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Основные тенденции развития русской литературы в XIX веке, ее национальная самобытность, наследование традиций древнерусской литературы. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм как основные художественные направления и художественные методы, их творческое взаимодействие. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века.

Поэма «Медный всадник»: конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Антагонизм образов Петра I и Евгения, проблема индивидуального бунта. Многоплановость и противоречивость образа Петербурга. Своеобразие жанра и композиции поэмы.

Трагедия «Борис Годунов»: тема человеческой судьбы, власти и народа, греха и возмездия. Место образа Борис Годунов в системе персонажей трагедии. Жанровое своеобразие и проблема художественного метода. О сюжетно-композиционном и жанровом новаторстве поэмы «Медный всадник», трагедии «Борис Годунов».

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану», «Элегия», «Вновь я посетил», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! », «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы-пустынники и жены непорочны...», «Из Пиндемонти».

Жизненный и творческий путь поэта, значение творчества А.С.Пушкина для русской культуры. Художественные открытия А.С.Пушкина и основные мотивы лирики. «Чувства добрые», гуманизм, философская глубина, «вечные темы» в лирике А.С.Пушкина. Философское отношение к смыслу жизни, свободе, творчеству, любви, природе. Особенности лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Тема 2. Лирика М. Ю. Лермонтова

Студент должен

знать:

- проблематику и основные мотивы лирики поэта;

уметь:

- анализировать избранные стихотворения поэта;

иметь представление:

-об основных фактах творческой биографии М. Ю. Лермонтова.

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Поэт», «Я не унижусь пред тобою...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой», «Есть речи – значенье…», «Журналист, читатель и писатель».

Очерк жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Обусловленность характера лирики поэта особенностями времени и таланта, пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества; жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова. Развитие в лирике М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций.

Тема 3. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Студент должен

знать:

- содержание и проблематику повестей «Невский проспект» «Нос»;

уметь:

- давать характеристику отдельным персонажам повести;

- комментировать избранные фрагменты повести, содержащие описание Петербурга;

иметь представление:

- о жанровом и сюжетно-композиционном новаторстве «петербургских» повестей Н. В. Гоголя;

- об особенностях поэтики писателя;

- об отзывах критиков о творчестве Н. В. Гоголя.

Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя, образ города в «петербургских» повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях писателя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести «Невский проспект».

Отзывы критиков о творчестве Н. В. Гоголя (оценки В. Г. Белинского, И. Ф. Анненского, Д. С. Мережковского).

Раздел II. Русская литература второй половины XIX века

Тема 4. Обзор русской литературы второй половины XIX века. Творчество А. Н. Островского: драма «Гроза».

Студент должен

знать:

- основные тенденции в развитии реалистической литературы;

уметь:

- формулировать теоретическое определение реализма;

- основные сведения о жизненном и творческом пути А. Н. Островского;

- содержание драмы «Гроза»;

- особенности проблематики драмы «Гроза», комедии «Лес»;

- определять основные жанровые и сюжетно-композиционные особенности драмы «Гроза»;

- составлять развернутую характеристику главных действующих лиц драмы «Гроза»;

иметь представление:

- об основных идейно-художественных направлениях в русской критике второй половины XIX века.

Россия во второй половине XIX в. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Особая роль литературы в жизни общества, ее эстетические и нравственно-философские достижения. Литература как выражение духовных исканий русского общества. Расцвет реализма, усиление критического пафоса и гражданской проблематики в произведениях русских писателей.

«Натуральная школа» Русская журналистика второй половины XIX века. «Эстетическая» (В. П. Боткин, А. В. Дружинин), «реальная» (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев), «органическая» (А. Григорьев) критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Сатира в литературе второй половины XIX века. Мировое признание достижений русской классической литературы.

- о своеобразии системы персонажей и конфликта драмы «Гроза», комедии «Лес»;

- о содержании критических статей Н. Добролюбова, Д. Писарева, А. Григорьева и др., посвященных творчеству А. Н. Островского.

Краткий очерк жизни и творчества. А. Н. Островский - основоположник русского репертуарного театра.

Драма «Гроза» как выражение народного духа. Семейный и социальный конфликт в драме. Использование приема антитезы в пьесе. Герои пьесы. Тема «горячего сердца» и «темного царства». «Самодурство» как социально-психологическое явление. Конфликт личности с социально-бытовым укладом за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Живописность, красочность языка, важность символических образов и мотивов. «Гроза» в русской критике: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского».

Комедия «Лес» Своеобразие конфликта и система персонажей в комедии. Символический смысл названия. Сатирическое изображение жизни пореформенной России. Тема бескорыстия и денежного расчета в пьесе. Тема искусства и образы актеров. Развитие темы «горячего сердца». Идеалы народной нравственности в драматургии А. Н. Островского.

Тема 5. Лирика Ф. И. Тютчева

Студент должен

знать:

- основные факты творческой биографии Ф. И. Тютчева;

- проблематику и основные мотивы лирики поэта;

- уметь:

- читать наизусть избранные стихотворения поэта;

- анализировать избранные стихотворения поэта;

иметь представление:

- об основных особенностях развития русской поэзии середины XIX века.

Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим», «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать...», «Природа – сфинкс. И тем она верней..», «К. Б.», «Наш век», «Эти бедные селенья...», «Фонтан», «Есть в осени первоначальной…», «День и ночь».

Творчество Ф. И. Тютчева. Философская глубина лирики, напряженность поэтической мысли, драматизм звучания темы любви, природы, смысла жизни и др. Художественные открытия Ф. М. Тютчева. Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема «невыразимого». Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Особенности «денисьевского цикла». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

Тема 6. Лирика А. А. Фета

Студент должен

знать:

- основные факты творческой биографии А. А. Фета;

- проблематику и основные мотивы лирики поэта;

уметь:

- читать наизусть избранные стихотворения поэта;

- анализировать избранные стихотворения поэта;

иметь представление:

- об основных особенностях развития русской поэзии середины XIX века.

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыхание...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «На заре ты ее не буди…», «Облаком волнистым...», «Еще весны душистой нега...», «Заря прощается с землею...».

Жизнь и творчество. Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особен­ности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Красота и любовь как романтический идеал поэта. Импрессионистичность лирического переживания. Музыкальность стиха. Художественные открытия А. А. Фета.

Тема 7. Творчество И. А. Гончарова: роман «Обломов»

Студент должен

знать:

- содержание романа «Обломов»;

- особенности социальной и духовно-нравственной проблематики романа;

уметь:

- составлять сравнительную характеристику главных героев романа;

- определять сюжетно-композиционное и жанровое своеобразие романа;

иметь представление о:

- содержании критических статей, посвященных роману «Обломов».

Краткий очерк жизни и творчества И. А. Гончарова. Роман «Обломов»: История создания, особенности жанра, сюжетно-композиционной организации, художественного пространства и времени. Значение главы «Сон Обломова». Бытописание и нравоописание в романе, способы создания образов главных героев, (прием характеризующей детали, особенности портретной характеристики и др.). Своеобразие системы персонажей (использование приема противопоставления и сопоставления). Универсальные общечеловеческие черты в характерах Обломова, Штольца, Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Использование символических мотивов в романе. Тема любви в романе. Социальная и нравствен­ная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Роман в оценке русской критики: Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина? » (фрагменты); А. В. Дружинин. «Обломов», роман И. А. Гончарова» (фрагменты).

Тема 8.Творчество И. С. Тургенева: роман «Отцы и дети»

Студент должен

знать:

- содержание романа «Отцы и дети»;

- особенности конфликта и социально-философской проблематики романа;

уметь:

- определять черты новаторства романа;

- составлять сопоставительную характеристику главных героев романа;

иметь представление о:

- содержании критических статей, посвященных роману «Отцы и дети»;

Творческая история романа «Отцы и дети». Сюжет, композиция, система образов романа. Смысл заглавия и особенности конфликта романа. Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Тема народа в романе. Нигилизм и нигилисты в романе, неоднозначность образа Базарова, нового типа героя-идеолога в русской литературе. Философская и нравственно-психологическая проблематика романа: соотношение теории и жизни; тема любви, красоты и природы в романе. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Тема 9. Лирика А. К. Толстого

Студент должен

знать:

- основные факты творческой биографии А. К. Толстого;

- проблематику и основные мотивы лирики поэта;

уметь:

- читать наизусть избранные стихотворения поэта;

- анализировать избранные стихотворения поэта;

иметь представление:

- об основных особенностях развития русской поэзии середины XIX века.

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Коль любить, так без рассудку...», «Край ты мой, родимый край...».

Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Основные темы, мо­тивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях А. К. Толсто­го. Влияние фольклорной и романтической традиции. Жанровое многообра­зие творческого наследия А. К. Толстого.

Тема 10. Творчество Н. С. Лескова: повесть «Очарованный странник»

Студент должен

знать:

- содержание и проблематику повести «Очарованный странник;

уметь:

- дать развернутую характеристику образу Ивана Флягина;

- сравнить образы отдельных персонажей повести;

- анализировать с точки зрения языка и стиля отдельные фрагменты повести;

иметь представление о:

- смысле названия повести;

- особенностях сказовой манеры Лескова.

Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник»: особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы та­лантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Лескова, использование сказовой манеры.

Тема 11. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина: роман «История одного города»

Студент должен

знать:

- содержание избранных глав романа;

- социально-политическую и философскую проблематику романа;

уметь:

- сравнить образы градоначальников;

- анализировать избранные эпизоды романа с точки зрения языка и стиля;

иметь представление:

- об особенностях сатирического изображения жизни в художественном произведении;

- основных сатирических приемах (фантастика, гипербола, гротеск, ирония, сарказм).

Роман «История одного города»: иносказательность сюжета, отношения народа и власти как объект сатиры. Социально-политическая и духовно-нравственная проблематика романа. Образы градоначальников и «глуповского народонаселения». Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорно­сти народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Жанровое своеобразие «Истории». Черты антиутопии в произведении. Смысл финала. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Традиции русской сатиры в творчест­ве Салтыкова-Щедрина. Современное восприятие творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина, актуальность проблематики его произведений.

Тема 12. Творчество Н. А. Некрасова: лирика, поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Студент должен

знать:

- основные факты творческой биографии Н. А. Некрасова;

- проблематику и основные мотивы лирики поэта;

- содержание и проблематику поэмы «Кому на Руси жить хорошо»;

уметь:

- читать наизусть избранные стихотворения поэта;

- анализировать избранные стихотворения поэта;

иметь представление:

- об основных особенностях развития русской поэзии середины XIX века.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.136 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь