Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА : КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполняется как допуск к зачету по логике

Проверяется преподавателем на семинарском занятии

Объем контрольной работы – 2-5 страниц печатного текста,

шрифт Times New Roman, кегль 12

Deadline – 16 марта 2013 года

Титульный лист

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКОГО (либо другого выбранного текста) ТЕКСТА:

Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз; пер. с фр. Я.И. Свирского. – М.: Академия, 1995. – Двенадцатая серия: парадокс, с. 98–106

Контрольная работа

Выполнила:

Иванова Ольга Ивановна,

студентка 3 курса, 333 группы

факультета английского языка

Проверила:

Севостьянова Надежда Григорьевна,

доцент кафедры философии и логики

Минск 2013

Методический материал (извлечения из пособия)

Севостьянова, Н.Г. Логика: учеб.-метод. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Г. Севостьянова. – Минск: МГЛУ, 2012. – 284 с.

Разделы: Логический анализ языка – с. 18-21

Логический анализ текста: контрольная работа – с. 25-32

Логический анализ художественного текста: эссе – с. 217-227

Общая характеристика текста

Текст – это последовательность предложений, построенная по правилам данной системы языка. Текст всегда субъективен, обладает предметным значением и ценностной значимостью, имеет свою аудиторию.

Виды текста

По типу передачи информа- ции По социаль- ному предназна- чению и функциям По способу изложения По свертыва- нию информа- ции По логической форме (структуре) По уровню освоения
1. а) устный (речь) б) письмен- ный (письмо) 2. а) вер- бальный б) невер- бальный   1. Учебный 2. Научный 3. Художе-ственный 4. Деловой 5. Публици- стический 6. Синтети- ческий (философ- ский)   1. а) дедук- тивный б) индук- тивный в) проблем- ный 2. а) пер- вичный б) вторич- ный   1. а) аннота- ция б) реферат в) конспект г) реконст- рукция д) глосса- рий е) тезаурус 2. а) обзор б) критиче-ская статья в) рецензия г) эксперт- ная оценка 1. а) тексто- вый субъект (тема) б) тексто- вый преди- кат (рема) в) связность г) цельность 2. а) конста- тация б) описание в) повество- вание г) рассужде- ние 1. Уяснение 2. Уточне- ние 3. Интер- претация 4. Осозна- ние 5. Постиже- ние смысла    

 

Для публичной речи важны лексический, грамматический, фонетический состав языка; интонация и информативность; уместность, выразительность, которая усиливается при использовании тропов. Основными формами устной речи являются диалог и монолог, каждый из которых выступает в активной и пассивной модальности. Основными стилями публичной речи выступают учебный, научный, художественный, деловой, публицистический, синтетический, судебный, повседневный.

Учебный текст – это доступная для усвоения форма высказывания готового знания. Видами логического анализа учебного текста являются: контрольная работа, комментированный конспект, реферат учебный, перевод текста с иностранного языка и др.

Научный текст раскрывает проблемное поле исследования, сообщает доказанное знание и переходит к новому знанию. Видами логического анализа научного текста выступают: реферат научный, тезисы доклада на научной конференции, курсовая работа.

Художественный текст выражает ценностно-эстетические установки автора. Логический анализ художественного текста может быть выполнен в жанре эссе как творческой аналитической работы.

Деловой текст четко фиксирует данные из профессионально-деловой сферы, содержит различные инструкции и предписания.

Публицистический текст легко доступен для понимания и эмоционально окрашен.

Философский текст является синтетическим и представлен в многочисленных стилях и жанрах размышлений о мире, человеке, Боге. Рекомендуется выполнение логического анализа философского текста в жанре комментированного конспекта.

 

Логический анализ текста

предполагает определение вида текста по его предназначению (учебный, научный, философский, художественный, публицистический, деловой); способу изложения материала (дедуктивный, индуктивный, проблемный); по логической структуре (тема как субъект, рема как предикат, связность, цельность, обоснованность).

Логический анализ текста предполагает также выявление денотатов (значение), концептов (смысл), логических постоянных и переменных, их коннотаций (ситуативное значение) в конкретном дискурсе (социальная речевая практика).

Логический анализ художественного текста: эссе

Художественный текст выражает ценностно-эстетические установки автора, но при этом его логическое нормирование подчинено точности, непротиворечивости, последовательности, доказательности мышления. Авторское произведение, художественный текст многосубъектен и содержит уникальное поле аргументации.

Проза и поэзия – два типа искусства слова, различные по способу организации письма и речи художественной, являются предметом логического анализа не только с точки зрения формы, но и содержания.

Логический анализ прозы художественной в жанрах литературной сказки и романа Г.Гессе «Игра в бисер» показан в пособии на примерах учебных эссе. Едва ли не в большей степени предметом осмысления и логической интерпретации является поэзия.

Эссе учебное – творческая аналитическая работа, в данном случае философское сочинение, в ходе создания которого объединяются авторские позиции писателя и студента-исследователя. Для эссе характерны небольшой объем и свободная композиция. Однако рекомендованная структура эссе предполагает экспозицию сюжета выбранного художественного текста, реконструкцию характерных для него логических форм (концептов и тропов, высказываний и выводов), рассмотрение логических особенностей художественного дискурса. Выявление тропов по сходству (метафора, гипербола, эпитет, аллегория), по контрасту (оксюморон, литота), по смежности (метонимия, синекдоха) позволяет раскрыть единство и различие понятийности и образности, изучить языковое воплощение логических форм.

Круг авторов, творчество которых может составить предмет учебного эссе, примерно следующий.

Проза художественная: Гоголь Н.В., Салтыков-Щедрин М.Е., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Чехов А.П., Зощенко М., Бунин И.А., Соловьев В.С. Булгаков М., Ильф И., Петров Е., Аксенов В., Довлатов С., Акунин Б., Пелевин В., Токарева В., а также Г. Гессе, О. Генри, А. Кристи, Сент-Экзюпери де, А. Конан-Дойл, Э. Хемингуэй. Поэзия: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Анненский И., Тютчев Ф., Блок А., Есенин С., Пастернак Б., Ахматова А., Вознесенский А., Евтушенко Е., Бродский И., Окуджава Б., а также И. Гёте.

Логический анализ литературной сказки: эссе

 

Литературная сказка, жанр философского и художественного текста, который имеет вариативное логическое содержание и парадоксальную форму; многослойный понятийный, символический, метафорический и образный контекст, является уникальным материалом для логического анализа. Авторская сказка открыта для интерпретаций и со-творчества, и поэтому создает познавательную интригу: обнажает неявный смысл привычных вещей и явлений, расшатывает стереотипы мышления, показывает новую дискурсивную практику ex nihilo.

Ad rem. Задание на логический анализ литературной сказки предполагает выполнение нескольких приемов из следующего ряда: выделить ключевые слова и рему текста; найти основные концепты, денотаты, метафоры; составить резюме сказки; раскрыть алгоритм Цицерона; расставить логические ударения; выявить импликативные и другие высказывания; выполнить их символическую запись; сформулировать различные вопросы и «мораль сказки»; реконструировать повествование до вида логической задачи или выбрать логическую задачу из сказки; сочинить свой алгоритм «придумывания историй».

Выполните герменевтический анализ одной из хрестоматийных сказок А.С. Пушкина (1799 – 1837). Предложите свою интерпретацию «Сказки о рыбаке и рыбке», опираясь на следующие примеры.

Архетипы сказок Л. Кэрролла

В сказках Л. Кэрролла семилетняя девочка Алиса, будучи воплощением добродетелей (учтивости, приветливости, скромности, сдержанности, серьезности, чувства собственного достоинства), сохраняет душевную открытость в мире нонсенса, в Стране чудес и в Зазеркалье, куда она попадает во сне. Персонажи, с которыми она встречается, как правило, придирчивы, раздражительны и обидчивы, однако Алисе хватает здравого смысла, чтобы примириться с ситуацией, суметь перевести разговор на другую тему, удивляясь странности открывающегося перед ней мира, в котором есть своя логика.

Это мир, где все понимается буквально, где метафора лишается своего переносного значения, где между омофонами нет никакой смысловой границы, в результате чего каламбур таковым не воспринимается, а парадокс оказывается результатом безупречного логического построения. Алиса, находящаяся на полпути от детского возраста к взрослому, оказывается открыта и детству (Зазеркалье – ее сон) и культуре взрослых (свои суждения об увиденном она произносит с точки зрения общепринятых норм морали своего времени).

Болванщик (в других переводах Безумный шляпник)– участник «безумного чаепития», одержимый идеей времени, чьи часы, тем не менее, показывают число, а не час, и уже отстали на два дня, потому что были смазаны сливочным маслом, с которым в механизм попали хлебные крошки, является воплощением английского архетипа «безумен, как шляпник». В прошлом Англии использовали ртуть, пары которой токсически действовали на работников, при изготовлении фетровых шляп. Аналогичной материализацией архетипа «безумен, как мартовский заяц», является другой участник «безумного чаепития» – мартовский заяц.

Чеширский кот – персонаж, который воплощает архетип «улыбки». Его улыбка существует сама по себе. Ведь «если существуют коты без улыбки, то может существовать и улыбка без кота». За этим квазилогичным словесным оборотом кроется абсурдный смысл.

Шалтай-болтай – человек-яйцо, архетип филолога и философа, которого «не может собрать вся королевская рать». Шалтай-болтай уверяет, что может все истолковать и откомментировать, но на самом деле он не способен ничего объяснить.

Архетипы сказок А. Милна

Плюшевый медведь Винни-Пух архетип оптимиста, толстяка и поэта. Винни-Пух, он же Д. П. (Друг Пятачка), П. К. (Приятель Кролика), О. П. (Открыватель Полюса), У. И.-И. (Утешитель Иа-Иа) и Н. Х. (Находитель Хвоста) — это наивный, добродушный и скромный «Медведь с Маленькими Мозгами» (англ. Bear of Very Little Brain).

В переводе и пересказе Б. Заходера («Вини-Пух и все-все-все») Винни неоднократно говорит о том, что в его голове опилки, хотя в оригинале лишь один раз говорится о мякине (pulp). Любимые занятия Пуха — сочинять стихи и есть мед. Пуха «пугают длинные слова», он забывчив, но нередко в его голову приходят блестящие идеи. Характер Пуха, страдающего от «отсутствия разума», но в то же время «великого наивного мудреца», ряд исследователей относит к таким архетипам мировой литературы, как образы Дон-Кихота, бравого солдата Швейка, мистера Пиквика (Ч. Диккенс); а также Страшилы Мудрого из сказки Ф. Баума «Волшебник из страны Оз».

Ослик Иа-Иа – архетип пессимиста, и все, что он говорит, является иронической пародией на унывающих людей. Тщеславный Пятачок, осторожный и практичный Кролик, мудрая Сова –все герои лишены чувства юмора и серьезно подходят к любому вопросу. Они добры и ждут сочувствия и похвалы. Учатся правилам хорошего тона, дружбе и взаимопомощи.

К числу типичных приемов дилогии А. Милна относится прием «значимой пустоты» и игры с различными фикциями: в «Противоречии» (предисловие ко второй части) утверждается, что предстоящие события приснились читателю; Пуху приходят на ум «великие мысли ни о чем», Кролик отвечает ему, что дома нет «совсем никого», Пятачок описывает Слонопотама как «огромное ничто». Обе книги насыщены стихотворениями, вложенными в уста Пуха; эти стихотворения написаны в английской традиции детских абсурдных стихов —нонсенса.

В.П. Руднев анализируя текст А. Милна с помощью структурализма, подходов Л. Витгенштейна и М. Бахтина, отмечает: «эстетические и философские идеи всегда носятся в воздухе. Вини Пух появился в период самого мощного расцвета прозы XX века, что не могло не повлиять на структуру этого произведения»[3].

 

Выполните герменевтический анализ одной из сказок К. Льюиса (1898 – 1963) [4] английского филолога и медиевиста, известного философско-религиозными трактатами «Любовь», «Страдание», «Чудо». «История для детей – лучшая в искусстве форма для того, о чем ты хочешь поведать», – писал К. Льюис, автор семи евангельских сказок «Хроники страны Нарнии». Предложите свое толкование данного завершающего эпизода сказок К. Льюиса.

– Мы так боимся, что ты отошлешь нас обратно, Аслан (сказочный Лев – СНГ). Ты так часто возвращал нас в наш мир.

– Не бойтесь, – сказал Аслан. – Раве вы не догадались?

Сердца у детей подпрыгнули, в них вспыхнула надежда.

– Это была настоящая железнодорожная катастрофа, – тихо и мягко сказал Аслан. – Ваши папа и мам и все вы, как называют это в стране теней, – мертвы.

И пока Он говорил, Он все меньше и меньше походил на Льва. А то, что случилось дальше, было так прекрасно, что писать об этом я не могу. Для нас это завершение всех историй, и мы честно можем сказать, что они жили долго и счастливо. Но для них это было только началом настоящей истории. Вся их жизнь в нашем мире, все приключения в Нарнии были только обложкой и титульным листом; теперь, наконец, началась Глава Первая Великой Истории, которую не читал ни один человек на земле; Истории, которая длится вечно; Истории, в которой каждая глава лучше предыдущей[5].

Определите вид и особенности дискурса в сказке французского писателя А. де Сент-Экзюпери (1900 – 1944) «Маленький принц» [6]. Как вы думаете, почему эта сказка, написанная для взрослых, прочно вошла в круг детского чтения? Обратите внимание на архетипы притчи: Маленький принц, Пустыня, Лис, Змея, Роза, Баобаб... Выявите концепты каждой из семи историй о жителях астероидов – короле, честолюбце, пьянице, звездочете, фонарщике, географе и землянах.

Сочините сказку по алгоритму итальянского писателя Дж. Родари [7] (1920 – 1980), который утверждал, что в основе литературного творчества лежит логическое конструирование текста. Согласно В.Я. Проппу[8], действительными элементами волшебной сказки являются функции ее героев. Число таких функций ограничено (равно 31), их последовательность всегда одинакова: нанесение ущерба герою – промежуточные действия героя – восстановление нанесенного ущерба.

К примеру, один из студентов, участник учебных дебатов по тезису «Краткость – сестра таланта», придумал следующую историю.

Талант и Краткость

Жили-были брат с сестрой. Брата звали Талант, а сестру – Краткость. На диво дружно жили. Бывало, сядет брат, возьмет перо в руки – и ну писать. Весь день пишет, по десятку раз перья ломает да чернил подливает. К вечеру умается и спать ложится. Тут сестры черед приходит – перечитает она все, что брат за день написал, и ненужное ножницами вырежет. Встанет брат поутру, глядь, а на столешнице полоски бумаги разложены. Снова возьмется брат за перо, начисто все перепишет да людям снесет. Те читают, радуются и Талант с Краткостью добрым словом вспоминают.

Да только встретилась однажды Таланту девица-красавица: лицом пригожа, станом тонка, речами сладка. Популярностью ее величали. И никого для Таланта милее не стало. Сыграли они свадьбу, и привел Талант Популярность в свой дом. Невзлюбила молодая жена сестру мужа. Виданное ли дело – так тексты брата сокращать. Обиделась Краткость, собрала свои пожитки и ушла, куда глаза глядят.

Долго ли, коротко ли, родила Популярность Таланту сына. Умен был не по годам, поэтому и назвали его Любомудром. Когда сын вырос, то стал он понукать отца, чтобы тот речи его записывал. И что ни вечер – несет Популярность те листки народу на прочтение. Но стал Талант замечать, что жена его день ото дня тише и незаметнее становится. До того тонка стала, что мимо пройдешь – не заметишь. Рано домой возвращаться стала, рукописей Талантовых не раздавши. Не берут их люди – на нехватку времени ссылаются. Пришел однажды Талант домой и увидел, что сидит его благоверная у окна, а лучи солнечные сквозь нее пробиваются. Так и ушла Популярность в мир иной.

Долго горевал Талант. Затем вернулся в родные края, отыскал свою сестру Краткость и попросил ее за старое ремесло взяться. Однако Краткость позабыла свое прежнее занятие и поэтому отказала брату в помощи. С тех пор Талант так за перо и не взялся. Осталась у него одна радость в жизни – тень Популярности.

 

Логический анализ художественного текста:

Логический анализ языка

(из лекции 1. Предмет логики)

 

Мышление активный процесс отражения объективного мира с помощью понятий (имен), суждений (высказываний), умозаключений (выводов) как логических форм, выраженных в языке.

Язык – знаково-символическая система, выполняющая функции познания и общения; атрибутивная форма выражения мышления в письме и речи, говорении и слушании.

Языки делят по способу образования на естественные, искусственные и частично искусственные; по форме существования – на вербальные и невербальные.

Естественный язык может быть а) объектным языком и б) метаязыком.

Объектный язык представляет собой высказывания и выражения, описывающие предметы и явления (Пример: Вчера закончились каникулы).

Метаязык осуществляет описание и анализ другого языка (Пример: Газеты сообщили, что вчера закончились каникулы)

Искусственный язык подразделяется на а) содержательный (словесный) и б) формализованный.

Содержательный язык содержит:

- Термины, которые фиксируют понятия науки. -

- Концепты, которые являются ментальными образованиями и показывают как знание об объекте, так и отношение к нему исследователя.

- Метафоры, которые

Формализованный язык – это искусственно построенная по заранее разработанным правилам знаковая система, в которой выражения естественного языка заменены буквенными или математическими символами. В результате идеализации и абстрагирования возникают конструкты (Пример: «абсолютно черное тело», «идеальный раствор»).

Знак материальный, чувственно воспринимаемый объект, замещающий другой объект. Структуру знака образуют план выражения (предметное значение, денотат, референт) и план содержания (смысл, информация, концепт). В общем языкознании различают знаки-копии (иконические знаки), знаки-индексы, знаки-символы.

Сигнификация – отношение между означающей и означаемой сторонами знака. Коннотация – ситуативное значение знака. Процесс означивания предполагает выявление денотата, концепта и коннотативного значения знака. В логической форме мышления денотат коррелирует с объемом понятия, а концепт – с содержанием понятия.

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполняется как допуск к зачету по логике

Проверяется преподавателем на семинарском занятии

Объем контрольной работы – 2-5 страниц печатного текста,

шрифт Times New Roman, кегль 12

Deadline – 16 марта 2013 года

Титульный лист

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКОГО (либо другого выбранного текста) ТЕКСТА:

Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз; пер. с фр. Я.И. Свирского. – М.: Академия, 1995. – Двенадцатая серия: парадокс, с. 98–106

Контрольная работа

Выполнила:

Иванова Ольга Ивановна,

студентка 3 курса, 333 группы

факультета английского языка

Проверила:

Севостьянова Надежда Григорьевна,

доцент кафедры философии и логики

Минск 2013


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь