Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФТД.1 АНИМАЛИСТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА



Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050602 Изобразительное искусство:

- со специализацией «Живопись и живописная композиция»;

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Изобразительного искусства

факультета Культуры и Искусств

(протокол № 1 от 09.09.2007г.)

Зав. кафедрой

______________________________

профессор, д. п. н.Лагутина О.Р.

 

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы: Бызова А.А., к.п.н., доцент, член союза художников России

1.2 Рецензенты: Е.В.Шорохов, доктор педагогических наук, профессор (МГПУ);

Л.С. Беляева, кандидат педагогических наук, профессор (МГПУ);

Пояснительная записка

Курс «Анималистическая скульптура» тесно связан с содержанием дисциплины предметной подготовки «Скульптура и пластическая анатомия» по специальности «030800 - Изобразительное искусство».

Понятие «скульптуры» тесно связано с объемно-пространственным изображением предметов и явлений. В скульптуре преимущественно изображают человека, реже животного, но однако в 20-м веке возникают новые композиционные разновидности объектов изображения для скульптуры – пейзаж, натюрморт, абстрактная скульптура и изображения животных. Скульптурные произведения имеют физический, материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве.

Скульптура – (лат. sculpture от sculpo - вырезаю, высекаю; англ., фр. sculpture; нем. Bildhauerkunst) является одним из видов изобразительного искусства. Когда скульптура делается из камня, ее высекают, а из дерева - вырезают. Универсальное понятие скульптура может быть рассмотрена в узком (ваяние) и широком смысле (пластика). Скульптурное произведение в узком понимании слова называют ваянием, значит извлечение скульптурной формы, объема из каменного блока (мрамор, гранит и др.). Ваять - значит высекать из твердого материала скульптурную форму. В широком понимании скульптуру называют пластика, и этот термин преимущественно связывается с творчеством скульпторов, пользующихся лепкой (хотя и не исключает последующего перевода работ в твердые материалы).

На вводных лекциях рассматриваются общие теоретические вопросы анималистической скульптуры, виды и типы скульптуры, материалы и техника скульптуры. Затем рассматриваются специфические средства скульптуры анималистического жанра, характеризуются методы стилистического анализа скульптуры; общая характеристика основных аспектов анималистической скульптуры и уровней стилистического анализа; правила и приемы изображения. Раскрытие этих вопросов способствует формированию навыков оценки и анализа скульптурных произведений анималистического жанра, позволяют наиболее глубоко изучить теорию анималистической скульптуры.

В течение всего периода обучения, студенты выполняют практические задания. Каждое практическое задание реализуется через две основные формы – лабораторные аудиторные занятия и домашнюю работу. На аудиторных занятиях проводятся вводные беседы и выполняются практические задания. Лабораторные занятия по «Анималистической скульптуре» предусматривают практическую подготовку студентов по анималистической лепке с натуры и по памяти зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.

Работа так же ведется и в домашних условиях. Виды домашних работ по натурной лепке и по памяти включают в себя: а) выполнение анималистических графических набросков с натуры; б) наблюдение за зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися; в) изучение флоры по литературным источникам по биологии, биологическим рисункам; г) изучение истории произведений художников изображающих зверей.

Изобразительный материал, таблицы, помещенные в пособии, знакомят с системой различных приемов изображения животного. Методы использования таблиц зависят от задач и конкретного содержания каждого задания: а) в приемах лепки; б) с целью освоения какого-либо одного или нескольких приемов. Руководствуясь указаниями, данными в таблице, студенты могут сами изготовить стеки, каркасы или, используя тот или иной прием по-своему изобразить зверей разных семейств, птиц, земноводных, пресмыкающихся.

Цель дисциплины – формирование у студентов знаний, умений, навыков в области анималистической скульптуры.

Задачи – обучить использовать приемы лепки и средства художественной выразительности анималистической скульптуры при лепке с натуры и по памяти зверей семейства кошачьих, парнокопытных, собачьих, а так же птиц, земноводных и пресмыкающихся; закрепить знания, умения, навыки, полученные на занятиях по пластической анатомии зверей разных семейств, птиц, земноводных, пресмыкающихся; научить студентов по аналогии, самостоятельно использовать приемы лепки животных в работе с детьми в школе; научить применять метод сквозной прорисовки.

Общие учебные и специальные умения – анализировать анатомическое строение под шерстным покровом зверей и опереньем, птиц; уметь сравнивать и проводить аналогию по семействам животных; анализировать средства выразительности скульптуры и умения передавать внешние и внутренние движения и формы зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся, лепить по аналогии животных.

Формы организации обучения – предлагаемая программа предполагает со студентами лекционную, практическую работу в аудитории под руководством педагога, и самостоятельное выполнение домашних заданий по анималистической скульптуре. Одной из важнейших задач нашего образования, является приобретение всеми студентами (равных) основополагающих знаний и умений, но, однако, существуют различия в скорости восприятия и, следовательно, в о времени, требующемся для усвоения материалом отдельными студентами. Домашние задания требуют от студентов правильно распределять и планировать свое время. Если речь идет о прочности усвоения учащимися основных знаний и умений, то в первую очередь встает вопрос о том, как домашнее задание служит запоминанию материала и тренировке памяти. Развитие индивидуальности каждого студента – требование в реализации которого, домашнему заданию отводится особая роль. Говоря об оптимальном развитии каждого студента, мы имеем ввиду необходимость использования индивидуальных склонностей, способностей, сильных сторон каждого студента. Дифференцированные домашние задания, способствуют тренировке и позволяют восполнить пробелы в знаниях по анималистическому жанру. Продуманная их система дает возможность неуверенным студентам укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы до глубокой увлеченности, и тех и других научить самостоятельному познанию [Древелов Х. и др. Домашние задания: Кн. для учителя: Пер. с нем. / Х. Дреелов, Д. Хесс, Х. Век. – М.: Просвещение, 1989. – 80 с.].

Организация самостоятельной работы – изучение рекомендуемой литературы по анималистической лепке, лепка зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся с опорой на знания, получаемых на занятиях по дисциплине «Скульптура и пластическая анатомия» в разделах «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся» (альбом по пластической анатомии зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся) и «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению».

Зачет– оценка работ по текущим заданиям. В течение года все студенческие работы проверяются и оцениваются преподавателем, на основе текущих оценок в конце семестра ставится зачет. Условием зачета является наличие всех перечисленных в программе работ.

 

1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы

Требования к уровню подготовки студента,

завершившего обучение данной дисциплины

(в соответствии с требованиями ГОС ВПО):

Студент должен уметь: использовать средства художественной выразительности, скульптуры в создании скульптурных работ (выразительные качества скульптуры – композиция, технология изготовления скульптуры, передача движения, индивидуальная манера исполнения, костно-мышечное строение животного), лепить круглые и рельефные объекты с натуры, по памяти, представлению и наблюдению: зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся, создавать скульптурную композицию.

Студент должен знать: историю развития скульптуры, метод стилистического анализа скульптуры, выразительные средства скульптуры, пластическую анатомию человека, зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся – строение скелета, черепа, конечностей; мышцы головы зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся; характерные пластические движения группы мышц зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся; пропорции зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.

 

№ п/п   Шифр и наименование специальности     Курс     Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма и отчетность)
  Трудоемкость   Всего аудит.   ЛК   ПР/СМ   ЛБ Сам. раб.
050602 “Изобразительное искусство”             -   -   Зачет

1.5 Содержание дисциплины

1.5.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

 

 

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
Всего ауд. ЛК ПР/СМ ЛБ Сам. работа
Введение.    
Рисунки скульптора- анималиста.    
Передача внешних движений в лепке и рисунке зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся.    
Лепка представителей семейства кошачьих (лев, кошка, пантера и др.), собачьих (собака, волк и др.) в движении    
Лепка представителей копытных (лошадь, корова, бык и др.) в движении    
Лепка птиц (хищная птица, курица, петух, попугай и др.), земноводных, пресмыкающихся (лягушка, ящерица) в движении    
  Итого:    

 

1.5.2 Содержание разделов дисциплины

Лекция. Введение.

Объем часов, цели и задачи курса. Содержание программы курса. Скульптура как вид изобразительного искусства. Анималистическая скульптура.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ
  2. Живопись и скульптура постмодернизма. Неоэкспрессионизм,
  3. ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА, СКУЛЬПТУРА.
  4. Искусство Владимиро –Суздальского княжества(XII-XIIIвв.)Фасадная скульптура и живопись.
  5. Палеолитическая антропоморфная скульптура
  6. Памятники античной культуры классического периода. Архитектура. Скульптура
  7. Памятники античной культуры крито-микенского периода. Архитектура, скульптура. Археологический музей Ираклиона. Фрески из Кносского дворца.
  8. Памятники культуры древнеегипетской цивилизации. Архитектура и скульптура. Рельефы и росписи в гробницах и храмах.
  9. Памятники культуры Флоренции. Архитектура. Скульптура. Живопись.
  10. Первобытное искусство (скульптура, изобразительное искусство, декоративное искусство).
  11. Погребальная скульптура Древнего Китая
  12. Русская скульптура второй трети 19 - начала 20 века


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь