Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Погребальная скульптура Древнего Китая
Изобразительное искусство Древнего Китая проявляется прежде всего в погребальных памятниках, большинство из которых относится к предханьскому и ханьскому периодам. Наиболее сложной композицией обладают царские (императорские) погребения, состоящие из собственно захоронения и надземной части. Последняя включает в себя архитектурные сооружения — специальные постройки, стены (по модели городской стены), арки и, начиная с I - II вв., каменную монументальную скульптуру, образующую так называемую «дорогу духов». Такая композиция оставалась в силе на всем протяжении всей истории Китая. Императорские погребения сосредоточены в окрестностях гг. Лоян (для Поздней Хань), Чанъань/Сиань (для Ранней Хань и Тан), Нанкина (для эпохи Шести династий и начала минской эпохи) и Пекина (для второй половины минской эпохи и для Цин). Погребения знати тоже включали в себя надземную часть в виде насыпи, каменного изваяния или стелы. Для позднеханьских погребений восточного прибрежного района характерно наличие специфических надземных сооружений — цытаны, сложенных из каменных плит, покрытых рельефами. Среди монументальной погребальной скульптуры ханьского времени преобладают изображения (349) фантастических животных — так называемые «крылатые львы», которые в действительности воспроизводят хищного зверя из семейства кошачьих (леопард? ) с другими зооморфными деталями: рог на голове, крылья, змеевидный хвост. В дальнейшем «крылатые львы» дополнились рядом других фантастических образов — «крылатый конь», «единорог-цылинь» и т. д. Изображения собственно льва (шицзы) появились в китайском погребальном искусстве в IV -VII вв., причем в двух основных позах: «сидящий» и «идущий» лев. Первые известные образцы антропоморфной каменной скульптуры тоже относятся к Поздней Хань. Впоследствии в погребальный ансамбль входили изображения двух основных типов: воины и гражданские чиновники в траурном (парадном) одеянии. Начиная с танской эпохи изображения львов-шицзы стали неотъемлемой частью светской монументальной скульптуры: парные изваяния львов (лев и львица, для изображения последней характерно наличие рядом с главной фигурой фигур львят) превратились в стандартную деталь различных архитектурных ансамблей. Однако в целом монументальная скульптура продолжила свое существование в рамках именно погребального искусства — китайская культура практически не знала практики возведения мемориальных памятников в виде скульптурных изображений конкретных исторических лиц. Погребальная монументальная скульптура — каменные изваяния внушительных (до 3 м высотой) размеров, подчиняющиеся общим иконографическим принципам. Однако стиль их исполнения заметно варьирует в различных регионах. Скульптуры Центрального Китая выполнены, как правило, в строгой и лаконичной художественной манере, тяготеющей к максимальной натуралистичности. Для скульптуры (350) Юга Китая характерна подчеркнутая округлость силуэта и форм, а также обилие факультативных декоративных элементов, что соответствует общим художественно-эстетическим принципам южнокитайского «барокко». Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 1999. С. 349-351.
Начиная ориентировочно с позднечжоуского периода в Китае установилась традиция помещения в погребения глиняных (терракотовых) моделей всего, (351) что окружает человека в жизни: построек, домашних животных, колесниц, людей. Нередко такие модели образуют многофигурные пластические композиции: сцены акробатических представлений, танцев во время пиршественной трапезы, войсковые соединения, архитектурные ансамбли. Следовательно, одним из истоков китайской миниатюрной пластики тоже являлось погребальное искусство. Самым ярким и одновременно уникальным памятником древнекитайского изобразительного искусства справедливо полагается так называемая «глиняная армия Цинь-ши-хуан-ди» — огромное число выполненных из обожженной глины фигур воинов, лошадей и колесниц в натуральную величину, найденных в 1974 г. на подступах (в 1, 5 км к востоку от кургана) к погребению императора Цинь, тоже находящемуся в окрестностях г. Сиань. К настоящему времени раскопано 7000 фигур воинов (рядовые солдаты, офицеры, генералы), 600 фигур лошадей и 400 колесниц, занимающих площадь в 14, 26 кв. м. Армия изображена на марше: солдаты построены в колонны, разбитые на отделения во главе с офицером. Каждая фигура наделена четкими индивидуальными приметами: анатомические особенности и выражение лица, конфигурация прически, детали одежды (пряжки на поясах), форма кистей (352) рук, пальцев и даже ногтевых пластинок на руках. Одновременно они являются подлинными произведениями искусства — в каждом конкретном случае передаются не только внешние черты портретируемого, но и приметы его внутреннего облика. История создания, культурная семантика и символика «армии Цинь-ши-хуан-ди» остаются загадками для науки. Древнекитайская культура в известных ее образцах не содержит явных прототипов подобного рода скульптуры и даже намеков на существование в ней художественной традиции, соответствующей по своему уровню развития технологии изготовления и художественно-эстетическим достоинствам «армии Цинь-ши-хуан-ди». В письменных источниках («Ши цзи» Сыма Цяня) подробно говорится о строительстве гробницы циньского императора, в котором участвовали несколько сотен тысяч человек, и об устройстве самого погребения — огромной камеры со сводом, выложенным драгоценными камнями в виде астральных объектов (светила и созвездия), и напольным макетом ландшафта Поднебесной с руслами рек и морским бассейном, наполненными ртутью. Однако о создании и погребении глиняной армии в них умалчивается. И, наконец, известные на сегодняшний день анимистические верования древних китайцев не объясняют причины исполнения погребальных фигур в натуральную величину и наделения их строго индивидуальными приметами. Таким образом, выносить окончательные оценки уровня развития всего в целом изобразительного искусства Древнего Китая пока что преждевременно. Высока вероятность обнаружения новых археологических материалов, которые не только позволят ответить на вопросы, связанные с «армией Цинь-ши-хуан-ди», но и потребуют решительного изменения принятых в науке точек зрения на характер и типологические особенности древнекитайского изобразительного искусства. (353) Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 1999. С. 351-353. Скульптура Древнего Египта Египетская скульптура Обилие статуй в гробницах и храмах отвечает ритуальным нуждам. Функция статуй проистекает из необходимости, чтобы изображение помогало духу усопшего возвращаться к жизни. Они служили приютом для жизненной энергии усопшего, ка, и обеспечивали иную жизнь в случае исчезновения или разложения физического тела. Статуи, таким образом, представляют собой не что иное, как простую копию умершего человека. Пока имелась статуя, будь то большая или малая, жизнь скопированной натуры продолжалась в ее изображении. Ка мог при этом странствовать в потустороннем мире, но ему нужна была конкретная форма, чтобы продолжить жизнь тогда, когда он вернется из своих скитаний. Голова являет собой наиважнейшую часть фигуры, потому что она служит душе усопшего указателем того места, куда она должна помещаться. Однако отсутствует портрет в том виде, в каком мы его понимаем, то есть в качестве верного воспроизведения черт изображаемого. Сердаб служил потайным помещением, прилегавшим к погребальному помещению и предназначавшимся для статуи-опоры ка. Он предохранялся с целью защиты его от внешних факторов, способных его разрушить. Статуи устанавливались также в храмах, чтобы облегчить покойнику наслаждение и участие (88) в животворных ритуалах, поэтому сердаб имел небольшую щель на уровне глаз статуи, делавшую возможным наблюдение за церемонией из прихожей. Этим объясняется тиражирование статуй одного и того же персонажа в различных погребальных подсекциях, поскольку каждое из этих изображений должно было выполнять разные погребальные обряды, требовавшие его присутствия. Многие из этих статуй были скрыты от глаз посетителей, так как они задумывались вовсе не для созерцания. Итак, для выполнения своего священного предназначения необходимым условием являлось максимальное совершенство отделки творения. Соответствие формы и предназначения выступало основополагающим принципом всей египетской скульптуры. Для достижения взаимоувязки этих целей были установлены определенные нормы, которые подлежали неукоснительному соблюдению во всех скульптурных мастерских. Это вполне объясняет нормативный характер египетского искусства. Сила слова Слово увековечивается посредством письменности. Письменность обладает божественным характером, она завещана богами. Слова обладают маной, являющейся сверхъестественным свойством, которое посредством чтения дает усопшему возможность говорить, то есть участвовать в жизни. Отсюда в египетской скульптуре портрет мыслится вовсе не как миметическая копия действительности. Индивидуальность, определенность портрету как таковому придает именно слово, имя, вписанное непосредственно в статую. Идентификация личности осуществляется, таким образом, именно посредством эпиграммы, а не через соответствие форм.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1389; Нарушение авторского права страницы