Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская скульптура второй трети 19 - начала 20 века



Развитие русской скульптуры тесно связано с процессом становления реализма в русском искусстве.

- утрата монументальности, потеря связи с архитектурой, преимущественное развитие станковой скульптуры.

- монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение.

- установка монементов личностям имеющим большое общественное занчение - деятелям культуры, науки, полководцам, ученым, писателям.

- в станковой скульптуре - подчеркнутая будничность сюжетов и образов, обыденность трактовки.

- 1851 г. - упразднены должности ректора скульптуры и профессора второй степени " по части ваяния фигур и орнаментов".

- рождение скульптуры реалистического плана.

Венецианов и его школа.

Школа Венецианова, Венециановская школа[1] — круг художников, сложившихся вокруг Алексея Венецианова и работавших преимущественно в «крестьянском» жанре.

В 1819 году Венецианов (1780—1847) оставил службу и поселился с семьей в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой за 20 лет прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал Василий Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.

Многие из них затем, примерно с середины 1830-х годов отошли от манеры Венецианова, став последователями яркого академизма Карла Брюллова с чертами внешной эффектности и натурализма[1].

Следуя принципам мастера, художники школы отражали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. «Произведения венециановской школы отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей жизни. (…) Творчество художников венециановской школы представляет значительный этап в становлении реализма в русском искусстве 1-й половины 19 в.»[1].

Известно, что родоначальником бытового жанра в русской живописи явился А. Г. Венецианов (1780 – 1847). В 1815 году Венецианов покинул северную столицу и уехал в Тверскую губернию, где купил небольшое имение Сафонково. Здесь он обрел свою тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является и повиноваться ей одной», – так писал А. Г. Венецианов, порывая с традициями академического искусства. Однако, «повинуясь натуре», художник не копирует ее, а дает почувствовать зрителю поэзию реального, создает образ гармонического бытия, так ценимого его поколением. Мир Венецианова – полон идиллии и патриархален. В его картинах нет драматических завязок, динамичного сюжета, они, наоборот, статичны, в них ничего не происходит. Вместе с тем человек всегда находится в единении с природой, в вечном труде, и это делает образы Венецианова значительными.

Полны ощущения светлого, радостного восприятия природы и человека полотна «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Сенокос» 1820-е годы (ГТГ). Вместе они составляют своего рода триптих.

Венецианов с любовью воссоздает простые сценки, связанные с земледельческими работами в определенное время года: весенний сев, пора жатвы на закате лета. Небольшим холстам кисти Венецианова свойственны проникновенное ощущение национального народного быта, сельской русской природы, понимание облика русского крестьянина. Художник, перемежая светлые и темные полосы, осваивает глубину пространства. Показательно, что небо занимает в его маленьких картинках значительную часть. Земля и воздух пребывают в вечном и гармоничном соседстве.Венецианов не ищет специальных приемов пленэрной живописи, какие искали в это время в Италии С. Щедрин и М. Лебедев. У него предмет не растворяется в воздухе, земля не поглощается воздушной перспективой. В цветовой системе Венецианова сохраняется локальный цвет, но нередко он соединяется со сложными красочными переходами.

Венецианов знал современных ему немецких живописцев, многие из которых отдали дань стилистике бидермейера. Особый интерес он проявлял к искусству Ф. Крюгера. Венецианов написал письмо к издателю «Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”» А. Ф. Воейкову, в котором выразил свой восторг по поводу картины «Парад в Берлине на Оперной полощади» (1831). Мастер восклицал: «У Крюгера везде отчетливость, везде наблюдение натуры! » Не случайно, Венецианов направил своего ученика А. Г. Денисова в Германию для усовершенствования мастерства. В письме от 9 марта 1833 года заботливый педагог сообщает князю П. М. Волконскому о том, что «Денисов отправляется в Берлин на пароходе с Крюгером» и просит выдать ученику сто червонцев.

А.Г. Венецианов считал чрезвычайно полезным для начинающего художника писать интерьеры. В процессе этой работы ученик мог скорее и правильнее передавать реальные предметы, их светотеневые и цветовые соотношения. «Неодушевленные вещи: стены, окна, мебель и даже самые статуи, – писал А. Г. Венецианов, – держатся перед неопытным художником смирно, неподвижно и дают ему время точнее и рассудительнее вникнуть».

А.А. Венецианов и его ученики вместе составили целый пласт русской культуры, некое братство, с присущим ему цеховым сознанием. Среди них были талантливые личности, отдельные индивидуальности, но все они подчинялись общим обязательным принципам. Не случайно в русской живописи той поры встречается множество интерьерных сценок, созданных неизвестными художниками. Большинство из них отмечено дилетантизмом исполнения, но они полны обаяния и скромной простоты.

Биография Венецианова

: 1780г. - 1847г.

Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Родился 7 февраля 1780 года в Москве в семье небогатого купца. Учился в частном московском пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — " Портрет матери, А. Л. Венециановой" (1802, ГРМ).

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной. В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе. В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить вТверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления.

После успеха картины " Гумно", купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги " на обучение молодых бедных людей" по новому методу. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. Попытки получить место преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния окончились неудачей. Умер Венецианов внезапно, от несчастного случая в дороге — опрокинувшиеся на крутом поворота сани нанесли ему смертельный удар.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь