Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дизайн и культура общества. Объекты дизайна. Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация. Профессия дизайнер.



Дизайн и культура общества. Объекты дизайна. Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация. Профессия дизайнер.

Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий.

1) Дизайн (англ.) обозначает «замысел, план, цель, намерение». De+signum (с лат. Переводится как «знак»)

В 1548г понятие «дизайн» обозначало «цель»

В 1593г понятие «дизайн» обозначало «план»

В 1638 понятие «дизайн» обозначало «план строительства»

В 1697 понятие «дизайн» обозначало «предварительный набросок для конструирования чего-либо»

Теорию дизайна изучает техническая эстетика.

Техническая эстетика — это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна.

Функции дизайна:

-Рационализирующая – органичное сочетание выразительности и целесообразности.

-Организующая – упорядочивающая. Дизайн организует предметный мир и пространство как целостную систему.

-Созидательная – создание чего-то нового. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует.

-Гуманизирующая – среда, образуемая дизайном – это гармоничный результат, который вбирает в себя все ценности человечества и связывает их в единую социальную среду.

-Социализирующая – дизайн способствует сближению среды вещей и человека.

-Утопическая – стремление уйти от реальности. Эта функция материализуется в реальном мире в коллекциях одежды, в оформлении выставок и офисных помещениях и т.д.

-Эстетическая – сотворение красоты.

2) Объектом дизайна может стать новое техническое промышленное изделие (ком-

плект, ансамбль, комплекс, система) в практически любой сфере жизнедеятельности

людей.

3) Дизайн — это конструирование предметов потребления (вещей, машин, интерьеров...), основанное на сочетании удобства, экономичности и красоты. С одной стороны, дизайнер общается с людьми через свои произведения, и его целью является сделать вещь удобной (это может быть, как просто ненавязчивый дизайн, не мешающий использованию изделия, так и помогающий им пользоваться). С другой стороны, как эстетическая категория, дизайн направлен на то, чтобы сделать вещь эстетичной. Тут требуется некоторое количество художественных способностей.

4) Профессия дизайнер

Профессия дизайнер – одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий.

-Дизайнер полиграфии;

-Фитодизайнер;

-Ландшафтный дизайнер;

-Дизайнер интерьеров;

-WEB дизайнер;

-Дизайнер одежды;

-Фуд дизайнер;

-Дизайнер принтов на одежду.

Необходимые качества:

- Оригинальный, нетрадиционный взгляд на ситуацию и предметы.

- Наличие образного мышления

- Коммуникабельность

-Креативность

- Усидчивость

- Трудолюбие

-Терпение

Обязанности:

- Анализ потребностей клиента

- Разработка идеи и концепции

- Подготовка эскизов, макетов

- Согласование с клиентом промежуточных результатов работы

- Воплощение проекта в жизнь

Функции дизайна.

«Дизайн» – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя.

Функции дизайна:

-Рационализирующая – органичное сочетание выразительности и целесообразности.

-Организующая – упорядочивающая. Дизайн организует предметный мир и пространство как целостную систему.

-Созидательная – создание чего-то нового. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует.

-Гуманизирующая – среда, образуемая дизайном – это гармоничный результат, который вбирает в себя все ценности человечества и связывает их в единую социальную среду.

-Социализирующая – дизайн способствует сближению среды вещей и человека.

-Утопическая – стремление уйти от реальности. Эта функция материализуется в реальном мире в коллекциях одежды, в оформлении выставок и офисных помещениях и т.д.

-Эстетическая – сотворение красоты.

Эстетическая функция дизайна незаменимая. Именно она позволяет достичь гармонии между окружающим пространством и человеком.

 

 

На заре технической цивилизации. Происхождение искусства. Древние цивилизации.

Искусство зарождалось в эпоху человека разумного.

Теории появления искусства:

1) божественная (связана с теорией происхождения чел-ка: чел-к создан Богом по его образу и подобию, а дух. начало чел-ка предопределило появление иск-ва)

2) эстетическая (одновременно с первыми наскальными рисунками)

3) психофизическая (искусство необходимо, чтобы сохранить себя и выжить, т.е чел-к не только потребляет, но и преобразует мир вокруг себя. Чел-к как натура творческая в отличие от пассивн. приспособления стремится преобразовывать мир)

Знания и технологические возможности до цивилизованного развития человека

40-30 тыс. лет назад произошел скачок физического и интеллектуального развития человека: появился homosapiens.

Создание первых произв-й иск-ва было связано с потребностью в самовыживании. С древн. иск-вом связывают появл-е письменности, развитие речи, а т/ж появл-е мифов, ритуалов, танцев и хоз. деят-ти.

Считается, что первобыт. иск-во начин-ся с изобр-й на стенах палеолитических пещер. Это были оттиски челов. рук, волнист. линии. Позже стали появляться геометрич. рисунки. В монумент. пещерн. иск-ве палеолита стали появляться минер. краски. в неолите появл-ся многофигурн. композиции, а с конца эт. периода иск-во обогащ-ся все новыми и новыми сюжетами. Период с 10 по 3 тысячелетия до н.э наз-ся палеолитическ. революцией.

Развитие техники вело к зарождению первых цивилизаций.

Основные достижения:

1) использ-е и получ-е огня;

2) созд-е сложн.орудий труда;

3) изобрет-е лука и стрел;

4) изгот-е изделий из глины;

5) зарождение первых ремесел;

6) выплавке Ме;

7) созд-е колеса;

8) созд-е лодок, а затем судов.

Ремесленное производство в средние века и эпоху Возрождения. Предпосылки создания машинной техники в XVII в.

Средневековье – период от периода Др. мира до периода Нов. истории.

3 периода: Темное время 6-9 века

Среднее время 10-11 века

Высокое средневековье 12-15 века

Специфичность периода определяется другим типом мышления (религиозным), также радикальным изменением важных технологий. В третий период средневековья зарождались университеты, где было 4 факультета::

- факультет искусств;

- медицины;

- права;

- технологии

В 9-11 вв в Византии развиваются ремесленное производство, происходит рассвет архитектурной живописи, литературы и исторических хроник. Ученые собирают рукописи различных авторов.

Технологические новации:

1) получение пороха;

2) произ-во бумаги, след-но появл-е книгопечатания;

3) развитие часового дела.

В связи с религиозными концептуальными установками шло развитие архитектуры.

Новый архитектурный стиль – совокупность принципиально новых явлений, охватывающих главную и пространственную композицию зданий, разработку и трактовку его фасадов

Готика – новый архитектурный стиль. Родина готики – Франция (Собор Парижск. Богоматери). Этот стиль отличается новой конструкцией свода, устремл-тью вверх, бог-вом скульптуры и худож. обр-кой окон.

В середине 15го века в архитектуре начинается эпоха Ренессанса. В этой эпохе используется опыт мастеров античности.

 

 

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Арт-деко.

1) 25 декабря 1920 года были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС). В 1927 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 года. Художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую создание произведений искусства и художественно ценных предметов быта и техники. Руководители ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа рассматривали подготовку художника-производственника как синтетическую задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. Темы студенческих курсовых и дипломных проектов были разнообразны (от мелких предметов быта до киосков). Во ВХУТЕМАСЕ существовали и производственные мастерские и научно-исследовательские лаборатории. Цель - слияние искусства с новой жизнью, развитие искусства, вхождение его в промышленное производство, в " делание вещей". Их называли " производственниками". Но резкий разрыв между мечтами, теоретическими устремлениями " производственников" и насущными конкретными задачами, стоявшими перед новым обществом, в конце концов, привел к упадку этого течения.

2) Арт-деко – это течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы. Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на ограничения в годы Первой мировой войны.

Характеристика:
- Сама форма, цвет и дизайн важнее, нежели украшающий орнамент.
- Предпочтение отдается абстрактным, стилизованным мотивам вместо натуральных.
- Используются яркие цвета.

Наиболее крупные произведения – Крайслер-билдинг (Нью-Йорк, 1928- 1930), Рокфеллер-центр (Нью-Йорк, 1931-1940).

Представители: Тамара де Лемпицка, Рене Лалик, Вильям ван Аленс, Раймонд Гуд и Паул Маншип.

Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному.

 

Стиль «Мемфис». Хай-тек.

1) Группа " Мемфис" была основана в Милане в 1981 году Этторе Соттсассом, Андреа Бранци и Микеле де Лукки. В сентябре 1981 года группа впервые показала свои работы на выставке в шоу-руме в Милане. Коллекция мебели, светильников, часов и керамики, представленная в Милане, была создана интернациональной группой дизайнеров. В нем сложно выделить " формообразующие черты", так как он ориентирован исключительно на выражение самобытности дизайнера. Но общее - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. При всем при этом стиль " Мемфиса" был привлекательным, остроумным и забавным. Все было кричаще пестро, наиграно и шутливо. Сопоставление цветов острое. Парадоксальная смесь форм, текстур и фактур, материалов. Неожиданные акценты. Участники группы отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. По их мнению, современный дизайн должен быть качественным и многофункциональным. Их цель - установить связь между дизайнерским объектом и потребителем. В 1988 году популярность группы стала угасать и группа была распущена

2) Хай-тек. Это стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу.

Основные черты:

-Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений.

-Использование прямых линий и форм.

-Широкое применение стекла, пластика, металла.

-Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.

-Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

-Широкое использование серебристо-металлического цвета.

-Высокий прагматизм в планировании пространства.

-Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

-В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

 

Феномен японского дизайна

Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей.

Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм. Понятно, что в островной вулканической стране с жесткой экономией земли все творческие силы человека вкладывались в разумную организацию жизнедеятельности. В условиях даже ремесленного производства японская архитектура при всей своей высокой эстетичности была типовой, модульной, предельно функциональной и конструктивной. Посуда всегда была комбинированной и складируемой. Японский иероглиф, отвечающий нашему понятию «мебель», в более точном смысле означает «орудие (инструмент), сопровождающее человека всю жизнь».

Художественная культура издавна пронизывает весь быт японцев. Достаточно вспомнить о знаменитой японской церемонии угощения чаем, в которой изящество выработанного веками рисунка движений как бы сливается с красотой утвари, об исключительном искусстве составления букетов - «икебана», об эстетическом и функциональном совершенстве столярных и других инструментов японского ремесла. Эти традиции, безусловно, не могли не влиять на формирование современного японского дизайна. Однако их возраст измеряется веками, а дизайн в Японии насчитывает не более 60 лет. Основным стимулом его развития, как представляется, были особые экономические условия, сложившиеся в Японии в послевоенный период.

 

Закон о рекламе

Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации.

Закон " О рекламе" не распространяется:

-на политическую рекламу

-на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Цель:

-развитие рыночных отношений

-правовое регулирование рекламной деятельности

В ст. 5 приводятся основные требования к рекламе:

-реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения;

-реклама на территории РФ распространяется на русском языке (допускается размещение дополнительно на государственных языках республик и родных языках народа РФ);

-реклама товара или вида деятельности, подлежащих лицензированию, должна содержать номер лицензии и наименование выдавшего ее органа. Если лицензия еще не получена, реклама не допускается;

-реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна включать пометку об этом;

-использование в рекламе объектов интеллектуальной собственности допускается в порядке, определенном законодательством РФ;

-реклама не должна побуждать к насилию, агрессии или иным опасным действиям либо возбуждать панику.

В ст. 7 описываются товары, реклама которых не допускается. Это наркотические, психотропные вещества, взрывчатые вещества и материалы, органы и ткани человека, товары без сертификации или лицензии.

В ст. 13 говорится об обязательной сертификации и лицензировании рекламодателя.

Глава 2 об особенностях отдельных способов распространения рекламы (телевизионные и радиопередачи, печатные издания, транспортные средства).

Глава 3 об особенностях рекламы отдельных видов товаров (алкогольная продукция, пиво и напитки на его основе, табак и табачные изделия, БАДы и детское питание, оружие, финансовые услуги, ценные бумаги, реклама ренты, реклама деятельности медиаторов).

Реклама алкогольной продукции (про табак и пиво примерно то же самое)

не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы несовершеннолетних.

Основные понятия:

1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

2) объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

3) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

12) антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

 

 

Дизайн и культура общества. Объекты дизайна. Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация. Профессия дизайнер.

Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий.

1) Дизайн (англ.) обозначает «замысел, план, цель, намерение». De+signum (с лат. Переводится как «знак»)

В 1548г понятие «дизайн» обозначало «цель»

В 1593г понятие «дизайн» обозначало «план»

В 1638 понятие «дизайн» обозначало «план строительства»

В 1697 понятие «дизайн» обозначало «предварительный набросок для конструирования чего-либо»

Теорию дизайна изучает техническая эстетика.

Техническая эстетика — это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна.

Функции дизайна:

-Рационализирующая – органичное сочетание выразительности и целесообразности.

-Организующая – упорядочивающая. Дизайн организует предметный мир и пространство как целостную систему.

-Созидательная – создание чего-то нового. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует.

-Гуманизирующая – среда, образуемая дизайном – это гармоничный результат, который вбирает в себя все ценности человечества и связывает их в единую социальную среду.

-Социализирующая – дизайн способствует сближению среды вещей и человека.

-Утопическая – стремление уйти от реальности. Эта функция материализуется в реальном мире в коллекциях одежды, в оформлении выставок и офисных помещениях и т.д.

-Эстетическая – сотворение красоты.

2) Объектом дизайна может стать новое техническое промышленное изделие (ком-

плект, ансамбль, комплекс, система) в практически любой сфере жизнедеятельности

людей.

3) Дизайн — это конструирование предметов потребления (вещей, машин, интерьеров...), основанное на сочетании удобства, экономичности и красоты. С одной стороны, дизайнер общается с людьми через свои произведения, и его целью является сделать вещь удобной (это может быть, как просто ненавязчивый дизайн, не мешающий использованию изделия, так и помогающий им пользоваться). С другой стороны, как эстетическая категория, дизайн направлен на то, чтобы сделать вещь эстетичной. Тут требуется некоторое количество художественных способностей.

4) Профессия дизайнер

Профессия дизайнер – одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий.

-Дизайнер полиграфии;

-Фитодизайнер;

-Ландшафтный дизайнер;

-Дизайнер интерьеров;

-WEB дизайнер;

-Дизайнер одежды;

-Фуд дизайнер;

-Дизайнер принтов на одежду.

Необходимые качества:

- Оригинальный, нетрадиционный взгляд на ситуацию и предметы.

- Наличие образного мышления

- Коммуникабельность

-Креативность

- Усидчивость

- Трудолюбие

-Терпение

Обязанности:

- Анализ потребностей клиента

- Разработка идеи и концепции

- Подготовка эскизов, макетов

- Согласование с клиентом промежуточных результатов работы

- Воплощение проекта в жизнь

Функции дизайна.

«Дизайн» – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя.

Функции дизайна:

-Рационализирующая – органичное сочетание выразительности и целесообразности.

-Организующая – упорядочивающая. Дизайн организует предметный мир и пространство как целостную систему.

-Созидательная – создание чего-то нового. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует.

-Гуманизирующая – среда, образуемая дизайном – это гармоничный результат, который вбирает в себя все ценности человечества и связывает их в единую социальную среду.

-Социализирующая – дизайн способствует сближению среды вещей и человека.

-Утопическая – стремление уйти от реальности. Эта функция материализуется в реальном мире в коллекциях одежды, в оформлении выставок и офисных помещениях и т.д.

-Эстетическая – сотворение красоты.

Эстетическая функция дизайна незаменимая. Именно она позволяет достичь гармонии между окружающим пространством и человеком.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1893; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь