Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»
Слово «культура» не встречается в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и других писателей первой половины XIX века, хотя они своим творчеством и создавали русскую культуру. Термин «культура» впервые включил Н. Кириллов в «Словарь иностранных слов» (1848). В. И. Даль определил понятие «культура» как умственное и нравственное образование человека [«Словарь великорусского языка», 1865]. Воспитание и образование, формирующие уровень развития личности, можно назвать «культурой», но понятие «культура» не сводимо к культуре личности, развитию образования и т. д. — оно гораздо шире. И. Кант связывал содержание культуры с умственным, духовным совершенствованием человека, развитием моральных представлений, чувства прекрасного. Культура выступает как образование и воспитание («культурный человек»), как просвещение граждан («культурная страна»), как образ жизни («культура поведения», «культура досуга»), как сфера искусства (художественная культура) и др. Уже в древних цивилизациях (Египет, Индия, Китай) возникли представления о необходимости образования и воспитания (культуры) для формирования полноценной для общества личности, что нашло отражение в литературно-письменных памятниках. Китайский мыслитель Конфуций 2.500 лет назад писал: «Если в человеке естественность (поведения, общения — В. Н.) превосходит воспитанность, он подобен деревенщине, если наоборот, он — «книжник». Равновесие того и другого делает человека «благородным мужем», но им не рождаются, а становятся через воспитание и образование. «Благородный муж» должен следовать принципу человеколюбия («жэнь»), ограничивать себя правилами поведения, ритуалами («ли»), который все время учится («вэнь») [«Суждения и беседы»]. В древнем Риме слово «cultura» означало обработку, возделывание земли, близкое и к слову «cultus» (лат. — культ), указывающим на почитание богов. В 45 году до н. э. римский мыслитель, политик и оратор Марк Тулий Цицерон применил термин «культура» к образованности, воспитанию, «возделыванию души» человека. Он приблизил его к греческому понятию «пайдейя», в чем эллины видели свое главное отличие от варваров. Цицерон писал: «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, так и душа. Возделывание души — философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей — сеет, так сказать, — только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай» [«Тускуланские беседы»]. Здесь фразой «Cultura animi philosophia est» Цицерон связал понятие «cultura» с философией, придал статус теоретического термина. Мировоззрение Цицерона сформировались под влиянием греческой философии и римского права. Развивая идеи Аристотеля о социальной природе человека («Homo politicus»), Цицерон писал о смысле деятельности человека следующее: «Solus populi suprema lex est» (лат. — «Благо общества (народа) есть высший закон»). Его современник Вергилий, в поэме «Энеида, охарактеризовал «культуру», как деятельность человека в «обживании», «очеловечивании» мира, строительстве городов, дорог, создании справедливых законов и уважении традиций. В эпоху поздней Римской Империи (III—V вв. н. э.) латинское понятие «cultura» сблизилось по смыслу с «civitas», которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревенскому невежеству. В средневековой Западной Европе понятие «культура» как самостоятельный термин не применялось, а употреблялось как качественная характеристика чего-либо (культура поведения, культура речи, юридическая культура, агрикультура и др.). Это не значит, что культурного прогресса не было. Культурной парадигмой эпохи стала христианская теология. Возникшая в поздней античности и сохранившаяся в средневековье система обучения семи «свободным искусствам» (лат — «artes liberates») — грамматика, риторика, диалектика, музыка, математика, астрономия, философия — стала основой образования, связывая западную культуру с античной. В XIII-XIV вв. возникают первые университеты с богословским, юридическим, медицинским факультетами и т. д. В эпоху Ренессанса в среде интеллектуалов (академия Фичино в Италии и др.) происходило формирование идей гуманизма. Возник повышенный интерес к науке, технике, философии, созданы выдающиеся произведения литературы и искусства. В отличие от средневекового человека «устной культуры», слушающего в церкви Св. Писание на латыни, возникновый тип индивидуума — человек читающий (лат. — «Нomo legens»). Этому способствовало изобретение книгопечатания. К 1500 г. в Западной Европе было 1100 типографий, в которых выпущено 40 тыс. книг общим тиражом 10-12 млн. экз. Одним из факторов развития грамотности и повышения культурного уровня населения стал перевод Библии на немецкий, французский, английский языки. Латынь уходила на второй план, происходило быстрое развитие светской литературы на национальных языках. В Новое время (1630-е годы) чешский мыслитель и педагог Я. А. Коменский в ряде трудов применил понятие «культура» как «нравственное воспитание» человека, «образование» [«Великая дидактика»]. Немецкий правовед С. Пуфендорф охарактеризовал понятием «status culturalis» человека воспитанного, уважающего мораль, традиции, в противоположность «status naturalis» — «естественному» человеку, необразованному дикарю. Он писал, что забота человека о совершенствовании ума начинается с осознания своего несовершенства, понимания, что никто не гарантирован от глупостей. Надо начинать с самокритичного отношения к себе [«Право естественное», 1684]. У итальянского мыслителя Дж. Вико сама идея культуры передана как «humanitas» — «человечность», что связывает его с деятелями Ренессанса. Он использовал и понятие «cultura» в латинском написании (1725). Французские просветители XVIII века (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, О. Мирабо, П.О. Бомаршеи др.) в своих трудах критиковали церковь, сословные и религиозные предрассудки своего времени, чем формировали в общественном сознании новые, светские представления о культуре. Д. Дидро был главным редактором многотомного труда «Энциклопедия», объединившего большой круг авторов, включившей все достижения культуры (наука, литература, искусство и пр.) своего времени. Французские просветители ввели в науку и публицистику понятия «цивилизация», «цивилизованность», как адекватные понятиям «культура», «культурность» (человека). Они искренне считали, что «цивилизованность» европейцев проявляется в развитии образования, науки, техники, искусства, стремлении организовать общество на началах «разума». Просветители называли древние и неевропейские народы «нецивилизованными». Они считали, что можно «цивилизовать» африканцев, приобщая их к европейской культуре, языкам, письменности, законам и пр. В философско-научный оборот термин «культура» ввел немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». Немецкий философ, деятель философско-литературной группы «Буря и натиск» И. Г. Гердер, в культуре видел прогрессивный процесс совершенствования всех человеческих сил и способностей. Он писал: воспитание человеческого рода — «это процесс генетический, благодаря передаче, традиции, и органический, благодаря усвоению и применению переданного». Мы можем назвать этот генезис человека культурой, возделыванием почвы, «а можем вспомнить образ света и назвать это просвещением, тогда цепь культуры и просвещения протянется до самых краев Земли». О значении искусства И. Г. Гердер писал: следующее: «Аrtes quae ad humanitatem pertinent, ad humanitatem informant» (с лат. — «Искусства делают нас человечными, формируют из нас людей»). Идеи о роли народа в истории, места искусства, фольклора в развитии национальной культуры, подхватили другие деятели группы «Буря и натиск», немецкие романтики конца XVIII — нач. XIX вв. и представители художественного романтизма в других странах. В эпоху Просвещения возникла так называемая «классическая» модель понимания культуры. Она связана с падением значения религии и церкви в повседневной жизни, преобладанием в общественном сознании значения научного и технического прогресса, распространением светского образования, эмансипацией женщин, расцветом искусств и пр. В XIX веке понятие «культура» философы постепенно начинают понимать не столько как качество, свойство чего-либо. Его начинают применять для обозначения некой реальности, представляющей собой все то, что возникает и существует в мире, как результат человеческой деятельности (т.е., «культура»), в отличие от природы и тому, что первоначально дано человеку природой. Г. Гегель писал: «Культура — это вторая природа». Оценивая роль материального начала в культуре, он утверждал: «Плуг почетней колоса» (т. е., хлеб будет съеден, но изобретенное человеком орудие труда уже не исчезнет, и будет совершенствоваться — В.Н.). Расширение фольклорно-этнографических исследований, идеи эволюционизма, развитие социологии, психологии и др. наук так же внесло много нового в понимание феномена «культура». Английский антрополог Э. Б. Тайлор в 1871 г. дал первое концептуальное определение этому понятию: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». По теориям существования специфических историко-культурных типов (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), культура предстает и как локальное образование, ограниченное в историческом времени и географическом пространстве («цивилизация»). Идеи Н.А. Данилевского сложились при осознании многообразия существующих в мире культур, с которыми европейцы встретились в Новое время, и под влиянием изучения естественных наук (культура выступила как «живой» организм), и противостояли европоцентристским теориям однолинейного развития культуры. В советской науке понятие «культура» было сужено, и она понималась как духовная «надстройка» над материальным «базисом» общества и зависящая от него. Проблемы культурного строительства в стране решались в духе ленинских идей о двух культурах – «буржуазной» и «пролетарской», борьбы с религией; партийности, классовости, народности искусства. В 1960—70-х гг. советские ученые начали разрабатывать философско-теоретические аспекты культуры, «деятельностный» и «ценностный» подходы к культуре и др. В. М. Межуеву принадлежит следующая трактовка: «Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во все целостности его общественного бытия» [«Культура и история»]. Проблемы «диалога» культур рассматривали В. Библер, Ю. Лотман, которые показали необходимость культурных взаимодействий. Они утверждали мысль о том, что культура не может быть замкнутой, самоограниченной, без заимствований, взаимовлияний, иначе она потеряет энергетические импульсы свого развития. Культура выступает и как характеристика духовно-нравственного облика общества. Выдающийся гуманист ХХ века А. Швейцер писал: «Материальные достижения — это еще не культура, они становятся ею лишь в той мере, в какой их удается поставить на службу идее совершенствования индивида и общества». Роковой для культуры «общественной болезнью» поразившей ХХ век, А. Швейцер назвал утрату этического фундамента культуры в погоне за материальными благами [«Культура и этика»]. З. Фрейд принадлежит следующее: «От образованных и от людей духовного труда для культуры нет никакой угрозы. Иначе обстоит дело с огромной массой необразованных, угнетенных, которые имеют все основания быть врагами культуры» [«Недовольство культурой»]. Распространение атеизма, начавшееся в Европе с эпохи Просвещения, не вытеснило из сознания масс такой важный компонент культуры, как религия. Следует признать концептуальную ценность нравственно-религиозных взглядов на развитие культуры. Отечественный ученый и художник Н. Рерих (вместе с Е. Рерих) стал в ХХ веке создателем нравственно-религиозного и философско—эстетического учения «Живая этика», в центре которого стоит культура. Н. Рерих выступал за сближение культур Запада и Востока, был инициатором принятия Международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах [«Пакт Рериха», 1935]. А. В. Мень (1935—1990) историк религии, протоиерей Русской Православной Церкви, основатель Православного университета. Он создал 7-ми томную «Историю религии: В поисках пути, истины и жизни», которая представляет большой интерес не только для религиозного, но и научно-философского познания. А. В. Мень полагал, что религия и культура неразрывно связаны между собой. Он считал, что отрыв культуры от идеи Бога опасен, так как на место Бога люди неизбежно ставят идолов. А. В. Мень писал: «Вера в высший смысл Вселенной сегодня, как и в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре». (…) «Ведь формы культуры определяются в первую очередь тем, как воспринимает человек окружающий мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем, какие этические принципы руководят его поступками, какие идеалы вдохновляют его творчество». В религиозной культуре А. В. Мень видел огромные возможности нравственного, облагораживающего воздействия на общество и человека, для реализации которого необходима духовная энергия христианства. Тюменский философ Ю.В. Ларин обосновал [«Пролегомены к культурологии», 2002], что основные формы бытия культуры исчерпываются ее тремя типами: — природное бытие культуры (культура и природа); — антропологическое бытие культуры (культура и человек); — социальное бытие культуры (культура и общество). В современном мире все основные сферы культуры показывают как свою специфику, так и тесную взаимосвязь между собой, при которых универсалиями прогресса культуры выступают этические и эстетические принципы. Таковы: — производственно-экономическая культура; где благо выступает как универсалия культуры; — политическая культура; где справедливость выступает как универсалия культуры; — нравственная культура; где универсалией культуры выступает добро; — художественно-эстетическая культура; где красота выступает как универсалия культуры; — познавательная культура, где истина выступает как универсалия культуры.
II. 2. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА» В обыденно-бытовой речи, публицистике, понятие «культура» очень часто применяют как сокращение «художественная культура». «Деятелями культуры» называют артистов, художников, писателей, музыкантов, «учреждениями культуры» — театры, филармонии, музеи, библиотеки, «культурными мероприятиями» — концерты, спектакли. Ввиду весьма распространенного «узкого», бытового применения понятия «культура», приведем здесь одно из его современных научных определений: «Под термином «культура» понимаются формы и способы репрезентации, передачи и хранения информации, которая не может быть передана сугубо генетическим путем». [И.А. Бескова, «Проблема соотношения ментальности и культуры» //Вопросы философии, № 4, 1994]. Употребительно понятие «культурное наследие ». Это созданные в прошлом памятники архитектуры, произведения литературы и искусства и пр., передающееся следующим поколениям, как нечто особо почитаемое и ценное. В мировом культурном наследии всех народов выделяют творчество таких гениальных поэтов, как Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин. В совершенно особой специфике понятие «культура» применяют в естественных, биологических и сельскохозяйственных науках, где есть понятия «культура микроорганизмов», «культурные растения» и пр. В филологии и лингвистике рассматривают нормы устной и письменной речи, правильное произношение, постановку ударений в словах и пр. Овладение нормами и правилами речи показывает уровень овладения человеком «культуры речи». В археологии « культурой» называют общность материальных памятников, относящихся к одному времени и найденных на определенной территории. Остатки жизнедеятельности человека (раскоп) называют «культурным слоем». По овладению человеком навыками труда и его средствами так и называют: «культура эпохи неолита», «культура эпохи бронзы», «андроновская культура», «трипольская культура» и др. В истории и в истории искусств, культурой эпохи, страны, называют социокультурную среду, окружающую направление в искусстве, оказывающую воздействие на личность писателя, художника и др. Например, «культура эпохи Просвещения», «культура России» и др. В этнографии (греч. «ethnos» — племя, народ, и «grapho» — пишу) понятием «культура» характеризуют этническую характеристику людей (язык, быт, одежда, верования, фольклор, обряды, обычаи, отношения родства, традиции, нормы поведения, трудовые навыки, ремесла, постройки и пр.). В социологии (лат. «societas» — общество и «logia» — наука) «культурой» называют сферы образования, воспитания, науки, искусства, спорт, религию; общественные структуры, функционально выполняющие ту или иную организационную роль (например, творческие организации деятелей искусства). В социологии отмечают разницу в культуре города и деревни, культуре различных возрастных групп, представителей разных социальных слоев и т.д. В 1964 г. американские ученые А. Кребер и К. Клакхон в труде «Культура. Критический анализ концепций и дефиниций» зафиксировали 257 определений понятия «культура». К настоящему времени их количество только умножилось. Одно из определений этого понятия предложил американский ученый М. Херсковиц: «Культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции, обычаи и многое другое». В результате мы имеем множество интерпретаций (лат. «interpretatio» — разъяснение, истолкование) понятия «культура». Главная причина — в многообразии её проявлений в результатах человеческой деятельности, достигнутых ценностях; различных масштабах измерения самого понятия «культура». При определении понятия «культура» часто подчеркивают какую-либо существенную часть ее особенностей: «Культура — это система нравственных, религиозных и правовых норм общества, материальных, духовных и художественных ценностей, выраженная через соответствующий язык, искусство, народные традиции, быт, трудовые навыки, манеры поведения и пр., с помощью которых люди осваивают жизненный опыт, регулируют свои взаимоотношения в обществе». В других определениях подчеркивают отличие культуры (мира человека) от мира природы: «Культура — это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека». «Природа — мир естественности, космических сил, врожденных инстинктов; культура — мир искусственности, преобразовательных действий, установленных человеком законов и норм морали». В этом плане З. Фрейду принадлежит следующее определение: «Термин «культура» обозначает всю сумму достижений и интуиций, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». Для человечества в целом, «культура» выступает как выделение его из мира природы, способом деятельности, и достигнутым результатом (материальными и духовными ценностями). На уровне отдельного общества, этноса, социальной страты, понятием «культура» объединяют группы людей как целостности, культурные нормы, ценности и традиции. Культурная парадигма — устойчивая социокультурная структура, воспроизводящая и обеспечивающая передачу социального опыта на каждом этапе развития общества. Мир человека — это мир культуры, созданный и создаваемый самим человеком, который включает в себя все накопленные людьми культурные ценности, способы их приумножения и творческие возможности масс. Культура определяется и способом человеческой деятельности в различных сферах общественной жизни и конкретно проявляется специфическим образом — это материальная, духовная, художественная, физическая, нравственная, политическая, экономическая, правовая культура и т. д. В «петербургской школе» культурологов (М.С. Каган и др.) принято деление системы культуры на взаимосвязанные подсистемы материальной, духовной и художественной культуры (по видам человеческой деятельности), дополняющие и стимулирующие развитие культуры в целом. Результатами деятельности человека являются артефакты культуры (от лат. «arte factum» — искусно сделанное), которые имеют ценность для данной группы людей, определенное символическое значение и выполняют присущие им социокультурные функции. Материальные артефакты (мосты, здания, дороги и пр.) существуют достаточно долго, а нематериальные (мировоззренческие идеи, традиции, обряды, нормы морали и пр.) — могут быстро изменяться. Материальная культура связана с воздействием человека на природу и является реализацией его не только физических возможностей, но и интеллекта; духовная культура может материализоваться человеком в создании вещей и предметов; художественная культура связана с материальной и духовной, но отличается собственной, особенно этнической спецификой. Материальная культура— это созданный человеком мир предметов и вещей: жилища, здания, храмы, мосты, дороги, орудия труда, техника, машины, плотины рек, промышленное производство и пр. Важнейшее изобретение древности — колесо, дало большие возможности для передвижения людей и грузов. Изобретение плуга произвело настоящую «революцию» в земледелии, резко повысило производительность труда, изменило образ жизни миллионов людей, и следовательно, уровень культуры. В Новое время изобретение паровой машины и открытие электричества принципиально изменили сам способ промышленного производства. Автомобиль и самолет стали основными символами культуры ХХ века. Освоение космоса изменило привычные представления о пространстве и времени. Духовная культура — показатель интеллектуального и творческого развития того или иного общества, выраженный в идеях, религии, философии, политике, морали, праве, науке, традициях, воспитании, образовании и др. Духовная культура имеет и материальную основу: СМИ, печать, библиотеки и др. Уровень духовной культуры общества — это такое состояние массового и личного сознания, когда создание и использование культурных ценностей служит нравственности, развитию интеллекта человека для блага других людей и общества в целом. Это идеи, знания, развитие гуманных отношений между людьми в процессе культуротворчества. Духовную культуру не следует связывать лишь с познанием человеком религиозных ценностей. Так, изобретение И. Гутенбергом книгопечатания сделало книгу доступной массам и существенно повлияло на распространение светской культуры. Художественная культура обладает спецификой связанной с художественно-эстетическим отражением человеком окружающей действительности. «Ядром» художественной культуры является искусство, писал М.С. Каган. Ее выделение, наряду с материальной и духовной культурой, связано и с проявлением этнического, где диалектическое сочетание этнического своеобразия связано с общемировой культурой, является внутренним импульсом и главным признаком самой сути художественного. Структура художественной культуры представляет: — социальные институты художественного производства и потребления: творческие организации, театры, филармонии, выставки, музеи, система сохранения культурного наследия, создание, хранение, оценка, распространение искусства; — художественное образование: здесь происходит обучение художников, артистов, музыкантов и др.; — способы художественного освоения мира (словесная, музыкальная, театральная, изобразительная и другие области художественной деятельности); — сферу художественного сознания (художественная критика, методы творчества и художественные стили). На творчество художников-профессионалов и народных мастеров оказывают большое влияние актуальные идеи, мораль, художественные вкусы публики и пр. В создаваемых ими художественных образах отражается мир человеческих чувств и общественных идей. Произведения искусства становятся для человечества источником знаний о той или иной цивилизации (даже при ее гибели). Деление культуры на самостоятельные сферы очень относительно.Так, фигурное катание, танцы на льду, художественная гимнастика, спортивные танцы, и духовно, и эстетически, и физически, совершенствуют человека, принадлежа одновременно и «физической» и «художественной» культуре». С понятием «физическая культура» связаны спортивные игры (футбол, баскетбол и др.), различные индивидуальные виды спорта, проведение Олимпийских игр, других международных спортивных соревнований, которые являются распространенными и актуальными сферами современной культуры. II. 3. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В социологической науке культура рассматривается, прежде всего, не с содержательной, а с функциональной стороны, с точки зрения той роли (или ролей), которую культура играет в обществе. Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных общественных потребностей. Функционализм — социокультурные исследования 1-й пол. XX века, направленные на выявление функциональных связей составных элементов культуры по отношению друг к другу и в целом (Б. Малиновский, А. Ратклифф-Браун и др.). Функция (от лат. functio — исполнение, совершение) — это отношение двух (или более) объектов, для чего характерно сопутствующее изменение одного объекта при изменении другого. Это внешнее проявление свойств какого-либо объекта культуры в системе социальных отношений и др. Выделяют несколько главных функций культуры, влияющих на различные сферы общественной жизни и деятельности человека: — аксиологическая функция — ориентация на принятую в данной культуре систему ценностей; — нормативная функция — необходимость соблюдения людьми тех или иных культурных норм; — сохранения традиций — функция передачи культурного опыта между поколениями, поскольку культура сохраняет предыдущий опыт в понятиях и словах, математических символах, формулах науки, языке искусства. — интегрирующая функция — создание системы значений, ценностей и норм, как непременным условием стабильности социокультурных систем; — коммуникативная функция — трансляция культурного опыта, общение людей в процессе культуротворческой деятельности; — информативно-познавательная функция — производство, передача новых знаний, обмен социокультурной информацией между людьми (образование и воспитание, наука, религия, искусство); — морально-регулятивная функция — создание культурных ориентиров для человека и контроля за ним; — игровая функция — игра выступает как один из истоков культуры и феномен человеческого бытия; — латентная (скрытая) функция — когда одна и та же сфера культуры имеет как позитивный, так и негативный характер. Так, религия сохраняет не только культурные традиции и вековую мудрость, но заблуждения и предрассудки ушедших эпох. Каждая из функций культуры имеет специфическое значение для человека и общества. Их необходимо исследовать, чтобы использовать положительное и ослабить негативное воздействие какого-либо элемента культуры или заменить его чем-то другим. II. 4. СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ Субъектом культуры является индивид или социальная группа, выступающие носителем практической социокультурной деятельности, направленной на объект. Понятие «субъект» происходит от латинского «subject», которое переводится как «лежащий внизу», «находящийся в основании», «выступающий фундаментом» (от «sub» — «под», «jacio» — «бросаю, кладу основание, устанавливаю»). Современная трактовка понятия «субъект» берет начало у французского философа XVII века Рене Декарта. Новым этапом в определении понятия «субъект» считают идеи Г. Гегеля о социально-исторической природе субъекта познания, его неразрывной связи с культурой, в которую погружен индивид; взаимозависимости и взаимообусловленности процессов познания и созидания культуры. В научном познании, культурологии, под понятием «субъект» подразумевается человек — носитель предметно-практической деятельности или познания, источник человеческой активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир во всем его многообразии. Субъектом культуры может быть отдельный человек, социальная группа, та или иная совокупность людей, которая начинает выступать как коллективный субъект культуры, необходимым условием для чего является активная человеческая деятельность. Субъект культуры — это активный творец, преобразователь социокультурной реальности. Он находится на пересечении как внешних факторов (объективных), в той или иной степени его предопределяющих, так и внутренних (субъективных). Когда человек появляется на свет, в нем изначально заложены наследуемые от предков гены, определенные природные (биологические, физиологические и психологические) свойства; способность умственно и физически совершенствоваться в социокультурной среде, в которой он формируется как личность. Законы природы, определяющие существование всей живой материи, проявляются и в нем. Животные в своих действиях подчиняются врожденным инстинктам, и в человеке также проявляются природные инстинкты — некоторые его поступки можно только так и объяснить. Уникальность человека проявляется в том, что он проявляет себя в деятельности как разумное существо, что принципиально несводимо к тем или иным формам деятельности в животном мире. Истинно человеческая деятельность не замыкается в границах природы, а имеет творческий характер. Характерно наличие речевой способности передавать обращенную к другим людям информацию с помощью тех или иных «знаковых» форм (голоса, движений, мимики и др.). Природе деятельности человека присуща и такая черта, как культура, что принципиально отличает его от животных, и потому мы называем объединения людей — социумом, а объединения волков, обезьян и др. — стаей. Коллективная, коммуникативно-информационная целенаправленность деятельности отличает человеческое общество от животного стада. Хотя и в стаде происходит обмен информацией — звери тоже «общаются», но их «общение» происходит по поводу непосредственной реальности, физиологического воспроизводства жизни, и этим необходимость контакта исчерпывается. Культура наделяет любой факт, входящий в орбиту человеческого общения, смыслом, сущностью, значением и носит осмысленный характер. Культура выступает как деятельность, в процессе которой развертываются сущностные силы человека; как мера реализации этих сил; далее – как результаты этой деятельности, — которые называют благами, ценностями культуры; и как степень развития самосознания человека как творца культуры. Культуротворческая деятельность — социально мотивированный активный процесс создания человеком культурных ценностей, сознательно направленный на совершенствование личности и окружающего мира. Как пишет М.С. Каган, «человек творит культуру и сам творим ею». Человек становится человеческой личностью тогда, когда проявляет себя как субъект культуры. Деятельность субъекта культуры не сводима к простой активности индивида или какого-либо сообщества. Она предусматривает адресата — человека или группу людей, способных адекватно откликнуться на творческие усилия. Так возникает человеческое общение между индивидами, той или иной совокупности (коллективу) людей, а не просто собрание разрозненных индивидуумов, случайно оказавшихся вместе в одно время. Критерий культурной деятельности состоит и в том, что в ней объективируется творческий потенциал человека. Это всегда созидательный акт, в котором созидательность может быть традиционной, не противопоставляя себя существующим нормам, или, наоборот, выступать против традиции, быть средством борьбы с отжившими формами культуры и даже их отвержения. Культурная деятельность принципиально отличается от деструктивных актов и направлена на созидание и утверждение новых культурных форм, неизвестным ранее возможностям человека и общества. Человек выступает субъектом культуры лишь тогда, когда создает новые формы своей жизнедеятельности, творчески активен. Субъект культуры, как и субъект любого иного порядка, — это активно действующая инстанция. Акты простой деструкции, уничтожения артефактов культуры, ниспровержения прошлого не могут считаться признаками субъективно-культурной деятельности — таких людей или народы, совершающих подобное, называют «варварами». По мнению М. Кагана и Ю. Солонина, среди наиболее важных характеристик субъекта культуры — человека, выступают сознательность (способность и потребность проявлять надприродные качества), воспитанность (сформированность индивидуума по реально-идеальной культурной матрице) и креативность (умение производить «культурный продукт», не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив, используя их в своих действиях). Перечисленные выше характеристики субъекта культуры в равной степени относятся как к индивидам, так и к тому или иному сообществу людей. Индивидуальный или коллективный субъект культуры проявляется лишь тогда, когда в нем ощутимо присутствуют духовность, воспитанность человека по определенной культурной модели, творческая инициатива.
II. 5. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ Изучение культуры не может быть всесторонним без изучения личности, как субъекта культуры, ибо только через предметно-практическую деятельность человека происходит сохранение, создание и распространение норм, традиций и ценностей культуры. Человек, как субъект культуры, выступает носителем творческой деятельности, направленной на объект культуры. Обыденные представления о культуре той или иной личности – соблюдение им принятых в обществе норм этикета, общения, поведения, получающего положительную или отрицательную оценку окружающих. Получение высшего образования тоже часто относят к степени «культурности» или «некультурности» человека. Образование — это «духовный облик человека, который формируется под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а так же процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, то есть процесс формирования облика человека» [«Философский энциклопедический словарь»]. Еще в древности китайский мыслитель Конфуций говорил: «Учиться и постоянно повторять — разве это не радость? » [«Суждения и беседы»]. В Англии XVI—XVII вв. «джентльменом» называли честного в своих поступках и воспитанного человека, который держит слово, соблюдает этикет и поведению которого следует подражать по мере сил. Когда «нянька» английского короля Якова I обратилась к нему с просьбой сделать ее сына джентльменом, он ответил: «Этого я не могу; могу сделать его графом, но джентльменом он должен сделать себя сам». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1838; Нарушение авторского права страницы