Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Экспрессионизм. О.Х. Группа «Мост».
В истории искусств термин экспрессионизм (от лат. expressio — «выражение») применим к широкому кругу явлений. И всё же как определённое течение в изобразительном искусстве экспрессионизм объединяет прежде всего творчество группы художников, работавших в Германии перед Первой мировой войной. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Экспрессионизм — это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения. Своими предшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов, и швейцарца Фердинанда Ходлера, и норвежца Эдварда Мунка, и бельгийца Джеймса Энсора. Эдвард Мунк (1863-1944) - норвежский живописец и график. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Впитав в себя символизм и постимпрессионизм, Мунк вошел в искусство как художник, в произведениях которого была выражена эстетика экспрессионизма. Заостренные, гротескные образы-символы в живописи норвежца Э.Мунка стали предвосхищением экспрессионизма как особого направления в искусстве. Нередко Мунка называют предшественником или типичным представителем экспрессионизма, что часто приводит к недоразумениям, т.к. из всего огромного наследия Мунка наибольшей популярностью пользуются действительно экспрессионистические произведения, в то время как большая часть его работ абсолютно не укладывается в рамки этого определения. В качестве непосредственного примера экспрессионистического произведения Мунка обратимся к созданной в 1893 году картине " Крик". Уже в названии содержатся несомненные признаки ее принадлежности к экспрессионизму. Эта живопись не способна сообщить свои чувства тихим голосом или шепотом, она нуждается в абсолютно элементарной форме выражения. Ясная мысль или логичная членораздельная речь не могут избавить ее от испытываемых мук. Остается только единственное освобождение, какое дает человеку инстинкт, унаследованный от первобытного бытия — освобождение в крике. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Bracke). В 1905 г. четверо студентов-архитекторов из Дрездена — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф создали нечто вроде средневековой цеховой коммуны — вместе жили и работали. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество — «мост» в искусство будущего. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Утомленные академической муштрой и красотами стиля модерн, юные художники устремились к простоте, ясности, непосредственности изложения мыслей и чувств. В искусстве, которое они создавали, не оставалось места классической красоте, визуальным иллюзиям и изящным гармониям. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. В Германии, как и во Франции, естественное развитие изобразительного искусства привело к изменению художественных методов. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Художники искали новые, агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу, дискомфорт. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение. " Мостовики" стремятся к чистой красочности, образной, наглядной структуре, цветовому разнообразию, экспрессии контуров. Изображение предметного мира всегда неожиданно. Используется широкое, веерное расположение плоскостей. Вместо иллюзорной гармонии реальный дискомфорт бытия. Оглушающий цвет, кричащая линия. Выражение боли, скорби, страсти, экстатических состояний - безмолвно. Фигура остается. Реальный персонаж в реальном пространстве. Исчезает плавность перехода. Личное, персональное видение, вчувствование, переживание заменяет изобразительную законопослушность, принятый большинством голосов регламент письма. Что характерно для всех участников " Моста". Но каждый выражал это по-своему. Агрессивность, жесткость формы у Хекеля, ясно контурированный способ письма, предпочтение цвета форме. Приглушенный колорит, экспрессивные контуры у Мюллера. Неистовство мазка и цветового тона, объемные, геометрически подчеркнутые цветовые поля, линейный каркас композиций у Шмидта-Ротлуфа. Красочность, но без агрессии контуров у Макса Пехштейна. Интенсивность цвета, светящийся колорит, роскошь плоскостного цветового оформления у Нольде. Э.-Л. Кирхнер был, вероятно, самым выдающимся немецким экспрессионистом. Жесткие контуры, резкие, контрастирующие цветовые поверхности, нервный почерк. Письмо, вызывающее тревогу. Словно из глубины поднимается давно затерянный мир и получает право голоса. Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 г. в помещении завода осветительной аппаратуры. И эта и последующие выставки мало интересовали публику. Лишь экспозиция 1910 г. была снабжена каталогом. Но с 1906 г. «Мост» ежегодно издавал так называемые папки, каждая из которых воспроизводила работы одного из членов группы. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. В результате объединение официально прекратило существование. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Ведущий художник и теоретик группы Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 — 1936) помимо учёбы на архитектурном отделении Высшей технической школы в Дрездене в 1903—1904 гг. брал уроки живописи в одной из художественных школ Мюнхена. В его ранних живописных работах чувствуется сильное влияние Мунка и Ван Гога. Во время поездки в Нюрнберг на него произвели ошеломляющее впечатление гравюры старых немецких мастеров, причём не столько оттиски, сколько сами печатные доски — их тяжеловесная, грубая выразительность. Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и других представителей «Моста». Работа над гравюрами помогла художнику обрести собственную живописную манеру: яркие цветные плоскости на его полотнах часто ограничены широким резким контуром — чёрным или белым. В картинах Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся. Напротив, художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен. И с такой же детской любовью к ярко раскрашенным поверхностям он выстраивал свою палитру, В 1911 художник приезжает в Берлин и знакомится с кубизмом, еще неизвестным в Дрездене; в его произведениях удлиняются формы, а цвета становятся более мягкими. Для работ берлинского периода характерно чувство пространственного страха и заточения, которое приносит с собой городская жизнь. В уличных или интерьерных сценах это чувство овеяно латентным или ярко выраженным эротизмом ( < Пять женщин на улице>, 1913, Кельн, музей ВальрафРихарц). То, чего не смогли привнести в стиль " Моста" образы Мунка, Гогена, Ван Гога и фовистов, в некоторой мере удалось сделать кубизму: более эффективный способ энергичной трактовки формы, ибо речь всегда шла о том, чтобы усилить экспрессивную напряженность мотива, а не о том, чтобы аналитически исследовать предмет. Одновременно появляются более холодные (сине-зеленый) или более глухие сочетания тонов (Кирхнер, " Художники группы " Мост", 1912, Хаген, музей) В 1937 г. гитлеровское правительство конфисковало более шестисот работ Кирхнера, присвоив им ярлык «дегенеративности». Удар был слишком тяжёл. В начале 1938 г. мастер покончил с собой. Карл Шмидт-Ротлуф (1884 1976) Как и его соратники по «Мосту», уже в ранний период выдвинулся не только как живописец, но и как мастер грубовато-выразительной, примитивистской гравюры на дереве. Писал также и сюжетно-фигурные композиции, был одаренным портретистом (Автопортрет с моноклем, 1910, Национальная галерея, Берлин). Подобно другим представителям " Моста", он желал, чтобы жизнь и работа были по возможности свободными и приближенными к естеству, хотя всегда держался от группы несколько поодаль. " Отход" в мастерскую, где ему никто не мешал, помог художнику выработать собственный самобытный стиль. С 1909 он отошел от предметных мотивов в своих фигурных картинах и ландшафтах: в " Прорыве плотины" (1910) он полностью использовал выразительную силу чистых красок. Он отказался от деталей, упростил формы. Цветовые плоскости на его картинах разделены черными линиями. Этот стилевой признак типичен для экспрессионизма представителей группы " Мост". Эмuль Нольде (1867-1956) - один из самых глубоких экспрессионистов, который на протяжении всей своей карьеры работал в изоляции. Его картины наполнены динамичной энергией, простыми ритмами, визуальными напряжениями. В них ощущается поразительная варварская стихия цвета. Из-за своего мрачного и нелюдимого характера Нольде, входивший в различные группировки художников, не задерживался в них надолго. Покинул он и объединения «Мост» и «Синий всадник». До конца жизни немецкий мастер оставался художником-одиночкой. Хотя его полные драматизма и эмоциональной напряженности работы являют собой яркий пример живописи экспрессионизма, сам Нольде никогда не считал себя экспрессионистом. Значительное место в творчестве Нольде занимают графические работы. Большинству его гравюр присущи такие качества, как резкая цветовая и светотеневая контрастность, скульптурная выразительность форм. Все это делает графические образы Нольде мрачными и трагическими («Пророк», 1912). Очень часто при написании произведений Нольде обращается к христианским сюжетам, которые позволяют создавать глубоко драматичные и полные экспрессии композиции («Тайная вечеря», 1909; «Троица», 1909). Мрачный мистицизм и удивительная реалистичность этих работ сближают их с произведениями мастеров немецкого Средневековья. 59. Барокко в русской архитектуре /Общая хар-ка, Растрелли. Ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием " стареющего и уходящего" барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.), относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 г.) ставший загородной резиденцией графа Г.Г. Орлова. А.Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе элементы барокко-пятеглавие куполов и высокой многоярусной колокольни. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы