Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сюрреализм творчество Сальвадора Дали
Сюрреализм(Surrealism), модернистское (модернизм) направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для Сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. В определённый мере предшественниками сюрреалистов были дадаисты (дадаизм). Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности. Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных. САЛЬВАДОР ДАЛИ. Дали Сальвадор (Dali, Salvador) (1904-1989 гг.), испанский художник. Один из самых известных представителей сюрреализма. Картины, вошедшие в золотой фонд сюрреализма, написаны в 1930-х гг. Превосходный рисовальщик и живописец, Дали создавал похожие на кошмарные видения образы, которые сам называл " рисованными снимками сновидений". Некоторые наиболее часто повторяющиеся образы, например часы, под лучами солнца теряющие форму, стали своего рода фирменным знаком Дали. Побывав в 1937 г. в Италии, обратился к более традиционной манере. В 1940 г. Дали уезжает в США, где ведёт жизнь затворника. В 1955 г. Дали возвращается в Испанию. Дали также занимался скульптурой, оформлением книг, его авторству принадлежат ювелирные изделия, декорации для театра и кино. Еще одной особенность даже не картин, а всего творчества Дали, на наш взгляд, является некая объединенность сюжета большинства картин. Здесь часто мелькают одинаковые или похожие образы – расплавленные часы, слоны на длинных тонких, словно бы птичьих ногах, и почти везде в том или ином виде ощущается присутствие Галы, музы художника. Таким образом, творчество Сальвадора дали можно воспринимать как одну эпопею, графические главы которой – картины. Картины Дали далеки от классических, но возможно, именно это проявление его гения – ведь, несмотря на странные образы, которыми они наполнены, зритель понимает смысл, переданный в них. Дали рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовку сознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. В какой-то мере это несколько походило на сюрреалистический автоматизм письма, где слова были знакомыми, так как использовались в каждодневном общении, но выстраивались в ряд свободно и без ограничений, чтобы выразить свободные идеи. 29. Классицизм и революционный классицизм в искусстве Франции 19 века. Жак-Луи Давид («Клятва Горациев», «Смерть Марата», «Наполеон на перевале Сен-Бернар» и др.). Классици́ зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешение которых не допускается. Живопись: Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах.для четкого выделения предметов используются локальные цвета: коричневый для ближнего плана, зеленый для среднего, голубой для дальнего. Высокий жанр- историч, мифолог., религиозн.картины Низкий- пейзаж, портрет, натюрморт Скульптура: Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. воего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев. Архитектура: Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Жак Луи́ Дави́ д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский художник, основоположник французского неоклассицизма. В 1775—1780 обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения. В 1783 избран членом Академии живописи. Активно участвовал в революционном движении, в 1792 избран депутатом Национального Конвента, голосовал за смерть короля Людовика XVI. После поражения Бонапарта при Ватерлоо (1815) бежит в Швейцарию, затем переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Похоронен на кладбище святой Гудулы в Брюсселе. «Клятва Горациев» картина французского художника Жака Луи Давида, написанная им в 1784 году в Риме. В следующем году картина была выставлена в Париже и принесла небывалый успех художнику. «Клятва Горациев» стала образцом формировавшейся в то время школы неоклассицизма. В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней.Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин. «Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Картины повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде. 30. Русская живопись 2-ой трети 19 в. Карл Брюллов (Последний день Помпеи), александр Иванов (Явление Христа народу). Это период романтизма. Романтизм в России отличался от западноевропейского вугоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскуюреволюцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круглюдей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результатыреволюции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала XIXв. не стояло. Следовательно, не было и этой причины. Настоящей причиной сталаОтечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы.Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольныедействительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступоктоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годыстали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. В своих полотнах русские живописцы-романтики выразилидух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали кпроявлению гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессиейотличаются бытовые полотна русских живописцев. Одухотворенные, меланхоличныепейзажи - опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире. Русская романтическаяживопись отличалась от зарубежной. Это определялось и исторической обстановкойи традицией. Особенности русской романтической живописи: -просветительская идеология ослабла, но не потерпелакрах, как в Европе. Поэтому романтизм не был ярко выражен; -романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним; -академическая живопись в России еще не исчерпала себя; -романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к академизму. К середине XIX в. романтическая традиция почтиугасла. Карл Брюллов (1799-1852 ). Окончил Академию с золотой медалью, уезжает в Италию. До Италии в творчестве преобладают библейские и античные сюжеты. 1828-поездка в Помпеи. После пишет картину «Последний день Помпеи»(1830-1833) В ней показывает величие и достоинство человека перед лицом смерти. Основная особенность его живописи: связь классицистической стилистики его произведений с чертами романтизма, с которыми брюлловский классицизм объединяет вера в благородство и красоту человеческой натуры. Четкость пластической формы, профессиональный рисунок, романтический эффект живописного освещения. Тема гибели вообще характерна для романтизма. В картине проявилась условность академического языка: театральные позы, жесты, мимика, эффекты освещения. Брюллов старался сохранить в картине историческую точность: памятники архитектуры, восстановить зрительно описанные в литературе сцены. В1834 году картина была привезена в Россию, имела коллосальный успех. В 1835 году художник возвращается в Россию, где был встречен как триумфатор. Далее его интерес перешел на портретопись. Портреты 30-х гг: не столько сам портрет, сколько обобщенный образ. Портрет 40-х гг: более камерные, тонкие, многогранные психологические характеристики. Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Окончил Петербургскую Академию с 2-мя золотыми медалями: малая золотая медаль за картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824); большая золотая медаль за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1827) 1830 – ч/з Дрезден и Вену уезжает в Италию 1831 – Рим Лишь за полтора месяца до смерти возвращается на родину (умер от холеры) Картина «Явление Христа народу» Для написания этой работы изучал живопись Джотто, венецианцев, особенно Тициана, Веронезе и Тинторетто, написал 2-х фигурную композицию «Явление Христа Марие Магдалине после воскресения»(1835) 1833 – первые эскизы «Явления мессии» 1837 – композиция перенесена на большой постК 1845 – по существу работа была закончена. Композиция этого монументального, программного произведения зиждется на классицистической основе (симметрия, размещение выразительной главной фигуры переднего плана по центру, барельефное расположение всей группы в целом), но традиционная схема своеобразно переосмыслена художником. Он стремился к передаче динамичности построения, глубинности пространства. Главное, что поражает в картине – необычайная правдивость разнообразных персонажей, их психологические характеристики, сообщающие потрясающую достоверность всей сцене. Эволюция Иванова в работе над «Явлением» можно определить как путь от конкретно-реалистической сцены к монументально-эпическому полотну. Основная ветвь в творчестве Иванова – библейские сюжеты. Это все возникло благодаря его увлечению историей религии, а отсюда возник интерес к изучению научных текстов. Неоконченные акварельные библейские эскизы занимают особое место в творчестве Иванова и в то же время органически завершают его. Цикл Иванова – доказательство того, что гениальная работа и в эскизах может быть новым словом в искусстве. 31. Творчество Винсента Ван Гога. («Едоки картофеля», «Ночное кафе в Арле», «Автопортрет с перевязанным ухом», «Красные виноградники Арле», «Хижины», «Пейзаж с кипарисами», «Подсолнухи» и др.). Винсент Виллем ван Гог родился в 1853 г. в Голландии в семье бедного пастора, имевшего приход в деревне Гроот-Зюндерт. Великий голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Живописью начал заниматься в зрелом возрасте; до этого работал служащим в крупной торговой фирме, учителем, помощником проповедника, продавцом в книжном магазине, миссионерствовал в шахтерских поселках Бельгии. Творческий путь художника был недолгим — около 10 лет. За это время Ван Гог написал свыше 850 полотен, исполнил 700 рисунков и акварелей. Свои лучшие картины Ван Гог написал во Франции. Создавал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые сцены. Писал картины сериями, подолгу разрабатывая один и тот же мотив — «хлебное поле», «кипарисы», «оливковый сад» и т.п. Окончил жизнь трагически — выстрелив в себя из пистолета. При жизни признания не получил. «Едоки картофеля» Все годы усердной работы, постоянное оттачивание техники и попытки работать маслом - все это послужило ступенями к созданию первого шедевра Винсента Ван Гога: «Едоки картофеля». Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли. Однако не цвет, по признанию автора, занимает его в первую очередь, а форма. И тем не менее, за приглушенными сероватыми тонами уже ощущается та насыщенная цветовая основа, которая вырвется наружу в зрелый период творчества живописца. Над «Едоками картофеля» Винсент работал весь апрель 1885 года. Он делал очень много набросков для окончательной, большой версии, писанной маслом на холсте. «Едоки картофеля» признаны первым величайшим произведением художника, да и он сам был вдохновлен результатом. Хотя любая критика приводила Винсента в бешенство и расстраивала его (его друг, разделяющий взгляды, художник Антон Ван Раппард не оценил картину, а его комментарии побудили Винсента разорвать их отношения), Винсент был доволен результатом, и таким образом начался новый, более уверенный и технически полный виток его карьеры. В тёмном мрачном помещении сидят за столом пять человек: двое мужчин, две женщины и видимая со спины девочка. Свисающая сверху керосиновая лампа освещает худые, усталые лица и большие натруженные руки. Скудная трапеза крестьян -- тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В образах людей сочетается монументальное величие и сострадание, живущее в широко открытых глазах, напряженно вздёрнутых треугольниках бровей, морщинах, ясно читаемых даже на молодых лицах. «Ночное кафе в арле» В очеловечивании окружающего мира В. Ван Гог не ограничивался окружающей его природой, многие предметы, представленные на его полотнах, тоже наделены способностью чувствовать и выражать ощущения своих владельцев: " Ночное кафе в Арле" (1888, частное собрание, Нью-Йорк), вызывающее смертельную тоску.Он намеренно использует в этой картине интенсивные, ядовитые цвета, и здесь мы видим один из самых впечатляющих интерьеров, написанных Ван Гогом. Будучи сильно пьющим человеком, он прекрасно знал ночную жизнь и объяснил в письме к своему брату Тео, что означала эта картина для него самого: " В " Ночном кафе" я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становится преступником. Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зеленого цвета". Эти цвета выглядят неестественными, однако помогают передать " некоторые состояния, свойственные страстным натурам". Письма Ван Гога полны комментариев к его картинам, и это показывает, насколько глубоко задумывался художник над своими работами.1. Потолок, бильярдный стол и некоторые другие предметы написаны с преобладанием зеленого цвета. Этот цвет часто используется для передачи красоты окружающей природы, однако в данном случае он воплощает болезненное ощущение одиночества и саморазрушения.2. Стены кафе написаны тревожным красным цветом, ассоциирующимся с кровью и традиционно символизирующим опасность и страсть.3. Преобладающим цветом в картине является ядовито-желтый, передающий прокуренную атмосферу кафе и состояние мозга, отравленного парами алкоголя.4. Вокруг светильников написаны желтые, зеленые и красные круги, передающие восприятие пьяного человека, у которого кружится голова и двоится в глазах. «хижины» Искусство Ван Гога в первую очередь выделяет в природе динамическое начало и подчиняет ему обратный строй картины. Склон холма с прилепившимися к нему хижинами вздымается, как морская волна, клубятся облака, вьется кольцами дым. выходящий из трубы, жгутами скручиваются кусты и деревья. Работам Ван Гога предшествующих лет была присуща повышенная интенсивность цвета; в 1890 году он переходит к более спокойной гамме, построенной на сочетании зеленых, голубых, оливковых тонов, но зато резко возрастает и достигает, кажется, предела экспрессивность его живописной манеры. Энергичные, пастозные, как бы пульсирующие мазки. Ван Гог долгое время жил и работал во Франции, сильнейшее влияние на него оказала живопись французских стремительным водопадом скатываются по кровлям домов, по склону холма, увлекая за собою взгляд завороженного зрителя. Картина Ван Гога требует от смотрящего прежде всего активного эмоционального соучастия, сопереживанияимпрессионистов. Но истоки его творчества были иными - они связаны с искусством северных стран. Творчество Ван Гога сохранило эту преемственность и в свою очередь оказало громадное влияние на европейское искусство. Однако в отличие от Франции, где живопись в XX веке развивалась в основном под знаком Сезанна, оно получило наиболее широкое признание в Германии, Бельгии и скандинавских странах «Прогулка заключенных» В Арле Ван Гог попытался осуществить свою давнюю мечту об ассоциации художников, противостоящей хаосу индивидуалистической цивилизации, но попытка оказалась трагичной. Физическое и духовное перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник в мае 1889 г. попадает в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между приступами продолжает заниматься своим любимым делом. В качестве " модели" ему служили репродукции произведений известных художников, которые он воспроизводил своим собственным живописным языком. Так, по рисунку Г. Доре он создал свое оригинальное полотно " Прогулка заключенных" (1890, ГМИИ, Москва), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы