Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тенденции к сюрреализму. Марк Шагал
Одно из направлений модернизма называется сюрреализмом (от французского surrealisme), а сложилось оно в двадцатых годах прошлого века во Франции. По мнению художников-сюрреалистов, энергия каждого творца начинается в самых глубинных сферах подсознания, проявляющихся во время болезненного бредового состояния, обычного сна, гипноза или внезапных творческих озарений.. (Источник - http: //gallerix.ru/lib/surrealism/) Сюрреализм имел два направления развития. Последователи первого из них (Макс Эрнст, Миро, А. Масон) стремились ввести в процесс творчества бессознательное начало, в их картинах преобладали произвольные образы, часто переходящие в абстрактные формы. Второе направление базировалось на абсолютной точности изображения нереальных образов, возникающих в подсознании. Возглавлял это направление Сальвадор Дали. Его картины академически правильны с точки зрения того, как нужно передавать перспективу и светотень, иллюзорные образы выписаны настолько тщательно, что зритель невольно поддаётся их убедительности, втягивается в сложный лабиринт загадок и обманов: казалось бы, совершенно несовместимые предметы выворачиваются и скручиваются, твёрдые растекаются, плотные становятся прозрачными, массивные – невесомыми. Сюрреалистическая живопись – это абсурдная фантастика, алогизм ситуаций, невероятные сочетания разных форм и зрительная неустойчивость всех образов. Реальность, изображённая на полотнах художников-сюрреалистов, не отображает действительность. Иногда это доводилось до того, что вымышленные образы становились патологически отталкивающими, а стиль картин напоминал неразумную эклектику и даже китч. Были и интересные находки, например зрительные иллюзии, которые позволяли разглядеть на одной и той же картине два совершенно разных изображения в зависимости от угла зрения. С сюрреализмом часто связывают имя художника из витебска марка шагала (1887-1985). Родившийся в россии и именно здесь сформировавшийся как художник, Шагал большую часть жизни прожил за рубежом, но оставался верен впечатлениям детства и юности. Скрипач, парящие над землей любовники, коровы, лошади, ослы, петухи, покосившиеся деревянные домишки витебской окраины - эти мотивы не заслонены парижскими и прочими впечатлениями и сопровождают произведения всех этапов его творческой жизни в самых разнообразных вариациях и художественных модификациях, где бы он ни работал. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (" Суббота", 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене - Белле Розенфельд (" Над городом", 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (" Ворота еврейского кладбища", 1917, частное собрание, Париж). Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен (" Я и деревня", 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; " Автопортрет с семью пальцами", 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к " Мертвым душам" Николая Васильевича Гоголя и " Басням" Ж.де Лафонтена. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. 62. Искусство в 1941-1945 г.г. Общая характеристика. Деятельность группы «Окна ТАСС». С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В годы войны появились значительные произведения станковой графики, причем многообразие впечатлений породило многообразие форм. Это и быстрые документально-точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню. Это и портретные рисунки бойцов, партизан, моряков, санитарок, командиров –богатейшая летопись войны, впоследствии переведенная частично в гравюру. Это и пейзажи войны, среди которых особое место занимают изображения блокадного Ленинграда. Наконец, это целые серии графических листов на одну тему. Особое место в военной графике занимает историческая тема. В ней раскрывается наше прошлое, жизнь наших предков (гравюры В. Фаворского, А. Гончарова, И. Билибина). Представлены также архитектурные пейзажи прошлого. Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Причем явственно прослеживаются два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей. Нередко художники прибегали к образам наших героических предков. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. Они пронизаны оптимизмом, народным юмором. С первых дней войны по примеру «Окон РОСТА» начинают выходить «Окна ТАСС». " О кна ТАСС", агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы ВОВ. Рисунки и тексты " О. Т." призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом народов СССР, гневно клеймили немецко-фашистских захватчиков. В выпуске " О. Т." участвовали многие советские художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин и др.) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак и др.). Было создано свыше 1500 " О. Т." (тираж доходил до 1000 экземпляров). Техника исполнения плакатов (трафарет) постепенно совершенствовалась и усложнялась (число цветов доходило до 10—12 и более). Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство — мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны." О. Т." выпускались в Москве; по типу московских " окна" создавались также и в др. городах СССР (Ташкенте, Баку, Фрунзе, Ашхабаде, Томске, Саратове, Мурманске, Хабаровске, Свердловске). (Изв. работы: Кукрыниксы. «Клещи в клещи», В. В. Лебедев «Наша азбука», П. М. Шухмин. «Артиллерия — бог войны») Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы