Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Хронотоп культуры: историческое измерение
Пространство и время являются необходимыми координатами исторического исследования культуры. Каждый факт, событие, памятник или открытие в истории культуры всегда имеют достаточно четкие пространственные и временные контуры, обозначенные ответом на вопросы «Где? » и «Когда? ». Единство этих двух жизненно связанных координат выражено в понятии «хронотоп». Этот термин получил широкое признание и использовался в философии для определения исторического измерения изменений в природе и обществе, в психологии — для понимания процесса становления и развития человека. Широкое применение понятие «хронотоп» получило в трудах эстетика и культуролога М. М. Бахтина (1895-1975)1. Анализируя творчество Ф. М. Достоевского, Ф. Рабле, он отмечал особенность субъективного переживания пространства и времени в разных исторических эпохах и культурных ситуациях. В работе «Формы времени и хронотопа в романе»2 и многих других трудах М. М. Бахтин отмечал наличие множества смыслов хронотопа, которые отражают многослоиность и полифонизм культуры. Раскрытие этих культурно-исторических смыслов отношения к пространству и времени в разных культурах становится основой диалога, стимулирует понимание и переживание культурных ситуаций прошлого, взаимное общение. Далекие культурные миры преодолевают пространство и время, становятся близкими и понятными. М. М. Бахтин вводит понятие «большого времени» истории мировой культуры, которое способно выводить из далекого прошлого разные события, сюжеты, ценности и биографии и восстанавливать, «вос- 1 Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 124. 2 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1995. С. 78. крешать» их жизненный смысл и значение, тем самым сближая историю и современность. В культуре нет ничего «абсолютно мертвого», у каждого смысла будет свой «праздник возрождения», выхода из небытия, писал М. М. Бахтин. Это является основой диалога культур, доступности ушедших эпох и их «открытости» для понимания людьми исторически иного пространства и времени. М. М. Бахтин создает образ диалога мировых культур как «смотрящихся друг в друга ликов», в котором участвуют на равных правах и исторический памятник, и его автор, и современный читатель, слушатель, зритель. На основе диалога культур М. М. Бахтин строит концепцию культурологической герменевтики или истолкования текстов культуры. Принимая во внимание единство пространства и времени в культуре, в целях более подробного исследования отделим их друг от друга для рассмотрения различных свойств и образов времени как категории историко-культурологического анализа. л—........................................•......................................................... Время обладает целым комплексом всеобщих признаков, которые проявляются в космосе, природе, обществе, культуре, человеческой жизни. Ничто не может оказаться вне его объективных свойств. Время имеет длительность, ритм и темп, последовательность смены отдельных этапов, необратимость. . Время «течет» от прошлого к будущему и его «бег ни на миг не остановишь». Эти объективные свойства времени всегда вызывали в истории культуры субъективное стремление замедлить или ускорить его неумолимое движение, повернуть вспять, стереть из памяти отдельные периоды, приблизить будущее, перескочить через этапы. Легенды и мифы об эликсирах молодости, о вечной жизни, параллельном мире Зазеркалья лишь подтверждают утопичность подобных желаний. Мыслители разных эпох много спорили о сущности времени, и эти дискуссии продолжаются и до сих пор. Является ли время объективным свойством или произвольной мыслительной конструкцией, созданной по человеческому замыслу? Имеет ли время единую систему измерения или множество различных способов, не сопоставимых друг с другом, и потому в разных культурных мирах время не только отсчитывается иначе, но и течет неодинаково? Возможно ли «накопление» времени, создание его запаса и его последующего использования или время уходит безвозвратно, растрачивается впустую? Как различаются между собой физическое, астрономическое, биологическое, историческое, социальное, культурное, личное время? Существуют ли между ними взаимосвязи? Время как категория бытия всегда привлекала внимание ученых (Галилей, Ньютон, Эйнштейн). Механическая идея длительности и последовательности опиралась на представление Аристотеля о том, что время есть число движения. Время — это определенное расстояние между двумя точками, которое необходимо затратить в процессе движения. Время можно представить в виде непрерывной линии длящихся процессов, разделенной на отдельные отрезки. В известных «Апориях» античного мыслителя Зенона об Ахиллесе и черепахе в афоризме «летящая стрела покоится» выражено представление о времени как процессе, имеющем длительность и размерность. Модель времени как рисунка интервалов, отрезков, моментов между непрерывно текущей длительностью, имеющей вектор движения от прошлого через настоящее к будущему, является самой распространенной в культурах разных исторических эпох. В науке XIX в. эти представления о сущности времени были дополнены. Благодаря теории относительности Эйнштейна классическая модель времени была существенно изменена. Она поставила время в зависимость от скорости движения: чем выше скорость перемещения в пространстве, тем медленнее идет время по сравнению с другой системой, движущейся с иной скоростью. Это положение касалось в первую очередь физических объектов, но может быть распространено и на социальную сферу. Новое понимание времени изменило представление о его свойствах. Возникли понятия многомерности, обратимости, разветвленности, возможности движения вспять, взаимопревращения причины и следствия, удвоения событий во времени, понятия суперпространства, «черной дыры», асимметрии, запаздывающих и опережающих полей. Оригинальную модель времени предложил физик Н. А. Козырев. В 1960-е гг. его лекции о новых свойствах времени пользовались огромной популярностью в Ленинградском университете. Он предположил, что течение, или ход, времени — это физическая величина, которая может быть источником механического движения всех тел мира, в том числе скрытой причиной неубывающего свечения звезд во Вселенной. Время обладает не только геометрическими свойствами, но оно образует силовое поле, которое может воздействовать на физические системы и становиться активным участником миро- здания. Этот вывод был признан крамольным и не согласующимся с диалектическим материализмом. На долгие годы его гипотеза была забыта, и лишь теперь к ней стали возвращаться1. Несомненный интерес имеют идеи В. И. Вернадского о том, что реальное время создается движением жизни. Время идет в ту сторону, в какую направлены жизненный порыв и творческая эволюция, ибо это является основным условием существования Мира. Вспять процесс идти не может, утверждает В. И. Вернадский: «Время есть проявление созидания творческого мирового процесса»2. Изучение времени в живых системах выдвинуло на первое место проблемы ритма процессов, роста, самоисцеления и самовозобновления жизни на основе взаимодействия внешних и внутренних факторов. Оригинальную гипотезу о роли и сущности времени в культурно-историческом процессе высказывал в 1920-е гг. русский ученый В. А. Муравьев (1885-1932). По своим взглядам он был близок к идеям В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского. Единственный напечатанный при его жизни трактат назывался «Овладение временем как основная задача организации труда»3. Он сближает историю Земли и Космоса. Культура — это часть Вселенной, обладающая космической энергией. В мире происходят энтропийные процессы утраты и рассеяния энергии. Но наряду с этим существует и движение к собиранию и концентрации энергии. Именно это организующее, или «каталитическое», свойство принадлежит Культуре. Разум, воплощенный в произведениях культуры и в деятельности человека, выражает это всеобщее свойство, способствующее сохранению Вселенной. Творческий акт человека одушевляет материальный мир, он обладает способностью «зажигать» сознание в разных местах мира, создавать индивидуальные силовые центры концентрации энергии. Этот процесс происходит во времени и напоминает «кристаллизацию насыщенного раствора». Вселенная подвластна мощной интеллектуальной деятельности человечества. Аккумулированная энергия сообщается окружающему миру посредством символов, слов, числовых знаков, языка искусств и ремесел. Человеческая активность в космическом балансе сил при- 1 Козырев Н. А. Время как физическое явление // Моделирование и прогнозирование в биоэколопш. Рига, 1982. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М, 1988. С. 332. Муравьев В. Овладение временем как основная задача организации труда. Цит. по: Аксенов Г. П. Времявластие. О Валериане Муравьеве и его философии // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 93. обретает времяобразующее значение, продлевая жизнь Вселенной и Земли как ее части. Предназначение человека в том, чтобы в процессе деятельности порождать и накапливать время, тем самым спасая мир от падения в бездну, от необратимого процесса рассыпания и умирания. Идеальные ценности, произведения, памятники культуры буквально заряжены энергией творчества. Это своеобразный конденсат энергии, накапливаемый на Земле и оказывающий воздействие на Космос. Время — свойство тех вещей и процессов, которые обладают внутренней энергией и страстью, стремлением к гармонии и совершенству. Культурно-созидающая активность, приводящая мир из хаоса к гармонии, есть одновременно и времяобразующая деятельность. Преодоление смерти, конфликтов, войн создает позитивное напряжение в потоке жизни, соединяет творческий акт и организованное коллективное действие. Времяобразование происходит везде, где совершается активная творческая деятельность. Это положение меняет представление о культуре как о «вторичной» сфере и придает ей значение активного фактора, способствующего обновлению жизни и творческому долголетию. Культура постепенно преодолевает случайное, спонтанное время и открывает простор для созидания и проективной деятельности. Разные социальные слои и личности заряжены неодинаковым творческим потенциалом и потому вносят различный вклад в процесс накопления энергии. Завоевание человеком пространства раздвигает горизонты его возможностей, создает стимул для реализации творческой энергии и овладения временем. Новые подходы в изучении свойств времени открывает синергетика, получившая широкое признание и применение как в естественных, так и в гуманитарных науках. Одним из основателей этого направления является И. Р. Пригожий (1917-2003), лауреат Нобелевской премии за работы по термодинамике неравновесных систем1. Синергетика продуктивно использует многие положения теории вероятности, информационно-кибернетического подхода, структурного функционализма, взаимодействия в режиме диалога для обоснования принципов самоорганизации сложных систем, к которым относится культура. 1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Они же. Время, хаос, квант. М., 1994. Понятие динамической неустойчивости дает возможность нового понимания роли хаоса, в результате которого возникают альтернативные пути развития, способные привести систему к обновлению и процветанию, а не к «тепловой смерти Вселенной». Синергетическая методология ориентирована на изучение разнообразия тенденций культурного развития, соотношения традиций и новаторства, Востока и Запада, Севера и Юга, многополярности культурного мира. Идея рождения нового через хаос заинтересовала академика Д. С. Лихачева1. Хаос — состояние чрезвычайно неустойчивое и разнообразное. Оно может быть ограниченным и длительным. Хаос — это отсутствие системы и того соотношения ее элементов, которые характеризовали прежний порядок. Но хаос не может длиться вечно. В самом хаосе существует воля к его преодолению, к установлению относительного порядка, но иного, чем прежде. «Без рождающего хаоса переход к новой системе в любой области культуры совершиться не может», — подчеркивает Д. С. Лихачев. Разнородность и неустойчивость хаоса делают его удобным «строительным материалом» для появления новых систем. Хаос и система связаны друг с другом, ибо означают переход из одного состояния в другое, каждое из которых не является абсолютом. Для перехода нужно время. Оно может быть кратким и длительным, сжатым или растянутым, вызывать радость или тоску, ожидание и надежды. Люди становятся реальными участниками этой драмы перехода. Отрадно, что состояние хаоса — явление временное и не может быть вечным. В хаосе может преобладать зло как несостоявшееся добро. Это убедительно показано Ф. М. Достоевским в «Братьях Карамазовых» и М. Булгаковым в «Мастере и Маргарите». Особенность хаоса заключается также в том, что в нем возникают одновременно несколько систем, которые могут смешиваться, наслаиваться, существовать параллельно. Это делает хаос «избыточным», в нем зарождаются разные стили, альтернативные возможности. Культура Серебряного века славилась своим многообразием, хаотичным нагромождением различных направлений: акмеизма и футуризма, кубизма и супрематизма. Они создавали чрезвычайно пеструю картину культуры. Искусство находилось в постоянном движении и смене форм, при этом объясняя российскую действительность, стимулируя появление новой идеологии и новых ценностей. Все это позволяет сделать вывод о том, что хаос не так страшен, как его представляют в обы- Лихачев Д. С. Рождение нового через хаос // Полярность в культуре. СПб., 1996. С. 10. денном сознании. Старение любой системы подтверждает значимость фактора времени, который дает импульс для динамичного развития культуры. Время определяет рамки и грани созревания нового, выполняя функцию катализатора и фермента в переходный период. Образы времени в истории культуры Представления о времени, его значении и смысле неоднократно менялись в истории мировой и отечественной культуры. Античный философ Платон предложил два термина для обозначения времени: «эон» (греч.) — вечность, век, божественное время; «хронос» (греч.) — земное время, имеющее длительность и меру. Эон в мифологических представлениях в эпоху Римской империи изображался в виде старца с львиной головой, со скалящейся пастью, с обвитым змеей телом. Таким был образ вечного времени. Хронос, или Кронос, тоже образ греческой мифологии, а в римской известен под именем Сатурна. Эти боги персонифицировали времяТ Кронос изображался в виде бородатого старца, пожирающего собственных детей, ибо, согласно предсказаниям, его собственный сын должен был лишить его власти. В этой бесконечной борьбе со временем проходит жизнь человека. В античном искусстве Кронос изображался старцем с накинутым на голову покрывалом и серпом в руке. В Олимпии и Афинах были популярны кронии — празднества в честь бога времени, а в Римской империи их называли сатурналиями. Во время сатурналий останавливались все общественные дела, дети освобождались от занятий, все делали подарки, всюду царило веселье. Многое из сатурналий вошло в христианские святки. В древнеиндийской мифологии тоже есть божество, воплощающее образ времени, — Кала, состоящий из дней и ночей, месяцев и времен года, поглощающих в своей бесконечной череде человеческие существа. Вращение колеса символизирует созидание, сохранение и уничтожение мира. В китайской мифологии существует великое божество времени Тай-Суй. В честь Тай-Суй совершаются жертвоприношения перед началом всех значительных работ. На старинных гравюрах Тай-Суй изображался с секирой и кубком или с копьем и колокольчиком, улавливающим души. В христианских теологических учениях единство прошлого, настоящего и будущего представлено в идее Троицы. Бог, сущность которого едина, но бытие представлено в трех ипостасях. Единство и равенство воплощены Андреем Рублевым в иконе «Троица», признанном шедевре мировой культуры. Христианство вносит новое измерение в историческое время европейской культуры. Христианское вероучение отлично от природной мифологии, ибо дает новое понимание движения человеческой истории. Ветхий и Новый Заветы, божественное начало сотворения мира и человека, пришествие и воскресение Иисуса Христа — таковы главные события библейской истории. Библейское время определяется линейным вектором «от начала к концу», — от сотворения мира к апокалипсису и Страшному суду. Связь времен приобретает финалистский смысл и сопровождается надеждой на искупление грехов и покаяние. Библейская история нашла великолепное отражение в искусстве. Регулярность, ритмичность, повторяемость течения времени оказывали влияние на традиционный характер поведения, регламентировали начало и окончание сезонных работ, чередование будней и праздников, заключение браков, регистрацию рождения и смерти, подчинение строгим ритуалам и обрядам. Сакральное время насыщено священными событиями, его нельзя перенести «на другой срок», ибо это повлечет за собой гнев богов, вызовет опасность, которая может иметь роковое последствие для последующей жизни. Священные места — храмы, часовни, кладбища, места ритуальных событий, памятники — находятся под особой охраной и покровительством церковной и светской властей. В этих местах время сливается с вечностью. Прошлое служило «зеркалом» будущего, оно предопределяло все события, которые возникнут в жизни человека. Мифы, легенды, сказания, жития святых, генеалогия предков являлись своеобразными системами счета времени. Прошедшее, настоящее и будущее не были разделены четкой гранью, были прозрачны для постижения и понимания, располагались на одной плоскости исторического времени. Оно определялось движением небесных светил, длиной пути до поселения или берега моря, реки, до перевала через горы. Все эти сведения хранились в памяти, передавались последующим поколениям. Архаическое сознание подчинялось циклическому времени, наблюдаемому во всех природных явлениях. Периодическая смена восхода и заката, продолжительность сезонных периодов года, рост, созревание и увядание в природе, рождение и смерть человека — все это имело определенную длительность, совершалось неизбежно, повторялось в установленном ритме и темпе. Поэтому цикл движения во времени есть во всех древних цивилизациях. Нередко цикличный характер истории связывали с периодами солнечной активности, движением Луны, Юпитера. Архаичное представление о времени составляет «нижний» пласт народного сознания. Этот реликтовый слой образует фундамент всех последующих понятий о времени. Более того, он не только не исчезает как устаревший, но в том или ином виде всегда присутствует в сознании человечества на всех этапах истории. Линейное и циклическое время не противопоставлены, а взаимно дополняют друг друга. До сих пор используются приметы, пословицы, поговорки, образы «стрелы времени», «колеса Фортуны», двухтактной модели «ухода-возврата». Несмотря на весьма длинную историю познания свойств времени, оно по-прежнему остается загадочным. Оно действует неумолимо и требует от человека особой осмотрительности. В 1905 г. писатель Андрей Белый подметил 12-летний цикл русской истории XX в., отметив значение «года Змеи», предсказав значительные события 1917, 1929, 1941, 1953 гг. Экономист Д. Кондратьев выявил «длинные волны», или циклы, истории продолжительностью примерно в 50 лет. Циклический характер мировой истории был подмечен многими культурологами. Понятие цикла использовали итальянский философ Д. Вико в работе «Основания новой науки об общей природе наций», Н. Я. Данилевский в книге «Россия и Европа», историк А. Тойнби, социолог П. А. Сорокин и др. Интересный расчет циклов творческой активности человека представил исследователь А. Жабин. Рассмотрев 11 842 биографии знаменитых людей от античности до современности, он обнаружил, что через каждые 15 лет наступает период максимальной активности. В 15, 30, 45, 60, 75 лет происходит творческий взлет человека, обновление его замыслов. В 75 лет творческая активность была присуща Гете, Леонардо да Винчи, Л. Толстому, Ч. Чаплину. Весьма оптимистическая перспектива для поддержания творческого долголетия. Человек осваивает время и неодинаково относится к нему на разных жизненных этапах. В молодости время кажется бесконечной дистанцией, где предстоит многое сделать. В старости «часы идут быстрее», мелькают не только недели, но и годы. В разных исторических условиях человек способен «обгонять» время, становясь непонятным для своих современников, и получать признание у будущих поколений. Но возможна и другая ситуация — отставание от хода времени, консервация сознания и поведения, утрата чувства реальности. В по- литике время использовалось для обоснования идеи о возможности ускорения, движения на повышенных скоростях с целью досрочного выполнения намеченных планов. В романе В. Катаева «Время, вперед! » оно рассматривалось как фактор, способный поторапливать, заставлять работать быстрее, брать дополнительные обязательства, чтобы приблизить будущее. Время обретало идеологический смысл, оно становилось соучастником исторических событий и замыслов. Вольное обращение со временем проявляется и до сих пор в практике совмещения и переноса праздничных дней, уменьшения срока службы «год — за два», изменения часовых поясов, перехода на сезонное время. Индивидуальное восприятие времени связано с ритмами общества. Субъективное восприятие времени может не соответствовать его реальному ходу. При большой эмоциональной нагрузке, предельной сосредоточенности, концентрации внимания чувство времени обостряется. Время «летит», когда человек влюблен, увлечен, полон впечатлений. Французский философ и социолог Ж. (Георгий Данилович) Гурвич предложил восемь состояний времени в современном обществе: длящееся, обманчивое, неустойчивое, циклическое, замедленное, переменное, идущее вперед, взрывчатое. Культуры соревнуются между собой за выбор соответствующего типа времени. Кроме того, существуют макро- и микроструктуры времени, и один и тот же человек может жить в разных временных мирах, переходя из одной системы в другую. При всех обстоятельствах время является важным ресурсом развития общества и человека. Преемственность поколений как диалог культур Преемственность культуры является закономерностью исторического развития. Она реализуется в динамичной и последовательной смене поколений. Каждое поколение имеет свои особые ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперед. ** Эти две стороны взаимосвязи поколений — освоение культурного наследия и новаторство — образуют основу исторического развития культуры. Трансляция культуры является всеобщим законом, определяющим единство человечества.. 66 Глава 3. Время как фактор исторического развития культуры Проблеме роли поколений в истории культуры посвящали свои труды многие исследователи. В зарубежной социологии и культурологии проблемы поколений рассматривали С. Айзенштадт, К. Дэ-вис, М. Вебер, М. Мид, К. Маннгейм, К. Кенистон, X. Ортега-и-Гас-сет, А. Тойнби, Л. Фойер, 3. Фрейд, Ч. Рейч, Т. Роззак и др. Смена поколений создает непрерывность в истории культуры, способствует передаче культурного наследия и стимулирует дальнейшее изменение. Однако в реальной жизни действие этого закона имеет очень широкий диапазон, проявляется в многочисленных вариациях, сопровождается драмами и конфликтами. А. Тойнби, размышляя о судьбе поколений, отмечал, что «каждое поколение, подобно карме, влачит на себе все то, что было содеяно предшественниками. Ни одно из поколений не начинает жизнь в условиях полной свободы, но начинает как узник прошлого. К счастью, узник этот не беспомощен, он располагает силами сломить рутину" наследуемых привычек»1. В разные исторические эпохи изменялись объем и содержание культурного наследия, способы и механизмы его передачи последующим поколениям. В опыте прошлых поколений были не только достижения, но и заблуждения, ошибки, просчеты. Идеологическая ограниченность и социальная тенденциозность способствовали появлению «белых пятен», стертых текстов культуры и достижений деятельности известных личностей. В сознании последующих поколений возникает сожаление об утратах, желание возродить забытые имена, вспомнить о новаторских идеях, пересмотреть отношение к культурному наследию. Но этот возврат происходит на ином витке истории, в других социальных и культурных условиях. Проблема взаимоотношения поколений привлекала внимание российских ученых в различные периоды модернизации общества. Среди них можно назвать известных политических деятелей, писателей: А. И. Герцена, П. А. Сорокина, И. С. Тургенева. В 70-е гг. XX в. проблему поколений исследовали социологи И. Бестужев-Лада, И. Кон, И. Ильинский, В. Лисовский, Л. Коган, М. Тит-ма, В. Шубкин, А. Шендрик, В. Чупров. Эти исследования содержали научную информацию об изменениях в ценностных ориентациях молодого поколения и тем самым прогнозировали неизбежность глубоких социальных и культурных Тойнби Л. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С. перемен в обществе. Прогнозы подтверждали идею немецкого социолога К. Маннгейма о том, что феномен поколений является одним из главных факторов, способствующих зарождению динамики исторического развития. Испанский философ и культуролог X. Ор-тега-и-Гассет отмечал, что смена поколений создает «пульсацию» в истории общества, определяя границы соединения традиций и новаторства. Возрастные группы выполняют интегративную функцию, объединяя сверстников на основе общего отношения к ценностям. Каждое поколение «встает на плечи» предыдущего, формируется им, но затем вносит свой вклад в развитие общества и культуры. Характер преемственности культуры отражается в духовном облике поколений. В истории известны поколения «бури и натиска», «потерянного поколения», «поколения надежд». Эти символические названия отражают их роль в истории культуры. Преемственность и взаимодействие поколений необходимо рассматривать по крайней мере в двух аспектах: вертикальном и горизонтальном. Вертикальный подход позволяет составить общую картину передачи культурного наследия, представить его объем, судьбу открытий и утрат, продолжение реформ, начатых предшествующими поколениями или их критику. Интересный расчет ускорения темпов исторического развития и увеличения объема информации в деятельности поколений предложил американский социолог А. Тоффлер. Если последние 50 тысяч лет существования человека разделить на средний срок человеческой жизни приблизительно в 62 года, то всего в истории было около 800 таких сроков. Из них 650 человек провел в пещерах. Только во время последних 70 сроков благодаря письменности стало возможным эффективное общение поколений. За последние 6 сроков большинство людей узнало печатное слово. За 4 срока человек научился более или менее точно измерять время. За 2 последних срока появился тот, кто использовал электрический мотор. «И потрясающее количество материальных благ, которыми мы пользуемся сегодня, были созданы за последний, восьмисотый, срок жизни», — заключает А. Тоффлер1. Возможно, приведенные расчеты условны, но они достаточно образно воспроизводят динамизм исторической преемственности культуры, колоссальный объем культурного наследия, накопленного человечеством, соотношение традиций и новаторства. 1 Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 14. Горизонтальный аспект позволяет изучить поколения, живущие одновременно. Отличительной особенностью современности является ускорение темпа перемен, когда прошлый опыт сохраняется как память, но утрачивает свое значение для практической жизни молодого поколения. Молодые воспринимают мир иначе, живут иными ценностями и целями. Возникший «временной сдвиг» изменил роль и характер взаимодействия поколений. Как правило, одновременно живут три-четыре поколения. Между ними складываются различные отношения — сотрудничество и доверие, взаимопонимание и согласие, поддержка и помощь — на основе общих жизненных ценностей. Но возможна и другая ситуация. Отношения становятся напряженными и возникают конфликты, разногласия, взаимная критика и открытая враждебность. Отношения между поколениями могут проявляться так или иначе в различных сферах жизни, в определении целей и ценностей, симпатиях к политическим лидерам и деятелям культуры, в оценке событий и технических достижений, в подражании модным эталонам и вкусам. В некоторых вопросах жизни поколения могут иметь общие позиции, но расходиться, например, во мнении о количестве детей в семье. Постепенно уходят в прошлое большие семьи, в которых совместно проживали несколько поколений. Все чаще нуклеарная семья, состоящая из родителей и 1-2 детей, живет отдельно. Появляются и иные типы семей. Число одновременно живущих поколений может увеличиваться или сокращаться в зависимости от многих условий, в том числе от снижения границы реального возраста родителей, от генетической предрасположенности к долгой жизни, от соблюдения норм здорового образа жизни и отсутствия факторов риска. В условиях земной цивилизации пять поколений, живущих одновременно, к сожалению, является пределом. Свыше ста лет живут очень немногие, и это большая редкость, хотя, возможно, в будущем это станет нормой. Но в настоящее время в ряде стран, в том числе в России, происходит тревожное увеличение смертности, сокращение рождаемости, уменьшение средней продолжительности жизни. Все эти особенности и тенденции влияют на характер преемственности поколений. Генеалогическое поколение указывает на происхождение семьи от общего предка. Оно создает представление о династии и родственной связи в преемственности поколений. В недалеком прошлом в истории нашей страны отношение к генеалогии было пренебрежительным, рассматривалось как сословный пережиток. Это привело к почти полному исчезновению семейных архивов; лишь редкие семьи знают историю своих предков дальше 3-4-го поколения, да и в этих пределах мало известна история их личной жизни и судьбы. Вместе с тем генеалогия — одна из важнейших отраслей исторического источниковедения. Она изучает родственные связи людей, последовательность поколений, их ценности и образ жизни, правовые и этические нормы в отношениях между поколениями. Сегодня отношение к генеалогии в корне изменилось, возрос интерес к истории семьи и рода. Выявились новые перспективные направления изучения истории дворянства, купечества, духовенства, городских средних слоев, феодальной аристократии, интеллигенции, предпринимателей, ремесленников, рабочих, крестьян. В последние годы публикуются важнейшие архивные документы: письма, дневники, мемуары, на основе которых можно воссоздать историю семейной династии. Издаются тома фундаментальных серий об истории правящих династий, справочники о переселенцах и этнических диаспорах. Особый интерес представляют художественные портреты, миниатюрные изображения, фотографии, благодаря которым можно представить особенности внешнего облика своих предков. Знание истории семьи — духовная основа преемственности поколений и бережного отношения к культурному наследию. Забвение же предков неизбежно ведет к безнравственности, унижению достоинства, варварскому отношению к историческим культурным ценностям. Историческое поколение — период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение, становясь современником событий эпохи, оказавших влияние на его духовный облик. Иногда ему придают символическое значение, называя поколением «Великой Отечественной войны», поколением «шестидесятников», «поколением перестройки и рыночных реформ». В условиях экономических реформ все чаще говорят о среднем классе, «бизнес-поколении», которое активно проявляет себя в предпринимательской и коммерческой деятельности. В нее вовлечено не все поколение, но оно влияет на характер ценностей и формирующийся стиль жизни. . Как пишет социолог И. С. Кон, поколение в этом смысле не столько количественная, сколько качественная определенность. Чем значительнее историческое событие, тем длительнее его историческое воздействие, тем шире хронологические рамки его влияния1. Старшее поколение может вовлекать в орбиту своего притяжения несколько поколений, в том числе молодежь, создавая устойчивую традицию отношения к историческим событиям и духовным ценностям своего времени, вызывая эмоциональную сопричастность и взаимное понимание. Такие отношения складываются между поколениями в условиях относительной стабильности общества. Но динамика перемен вызывает, как правило, в новом поколении критическое отношение к предыдущему периоду, требуя отказа от целей и ценностей старшего поколения, объявляя их ложными. Так было во время противостояния Красного и Белого движений в революции, в период студенческих волнений «новых левых» на Западе в конце 60-х гг. XX в. «Отцы и дети»: спектр отношений между поколениями Отношения между поколениями проявляются в широком диапазоне значений. Наряду с совпадением в основных позициях могут быть существенные различия во вкусах, интересах и взглядах. Единство не означает тождества. Новые условия создают иную жизнь, не похожую на прежнюю. Вполне естественно, возникают различные ценностные ориентации, цели и мотивы поведения. Однако может возникнуть и такая ситуация, когда отношения между поколениями приобретают конфликтный характер, увеличивая дистанцию непонимания до враждебного противостояния. Напряжение может нарастать в одних сферах, постепенно охватывая все более обширные пространства культуры. Многообразие оттенков в отношениях между поколениями можно исследовать по следующим направлениям. 1. Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, отношение к ним системы государственной власти. В современных условиях в наиболее трудном положении оказались дети и старики (согласно данным ЮНИСЕФ, наиболее незащищен- 1 Кон И. С. Социология личности М., 1967. С. 110. ными и бесправными в нашем обществе признаны дети (в том числе и подростки) и старики, ибо молодежь дееспособна, относительна здорова и полна сил). Они нуждаются в создании особых условий для их защиты. 2. Экономический аспект характеризует уровень занятости поколений в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов. Инфляция и безработица, сокращение рабочих мест, развитие большого и малого бизнеса создали новые условия труда, требующие иной экономической культуры, владения навыками менеджмента и маркетинга. Все это достаточно ново для старшего поколения, вызывает у него неприязненное отношение к коммерции и прагматизму современной молодежи. Многие прежние профессии потеряли значение, вызвали необходимость приобретения новых специальностей в зрелом возрасте. Молодое поколение оказалось более приспособленным к рыночным отношениям, к изменению престижа профессий. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы