Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 4. Историческое своеобразие русской культуры



4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская).
Русско-славянская мифология

В описании «откуда есть пошла земля русская» крупнейшие российские историки (Татищев, Костомаров, Соловьев, Карамзин и др.) опирались на «Повести временных лет» – летописный свод, написанный в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нужно иметь ввиду, что «Повести временных лет» не являются самой первой летописью. Так например А.А. Шахматов и Д.С. Лихачев датировали «древнейший» свод первой половиной XI в., а М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков, Л.В. Черепнин – X в.

В соответствии с летописями, первые сведения о восточных славянах приходятся на VI–VII вв. В частности, Нестор упоминает племена полян (Днепр), кривичей (от Днепра по Двине и Волге), древлян (Припять), северян (Десна, Сулла), родимичей, вятичей (Сожа, Ока).

Территорию будущей Руси от Балтийского моря до Уральских гор, так же, населяли многочисленные фино-угрские племена: чудь (Финский залив), меря (Ростов, Переяславское озеро), мурома (Ока, Волга), черемисы, мещера, мордва (Юго-Восток), Пермь/зыряне (Северная Двина, Кама).

Два крупнейших города Древней Руси, два исторических центра русской государственностиНовгород и Киев – впервые упоминаются Нестором соответственно 859 и 861 гг. В частности указывается, что Новгород (Нов град), основан кривичами при взаимодействии с чудью, мерей и весью. До 859 г. он оставался свободным («бескняжеским»), затем был побежден варягами (шведами-викингами), которым два года платил дань. В последствии, после изгнания варягов новгородцы уже сами решают для охраны границ пригласить варяжского князя Рюрика «со дружинною». С 862 г. Рюрик – князь новгородский (известно, что первой ставкой Рюрика становится все же не Новгород, а г. Ладога). Предположительно, что Рюрик «сел» в Новгороде, а его братья Синеус и Трувор, соответственно – в Белозере и Изборске. После смерти последних Рюрик объединил все три города и прилегающие к ним земли.

Следовательно, исторически первым (достаточно сильным, признаваемым Западной Европой) центром русской государственности, оказывается Новгород (Новгородская Русь), объединивший на обширной территории северо-запада славянские (кривичи) и фино-угрские племена под началом официально приглашенного («по договору о найме») варяжского князя Рюрика.

В это же время возникает и самоназвание: русь–русские. Нестор указывает, что русью (гребцами) себя называли варяги. Все объединившиеся вокруг руси, становились, соответственно, русскими.

Княжением варяжского князя была положена первая правящая династия на Руси – Рюриковичи – завершившаяся со смертью Ивана Грозного.

Киев же был основан, согласно легенде, в 861 г. тремя братьями из племени полян – Кием, Щеком и Хоривом. Название Киев – от имени старшего из них, вождя племени Кия.

Киев, по версии Нестора, вскоре после его основания был побежден хазарами и платил им дань. Знатные дружинники, соподвижники Рюрика, Дир и Аскольд, после того как с частью варяжской дружины освобождают киевлян от хазар, приглашаются туда на княжение. И только после смерти Рюрика, Киев, захваченный новгородским князем Олегом (коварно убившем Дира и Аскольда), провозглашается последним в 882 г. «матерью городов русских». Таким образом, лишь спусть 20 лет после Новгорода, Киев становится вторым центром Древней Руси, и лишь с этого времени возможно говорить о появлении Киевской Руси. Известно, что во времена Олега территория Руси была значительно расширена, и что Олег успешно воевал с Византией (в 907 г. на воротах Константинополя был прибит боевой щит Олега, знаменовавший победу русских и то, что могучая Византия была в те годы данником Руси). Так же известно, что в 911 г. между Русью и Византией был подписан первый договор (Киев–Константинополь). В договоре, в частности, обращают на себя внимание имена русских варяжского (шведского) происхождения: «Мы от роду русского Карл, Ингелот, Фарлаф, Веримид, Рулав, …, посланные Олегом…».

Таким образом, государственность и культура Древней Руси, простиравшейся на огромной территории от Белого, Балтийского и Черного морей до Уральских гор, складывались, изначально, как полиэтнический союз славянских (кривичи, поляне) и неславянских (чудь, меря, весь, мурома, шведы-варяги) племен, при определяющей роли славянского этноса.

 

РУССКО-СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

В соответствии с летописными источниками, проникновение южных славян с берегов Дуная и Закарпатья на территорию восточной Европы (будущего восточно-славянского государства – Киевская Русь) началось еще в V–VI вв. Возникновение же Древней Руси датируется концом VIII – началом IX вв.

Языческая (дохристианская) Русь не имела письменности (первые упоминания о восточно-славянских племенах встречаются у греческих историков). Поэтому до нас не дошли записанные и подвергшиеся литературной обработке, наподобие греческих «Илиады» и «Одиссеи» («Велесова книга» священных текстов новгородских волхвов IX в. признана учеными позднейшей реконструкцией), мифы, легенды, героических эпос Древней Руси. Да и ко времени официального крещения в конце X в. мифологическое сознание русских не было еще окончательно сформировано. Известна попытка киевского князя Владимира реформировать языческие славянские культы накануне принятия новой, христианской, веры.

Устное народное творчество (сказки, былины, обряды, песни, заговоры, древние изображения) в опосредованно-опоэтизированной форме сохранило следы мифологического (языческого[4]) сознания.

Неизвестный русский автор «Слова об идолах» (XII в.) выделяет три основных этапа развития славянского язычества:

1. Поклонение и жертвы (требы) упырям и берегиням, т. е. добрым и злым духам воды, земли, леса, гор, воздуха …

Упыри (вампиры, вурдалаки) – прó клятые и колдуны, которые после смерти, встают по ночам из могил, чтобы пить у людей кровь; враги берегинь.

Берегини – добрые духи, воздушные, веселые, шаловливые девы с чарующими голосами, живущие вблизи домов и оберегающие их от злых духов (упырей).

2. Поклонение Роду и рожаницам.

Род – древнее земледельческое божество Вселенной, повелитель дождя (воды), грозы и подземного огня, даритель у рож ая.

Рожаницы – божества благополучия и плодородия (как растений, животных, так и людей).

От Рода и рожаниц такие понятия как на род , при род а, род ня и др.

3. Поклонение Перуну – громовержцу (реформа Владимира), главному в иерархии восточно-славянских языческих богов, среди которых Сварог – небо, Стрибог – ветер, Семаргл – огнебог, Дождьбог – податель всех благ, Велес – покровитель скота и богатства, Ярило – солнце, Макошь (от названия пьянящего, как любовь, цветка – мака) – покровительница домашнего очага, даритель женской жизненной силы и др.

С земледельческими (главными для славян) культами связано, так же, поклонение:

¨ Коляде – божеству веселья, торжеств и мира (24 декабря);

¨ Масленице – божеству плодородия, зимы и смерти (весенний семидневный праздник проводов зимы);

¨ Купале – божеству земных плодов (23 июня – праздник плодородия, урожая, выбора невест).

На сегодняшний день известно несколько попыток реконструкции (из фольклора) мифов Древней Руси. Наиболее интересным в этом отношении представляется исследование Буса Кресеня (Асова А.И.) – « Русские Веды ». В первой части книги «Песни птицы Гамаюн» даны космогонические мифы киевской ветви ведической религии, воссозданные Асовым по фольклорным фрагментам. Упомянутое исследование позволяет с высокой степенью вероятности очертить пантеон восточно-славянских (древне-русских) богов от начала миротворения.

Так создатель всего сущего Род порождает Сварого четырехлавого (Небо и три небесных свода), Землю –матушку и Ладу –любовь (женское начало, необходимое для продолжения миротворения). Землю–матушку, чтоб не ушла в бездну морскую Род помещает на исполинского Юшу – змея.

Далее миротворение осуществляет сын Рода Сварог (отждествленный с отцом) в брачном союзе с Ладой. Это происходит следующим образом: сотворив три подземных (пекельных) царства, Сварог берет в руки тяжкий молот и бьет им по установленному в центре мироздания камню Алатырю. От достигшего Земли гигантского потока искр рождаются могучие Семаргл – огнебог и Стрибог – ветер.

Сразу же, вслед светлым небесным богам появляются подземные черные силы: бьет Черный змей молотом по Алатырю, летят искры и родятся из них змеи лютые, нечисть земная.

От брака Сварога и Лады появляются на свет:

¨ вечно юная Леля (Лель) – любовь;

¨ огненная веселая дева – Жива;

¨ холодная дева смерти – Марена;

¨ бог грозы и войны, громовержец Перун.

Так же от небесной коровы Земун (плодородие) рождается рогатый Велес.

Если в Киеве (вотчине первопрестольных князей) наиболее почитался покровитель княжеской дружины – Перун, то в Новгороде (помнившем о своем первородстве) – покровитель домашнего скота и торговли, Велес.

Представляет интерес трактовка А.И. Асовым сюжета о чудесном рождении народа русского: от брака Перуна и Роси (дочери Днепра) рождается могучий Даждьбог. От союза Даждьбога и Живы появляются их сыновья – Кисек и Орей, а уже в свою очередь, у Орея рождаются Кий, Щек и Хорив, которые, согласно легенде, явились основателями Киева. Таким образом, потомки Перуна и Росси, Даждьбога и Живы «образуют народ великий и славный, племя по имени – русь».

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь