Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Э. ТАЙЛОР И ИДЕИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА



Основные илеи эволюционизма

В середине XIX в. в европейской науке широко распространяются идеи эволюционизма. Вначале они охватывают исследования в био­логии, этнографии, антропологии, истории культуры. Эволюция как 1 всеобщий термин означает развитие, развертывание (от лат. evolu-tio), плавное накопление изменений, которые постепенно, от одной стадии к другой, ведут к усложнению уровня организации в социаль­ных или иных системах. Этот восходящий путь развития может че­редоваться с нисходящим, когда прогресс замедляется, тормозится различными обстоятельствами. Такое положение приводит к регрес­су, но это состояние временное, оно отражает лишь ступень в эволю­ционном развитии.

Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказа­лись очень привлекательными, ибо дали возможность восстановить «связь времен», опровергнуть мнение о том, что «прошлое должно быть оставлено в прошлом», показать зависимость современности от истории культуры. Опираясь на многочисленные факты из жизни народов, эволюционизм обретал доказательность в своих выводах, столь необходимых в гуманитарных науках. Эволюционисты исполь­зовали дневники и наблюдения во время экспедиций, путешествий в различные страны мира, применяя при анализе истории культу­ры сравнительно-исторический и историко-генетический методы. Это делало их сочинения увлекательным чтением не только для спе­циалистов.

Весьма привлекательными и гуманными были и теоретические идеи эволюционистов: единство человечества создает основу для всеобш-ности его культуры. При всем многообразии и самобытности культуры разных народов понятны людям, ибо состоят из единообразных эле­ментов. Каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает ору­дия труда, люди объединяются в семьи для продолжения рода, переда-

ют из поколения в поколение легенды, верования, обычаи и законы поведения, произведения искусства и нравственные нормы.

Все это составляет культуру, которая имеется у всех народов как необходимый атрибут их бытия. Всеобщность культурных форм че­ловечества как субъекта культуры, деятельного и творческого ее со­здателя стала самой популярной идеей эволюционистов. Куда бы ни направлялись экспедиции, всюду они находили подтверждение этой идее. Народы обнаруживают несходство культур лишь в самобыт­ных, но не главных чертах. Поэтому все культуры не только равно­правны, но и равноценны, нет среди них высоких или низких, до­стойных или презренных — каждая ценна и уникальна.

Этот вывод звучал весьма гуманно и благородно. Все культуры эволюционируют, развиваются, и народы могут находиться на раз­ных ступенях или стадиях этого процесса. Вглядываясь в прошлое, можно воспроизвести путь культурных изменений, обнаруживая в на­стоящем многие связующие нити.

В культуре ничто не умирает навсегда, ни одна ступень не отбра­сывается полностью. Культура напоминает своеобразную «порис­тую» систему, сквозь фильтры которой то поднимаются, то исчезают различные элементы. Более того, культура современников находит «питание» многим идеям: народные методы врачевания подталкива­ют медиков к поиску местных лекарственных снадобий, способы ве­дения счета пригодны для обучения детей математике, знакомство с мифами и легендами обогащает духовную жизнь.

Появилось огромное число исследователей культур разных наро­дов, которые посвящали свои работы эволюции религии, эволюции семьи, эволюции собственности, эволюции морали и права.

Все это объясняет необычайную популярность эволюционизма, ибо он придал новый импульс развитию всех гуманитарных наук. Важно подчеркнуть, что новое научное направление складывалось преимущественно на основе этнологии и антропологии.

Термин «этнология» был предложен французским физиком А.-М. Ампером, который в 1830 г. разработал схему классификации антропологических и гуманитарных наук. В рамках этнологии начи­нает свое стремительное развитие культурология на основе изуче­ния истории культуры народов и этносов. В XIX в. популярность эволюционизма сопровождается организацией научных обществ, из­данием журналов и монографий. В Русском географическом об­ществе создается специальное отделение по изучению культурной жизни народов России, проводятся этнографические экспедиции.

Книги европейских ученых переводятся на русский язык через два-три года после их издания. Идеи эволюционизма в России разделяли М. М. Ковалевский, Н. Н. Миклухо-Маклай, Л. Я. Штернберг и мно­гие другие.

Конечно, не стоило бы идеализировать значение эволюционизма. К концу XIX в. его популярность стала угасать. Появилось много кри­тических суждений по поводу прогресса в истории культуры, движе­ния от простого к сложному. Но все это не могло заслонить и умалить достоинств эволюционизма в его обосновании истории культуры.

Его идеи приобрели особую актуальность и интерес в наше время, когда возникла настоятельная потребность в возрождении культуры, преодолении духовного кризиса, необходимость поиска истоков куль­турных явлений, ценности культур разных народов. Этим объясня­ется переиздание книг Г. Спенсера. Э. Тайлора, Д. Фрэзера, которые до недавнего времени были библиографической редкостью.

Эволюционизм привлекал многих ученых. Наиболее известными сторонниками являются: в Англии — Герберт Спенсер (1820-1903), автор книг «Основы социологии» и «Система синтетической фило­софии»; Джон Мак-Леннан (1827-1881), известный своими трудами «Первобытный брак» и «О почитании животных и растений»; Джон Лебок (1834-1913), изложивший свои идеи в книгах «Доистори­ческие времена, или Первобытная эпоха человечества» и «Начало цивилизации»; Эдвард Тайлор (1832-1917), получивший широкую известность как классик эволюционизма своими работами «Перво­бытная культура» и «Антропология»; Джеймс Фрэзер (1854-1941), шотландский ученый, автор многочисленных книг по истории рели­гии: «Фольклор в Ветхом Завете», «Золотая ветвь», «Мифы о проис­хождении огня», «Культ природы», «Вера в бессмертие и культ умер­ших» и многих других.

Названия многих книг свидетельствуют о преимущественных ин­тересах ученых. Для английских эволюционистов характерно уста­новление единства в развитии многих форм культурной жизни, осо­бое внимание уделяется истории брака, семьи, религии.

Весьма близок по своим взглядам к концепции эволюционистов американский ученый Льюис Морган (1818-1881), написавший кни­ги «Древнее общество», «Системы родства и свойства в человече­ской семье», «Дома и домашняя жизнь американских туземцев». Почти 40 лет жизни он посвятил исследованию индейских племен, изучая самобытный культурный уклад, собрал огромный и очень цен­ный исторический материал. Он внес значительный вклад в перио-

дизацию истории культуры, раскрыл историю семейных отношении и родства как всеобщей формы организации жизни, способствовав­шей объединению людей, созданию необходимых первичных, но весьма фундаментальных связей. Идеи Л. Моргана очень быстро приобрели популярность, оказали большое влияние на многих ис­следователей.

Известно, что книгу Моргана «Древнее общество», изданную в США в 1877 г., К. Маркс получил от своего русского друга, социо­лога М. Ковалевского. Почти год К. Маркс изучал ее. Об этом сви­детельствует сохранившийся подробный конспект книги. Очевидно, у него возник замысел написания самостоятельного исследования по истории общества, но это намерение не было выполнено. Ф. Энгельс после смерти Маркса осуществил этот замысел в книге «Происхож­дение семьи, частной собственности и государства». В 1891 г. при выходе 4-го издания книги Энгельс дополнил ее новыми данны­ми, опираясь на исследования М. Ковалевского. Такова судьба идей и книг.

Во Франции идеи эволюционизма приобрели широкую извест­ность благодаря трудам Шарля Летурно (1831-1902). Свои основ­ные идеи по истории культуры он изложил в книге «Социология по данным этнографии». Вслед за ней вышли работы, посвященные эво­люции различных форм культуры народов и их общественной орга­низации, среди них: «Эволюция морали», «Эволюция брака и семьи», «Эволюция собственности», «Политическая эволюция», «Юридиче­ская эволюция у различных человеческих рас», «Религиозная эво­люция», «Эволюция рабства» и ряд других. Почти все эти книги были переведены на русский язык и хорошо известны российской интеллигенции.

В Германии эволюционизм развивался в трудах Адольфа Бастиа-на (1826-1905), создателя Берлинского музея народоведения, автора трехтомного сочинения «Человек в истории», в котором представле­на история человеческого духа, умственного прогресса и психологи­ческого обоснования распространения новых идей, побуждающих народ к действию.

Теодор Вайц (1821-1864) сосредоточил внимание на разработке «Антропологии примитивных народов», считал особенно важным исследование не столько физических особенностей народов, сколько психологии, морали, интеллекта.

Несомненный интерес имеют труды Юлиуса Липперта (1839— 1909) — «Всеобщая история жречества», «Христианство, народные

верования и народные обычаи», «Культ душ в его отношении к древне­еврейской религии». Наибольшую известность имела его книга «Ис­тория культуры», в которой представлено систематическое изложе­ние эволюции культуры, где главной идеей выступает забота о под­держании жизни и благотворный труд на благо человечества.

Более подробно концепция эволюционизма в культурологии раз­работана в книге Э. Тайлора «Первобытная культура», а его творче­ский путь и основные идеи будут рассмотрены ниже.

Вехи творческой биографии

Эдвард Бернет Тайлор (1832-1917) — всемирно признанный клас­сик эволюционной теории в истории культуры. Это был талантли­вый ученый, обладавший поразительно богатой эрудицией, неутоми-.мый путешественник, немало сделавший для организации науки. Его жизненный и творческий путь свидетельствует об огромной энерге­тической силе таланта.

Он родился 2 октября 1832 г. в семье промышленника в предме­стье Лондона и должен был продолжить традиционные занятия ком­мерцией. Тайлор получил среднее образование в квакерской школе, и ничто не предвещало отклонений от намеченного семьей пути.

Случай определил изменения в его судьбе. Во время путешествия на Кубу он познакомился с любителем археологии и истории куль­туры, меценатом и банкиром Г. Кристи, который оказал влияние на интересы Э. Тайлора, приобщил его к миру археологии и этногра­фии. Увлечение оказалось столь сильным, что изменило намерения Тайлора. Через два года, в возрасте 25 лет, вернувшись в Англию, он усиленно занялся самообразованием, изучал языки, историю и этно­графию. Первая его работа вышла в 1861 г. и была итогом его экспе­диций по Мексике. Затем он опубликовал книгу «Исследования в области древней истории человечества», в которой излагал основные идеи эволюционизма в истории культуры.

В 1871 г. вышел фундаментальный труд Э. Тайлора «Первобыт­ная культура», который принес ему всемирную известность. Инте­ресна судьба этой монографии в России. Первое русское издание по­явилось уже в 1872 г., хотя и со значительными купюрами цензоров из-за расхождения трактовки происхождения религиозного созна­ния. В 1939 г. книга Э. Тайлора переиздается, но под одним названи­ем объединяются главы двух книг, неравноценные по своему научно­му значению.

Наконец, в 1989 г. публикуется новое издание книги, наиболее полное по сравнению с предыдущим, хотя и в нем отсутствуют две главы: «Эмоциональный и подражательный язык» и «Искусство счис­ления».

«Первобытная культура» написана необычайно интересно, увле­кательно, великолепным литературным стилем, доступным для лю­бого читателя. Она насыщена этнографическим материалом по исто­рии культуры. Объяснение происхождения мифологии, тайноведе-ния, астрологии, переселения душ, почитания различных животных и растений, жертвоприношений, спиритизма, вампиров, колдовства, привидений, фетишизма, идолопоклонства, получивших неожидан­ную для цивилизованного мира популярность в наши дни, — все это делает книгу Э. Тайлора необычайно современной. Рассмотрение са­мой книги, ее идей еще предстоит, а сейчас вернемся к его биографии.

Успех книги «Первобытная культура» был столь значительным, что Тайлор был избран членом Британской академии наук — Коро­левского общества, а несколько лет спустя он получил дворянство, стал сэром Эдвардом Тайлором. Учитывая его происхождение, это было высокой наградой.

Он продолжал научную работу, написал более 250 статей. В 1881 г. вышла его последняя книга «Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации)». В этом труде Тайлор сосредоточил вни­мание на эволюции человека и культуры, особенностях его физиче­ского, социального и духовного облика, значении языка, форм обще­ственной жизни. Его авторитет повлиял на дальнейшее развитие этой отрасли знания.

Он вместе со своими коллегами подготовил создание кафедры антропологии в Оксфордском университете, стал в 1896 г. ее первым профессором. Э. Тайлор избираяся президентом Антропологическо­го института Великобритании и Ирландии, был создателем и храни­телем Этнографического музея, собирателем богатых коллекций на­родов мира.

Тяжелая болезнь прервала его научную деятельность еще в 1907 г., а скончался он 2 января 1917 г.

Обоснование науки о культуре

Вернемся к главному труду Э. Тайлора «Первобытная культура». В нем 15 глав, посвященных науке о культуре, развитию материаль­ной и духовной культуры, пережиткам в культуре, мифологии, ани­мизму. Интересно отметить, что новое издание книги сопровождает-

ся указателем этнонимов (упоминанием различных народов мира), в котором перечислены около 400 этносов, а в указателе имен приво­дятся сведения о 500 авторах, на которых ссылается Тайлор. Все это достаточно убедительно говорит о широте его эрудиции.

Приступая к исследованию, он дает определение культуры, или цивилизации, в широком смысле. Культура слагается из знания, ве­рований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Все эти явления культуры можно найти у каждого народа, и это единообразие свидетельствует об общих законах их происхождения и развития. Каждый факт культуры не произволен, он связан со все­ми предшествующими этапами. История человечества есть часть ис­тории природы, в ней нет эпизодов, не связанных друг с другом.

n> Как бы ни различались культуры народов, их объединяет общее сходст­во природы человека и обстоятельств его жизни. Этим и объясняет­ся единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур..

Все народы и все культуры соединены в один непрерывно разви­вающийся процесс, и эволюция идет постепенно, когда один слой культуры накладывается на другой. Катастрофы, катаклизмы, скач­ки, революции губительны для культуры, которая страдает от подоб­ных вторжений. Это не означает, что культура сопротивляется нова­торству, открытиям, изобретениям, гениальным произведениям, но они приобретают известность и культурное значение постепенно. Культуры подобны видам растений и животных, поэтому исследова­тель может систематизировать их, расположить эволюционными ря­дами, выявить их повторяемость и устойчивость, ареалы распростра­нения. Такой подход может сблизить естественные и гуманитарные науки.

При многих индивидуальных различиях постоянство и общее сход­ство самобытных культур позволяют заключить, что «весь мир — од­на страна»1. Обращение к музейным коллекциям первобытной куль­туры (топоры, молотки, пилы, рыболовные сети, плетение, способы добывания огня, мифы о солнечном восходе, затмении, землетрясе­нии, потопе, обычаи посвящения юношей, обряды свадеб и погребе­ний) обнаруживает поразительное сходство и повторяемость. Разли-

1 Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. С. 21.

чия лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на раз­ных ступенях или стадиях всеобщего пути. Тайлор пишет:

Культура — общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновре­менного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека1.

Пользуясь предложенным в 1768 г. шотландским ученым Ада­мом Фергюссоном делением истории человечества на эпохи дико­сти, варварства и цивилизации, Тайлор убедительно раскрывает про­цесс перехода от одной стадии к другой на примере развития техни­ки, материальной и умственной культуры. Общий прогресс развития цивилизации состоит в стремлении к благосостоянию человеческого рода. Однако эти изменения не всегда ведут к позитивным переме­нам и прогрессу.

История культуры характеризуется неравномерностью развития, неодинаковым темпом изменений, возможностью регресса, упадка, кризиса. Как отмечает Тайлор, движение вперед оставило позади не­мало положительных качеств характера, о которых образованные лю­ди нашего времени вспоминают с сожалением и которых они стре­мятся достичь снова своими бессильными попытками остановить ход истории и восстановить прошлое в современной обстановке. Вообще в культуре измерить прогресс или упадок по какой-то общей шка­ле — задача необычайно сложная. Дикарь, принимающий нечто из чужой культуры, слишком часто утрачивает свои грубые доброде­тели, не приобретая взамен ничего равноценного. Остановка и упа­док в развитии культуры и цивилизации — весьма частые и даже могущественные проявления в жизни народов. Погружение челове­ческих обществ в грубость и нищету, упадок знания, отставание на­родов, некогда прогрессивных по сравнению с их соседями, увеличе­ние «опасных слоев» в городах, голод, эпидемии низводят население до крайности.

Однако разрушительные действия способны смести цивилизации отдельных стран, но не в силах истребить культуру всего мира.

Прогрессивное движение, — приходит к выводу Тайлор, — в культуре рас­пространяется и становится независимым от судьбы своих начинателей2.

Благодаря процессу распространения культуры обычаи и изобре­тения давно угасших народов могут оставаться достоянием тех, кто их пережил.

Там же. С. 36 2 Там же. С. 44.

 

«Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути отклонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе, ее ноги устроены не так, чтобы делать неверные шаги назад. И взгляд ее, и движение, устрем­ленное вперед, являются выражением подлинно типических свойств че­ловечества», — заключает Тайлор1.

Отстаивая идею прогресса, он особое внимание уделяет идее ус­тойчивости в культуре, преемственности культурного наследия от поколения к поколению. Он уподобляет развитие культуры потоку, который, однажды проложив свое русло, продолжает течение на про­тяжении веков.

Пережитки в культуре

Обращение к истории культуры позволяет оценить, почему старые обычаи удерживают свое место в обстановке новой культуры, кото­рая, конечно, не могла породить их, а должна была бы, напротив, стремиться их вытеснить. Иногда они держатся силой древнего авто­ритета, нередко вопреки здравому смыслу. Часто подобные явления именуют суевериями, но этот термин неточен, ибо содержит смысло­вое значение «укора», отсталости. Тайлор считает более уместным именовать их «пережитками», или «пограничными знаками в ходе культуры».

Справедливости ради стоит заметить, что это понятие за 10 лет до выхода книги «Первобытная культура» использовал русский уче­ный К. Д. Кавелин, но его идеи не получили широкой популярности в европейской науке. Известно также, что термин «пережиток» ока­зался очень удобным для описания негативных явлений в советском обществе. Опошление этого понятия не умаляет его научного значе­ния, просто необходимо очистить его от идеологических наслоений. К этой категории фактов Тайлор относит множество явлений, ко­гда от старого обычая сохраняется немало того, что указывает на его происхождение, хотя сам обычай, приняв новую форму, настолько приспособился к иным обстоятельствам, что продолжает занимать свое место в силу собственного значения.

Пережитки можно обнаружить в детских играх и детских песен­ках, старинных поговорках, пословицах, загадках, жертвоприноше­ниях. Особую роль играют тайные знания, вера в магические силы, предзнаменования, предсказания, предвещания. К ним можно отне­сти толкование снов, различные гадания, астрологию, спиритизм,

Тайлор Э. Первобытная культура. С. 64.

колдовство, хиромантию. Интересное объяснение данных явлений Тайлор дает в IV и V главах своей книги.

Тайлор называет пережитки «рудниками исторического знания» — исследователь может докопаться до глубинных слоев культуры, об­наруживая их изначальный смысл. В детских играх сохраняются воспоминания о давних военных приемах, подражание серьезному жизненному делу. При обучении счету обычно используется счисле­ние по пальцам, камушкам, что было распространено в древности. До сих пор нередко «бросают жребий», полагаясь в решении дел на во­лю случая. Люди склонны полагать, что при этом некие духовные су­щества определяют выбор.

Томас Гетэкер в трактате «О свойствах и употреблении жребиев» пишет, что жребий — священный оракул. Запрет азартных игр на деньги также связан с мнением, будто в них вмешивается дьявол.

Древние карты Таро, в которых фигуры многочисленнее и слож­нее, чем в современных, использовались для предсказаний.

Поговорки, пословицы, загадки также сохраняют и передают но­вым поколениям глубокий смысл прежних времен. «Встать с левой ноги» означает не просто провести дурной день, но в этом отражено представление о различии правого и левого, доброго и злого. «Левиз­на» ассоциируется с неправильностью и неправедностью действий, умыслом сатаны. «Купить кота в мешке», «Волк даром перед козой не пляшет», «Черт берет того, кто позади всех», «Пепел летит в глаза тому, кто его бросает»— эти и многие другие изречения существуют в фольклоре разных народов, иногда меняя форму, но сохраняя об­щий смысл.

Весьма распространенный обычай поднимать бокал за живых и умерших — осколок древнего обряда жертвоприношений. Таков же обычай новоселов, которые первой пускают в новый дом кошку.

Тайноведение — одна из древнейших форм познания мира. По мнению Тайлора, оно основывается на ассоциации идей, способно­сти человека соединить идеи и действительность. Руководствуясь этим, человек пытался предсказывать и вызывать события, воздей­ствовать с. помощью различных приемов на природу, историю и от­ношения между людьми. Во многом тайноведение фантастично, ил­люзорно, но оно прочно укоренилось в сознании, стало элементом духовной культуры. Казалось бы, рост образования должен оконча­тельно вытеснить его на отдаленную периферию сознания. Но поток цивилизации движется не однолинейно, а проходит периоды возвра­та, попадает в крутящиеся водовороты и даже может превратиться

в стоячее гнилое болото. Какое-нибудь верование или обычай целые столетия может обнаруживать симптомы упадка, но затем общест­венная среда, вместо того чтобы подавлять, благоприятствует его но­вому росту.

Совсем уже угасавший пережиток опять расцветает с такой силой, кото­рая настолько же удивительна, насколько вредна. Воскресший пережиток может, однако, сохраняться целые века, проникнуть в самые внутренние ткани общества и даже сделаться типичным признаком и характерной чертой своего времени1.

Эти слова Тайлора достаточно точно определяют современную ситуацию увлечения астрологией, магией, колдовством, гаданием, когда книжный рынок наводнен многочисленными изданиями, а те­левидение — передачами спиритических и гипнотических сеансов. На протяжении истории культуры существовало бесконечное мно-'жество магических искусств, построенных на символической связи.

Предсказание событий по встрече с животными знакомо всем на­родам. Это запечатлено в легендах, сказаниях, былинах, гербах. Орел, сова, аист, кошка, медведь были символами различных событий.

Весьма распространено толкование снов, в которых ищут объяс­нения возможных перемен. В Библии приводятся сны Иосифа о снопах, Луне и И звездах, о вине и корзине с хлебами, о тощих и жирных коровах, о пустых и полных колосьях. Известно также, что толкование снов использовал Фрейд для понимания глубинных сло­ев человеческой психики.

Тайлор рассматривает различные формы гаданий: гаруспикацию (гадание по внутренностям), хиромантию, или пальмистрию (гада­ние по ладони), как способы определения судьбы, предсказания удач или несчастий, дактиломантию или лозоискательство для поиска во­ды, руды, кладов.

Особое место среди тайноведения принадлежит астрологии, в ко­торой отражена зависимость человека от космоса и Вселенной. Дей­ствительно, существует связь Земли с планетами и звездами, и это отразилось во многих знаниях о приливах и отливах, солнечных и магнитных бурях. С лунными фазами связывают рост и увядание растений, перемену погоды.

На основании астрологических вычислений составляются горо­скопы, с помощью которых определяют вероятность жизненных со­бытий, предсказывают будущее, предостерегают от неверных реше-

Тайлор Э. Первобытная культура. С. 107.

ний, описывают черты характера. Не все в этих руководствах абсурд­но, во многом они полезны для человека, раскрывают его возможно­сти и способствуют самопознанию.

Мифология и анимизм

Важной частью истории культуры является мифология. Легенды, сказания, былины, мифы, сказки существуют у всех народов мира. Поверхностный взгляд видит в них только странный вымысел, за­бавные истории. Тайлор рассматривает мифологию как памятник истории культуры, свидетельство развития творческого воображе­ния, переработки сознанием жизненного опыта многих поколений. Изучение мифов — неотъемлемая часть культурологии.

«Пользование мифологией как средством для исследования истории и -законов человеческого познания является научной отраслью, которая ед­ва ли была известна до настоящего столетия», — отмечает Тайлор1.

Начиная от природных мифов древности до мифологических систем — грациозно-художественных в Греции, неуклюжих и чудо­вищных в Мексике, хвастливо-преувеличенных в буддистской Азии, — всюду обнаруживается общий закон человеческого позна­ния. Тайлор предостерегает исследователей от вульгарного толкова­ния мифов как чудовищных вымыслов или от поиска в них прозаи­ческого правдоподобия. Но события, представленные в мифах, могут быть историческим источником как воспоминания о реальных ге­роических подвигах, природных явлениях, верованиях и обычаях. Интересно, что многие мифологические сюжеты повторяются у на­родов, живших в разные периоды истории.

Знаменитая легенда о Ромуле и Реме, братьях-близнецах, обре­ченных в младенчестве на смерть, но вскормленных волчицей и впо­следствии ставших основателями Рима, вовсе не уникальна. Исто­рик Геродот описал детство персидского царя Кира II, который был покинут родителями и вскормлен собакой. Славянское народное предание повествует о волчице и медведице, которые спасли народ­ных героев Валигору и Вырвидуба. В Германии в подобном пре­дании рассказывается о Вольфдитрихе, а в Индии оно повторяется в сказках о Сатавагане и львице, Синг-Бабе и тигрице, в Бразилии — о герое Тири и ягуаре.

Можно по-разному толковать эти мифы: как связь человека и жи­вотного мира, видеть в природе источник силы и жизни, но можно

Там же. С. 123.

также увидеть развитие воображения, фантазии. Анализируя множе­ство мифов, Тайлор предлагает их классификацию:

• мифы философские, или объяснительные;

• мифы, основанные на реальных, но неправильно понятых, пре­увеличенных или искаженных описаниях;

• мифы, в которых предполагаемые происшествия приписываются легендарным или историческим личностям;

• мифы, основанные на реализации фантастической метафоры;

• мифы, созданные или примененные для распространения нравст­венных, социальных, а также политических учений.

Такая широкая панорама истории мифологии представляет без­условный интерес для культурологии. Каждый рассказ имеет некое реальное обоснование и потому становится фактом истории. Даже «ели легенды обрастали вымыслом, они все же сохраняли образ мыс­ли и действий своего времени.

«Миф есть история его авторов, а не действующих в нем лиц. Он есть вос­поминание о жизни не сверхъестественных героев, а создавших его своим поэтическим воображением народов», — заключает Тайлор1.

Исследование мифологии особенно актуально в современную эпо­ху, когда, с одной стороны, возродился интерес к истории культуры, к происхождению фольклора, религии, к отражению мифов в поэзии. (Об этом свидетельствует издание двухтомника «Мифы народов ми­ра», «Мифологического словаря».) С другой стороны, в обществен­ном сознании XX в. появились тенденции мифотворчества, обожест­вления исторических личностей, их героизация и демонизация. Из­учение мифологии помогает понять механизмы функционирования сознания, вскрыть иррациональные источники идей и образов.

Истоки многих обычаев, верований, мифов Тайлор находит в ши­роко распространенном у всех народов мира явлении анимизма. Этим термином он обозначил веру в духовные существа, которая составля­ет «минимум религии».

Наблюдая такие события, как рождение и смерть, расцвет и увя­дание, сон и обморок, восход и закат, люди объясняли их существо­ванием души, которая может вселяться в тело либо покидать его, но при этом не исчезая вообще.

Душа, по мнению Тайлора, есть тонкий невещественный челове­ческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени.

1 Тайлор Э. Первобытная культура. С. 204.

Она составляет причину жизни и смерти, мысли в том существе, ко­торое она оживотворяет. Она независимо и нераздельно владеет лич­ным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и на­стоящем. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, душа обнару­живает также физическую силу и является людям спящим и бодрст­вующим преимущественно как фантом, призрак, отделенный от те­ла, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.

Первобытный анимизм был своеобразной философией религии, отвечая непосредственному свидетельству человеческих чувств, и тем самым удержал свое место даже в высших слоях культуры и в совре­менном мире. Эти представления не утрачены, в них отчетливо про­слеживается наследие отдаленного исторического времени. Обраща­ясь к значению понятия «душа» в языках многих народов мира, Тайлор находит в них общий смысл. В санскритских словах «атман» и «пра-на»; в греческих «психе», «пневма»; в латинских «анимус», «ани-ма», «спиритус»; в русских «дух», «дыхание»; в немецком «гейст»; в английском «гост».

Весьма распространенным было представление о множественно­сти душ: «темной», или тени, которая идет в Аид, и «светлой», отра­жающейся в воде, зеркале. Говорят о четырех душах: одна остается в теле; другая там, где человек жил; третья отлетает в воздух; четвер­тая — в страну духов. С этими представлениями связаны многие ве­рования и обычаи. В античной и средневековой философии упоми­налась растительная, чувствительная и мыслительная душа.

Выражения «душа отлетела», «быть вне себя», «потерять душу» передают смысл представлений о странствиях души.

Учению анимизма Тайлор посвящает VII-XIV главы своей кни­ги. В них рассматриваются представления о душе как причине жиз­ни, связь души и здоровья, болезни, смерти, сновидений и состояний экстаза. С душой связаны двойники и привидения, призраки умер­ших, являющихся живым, души животных и растений, предметов и жизненной среды человека. Такие явления, как переселение душ и возрождение жизни, страх перед призраком непогребенного тела, празднества в честь умерших и особенности обрядов похорон у раз­ных народов объединяются понятием анимизма.

Очень подробно Тайлор описывает легенды о странствиях души в страну мертвых, расположенную на Западе; связь их с представле­ниями о земном рае, островах блаженных, подземных царствах Аиде

и Шеоле; влияние их на учения о возмездии, каре, покаянии и воз­даянии.

Анимизм в изложении Тайлора дает возможность объяснить та­кие явления в культуре, как демонизм, фетишизм, идолопоклонство, веру в вампиров — духов мрака. Особый раздел составляют пред­ставления о духах природы, на которых основываются почитание и охрана колодцев, водоемов, рощ и деревьев, воплощение божествен­ной души животных в тотемизме. Впоследствии они отражаются в верованиях в могущество бога ветра и грома, бога моря и огня, бога Солнца и Луны, бога земледелия и войны как олицетворения духов­ных сил.

Теория анимизма, согласно Тайлору, имеет два раздела: первый касается души отдельных существ, способной продолжать существо­вание после смерти или уничтожения тела; второй рассматривает от-• дельных духов, поднимаясь до высоты могущественных богов. Для анимизма характерно признание роли духовных существ в управ­лении явлениями материального мира и жизнью человека. Посколь­ку духи сообщаются с людьми, то их поступки доставляют им ра­дость или огорчение, они награждают их за добрые дела и мысли, наказывают за совершенное зло. Так анимизм соединяется с нравст­венностью.

Анимизм связан и с желанием умилостивить душу, принести ей жертву, сделать ее предметом особого почитания и поклонения. На этом основаны многочисленные посты, исповеди, самоистязания как способы покаяться в грехах, испросить прощения. Верования о вос­крешении души можно найти во многих религиях. Причем, посколь­ку душа имеет человеческий образ, нанесенные человеку увечья отра­жаются также на ее облике. Распространены представления о голосе духов, их шепоте или свисте, произнесении слов, которые использу­ются медиумами на спиритических сеансах, проявляются в заклина­ниях и заговорах. Погребальные обряды во многом отражают пред­ставления о душе, ее нужде в пище, одежде, многих предметах быта, жертвоприношениях, поминании, священных трапезах.

Учение о душе перешло в современную культуру из далекого про­шлого и в известной степени претерпело некоторые метаморфозы. Тем не менее оно сохранилось почти в неизменном виде, и во все времена душа определялась как

«оживляющая, отделимая и бессмертная сущность, как причина индиви­дуального существования. Учение о душе, — подводит итог Тайлор, — со­ставляет главную часть системы религиозной философии, которая свя-

зывает непрерывной умственной нитью дикого поклонника фетишей с цивилизованным христианином»1.

Заключая свое исследование, Тайлор отмечает, что история чело­вечества и изучение древних форм его жизни являются необходимой частью развития мировой цивилизации и должны занять соответст­вующее место в системе знаний. Но эти знания имеют не только на­учный интерес, но и большое практическое значение. Они показыва­ют нам, в какой мере представления и поступки современных людей являются продуктом тех знаний, которые возникли на ранних стади­ях развития культуры. Древнейшая история человека жива в настоя­щем и оказывает влияние на многие стороны и жизненные проблемы нашего бытия. Именно поэтому исследования прошлого должны про­стираться до самых глубоких слоев культуры, которые помогут бо­лее полно представить современное развитие духовной жизни, ее достоинства и утраты, взлеты и падения, регресс и прогресс.


Поделиться:



Популярное:

  1. Античные идеи естественного права
  2. БИЛЕТ 10. ГЕРМЕНЕВТИКА И ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ИДЕИ И ТРУДЫ М. М. БАХТИНА.
  3. БИЛЕТ 19. ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. ГЕГЕЛЬ О ДИДАКТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ. ГЕГЕЛЬ: «ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ (ОБ ЕДИНСТВЕ ИДЕИ И ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ)».
  4. Бредовые идеи преследования(см.билет № 18)
  5. Бредовые идеи самоуничижения (см.билет № 18)
  6. В XX в. сложился авангардный народный театр, в котором идеи модернизма претерпели сложные превращения.
  7. Главные идеи и ценности итальянского Возрождения. Периодизация.
  8. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДИВОСТЬ И ЛОЖНОСТЬ ИДЕИ
  9. История развития идеи общественного прогресса
  10. Какое из приведенных ниже определений культуры соответствует взглядам английского этнографа XIX века, исследователя первобытной культуры Э.Б. Тайлора?
  11. Концепция глобального эволюционизма.
  12. Культурная антропология Э. Б. Тайлора.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь